Студопедия — ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные в процессе проведенного исследования результаты позволяют сделать ряд обобщающих выводов.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Полученные в процессе проведенного исследования результаты позволяют сделать ряд обобщающих выводов.






Полученные в процессе проведенного исследования результаты позволяют сделать ряд обобщающих выводов.

Интернационализация, понимаемая как единство объективной и субъективной, внешней и внутренней рефлексии национальных общностей, является социальным феноменом, имманентно присущим всей человеческой истории, составляя не только ее важный момент и характеристику процессуальности, но и существенную детерминанту становления локальных цивилизаций, формирования и развертывания всемирно-истори­чес­ко­го процесса как единства многообразного, как противоречивой и развивающейся системы, каждый элемент которой является условием существования всех других ее элементов. Таким образом, интернационализация выступает одним из системообразующих факторов всемирной истории и является инвариантом общества, характерным не только для современного, но и для всех предшествующих этапов его развития, и законом развития всех исторических форм национальных общностей. Через взаимную рефлексию национальных общностей происходит формирование всемирно-исторического процесса, в который каждая из них, не теряя относительной самостоятельности, вносит свой жизненно необходимый вклад, определяя развитие человеческого сообщества как единства многообразного. Именно это внутренне дифференцированное единство обусловливает широкие возможности общества, используя достижения отдельных национальных общностей и цивилизаций, адекватно реагировать на вызовы изменяющихся объективных обстоятельств и сохранять себя как единую органическую систему. При этом существенно важно понимание того, что формирующееся в процессе взаимодействия общностей новое системное единство не отрицает национальных различий, а сохраняет их как одно из необходимых условий поступательного развития общества.

Введение понятия "национальная общность" в предметное поле социаль­ной философии достигается путем интерпретации ее как общности лю­дей, в структуре которой этнический компонент выступает лишь одним из ее системообразующих факторов. Племя, народность, нация понимаются как генетически различные национальные общности, характеризующиеся общими, инвариантными признаками. В результате удается избежать абстрактно-неопределенной квалификации племени, народности и нации лишь как исторических или как этнических общностей людей. Поскольку многие общности людей могли бы быть названы историческими в широком смысле слова, то использование понятия национальной общности позволяет выделить конкретные классы общностей – племя, народность, нация –именно как национальные.

Классический философский тезис, согласно которому общее проявляется через особенное, вполне подтвердился при конкретном анализе процесса интернационализации у народов Севера. Более того, в силу исторической разнесенности по уровню развития традиционного и индустриального обществ, представленных соответственно народами Севера и доминирующим обществом в процессе их взаимодействия, основные теоретические положения, характеризующие процесс интернационализации вообще, здесь обнаружились с особой очевидностью. Полученные результаты дают основание говорить об адекватности принципов, положенных в основу теоретического анализа, задачам эмпирического исследования.

Применительно к народам Севера можно сделать обобщающий вывод о том, что их выживание и развитие в прошлом и настоящем необходимо связано с процессом интернационализации, который обеспечил формирование достаточных предпосылок стабильного функционирования традиционного образа жизни и способствовал его адаптации к условиям современного общества. Стихийный процесс вовлечения народов Севера в мировое сообщество разрушает основы их традиционных ценностей, угрожает деструкцией их как социальных субъектов. Выживание и дальнейшее развитие народов Севера возможно при условии их сознательной интеграции в мировое сообщество на основе использования международно-правовых и национально-государственных механизмов регулирования процесса интернационализации, при соблюдении принципа коллективности их прав на землю, природные ресурсы, традиционный образ жизни и самоуправление.

Разработка рефлексивной концепции интернационализации и ее эмпирическая апробация позволяют объяснить этнический парадокс. Внешне противоположные тенденции усиления этнической идентификации и национальной фрагментации на фоне развертывания процессов глобализации, углубления экономической интеграции и взаимозависимости стран и народов оказываются взаимообусловленными тенденциями. Масштабы и степень выделения и фрагментации национальных общностей определяются интенсивностью процессов интернационализации. И наоборот, богатство и сложность межнациональных взаимодействий непосредственно зависят от развивающегося многообразия национальных общностей. Использование уникальных достижения национальных культур и цивилизаций расширяет адаптивные возможности мирового сообщества и позволяет ему адекватно реагировать на вызовы современности.

Говоря об ориентирах перспективных исследований по обозначенной теме, можно обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, в монографии нашла продолжение сложившаяся в отечественном обществознании традиция фундаментальных исследований феномена интернационализации. Реализуя принцип преемственности, мы исходим из того, что хотя многие поставленные ранее проблемы не были адекватно разрешены, накопленный теоретико-методологический потенциал и эмпирические данные социально-гуманитарных наук составляют исторически сформировавшееся основание для поступательного развития данного научного направления.

Во-вторых, разработка концепции интернационализации и введение понятия национальной общности в соотнесении с понятием этнической общности позволяют сформировать основу теоретического аппарата этнофилософии как самостоятельной области социально-философских исследований.

В-третьих, в качестве основного вопроса этнофилософии можно рассматривать национальный вопрос. Наряду с интерпретацией его как проблемы социальной практики представляется необходимым его концептуализация в качестве одного из вопросов социально-философской теории. Таким образом, вопрос о самоопределении национальных общностей превращается в теоретический вопрос об определении национальной общности в контексте процесса интернационализации. Этот вывод имеет общее значение и для социальной философии в целом. Постановка и решение основных вопросов социальной философии должны осуществляться во взаимосвязи с практически значимыми социальными вопросами.

В-четвертых, изучение процесса интернационализации, протекающего в формах субъективной рефлексии, то есть регулируемых и направляемых с помощью государственных и правовых институтов, показало, что интернационализация осуществляется не только в сферах материального производства и экономической жизни общества, но и в сфере политико-правовой надстройки. Таким образом, при исследовании феномена интернационализации необходимо обращать внимание как на его экономические и политические, так и правовые формы. Интернационализация правовой жизни институционализирована в системе международного права, которая развивается в виде международно-правовых отношений, закрепляемых в соответствующих нормах права. Понимая международно-пра­вовые отношения как отдельную сферу международных отношений, представляется возможным рассматривать последние как предпосылку и результат процесса интернационализации.

В-пятых, представленный в монографии материал позволяет выдвинуть гипотезу о формировании в кругу мировых цивилизаций арктической цивилизации. В ее основе лежат устойчивые взаимодействия нескольких региональных систем национальных общностей народов Севера, образующих единый циркумполярный социокультурный комплекс. Хозяйственной основой арктической цивилизации является кочевой (и полукочевой) образ жизни в экстремальных природно-географических условиях Крайнего Севера.

В-шестых, исторической закономерностью арктической цивилизации является следование по некапиталистическому пути развития в его различных вариантах. Модернизация общественной жизни коренных народов Севера как в развитых капиталистических странах (Север Канады, Аляска, Гренландия, Лапландия), так и в СССР (и в современной России) внесла определенные изменения в материально-технические и бытовые условия жизни при сохранении и доминировании ценностей традиционной культуры и социальных отношений некапиталистического типа. Попытки механического втягивания народов Севера в современные рыночные отношения делают сомнительными и даже отчасти невозможными использование механизмов рыночной регуляции и саморегуляции их общественного развития. В этих условиях представленная концепция, наряду с другими аналогичными разработками, может служить основой для принятия адекватных управленческих решений, ориентирующихся на сохранение и дальнейшее развитие данной группы национальных общностей.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аблажей А. М. Методологический анализ проблемы взаимодействия культур: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Новосибирск, 1994. 22 с.

2. Аборигены Сибири: проблемы сохранения исчезающих языков и культур: Тез. междунар. науч. конф. Новосибирск (Академгородок), 26-30 июня 1995 г. Новосибирск, 1995. Т. 1. 396 с.

3. Аверкиева Ю. П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.: Наука, 1979. 288 с.

4. Агранат Г. А. Коренное население Аляски и Канадского Севера: современные социально-экономические и политические проблемы // Сов. этнография. 1982. № 6. С. 66-80.

5. Агранат Г. А., Котляков В. М. Север – зеркало мировых и российских проблем // США: экономика, политика, идеология. 1996. № 12. С. 6-19.

6. Аимбетов А. А. Интернационализация социалистического образа жизни. Алма-Ата: Наука, 1987. 239 с.

7. Алексеев В. В. Род, племя, народность, нация (исторические формы общности людей). М.: Госполитиздат, 1962. 52 с.

8. Америка после Колумба: взаимодействие двух миров: проблемы индеанистики. М.: Наука, 1992. 271 с.

9. Андерсон Д. Дж. Тундровики: Экология и самосознание таймырских эвенков и долган. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. 272 с.

10. Андриченко Л. В., Белоусова Е. В. Правовое положение коренных малочисленных народов Российской Федерации // Федеративное устройство России: история и современность. М., 1995. С. 137-152.

11. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 247 с.

12. Арутюнов С. А., Семенов Ю. И. Дьяконов И. М. Пути истории. От древнейшего человека до настоящих дней // Этногр. обозр. 1996. № 2. С. 167-173.

13. Арутюнов С. А. Этничность – объективная реальность // Этногр. обозр. 1995. № 5. С. 7-10.

14. Арутюнян Ю. В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социол. исслед. 1990. № 7. С. 42-49.

15. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этно­социо­ло­гия: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998. 271 с.

16. Арханичев И. С. Материалы для характеристики социальных отношений чукчей в связи с социалистической реконструкцией хозяйства // Сибирский этногр. сб. М. -Л.: Труды Института им. Миклухо-Маклая, 1957. С. 43-98.

17. Бажутина Т. О. Происхождение человека: Концепция переходных состояний развития. Новосибирск: Наука, 1993. 156 с.

18. Балицкий В. Г. От патриархально-родового строя к социализму. М.: Мысль, 1969. 221 с.

19. Барулин В. С. Социальная жизнь общества: Вопросы методологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. 186 с.

20. Бахлыков П. С. Юганские ханты: история, быт и культура. Тюмень: СофтДизайн, 1996. 208 с.

21. Бахрушин С. В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI – XVII ве­ках. М. -Л., 1935. 91 с.

22. Бахрушин С. В. Сибирские туземцы под русской властью до революции 1917 года: Исторический очерк // Советский Север. Первый сборник статей. Л.: Изд-во Главсевморпуть при СНК СССР, 1929. С. 66-82.

23. Белоусова Е. В. Правовое положение коренного населения Канады // Известия вузов. Правоведение. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. № 3.

24. Беляков Г. Ф. Интернационализация общественной жизни в современную эпоху. Киев: Вища шк., 1985. 185 с.

25. Беляков Г. Ф. Марксистско-ленинская концепция интернационализации общественной жизни человечества // Вопросы научного коммунизма. Киев, 1982. Вып. 52. С. 3-11.

26. Белянкина Н. Г. О парадоксе элементаристского подхода // Филос. науки. 1988. № 5. С. 95-97.

27. Бенедиктов Н. А. Единство и многообразие истории как философская проблема // Филос. науки. 1988. № 6. С. 95-98.

28. Беркович Н. А. Социально-философские предпосылки изучения малочисленных народов // Этнос и его подразделения. М., 1992. Ч. 1. С. 44-49.

29. Билибин Н. Обмен у коряков. Л.: Науч.-исслед. ассоц. Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1934. 40 с.

30. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986. 254 с.

31. Богораз В. Г. Новые задачи российской этнографии в полярных областях // Труды Северной научно-промысловой экспедиции. Петроград, 1920. Вып. 9. С. 19-23.

32. Богораз В. Г. О первобытных племенах. (Наброски к проекту организации управления туземными племенами) // Жизнь национальностей. 1922. № 1.

33. Богораз В. Г. Очерки материального быта оленных чукчей. С.-П., 1901. 67 с.

34. Бойко В. И. Социальное развитие народов Нижнего Амура. Новосибирск: Наука, 1977. 278 с.

35. Бойко В. И. Социально-экономическое развитие народностей Севера: Программа координации исследований. Новосибирск: Наука, 1988. 320 с.

36. Бойко В. И., Окладников А. П. Проблемы периодизации миграций // Методологические проблемы современной науки. М., 1979. С. 166, 167.

37. Бойко В. И., Попков Ю. В. Развитие отношения к труду у народностей Севера при социализме. Новосибирск: Наука, 1987. 174 с.

38. Бойко В. И., Попков Ю. В., Попкова Т. В. Интернационализация общественной жизни народностей Севера (к разработке концепции): Препринт. Новосибирск: ИИФиФ СО АН СССР, 1988. 66 с.

39. Бородай Ю. М. Эротика – смерть – табу: трагедия человеческого сознания. М.: Гнозис, Русское феноменологическое общество, 1996. 416 с.

40. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII вв. В 3-х т. / Пер. с франц. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. 621 с. Т. 2. 631 с. Т. 3. 679 с.

41. Бромлей Ю. В. К вопросу о неоднозначности исторических традиций этнографической науки // Сов. этнография. 1988. № 4.

42. Бромлей Ю. В. О предмете этнографии в свете логико-системного анализа // Сов. этногр. 1988. № 1.

43. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.

44. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981. 390 с.

45. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 283 с.

46. Бромлей Ю. В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. 334 с.

47. Бромлей Ю. В., Козлов В. И. Х Международный конгресс антрополо­гических и этнологических наук // Сов. этнография. 1979. № 3. С. 3-17.

48. Бромлей Ю. В., Крюков М. В. Этнография: Место в системе наук, школы, методы // Сов. этнография. 1987. № 3. С. 46, 47.

49. Броунли Я. Международное право / Пер. с англ. Кн. 1-2. М.: Прогресс, 1997. Кн. 1. 535 с.; Кн. 2. 507 с.

50. Бударин М. Е. Путь малых народов Крайнего Севера к коммунизму. Омск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1968. 474 с.

51. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения / Пер. с франц. М.: Аспект Пресс, 1998. 284 с.

52. Бутинов Н. А. Разделение труда в первобытном обществе // Проблемы истории первобытного общества. М. -Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. С. 109-150.

53. В поисках парадигмы нации: (нациологические очерки). М.; Наль­чик, 1997. 260 с.

54. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется? // Социол. исслед. 1997. № 1. С. 8-21.

55. Василенко И. А. Классическая концепция прогресса и ее альтернативы // Вестник Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политика. М., 1997. № 4. С. 43-53.

56. Васильев В. И. Возникновение элементов частнособственнического уклада у самодийских народов обско-енисейского Севера // Становление классов и государства. М., 1976.

57. Васильев В. И. Теоретические и источниковедческие проблемы изучения этнической истории (на материалах народов Севера СССР) // Сов. этнография. 1990. № 6. С. 33-41.

58. Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. Формирование основ материальной культуры и этноса. М.: Наука, 1976. 368 с.

59. Васильевский Р. С. Древние культуры Тихоокеанского Севера. Новосибирск: Наука, 1973. 267 с.

60. Вдовин И. С. Из истории отношений чукчей и эскимосов Аляски. М.: Наука, 1964. 9 с.

61. Вдовин И. С. Очерки истории и этнографии чукчей. М. -Л., Наука, 1965. 403 с.

62. Вдовин И. С. Очерки этнической истории коряков. Л.: Наука, 1978. 303 с.

63. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. Л.: Художественная литература, 1940. 614 с.

64. Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3-х т. М.: Мысль, 1972. Т. 3. Учение о понятии. 374 с.

65. Гегель Г. В. Ф. Философия истории // Сочинения. Т. 8. М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1935. С. 1-470.

66. Гегель Г. В. Ф. Философия права. Т. 7. М.: Госиздат, 1934. 380 с.

67. Геккманн Ф. Народ, нация, этническая группа и этнические меньшинства: к некоторым основным категориям этничности // Зарубежн. мир: соц.-полит. и экон. пробл. Киев, 1990. Вып.19. С. 3-39.

68. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. 320 с.

69. Гиниятов Ф. М. О законе интернационализации общественной жиз­ни // Теоретико-методологические исследования развитого социалистического общества. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. Ч. 2. С. 34-39.

70. Гиренко Н. М. Социология племени: становление социологической теории и основные компоненты социальной динамики. Л.: Наука, 1991. 303 с.

71. Головнев А. В. Историческая типология хозяйства народов Северо-Западной Сибири. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993. 203 с.

72. Головнев А. В. Русское влияние на культуру народов Северо-Западной Сибири в XVII – XIX вв. // Культурный потенциал Сибири в досоветский период. Новосибирск, 1992. С. 3-18.

73. Гончарова В. Н. Интернационализация общественной жизни как диалектический процесс. Киев: Наук. думка, 1978. 151 с.

74. Гордиенко А. А., Попков Ю. В., Еремин С. Н. Коренные малочисленные народы и структурная перестройка на Севере (к концепции развития). Новосибирск: ИФиПр СО РАН, 1994. 44 с.

75. Груздева В. В. Проблемы развития человечества в контексте взаимодействия цивилизации и культуры: методологические аспекты. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1996. 172 с.

76. Грушин Б. А. Очерки логики исторического исследования. М.: Высш. шк., 1961. 214 с.

77. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 358 с.

78. Гурвич И. С. Древние этнокультурные контакты на северо-востоке Сибири по этнографическим данным // Этнические культуры Сибири: Про­блемы эволюции и контактов. Новосибирск: АН СССР. Ин-т истории, филологии и философии, 1986. С. 60-68.

79. Давидович В. Е., Аболина Р. Я. Кто ты, человечество? Теоретический портрет. М.: Молодая гвардия, 1975. 174 с.

80. Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к Германско-Романскому. С.-П.: Глаголъ; Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1995. 513 с.

81. Дашдамиров А. Ф. Методологические аспекты исследования процессов интернационализации общественной жизни // Вопр. философии. 1974. № 10. С. 7-12.

82. Дашдамиров А. Ф. Нация и личность. Баку: ЭЛМ, 1976. 226 с.

83. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль, 1996. 282 с.

84. Деревянко А. П. Каменный век Северной, Восточной, Центральной Азии. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 1975. 232 с.

85. Джононов С. Общее и особенное в формировании и развитии социалистических национальных отношений. Душанбе: ДОНИШ, 1987. 214 с.

86. Джунусов М. С. Нация как социально-этническая общность // Вопр. истории. 1966. № 4. С. 16-30.

87. Джунусов М. С. Общественный прогресс и национальные отношения. Алма-Ата, 1976.

88. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. М.: Академия наук СССР. Труды ин-та этнографии им. Миклухо-Маклая, 1960. Новая серия. Т. 55. 622 с.

89. Долгих Б. О., Левин М. Г. Переход от родоплеменных связей к территориальным в истории Северной Сибири // Родовое общество. М.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 95-108.

90. Доронченков А. И. Межнациональные отношения и национальная по­литика в России: актуальные проблемы теории, истории и современной прак­тики: Этнополитический очерк. С.-П.: Центр. ин-т повышения квалиф. руков. работн. и спец-тов проф. образов. М-ва образов. Рос. Федер., 1995. 199 с.

91. Дробижева Л. М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М.: Наука, 1981. 261 с.

92. Ерасов Б. С. Цивилизация: слово – термин – смысл // Цивилизации и культуры. М., 1995. Вып. 2. С. 3-30.

93. Еремей Г. И. Интернационализация духовной жизни в условиях развитого социализма (на материалах МССР). М.: Мысль, 1981. 160 с.

94. Ермолаева Н. В. Об иноэтнических элементах в традиционной материальной культуре приамурских эвенков // Этно-культурная динамика в центре и на периферии этнического ареала. М., 1986. С. 56-65.

95. Закономерности интернационализации общественной жизни. Алма-Ата: Наука, 1981. 366 с.

96. Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: Магистр, 1998. 360 с.

97. Здравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1996. 286 с.

98. Зибарев В. А. Большая судьба малых народов. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1972. 117 с.

99. Зибарев В. А. Советское строительство у малых народностей Севера. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1968. 334 с.

100. Иванов В. Н. Межнациональные отношения в России // Социол. исслед. 1994. № 6. С. 32-40.

101. Игнатьев В. И. Всемирная история как целостность. (Проблемы методологии). Новосибирск: Новосиб. гос. технич. ун-т, 1993. 155 с.

102. Иезуитов А. Н. Философия взаимодействия. Объяснение необъяснимого. С.-П.: ИПТ, 1995. 109 с.

103. Интернационализация общественной жизни в условиях развитого социалистического общества (Круглый стол "Вопросов философии") // Вопр. философии. 1974. № 10. С. 3-27; № 11. С. 15-35; № 12. С. 14-37.

104. Интернационализация общественной жизни и проблемы развития социалистических наций. Иркутск: Иркутский гос. пед. ин-т, 1979. 151 с.

105. Интернационализация производства и капитала: Тенденции развития. Киев: Наук. думка, 1983. 270 с.

106. Интернационализация: сущность, тенденции, перспективы. Минск: Беларусь, 1977. 174 с.

107. Иохельсон В. И. Коряки. Материальная культура и социальная организация / Пер. с англ. С.-П.: Наука, 1997. 238 с.

108. Исакова Н. В., Казначеев С. В., Наливайко Н. В., Юрков С. А. К во­просу о стратегии некризисного развития Севера // Экология человека: взаимодействие культуры и образования в современных условиях. Новосибирск, 1998. Ч. 2. С. 263-270.

109. Историческая традиция: Межвуз. сб. научн. статей. Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. 132 с.

110. История и культура эвенков. Историко-этнографические очерки. С.-П.: Наука, 1997. 180 с.

111. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. 255 с.

112. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М.: Наука, 1988. 550 с.

113. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М.: Наука, 1986. 573 с.

114. История Сибири. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1987. 472 с.

115. История Сибири: В 5-ти т. Л., 1965. Т. 1. 391 с.; Т. 2. 424 с.; Т. 3. 280 с.

116. Итс Р. Ф. Введение в этнографию. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 408 с.

117. Калтахчян С. Т. К вопросу о понятии "нация" // Вопр. истории. 1966. № 6. С. 24-43.

118. Калтахчян С. Т. Марксистско-ленинская теория нации и современность. М.: Политиздат, 1983. 367 с.

119. Категории исторического материализма. М.: Мысль, 1980. 351 с.

120. Ким Г. Ф., Ашрафян К. З. Государство в традиционных обществах Востока: Некоторые дискуссионные проблемы // Государство в докапиталистических обществах Азии. М.: Наука, 1987. С. 3-16.

121. Киселев А. А., Киселева Т. А. Советские саамы: история, экономика, культура. Мурманск: Кн. изд-во, 1987. 208 с.

122. Клещенок И. П. Исторический опыт КПСС по осуществлению ленинской национальной политики среди малых народностей Севера. (1917- 1935). М.: Высш. шк., 1972. 239 с.

123. Клоков В. Ф., Корюхина А. В. Основные проблемы социально-демогра­фического развития и занятости народов Севера // Этногр. обозр. 1994. № 5. С. 64-71.

124. Козаев А. И. Диалектика интернациональных связей и общественного прогресса. Цхинвали: Ирыстон, 1987. 302 с.

125. Козлов В. И. Национализм и этнический нигилизм // Свобод. мысль. 1996. № 6. С. 98-108.

126. Козлов В. И. Между этнографией, этнологией и жизнью // Этногр. обозр. 1992. № 3. С. 3-14.

127. Коммунизм и нации. М.: Наука, 1985. 350 с.

128. Константинов Ф. Т., Нормурадов Б. Н. Объективная основа интернационализации общественной жизни в социалистическом обществе // Ин­тер­национализация духовной культуры советского народа. Ташкент: Ташкентский гос. педагогич. ин-т им. Низами, 1982. С. 20-26.

129. Конструкция национальной идентичности в сравнительной перспективе. (Сводный реферат) // Социальные и гуманитарные науки: РЖ. Серия 11. Социология. 1995. № 4. С. 16-26.

130. Концепция и основные направления российской программы развития районов Севера на 15-20 лет. М.: Известия, 1992. 176 с.

131. Концепция социального и экономического развития народностей Севера на период до 2010 г. Новосибирск, 1989. 127 с.

132. Концепция экономического и социального развития народностей Севера Якутской АССР на период 1991-2005 гг.: Препринт. Якутск: Якут. науч. центр СО АН СССР. 1990. 43 с.

133. Корель Л. В. Социология адаптаций: этюды апологии. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1997. 160 с.

134. Коренное население Северной Америки в современном мире. М.: Наука, 1990. 400 с.

135. Коренные народы. Нефть. Закон: Сб. тез. докл. междун. конф. (23-25 марта 1998 г., г. Ханты-Мансийск). Ханты-Мансийск, 1998. 153 с.

136. Королев С. Н. Проблемы законодательства о коренных малочисленных народах Севера // Государство и право. 1996. № 7. С. 19-23.

137. Коростовцев М. А. Некоторые теоретические аспекты становления классового общества (Историческая преемственность в эпоху Древнего мира) // Народы Азии и Африки. 1971. № 4. С. 59-69.

138. Коротеева В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et Contra. 1997. Т. 2. № 3. С. 185-203.

139. Коротеева В. В. "Воображенные", "изобретенные" и "сконструирован­ные" нации: метафора в науке // Этногр. обозр. 1993. № 3. С. 154-165.

140. Корчагин Ю. В. Народы Севера России в ХХ столетии: процесс преобразований в западно-европейской и северо-американской историографии. С.-П.; Петропавловск-Камчатский, 1994. 285 с.

141. Корчагин Ю. В. Теории и концепции одной проблемы: подходы западной историографии 50-80-х гг. к изучению процесса преоб­разо­ва­ний ХХ в. у народов Севера России // Россия и АТР. 1996. № 1. С. 101-112.

142. Котляков В. М., Агранат Г. А. Российский Север – край больших возможностей // Вестник РАН. 1999. Т. 69. № 1. С. 3-8.

143. Кочетков Н. В. Следопыты верхом на оленях: стереотипы культуры в кочевых обществах на материале тунгусов-оленеводов // Россия и АТР. 1996. № 2. С. 88-102.

144. Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки, сочиненное Степаном Крашенинниковым. М.; Л.: Акад. наук профессорам, 1949. Т. 1.
С.-П.: Акад. наук, 1786. 438 с. Т. 2. 319 с.

145. Крейнович Е. А. Нивхгу: Загадочные обитатели Сахалина и Амура. М.: Наука, 1973. 495 с.

146. Кривоногов В. П. Этнические процессы у малочисленных народов Средней Сибири. Красноярск: Изд. КГПУ, 1998. 322 с.

147. Кряжков В. А. Правовые проблемы статуса коренных малочислен­ных народов России (Севера) // Гос-во и право. 1994. № 6. С. 3-12.

148. Кузаков К. Г. Социализм и судьбы малых народностей северо-вос­тока СССР. Магадан: Кн. изд-во, 1981. 112 с.

149. Куличенко М. И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. М.: Мысль, 1972. 564 с.

150. Куличенко М. И. Нация и социальный прогресс. М.: Наука, 1983. 317 с.

151. Культура народностей Севера: Традиции и современность. Новосибирск: Наука, 1986. 271 с.

152. Ларченко С. Г., Еремин С. Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе. Новосибирск: Наука, 1991. 174 с.

153. Ларченко С. Г. Межкультурные взаимодействия отдельных социальных организмов. (Теоретико-методологический аспект): Автореф. дис.... канд. филос. наук. Новосибирск, 1986. 16 с.

154. Лашов Б. В., Литовка О. П. Социально-экономические проблемы развития народностей Крайнего Севера. Л.: Наука, 1982. 145 с.

155. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. 536 с.

156. Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 24. С. 113-150.

157. Ленин В. И. О продовольственном налоге // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 205-245.

158. Ленин В. И. Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу побед над Деникиным // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 40. С. 41-47.

159. Ленин В. И. Положение Бунда в партии // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 65-76.

160. Ленин В. И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение (Тезисы) // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 27. С. 252-266.

161. Ленин В. И. Тезисы ко II Конгрессу коммунистического Интернационала // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 159-212.

162. Ленин В. И. Товарищам коммунистам Азербайджана, Грузии, Армении, Дагестана, Горской Республики // Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 43. С. 198-200.

163.Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. 598 с.

164. Леске М., Редлов Г., Штилер Г. Почему имеет смысл спорить о понятиях / Пер. с нем. М.: Политиздат, 1987. 287 с.

165. Лукащук И. И. Международное право. Общая часть: Учебн. для юридич. фак. и вузов. М.: Изд-во БЕК, 1997. 371 с.

166. Луковцев В. С. Минуя тысячилетия: О социалистическом развитии народностей Севера. М.: Мысль, 1982. 176 с.

167. Лурье С. В. Историческая этнология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1997. 448 с.

168. Львова Э. С. Культура народов Тропической Африки: взаимодействие и тенденции развития: Науч. доклад по опубликов. работам, представлен. на соиск. ученой степ. д-ра историч. наук. М., 1997. 60 с.

169. Малочисленные народы Севера Якутии: состояние, проблемы: Сб. научн. трудов. Якутск, 1993. 100 с.

170. Маркс К. Капитал. Т. 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.

171. Маркс К. Капитал. Т. 3 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. 1.

172. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. (Первоначальный вариант "Капитала") //Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46. Ч. 1.

173. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 4. С. 419-459.

174. Мархинин В. В. Диалектика социального и биологического в про­цессе становления этноса (философско-социологический аспект). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. 148 с.

175. Мархинин В. В. Основные закономерности процесса интернационализации общественной жизни: Социально-философский анализ. Новосибирск: Наука, 1989. 242 с.

176. Мархинин В. В. Современные тенденции развития национальных отношений в стране: значение теории в поиске решений: Препринт. Новосибирск: ИИФиФ СО РАН, 1990. 49 с.

177. Мархинин В. В. Социально-философские основания теории этноса: Дис. в форме науч. докл. на соиск. уч. степ. д-ра филос. наук. Новосибирск, 1994. 63 с.

178. Мархинин В. В., Удалова И. В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика, взаимодействие культур. Новосибирск: Наука, 1996. 191 с.

179. Мархинин В. В., Удалова И. В. Этнос в ситуации выбора будущего. Новосибирск: Наука, 1993. 208 с.

180. Мастюгина Т., Стельмах В. Малые народы Севера и Дальнего Востока: основы правового статуса в свете принципов междунар. права и зарубеж. опыта // Рос. бюл. по правам человека. 1994. Вып. 4. С. 156-171.

181. Мастюгина Т. М., Перепелкин Л. С. Этнология. Народы России: история и современное положение: Учеб. пособие. М.: ЦИНО общества "Знание России", 1997. 320 с.

182. Материалы по юридической этнографии малых народов Севера. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1993. 161 с.

183. Межнациональные связи и взаимодействие культур народов СССР. Таллин: ЭЭСТИ раамат, 1978. 131 с.

184. Межэтнические контакты и развитие национальных культур. М., 1985. 195 с.

185. Мировое сообщество на заре ХХI в. (Сводный реферат) // Социальные и гуманит. науки: РЖ. Серия "Экономика" (Отечественная и зарубежная литература). 1996. № 4. С. 192-197.

186. Мир - системный анализ: интерпретация послевоенного периода (1945-1991): Научно-аналит. обозр. М., 1997. 52 с.

187. Модернизация и национальная культура: Мат-лы теоретич. семинара. М.: Апрель-85, 1995. 128 с.

188. Момджян К. Х. Категории исторического материализма: Системность, развитие (начальные этапы восхождения от абстрактного к конкретному). М.: Изд-во МГУ, 1986. 286 с.

189. Морган Л. Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1935. 352 с.

190. Напсо М. Д. Интернационализация национальной жизни: сущность, тенденции развития. Ставрополь: Кн. изд-во, 1991. 176 с.

191. Народов малых не бывает. М. Молодая гвардия, 1991. 206 с.

192. Народы Америки. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1959. Т. 1 672 с.; Т. 2. 670 с.

193. Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований: Сб. статей. М., 1994. 440 с.

194. Народы Сибири на современном этапе: Национальные и региональные особенности развития. Новосибирск: Наука, 1989. 190 с.

195. Народы Сибири. (Очерки). М.-Л.: АН СССР, 1956. 1084 с.

196. Нарочицкая Е. А. Интеграция и национализм: две стороны одной реальности // Актуальные проблемы Европы. Развитие интеграционных процессов в Европе и Россия. М., 1997. № 3. С. 143-173.

197. Нассен А. Чужой как ближний. Социологические исследования конструкции идентичности и различия // Социальные и гуманит. науки: РЖ. Серия 11. Социология. 1996. № 3. С. 104-111.

198. Национализм и формирование наций: Теории – модели – концепции. М.: Ин-т славяноведения и балканистики, 1994. 197 с.

199. Национальная политика России: история и современность. М.: Русский мир, 1997. 680 с.

200. Национальные отношения в СССР: опыт истории и современность. (Беседа за "круглым столом") // Вопр. истории КПСС. 1989. № 4.
С. 39-61.

201. Национальные отношения и этнические конфликты. М., 1993. 112 с.

202. Национальные процессы в СССР в условиях перестройки: вопросы теории и практики. М., 1990. 155 с.

203. Национальный вопрос за рубежом: Правовые формы и практика регулирования межнациональных отношений. М.: АН СССР, Ин-т гос-ва и права, ИНИОН, 1989. 343 с.

204. Нация и национализм в свете исторической социологии (сводный реферат) // Социальные и гуманит. науки: РЖ. Серия 11. Социология. 1995. № 2. С. 45-58.

205. Нация. Личность. Литература. М.: Наследие, 1996. Вып. 1. 256 с.

206. Неотрадиционализм на Российском Севере (этническое возрождение малочисленных народов Севера и государственная региональная политика). М.: Наука, 1994.

207. Нивхи Сахалина: Современное социально-экономическое раз­ви­тие. Новосибирск: Наука, 1988. 223 с.

208. Николаев М. Е. Нужен ли России Север? Арктика: государство и люди. Якутск, 1993. 40 с.

209. Никульшин Н. П. Первобытные производственные объединения и социалистическое строительство у эвенков. Л.: Изд-во Главсетьморпути, 1939. 144 с.

210. Новикова Н. О правовом статусе малочисленных народов // Этнополитич. вестник. 1995. № 2. С. 266-268.

211. Новикова Н. И. О гражданских принципах национальной политики на Севере (20-90-е гг. ХХ века) // Народы Сибири и сопредельных территорий. Томск, 1995. С. 89-94.

212. Новицкий И. Б. Римское право. М.: ТЕИС, 1997. 245 с.

213. Нормурадов Б. Н. Характерные особенности и основные тенденции интернационализации общественной жизни (на примере республик Средней Азии). Ташкент: ФАН, 1979. 198 с.

214. Офедеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года": Постановление правительства Рос. Федерации 13 сент. 1996 г. № 1099 // Собр. законодательства РФ. 1996. № 39. ст.4566. С. 9327-9349.

215. Обутверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации, 15 ию­­ня 1996 г. № 909 // Российская газета. 1996. 10 июля.

216. Обновление: межнациональные отношения и перестройка: Материалы научно-практической конференции. Л.: Лениздат, 1989. 189 с.

217. Общественный строй у народов Северной Сибири (XVII – начало ХХ в.). М.: Наука, 1970. 454 с.

218. Обычное право народов Сибири. М.: Старый сад, 1997. 396 с.

219. Огрызко И. И. Очерки истории сближения







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 489. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.048 сек.) русская версия | украинская версия