Студопедия — I. ХРИСТОС ДЛЯ НАС ВСЕ 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

I. ХРИСТОС ДЛЯ НАС ВСЕ 8 страница






22. Много свидетелей о воскресении Спасителя: ночь и свет полной луны (ибо шестнадцатая то была ночь); камень гробный вместивший Его, -и камень противостанет в лицо иудеям, ибо он видел Господа. И камень отваленный, который и доселе лежит, будет свидетельствовать о воскресении. Ангелы Божии, находившиеся тут, засвидетельствовали о воскресении Единородного. Петр и Иоанн, и Фома, и все прочие Апостолы, из которых одни, притекшие ко гробу, видели погребальные пелены, которыми Он прежде был обвит, лежащими там после воскресения, а другие осязали руки и ноги Его, и видели раны от гвоздей; все же вместе принявшие Спасительное дуновениe, и удостоившиеся власти прощать грехи силою Духа Святого: жены державшиеся за ноги, и зревшие сильное землетрясение и свет находившегося тут Ангела: те пелены, которыми Он обвит был, и которые воскресши оставил: воины, и сребро данное им; самое место и теперь видимое, и сей Святой церкви дом, воздвигнутый Христолюбивою ревностью блаженной памяти Царя Константина, и так, как ты видишь, украшенный: (все cиe свидетельствует).

23. Свидетельствует о воскресении Иисуса и Тавифа, воскрешенная из мертвых именем Его. Как же не верить воскресению Христа, когда даже имя Его воскрешало мертвых? О воскресении Иисуса и море свидетельствует, как ты прежде слышал: свидетельствует и ловля рыбы, и уголье лежащее, и рыба положенная на оное. Свидетельствует и Петр, прежде три раза отрекшийся от Него, и потом три раза исповедавший Его, и принявши повеление пасти духовных овец. Доныне, стоит Елеон, как бы доселе показывающий очам верных восшедшего на облаке, и небесные врата, в кои вшел Он. Ибо в Вифлеем Он сошел с небес; а с горы Елеонской вознесся на небеса. Там начал подвиги Свои; а здесь увенчан за подвиги. Итак, ты много имеешь свидетелей. Имеешь свидетелем cиe место Воскресения, и место Вознесения, лежащее от нас на восток. Имеешь свидетелями там свидетельствовавших Ангелов и то облако, на котором Он вознесся, и учеников, сошедших оттуда.

24. Порядок учения веры требовал, чтобы я сказал и о Вознесении: но Благодать Божия устроила, что ты по смотрению сей Божественной благодати, весьма довольно, сколько позволяет немощь наша, слышал о том вчерашний день Воскресения Господня, в собрании при предлагаемом по порядку чтении, которое содержит в себе все о Вознесении Спасителя на небеса. Предложенное тогда хотя говорено было для всех, и вместе для собравшихся во множестве верующих; однако же особенно относится к тебе, (готовящийся к просвещению)! Но спрашивается, вникнул ли ты в сказанное? Знаешь, что порядок Символа веры научает тебя веровать в воскресщаго в третий день: и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. Хотя я и думаю, что ты помнишь мое изъяснение: впрочем и теперь мимоходом напомню тебе о сказанном. Вспомни то, что ясно написано во Псалмах: взыде Бог в воскликновении (Пс. 46, 6,); вспомни, что говорили друг другу и Божественные Силы: возмите врата князи ваша и проч. (Пс. 23, 7), вспомни и слова Псалма: восшел еси на высоту, пленил еси плен (Еф. 4, 8); вспомни и слова Пророка: сотворяяй на небо восход свой (Ам. 9, 6), и все прочее, что вчера было сказано против прекословящих иудеев.

25. Так как они вознесению Спасителя прекословят, как будто чему невозможному; то вспомни сказанное о перенесении Аввакума. Ибо если Аввакум перенесен Ангелом, быв взят за волосы головы своей: тем паче Владыка и Пророков и Ангелов, вознесшийся на облаке с горы Елеонской, мог собственною силою взойти на небеса. Вспомни и о подобных сим чудесах: но преимущество предоставляй творящему чудеса Владыке. Ибо те были носимы, а сей носить все. Вспомни о том, что Енох преложися (Быт. 5, 24), но Иисус вознесся. Вспомни то, что вчера сказано было об Илии: Илия подъят был на колеснице огненной; Христова же колесница есть тмами тем, тысяща гобзующих (Пс. 67, 18). Илия подъят был к восточной стороне Иордана, а Христос вознесся к восточной стороне потока Кедрского; тот аки на небо (4 Цар. 2, 11), а Иисус прямо на небо; тот сказал: даны будут ученику сугубые даре Духом Святым, а Христос в таком обилии даровал ученикам благодать Святого Духа, что они не только сами в себе имели Его, но сообщали и верующим чрез возложение рук своих.

26. Когда таким образом будем сражаться с иудеями, когда победим их, приводя подобные примеры: тогда обратись к превосходству славы Спасителя, потому что они рабы, а сей Сын Божий. Превосходство cиe ты вспомнишь и тогда, когда помыслишь, что Павел, Христов раб, восхищен быcть до третияго небесе (2 Кор. 12, 2). Ибо если Илия достиг только до первого неба, а Павел до третьего; то конечно сей удостоен большей чести. Не стыдись своих Апостолов. Они не хуже Моисея и не ниже Пророков; они хороши между хорошими, и еще лучше хороших. Ибо Илия хотя взят на небо, но Петр имеет ключи Царствия Небесного, который слышал слова cии: еже аще разрешиши нa земли, будете разрешено на небесех (Мф. 16, 19). Илия только на небо взят был, а Павел и на небо, и в рай, (ибо ученикам Иисуса надлежало поручить гораздо большую благодать): слыша неизpeчeнны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати (2 Кор. 12, 4). Павел обратно сошел с высоты не потому, чтобы он недостоин был пребывать на третьем небе; но для того, чтобы насладившись тем, что превышает понятие человека, и со славою сошедши, по проповедании Христа и по приняли смерти за Него, получил венец мученический. Оставляю все прочее, относящееся к сему предмету, что сказано было вчера в воскресном чтении. Ибо для рассудительных слушателей довольно напомянуть только, чтобы вразумить.

27. Помни и то, что я многократно говорил о седении Сына одесную Отца, о Котором по порядку в Символе веры говорится: и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. Не будем много любопытствовать о свойстве престола, ибо cиe непостижимо; не будем также слушать злонамеренно говорящих, что Сын начал сидеть одесную Отца после Распятия и Воскресения, и по восшествии на небеса. Ибо Он ни впоследствии времени получил престол, но от начала, как Он существует. Он всегда пребывает рожденным Сыном, и сидит со Отцем. И сей престол, до пришествия Спасителева во плоти, созерцая Пророк Исаия говорит: видех Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, и проч. (Ис. 6, l). Ибо Отца никто никогда не видал. Тот же, кто явился тогда Пророку, был Сын. И Псалмопевец говорит: готов престол Твой оттоле, от века Ты еси (Пс. 92, 2). Так как много находится о сем свидетельств, то для краткости времени будем довольны и сими.

28. А теперь нужно несколько привести вам на память из того, что пространно изложено было касательно седения Сына одесную Отца. Сто девятый Псалом ясно говорит: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Пс. 109, и). Спаситель, утверждая сказанное в Евангелии, говорит, что Давид не сам от себя, но по вдохновению Святого Духа сказал cиe: како убо Давид духом Господа Его нарицает? глаголя: рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене и проч. (Мф. 22, 43–44), и в Деяниях Апостольских (сказано): что в день Пятьдесятницы, Петр, ставши с одиннадцатью Апостолами и беседуя с Израильтянами, теми же словами упомянул о сем свидетельстве, во сто девятом Псалме находящемся.

29. Должно напомнить вам и о других некоторых подобных свидетельствах, касательно седения Сына одесную Отца. В Евангелии от Матфея написано: обаче глаголю вам, отселе узрите Сына Человеческого седяща одесную силы и проч. (Мф. 26, 64). Согласно с сим и Апостол Петр говорить в Послания своем: Воскресением Иисус Христовым, иже есть одесную Бога, возшед на небо (1 Петр. 3, 21–22). И Апостол Павел пиша к Римлянам, говорит: Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже и есть одесную Бога (Рим. 8, 34). В Послании же к Ефесеям сказал: по действу державы крепости Его, юже содея о Христе, воскресив Его от мертвых, и посадив одесную Себе и проч. (Еф. 1, 19–20); а Колоссаев учил так: аще убо воскреснусте со Христом, вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя (Кол. 3, 1). В Послании к Евреям говорить: очищение сотворив грехов наших, седе одесную престола величествия на высоких (Евр. 1, 3); и после: кому же от Ангел рече когда: седи одесную Мене, дондеже положу вpaгu твоя подножие ног твоих (13)? Еще: Они же едину (10, 12) за всех принес жертву, всегда седит одесную Бога, прочее ожидая, дондеже положатся врази Его подножие ног Его (13); далее: взирающе на Начальника веры, и Совершителя Ииcyca, Иже вместо предлежащия Ему радости, претерпе Крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе (Евр. 12, 2).

30. Есть и другие свидетельства о седении Единородного одесную Отца, но мы в настоящее время будем довольны и сими, то же самое опять напоминая вам, что не после пришествия во плоти Он получил честь сего седения, но прежде всех веков Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, имеет всегда престол одесную Отца. Сам же Бог всего, Отец Христа и Господь наш Иисус Христос, сошедший, и восшедший, и седящий вмеcте со Отцем, да хранит души ваши, и да соблюдет непоколебимою и твердою надежду вашу на Воскресшего; да воскресить вас от смертоносных грехов ваших, и сподобить пренебесного твоего дара; да удостоить вас быть восхищенными на облацех в сретение Господне на воздусе (1 Сол. 4, 17), во время благоприятное; и доколе не настанет сие время предуставленного и славного второго Его пришествия, да напишет имена всех вас в книге живых, и написав. никогда да не изгладить. (Ибо многих, которые отпадают, изглаждаются имена); да сподобить же всех вас уверовать в Воскресшего, и принять Вознесшегося, и паки грядущего, но не от земли грядущего, (предостерегай, человек, самого себя от имеющих придти обольстителей), седящего на высоте и вместе находящегося здесь с нами, Который видит образ и твердость веpы в каждом. Что Он отсутствует ныне плотию, не подумай по сему, чтобы и Духомь не присутствовал. Он здесь посреди; Он слышит, что говорим о Нем, видит помышления твоя, и испытует сердца и утробы. Он и теперь готовь всех вас, приступающих ко крещению, представить Отцу во Святом Духе и сказать: се аз и дети, яже ми дал еси (Евр. 2, 13). Боже! Да будет Ему слава во веки. Аминь.

Огласительное поучение пятнадцатое
К готовящимся в Иepycaлиме ко просвещению, сказанное без приготовления, на слова: И грядущаго судити живых и мертвых. И об антихристе. Также на слова Даниила: Зрях дондеже престоли поставишася, и Bemxий деньми седе и проч. (Дан. 7, 9). Видех во сне нощию, и се на облацех небесных, яко Сын Человечь идый и проч. (Дан. 7, 13).

1. Мы проповедуем пришествие Христово не одно только, но и другое, которое будет гораздо славнее первого. Ибо в первом доказал Он свое терпениe, а во второе явится в венце Бога Царя. У Господа нашего Иисуса Христа большею частию все двоякое. Двояко рождение, одно от Бога предвечное, другое от Девы. Двояко сошествие, одно тихое, как дождь на руно; другое будущее, славное. В первое пришествие Он лежал в яслях обвитый пеленами; во второе оденется светом яко ризою (Пс. 103, 2). В первое претерпе Крест, о срамоте нерадив (Евр. 12, 2); во второе придет в сопровождении воинства Ангельского, во славе. Посему мы не останавливаем мысли нашей на первом только пришествии, но ожидаем и второго. При первом говорили: Благословен грядый во имя Господне (Мф. 21, 9); и во второе скажем опять то же, так что вместе с Ангелами сретив Владыку и поклонившись Ему, скажем: Благословен грядый во имя Господне (Мк. 11, 9). Придет Спаситель не для того, чтобы опять судиму быть, но придет судить судивших Его. Тот, Который прежде, будучи судим, молчал, припомнит законопреступным, явившим при Кресте дерзость свою, и скажет: сия сотворили еси, и умолчах (Пс. 49, 21). Как Домостроитель, пришел Он тогда, увещаниями наставляя людей, а ныне по необходимости, хотя бы и не хотели, они подвергнутся Его Владычеству.

2. О сих двух пришествиях говорить Пророк Малахия: и внезапу приидет в церковь свою Господь, Егоже вы ищете (Мал. 3, 1, 2, 3). Вот первое пришествие. Далее говорит и о втором пришествии: и Ангел завета, егоже вы хощете [4]: се грядет, глаголет Господь Вседержитель, и кто стерпит день пришествия Его? Или кто постоит в видении Его? Зане той входит яко огнь горнила, и яко мыло перущих; и сядет разваряя и очищая и проч. И вскоре потом говорит сам Спаситель: и прииду к вам с судом, и буду Свидетель скор на чародеи, и на прелюбодейцы, и на кленущияся именем Моим во лжу и проч. (Мал. 3, 5).Посему предостерегая нас, Павел говорит: аще ли кто назидает на основании сем, злато, сребро, камение честное, дрова, сено, mpocmиe (1 Кор. 3, 12): когождо дело явлено будет: день бо явит, зане огнем открывается (13). И сии два пришествия Павел в Послании к Титу изображает сими словами: лейся благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнeм веке, ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иucyca Христа (Тит 2, 11–13). Видишь, он говорит и о первом пришествии, за которое благодарит; и о втором, которого ожидаем. Посему н Символ веры, нами ныне проповедуемый, так велит веровать: и восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца, и паки грядущаго со славою судити живых и мертвых, Егоже царствию не будет конца.

3. Итак, придет с небес Господь наш Иисус Христос, придет со славою при скончании миpa сего в последний день. Ибо будет скончание миpa сего, и сотворенный мир сей паки обновится.Поскольку разврат, татьба и любодеяния, и всякий род грехов, разлияся по земли, и кровь с кровьми (Oc. 4, 2) смесилась в миpе; то чтобы cиe чудное обиталище тварей не осталось навсегда исполненным беззакония, прейдет мир сей, чтобы снова явиться лучшим. И хочешь ли иметь доказательство тому из слов Писания? Выслушай что говорить Исаия: и свиется небо аки свиток, и вся звезды спадут, яко лucтвиe с лозы, и якоже спадает листвие смоковницы (Ис. 34, 4). И Евангелие говорит: солнце померкнет, и луна не даешь света своего, и звезды спадут с небесе (Мф. 24, 29). Не будем печалиться, как бы мы одни только должны умереть; и звезды престанут существовать, а может быть и опять явятся. Свиет Господь небеса не для того, чтобы истребить оныя, но чтобы опять явить их в лучшем виде. Выслушай слова Пророка Давида: В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса (Пс. 101, 26). Та погибнут, Ты же пребываеши (27). Но скажет кто либо, почему же он говорит ясно: погибнут? Cиe видно из последующего: и вся яко риза, обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ибо как о человеке говорится, что он погибает, как то сказано: видите, како праведный, погибе, и никтоже не приемлет сердцем (Иc. 57, 1); между тем, как он ожидает Воскресения, так равно ожидаем некоторого Воскресения и небу. Солнце преложится во тьму, и луна в кровь (Деян. 2, 20). Да вразумятся сим обратившиеся из Манихеев, и не боготворят более светил; и cиe, имеющее помрачиться солнце, за Христа нечестиво да не почитают. Выслушай также слова Господа: небо и земля прейдут; словеса, же Моя не npeйдут (Мк. 13, 31). Ибо творения не имеют такой цены, как слова Владыки.

4. Итак, прейдет видимое, и придет ожидаемое лучше оного. Но о времени том никто не любопытствуй. Ибо несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти (Деян. 1, 7). И не дерзай назначать времени, когда cиe случится; впрочем и не засыпай от безпечности: Бдите, говорит Христос, яко в оньже час не мните, Сын Человеческий приидет (Мф. 24, 42). Так как надлежало нам знать признаки скончания миpa, и так как мы Христа ожидаем, чтобы не умереть в заблуждении и не впасть в обольщение лжеца антихриста, то подвигнутые Божественною волею Апостолы, для назидания нашего, приступают к истинному Учителю и говорят: рцы нам, когда сия будут: и что есть знамениe Твоего пpuшecтвия и кончина века (Мф. 24, 3). Мы надеемся, что Ты опять придешь; но сатана преобразуется во ангела светла (2 Кор. 11, 14); для сего предохрани нас, чтобы не поклониться нам вместо Тебя иному. Он, отверзши Божественные и Святые уста Свои, говорит: блюдите, да никтоже вас прельстит (Мф. 24, 4). И вы, слушатели, как бы созерцая Его теперь очами ума своего, слушайте Его, и к вам то же самое говорящего: блюдите, да никтоже вас прельстит. Слова cии убеждают всех вас внимать тому, что говорится. Ибо это не история о делах прошедших, но пророчество о будущем и непременно случиться имеющем. Мы не пророчествуем, ибо мы недостойны, но признаки, находящиеся в Писании, открываем и объясняем. Примечай же ты, что случилось уже и что должно случиться, и предостерегай сам себя.

5. Блюдите, да никтоже вас прельстит. Мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: аз есмь Христос, и многих прельстят (Мф. 24, 5). Cиe отчасти случилось; ибо говорили уже cиe Симон волхв, и Менандр, и некоторые другие нечестивые ересеначальники. И будут говорить и еще в наше время и после нас.

6. Другой признак: услышати же имате брани и слышания бранем (Мф. 24, 6). Идет ли ныне у Персов с Римлянами о Месопотамии война, или нет? востанет ли язык на язык, и царство на царство, или нет? И будут глади и пагубы и трусы по местом (7). Это уже было. И в другом месте: страхования и знамения велия с небесе будут (Лк. 21, 11). Бдите убо, говорить Христос, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42).

7. Но мы ищем своего признака касательно пришествия; принадлежа к Церкви, церковного ищем признака. Спаситель говорить: и тогда соблазнятся мнози, и друг друга предадят, и возненавидят друг друга (Мф. 24, 10). Ежели услышишь, что Епископы даже до кровопролития идут против Епископов, причетники против причетников, и миряне против мирян, то не смущайся: ибо о сем предсказано в Писании; не на то смотри, что происходит ныне, но на то, что написано. И хотя бы я, научающий тебя, погиб, ты не погибнешь вместе со мною; можно и слушателю быть лучше Учителя, и быть первым пришедшему после; поскольку принимает Владыка приходящих и в одиннадцатый час. Когда в Апостолах открылось предательство, то чему дивиться, если в Епископах откроется братоненавидение? Но знамение касается не правителей только Церкви, но и мирян. Ибо говорит Христос: и за умножение беззакония изсякнет любы многих. Похвалится ли кто из предстоящих тем, что он имеет к ближнему нелицемерную любовь? Не большею ли частию лобзают устами, являют веселый вид и радостный взор, а в сердце строят ковы, замышляют зло, говоря слова мира (Пс. 27, 3)?

8. И вот еще знамение: и проповестся cиe Евангелие царствия по всей вселенней, во свидетельство всем языком; и тогда приидет кончина (Мф. 24, 14). Почти весь уже мир, как мы видим, исполнен учением о Христе.

9. Что же будет после сего, говорится далее: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом Пророком, стоящу на месте Святе: иже чтеть, да разумеет (Там же 15). И еще: тогда аще кто речет вам: се зде Христос, или онде, не имите веры (Там же 23). Братоненавидение дает уже место антихристу. Ибо диавол наперед производить раздоры в народе, чтобы, когда придет антихрист, удобнее приняли его. Не дай Боже, чтобы кто либо из служителей Христовых, здесь или в другом каком месте находящихся, присоединился ко врагу сему. (Касательно его, Апостол Павел в Послании своем представил ясное знамение в сих словах: яко ащe не приидет отступление прежде, и открыется человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога, или чтилища, якоже ему сести в Церкви Божией, показующу себе, яко бог есть. Не помните ли, яко еще живый у вас, сия глаголах вам? И ныне удерживающее весте, во еже явится eму в свое ему время. Тайна бо уже деется беззакония, точию держай ныне, дондеже от среды будеть. И тогда явится беззаконник, егоже Господь Иисус убиет Духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего. Егоже есть пришестие по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных, и во всякой льсти неправды, в погибаюших (2 Сол. 2, 3–10). Вот что говорить Павел. Отступление и ныне есть. Ибо люди отступили от истинной веpы; и некоторые проповедуют Сыно-Отечество, а другие дерзают говорить, что Христос из небытия в бытие преведен. Прежде были явные еретики, а ныне Церковь наполнена скрытными еретиками. Отступили люди от истины, чешемы слухом (2 Тим. 4, 3). Слово лестное для самолюбия, и все слушают с удовольствием. Слово о обращении, и все отвращаются. Большая часть отступила от правильных понятий, и удобнее избирают злое, нежели соглашаются на доброе. Вот то отступление, после которого надобно ожидать врага. И уже начал он отчасти посылать своих предшественников, чтобы приготовлен был ему путь для ловли. Посему береги самого себя, человек, и укрепляй душу твою. Церковь свидетельствует ныне тебе пред Богом живым предостерегает от антихриста прежде, нежели он явится. Случится ли это при жизни твоей, мы не знаем; случится ли после тебя, не знаем. Впрочем хорошо будет, если ты, зная cиe, предостережешься.

10. Истинный Христос, Единородный Сын Божий, не от земли уже придет. Если кто c ложными видениями явится в пустыне. ты не выходи. Если скажут: се здеь Хритос, или онде (Мк. 13, 21), ты не верь. Вниз и на землю не смотри уже: ибо Владыка сойдет с небес, не один, как прежде, но в сопровождении многих мириад Ангелов; не тайно, как дождь на руно, а открыто осветит, как молния. Ибо сам Он сказал: якоже молния исходит от восток, и является до запад, такс будет пришecmвиe Сына Человеческаго (Мф. 24, 27). Также: и узрят Сына Человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою; и послет Ангелы Своя с трубным гласом велиим и проч. (30–31).

11. Впрочем, как прежде до Его вочеловечения, когда ожидали, что Бог родится от Девы, диавол злонамеренно исказил истину cию посредством баснословного у идолопоклонников учения, что ложные боги рождают и рождаются от жен, чтобы когда принят будет, как думал он, обман, не поверили и истине: так и пред вторым пришествием истинного Христа, противник, обратив в пользу свою ожидание простых людей, и особенно обрезанных, явит некоторого человека волхва, весьма опытного в обманчивом и злом искусстве чародеяния и волшебства, который похитить себе власть над Римским царством, ложно назовет себя Христом, и наименованием Христа будет обольщать иудеев, ожидающих Месии, а язычников обманывать мнимыми волхвованиями.

12. А придет предсказанный антихрист тогда, когда окончатся времена Римского царства, и приближится скончание мира. Восстанут десять вместе Римских царей и, в различных, может быть, местах, но в одно и то же время царствовать будут. После них одиннадцатый восстанет антихрист, и восхитит власть над Римскими царством посредством злого волшебного искусства. Трех из них, которые воцарятся прежде его, он низвергнет, семь остальных имея в своей власти. Сперва он будет показывать приличное человеку славному и разумному здравомылиe и человеколюбие; и обольстивши иудеев, как ожидаемый Христос, знамениями и чудесами, обманчивым и льстивым волхвованием, после ознаменует себя всеми злыми делами бесчеловечия и беззакония, так что превзойдет всех бывших до него неправедных и нечестивых человеков; против всех, и особенно против нас Христиан, будет он питать мысли убийственные, жестокие, немилосердные и в различных видах открывающийся. В продолжение трех лет и шести месяцев он будет так поступать; а после того потреблен будет при втором славном пришествии с небес Единородного Сына Божия, Господа и (Спасителя нашего Иисуса истинного Христа, Который, убив антихриста Духом уст Своих (2 Сол. 2, 8), предаст его огню геенскому.

13. Сему научаем мы не от своего вымысла, но узнавши из Божественного в церкви читаемого писания, и особенно из недавно чтенного Пророчества Данилова; как то Гавриил Архангел изъяснил оное, так говоря: зверь четвертый, цapcmво четвертое будет на земли, еже превзыдет вся царства (Дан. 7, 23). Церковные толковники полагают, что cиe царство есть Римское. Первое знаменитое царство Ассирийское, второе Мидийское вместе с Персидским, пocле них третье Македонское; а четвертое царство-ныне стоящее Римское. Далее, по порядку изъясняя, Гавриил говорит: десять рогов его, десять царей востанут, и по них востанет друий, иже превзыдет злобами всех прежних, превзыдет (24), говорит он, не только десять, но и всех, прежде его бывших. И три цари смирит которые, очевидно, из числа десяти оных. Трех из сих десяти свергнувши, без сомнения сам осьмый воцарится. И словеса, говорить далее, на Вышняго возглаголет (Дан. 7, 23) человек богохульник, и законопреступник, который получить царство не от предков, но похитит власть посредством волхвования.

14. Кто же это такой, и какою будет действовать силою, изъясни нам, Павел! Егоже говорит он, пришествие по действу сатанину во всякой cuле и знамениих и чудесех ложных (2 Сол. 2, 9). Сим означает, что сатана употребить его орудием, действуя в нем сам собою. Ибо зная, что не будет уже ему прощение на суде, откроет явную брань нe чрез служителей своих, как обыкновенно, но сам собою, во всех знамeнииx и чудесех ложных. Будучи отец лжи, он посредством ложных действий будет обольщать воображение, так что народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, между тем как он не воскрешен; будто видит хромых ходящих и слепых прозирающих, тогда как не было исцеления.

15. И еще говорить Павел: противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго бога, или чтилища (2 Сол. 2, 4). Паче всякаго бога: то есть, идолов будет ненавидеть антихрист, якоже ему сести в церкви Божией. В какой же церкви? В разрушенном храме иудейском, а не в. том, в котором мы теперь находимся. Почему cиe мы говорим? Да не подумает о нас кто либо, что мы льстим себе. Если он придет к иудеям под именем Христа, и захочет, чтобы иудеи поклонялись ему; то, чтобы.больше обольстить их, особенно позаботится о храме, показывая им, что он, будучи из рода Давидова, хочет создать храм, построенный Соломоном. А придет антихрист тогда, когда в храме иудейском не останутся камень на камне, по изречению Спасителя; когда или сам падет он от ветхости, или разрушен будет с тою целью, чтобы создать новый, либо по другим причинам, а потому разметаны будут все камни. Не. говорю я о внешней окружности храма, но о храме внутреннем, в котором были Херувимы. Тогда придет антихрист со всеми чудесами и знамениями ложными; вооружится против всех идолов, сперва лицемерно являть будет человеколюбие, а после окажет жестокости, и особенно Против Святых Божиих. Ибо говорить Даниил: зрях, и poг той творяше брань со Святыми (Дан. 7, 21). И еще в другом месте: будет время скорби, скорбь якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене онаго (Дан. 12, 1). Страшен зверь, велик дракон, непобедим людьми, готовый поглощать; много надобно будет говорить нам о нем из Божественного Писания; теперь, по краткости времени, довольно и сего.

16. Посему, зная великую силу противника, и дая совет благочестивым, говорить Господь: тогда сущии во иудеи да бежат на горы (Мф. 24, 16). Если же кто чувствует в себе силы великие, так что может противиться сатане, тот пусть противостанет ему (ибо не отчаиваюсь я в силах Церкви) и пусть скажет: кто ны разлучит от любве Христовы? и проч. (Рим. 8, 35). Если мы слабые то будем хранить себя; если же надеемся на себя, то противостанем. Будет бо тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира доселе, ниже имать быти (Мф. 24, 21). Но благодарение Богу, Который.уменьшит величину скорби краткостию времени. Ибо Он говорить: избранных же ради прекратятся дни оны (Мф. 24, 22). Царствовать будет антихрист только три года с половиною. Мы говорим cиe, заимствуя не из книг, коих богодухновенность неизвестна, но из Даниила. Он говорит: и дастся в руку его даже до времене, и времен, и полувремене (Дан. 7, 23). Под временем разумеется один год, в который он явится и усилится; под временами-следующие два года его законопреступного владычества, которые вместе с первым составят три года, а под полувременем разумеются шесть месяцев. И еще в другом месте то же говорить Даниил: и клятся живущим во веки, яко время и во времена и в пол времене (Дан. 12, 7). Некоторые в том же смысле принимают и следующие слова: дни тысяща двести девятьдесят (11); и сии: блажен терпяй и доститувый до дней тысящи трех сот тридесяти пяти (12). Посему надобно скрываться и убегать. Ибо, может быть, не успеем скончати грады Израилевы, дондеже приидет Сын Человеческий (Мф. 10, 23).

17. Кто же тот блаженный человек, который из 6лагочестия будет мучиться тогда за Христа? Ибо тогдашние мученики, по мнению моему, выше всех мучеников. Прежние мученики с одними людьми сражались, а мученики при антихристе с самим сатаною будут вести войну; и прежде воздвигавшие гонения цари только убивали, а не обольщали других, что они воскрешают мертвых, не являли призраков знамений и чудес; а здесь будет действовать и. страх и обольщение, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя (Мф. 24, 24). Да не придет тогда на сердце чье либо мысль: более ли сотворил Христос? Какою же силою действует он? Если бы Бог не хотел сего, то бы и не попустил ему. Апостол предостерегает тебя от сего, и говорит: и сего ради послет им Бог действо льсти. (2 Сол. 12, 11). Послет, значит то же, что и попустит быть, не для того, чтобы сим они оправдались, но чтобы осуждены были. Почему? Не веровавшии бяху истине (12), - то есть, истинному Христу; но благоволившии в неправде, то есть, в антихристе. Попустит же быть сему Бог во время гонения не потому, что не возможет воспрепятствовать, но для того, чтобы за терпиние, как обыкновенно бывает, увенчать Своих подвижников, подобно Пророкам Его и Апостолам, чтобы они за кратковременный страдания наследовали вечное царство небесное, как говорить Даниил: и в то время спасутся люди Твои вси, обретшиеся вписани в книзи (Дан. 12, 1); явно, что в книге жизни: и мнози от спящих в земной персти востанут, cии в жизнь вечную, a сиu во укоризну и в стыдение вечное (2). И смыслящии просветятся, аки светлость тверди, и от праведных многие аки звезды во веки, и еще (Дан. 12, 3).







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 329. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия