Студопедия — Как появился «православный календарь»?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Как появился «православный календарь»?






Одновременно был пересмотрен и сам римский календарь, введенный с 1 января 45 года до н. э. Юлием Цезарем, а потому получивший его имя – «юлиан­ский» («старый стиль», как его сейчас называют). Став в IV веке сначала сво­бодной, а затем и государственной, Хри­стианская Церковь окончательно связала с этим календарем свой формирующийся цикл годовых неподвижных (непереходя­щих) праздников. Привязанные к опреде­ленным датам четыре «поворотные точ­ки» Солнца – два солнцестояния и два равноденствия – предполагалось сохра­нять неизменными (как и любые ключе­вые точки координат или отсчета).

Юлианский календарь практичен и удобен при вычислениях, но все-таки неточен и постоянно отстает «от приро­ды». Причина в том, что средняя продол­жительность года в нем на 11 минут и 14 секунд больше «тропического года» (ре­альной продолжительности оборота Зе­мли вокруг Солнца), и в результате ка­ждые 128 лет накапливается ошибка в целые сутки: момент прохождения Солн­ца через точку весеннего равноденствия передвигается за это время на одни сутки назад. Поэтому с IV и до конца XVI века все праздники, связанные с точно фиксированными датами (праздники непо­движного цикла), передви­нулись «вперед» (зимние – к весне, весенние – к лету и т. д.) на 10 дней.

С целью исправления этой уже весьма ощутимой погрешности папа Римский Григорий XIII в 1582 году произвел реформу юлианского кале­ндаря, и он стал называться его именем («григорианский»). (В основе реформы лежал проект итальянского врача и астронома Луиджи Лилио.) В своей булле Inter gravissimas («Среди важнейших...») от 24 февраля 1582 года папа подчерки­вал, что делается это «с целью вернуть весеннее равно­денствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского собора (325 г.) установили на 12-й день перед апрельскими календами (= 21 марта)...» Это означало логичное возвращение к исходным календарным точкам

 

- 6 -

 


отсчета, и григорианский календарь стал с достаточной точностью фиксировать истинное (астрономическое) время. Реформированный календарь сразу был принят католическими странами Евро­пы, а вскоре (с опозданием на 50–100 лет) и протестантскими. Так, знамени­тый немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571–1630), законы движения планет которого мы проходим в школе, хотя и был по исповеданию протестант, сразу же поддержал «католическую» реформу ка­лен­даря, не сомневаясь в ее научной и исторической целесообразности. Несмо­тря на вопли некоторых радикалов, утверждавших, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой!», победил протестантский здравый смысл.

Православные тогда отказалась его принять, хотя еще в 1583 году на Константинопольском соборе была признала неточность юлианского календаря. Причисленный Сенатом к сонму богов римский верховный жрец Гай Юлий Цезарь немало подивился бы, узнав, что его «языческий» календарь стал не просто «христианским», но даже почитается малообразованными «ревнителями правоверья» в качестве «сугубо православного» (!). Император счел бы это своим вечным апофеозом.

Таким образом, «православное Рождество» приходилось в XVI и XVII веках на 4 января по григорианскому календарю, в XVIII веке – на 5 января; в XIX веке – на 6 января. В XX и XXI веках отставание юлианского календаря от истинного времени составляет уже 13 дней, так что невольным почитателям обожествленного Юлия Цезаря приходится праздновать Рождество 7 января, а не 25 декабря. Но это смещение календарной даты праздника с его истинной астрономической даты (дня солнцеворота) уничтожает и ту знаменательную богословскую символику победы Солнца над зимней тьмой, которая явилась для великих христианских богословов решающей в определении времени празднования дня Рождения Христа.

Соответственно, день Богоявления празднуется сегодня 19-го, а не 6-го января (как это было изначально), Сретение – 15-го вместо 2-го февраля, Благовещение – 7‑го апреля вместо 25-го марта, и т. д. После 2100 года от­ста­вание юлианского календа­ря возрастет до 14 дней, и Рождество будет при­ходиться уже на 8-е января, Богоявление – на 20-е, Сретение – на 16-е и т. д.

 

- 7 -

 


 

 


 

 

 

Юрий РУБАН

Календарь для человека
или человек для календаря?

Когда мы празднуем Рождество Христово

 

 
 

 


Санкт-Петербург

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 832. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия