Студопедия — Рождество в гостях у шведского Деда Мороза
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рождество в гостях у шведского Деда Мороза

Одновременно был пересмотрен и сам римский календарь, введенный с 1 января 45 года до н. э. Юлием Цезарем, а потому получивший его имя – «юлиан­ский» («старый стиль», как его сейчас называют). Став в IV веке сначала сво­бодной, а затем и государственной, Хри­стианская Церковь окончательно связала с этим календарем свой формирующийся цикл годовых неподвижных (непереходя­щих) праздников. Привязанные к опреде­ленным датам четыре «поворотные точ­ки» Солнца – два солнцестояния и два равноденствия – предполагалось сохра­нять неизменными (как и любые ключе­вые точки координат или отсчета).

Юлианский календарь практичен и удобен при вычислениях, но все-таки неточен и постоянно отстает «от приро­ды». Причина в том, что средняя продол­жительность года в нем на 11 минут и 14 секунд больше «тропического года» (ре­альной продолжительности оборота Зе­мли вокруг Солнца), и в результате ка­ждые 128 лет накапливается ошибка в целые сутки: момент прохождения Солн­ца через точку весеннего равноденствия передвигается за это время на одни сутки назад. Поэтому с IV и до конца XVI века все праздники, связанные с точно фиксированными датами (праздники непо­движного цикла), передви­нулись «вперед» (зимние – к весне, весенние – к лету и т. д.) на 10 дней.

С целью исправления этой уже весьма ощутимой погрешности папа Римский Григорий XIII в 1582 году произвел реформу юлианского кале­ндаря, и он стал называться его именем («григорианский»). (В основе реформы лежал проект итальянского врача и астронома Луиджи Лилио.) В своей булле Inter gravissimas («Среди важнейших...») от 24 февраля 1582 года папа подчерки­вал, что делается это «с целью вернуть весеннее равно­денствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского собора (325 г.) установили на 12-й день перед апрельскими календами (= 21 марта)...» Это означало логичное возвращение к исходным календарным точкам

 

- 6 -

 


отсчета, и григорианский календарь стал с достаточной точностью фиксировать истинное (астрономическое) время. Реформированный календарь сразу был принят католическими странами Евро­пы, а вскоре (с опозданием на 50–100 лет) и протестантскими. Так, знамени­тый немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571–1630), законы движения планет которого мы проходим в школе, хотя и был по исповеданию протестант, сразу же поддержал «католическую» реформу ка­лен­даря, не сомневаясь в ее научной и исторической целесообразности. Несмо­тря на вопли некоторых радикалов, утверждавших, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой!», победил протестантский здравый смысл.

Православные тогда отказалась его принять, хотя еще в 1583 году на Константинопольском соборе была признала неточность юлианского календаря. Причисленный Сенатом к сонму богов римский верховный жрец Гай Юлий Цезарь немало подивился бы, узнав, что его «языческий» календарь стал не просто «христианским», но даже почитается малообразованными «ревнителями правоверья» в качестве «сугубо православного» (!). Император счел бы это своим вечным апофеозом.

Таким образом, «православное Рождество» приходилось в XVI и XVII веках на 4 января по григорианскому календарю, в XVIII веке – на 5 января; в XIX веке – на 6 января. В XX и XXI веках отставание юлианского календаря от истинного времени составляет уже 13 дней, так что невольным почитателям обожествленного Юлия Цезаря приходится праздновать Рождество 7 января, а не 25 декабря. Но это смещение календарной даты праздника с его истинной астрономической даты (дня солнцеворота) уничтожает и ту знаменательную богословскую символику победы Солнца над зимней тьмой, которая явилась для великих христианских богословов решающей в определении времени празднования дня Рождения Христа.

Соответственно, день Богоявления празднуется сегодня 19-го, а не 6-го января (как это было изначально), Сретение – 15-го вместо 2-го февраля, Благовещение – 7‑го апреля вместо 25-го марта, и т. д. После 2100 года от­ста­вание юлианского календа­ря возрастет до 14 дней, и Рождество будет при­ходиться уже на 8-е января, Богоявление – на 20-е, Сретение – на 16-е и т. д.

 

- 7 -

 


 

 


 

 

 

Юрий РУБАН

Календарь для человека
или человек для календаря?

Когда мы празднуем Рождество Христово

 

 
 

 


Санкт-Петербург

 

Рождество в гостях у шведского Деда Мороза




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как появился «православный календарь»? | Глава 1. ИНФОРМАЦИЯ, ОБРАБАТЫВАЕМАЯ СТАТИСТИЧЕСКИМ ПАКЕТОМ

Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 309. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия