Студопедия — Феномена (демонстративного) потребления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Феномена (демонстративного) потребления






В рамках данной работы мы исходим из того, что потребление – это процесс, который, с одной стороны, включает манипулирование объектами вещной среды в ходе удовлетворения личных потребностей с безвозвратным расходованием стоимости оных и, с другой стороны, культивирование знаков и символов.

Мы солидарны с Ж. Бодрийяром в его четком разделении двух подходов к исследованию потребления: условно «экономического», который рассматривает предметы в терминах потребностей («гипотеза первичности потребительной стоимости»), и «социологического», признающего первичность «знаковой меновой стоимости» [1]. Сам француз не дает права на существование первой концепции, но мы все же уделим ей внимание. В рамках экономической теории потребление приравнивается к приобретению благ или услуг, оно становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений. Социологическое изучение потребления, по мнению Бодрийяра, предполагает не изучение товара (означающего) и физического взаимодействия с ним, а знаков, символов (означаемого), которые он культивирует. Потребление – «…это полностью идеальная практика, которая не имеет ничего общего (после определенного момента) ни с удовлетворением потребностей, ни с принципом реальности» [1]. Поскольку это идеальная практика, у нее не может быть конечного, физического насыщения.

Однако Бодрийяр упустил тот факт, что и в рамках самой социологической традиции существует теоретико-методологический, даже мировоззренческий, раскол по поводу данного объекта изучения. Условно границу раскола можно провести по Атлантическому океану, между Старым и Новым светом. Европейская традиция социологического изучения феномена потребления (помимо самого Ж. Бодрийяра, её представляют П. Бурдье, П. Бергер и Т. Лукман, Э. Гидденс, Ж. Делез, Г. Маркузе, Э. Фромм и др.) характеризуется изучением габитуализированных демонстративно-потребительских практик с их рутинизированностью, повторяемостью и необязательной рефлексией. В структур-конструктивистской концепции Бурдье потребление выступает выражением вкуса (своего рода габитуса), т.е. принадлежности к определенной позиции (и, соответственно, классу). Оно есть опосредованная диспозицией, не обязательно осознанная демонстрация своей позиции. Соответственно, объектом для анализа в рамках европейской традиции выступают потребительские практики. Они изучаются в контексте их конституирования габитусом (Бурдье), структурами сознания агента (Гидденс), знанием актора (феноменологи и социальные конструктивисты) и т.д. Американская традиция (к которой можно отнести Г. Беккера, Т. Веблена, И. Гоффмана, П. ДиМаджио, Н. Смелзера, Дж. Хомманса и П. Блау, даже Т. Парсонса и Р. Мертона) обращает внимание, прежде всего, на мотивационный аспект, который рассматривается в плоскости рационального (если не разумного, просчитанного, то, по крайней мере, осознанного) выбора.

Понятие демонстративного потребления, автором которого является американец Т. Веблен, изначально (по состоянию на конец ХІХ – начало ХХ вв.) относилось именно к аспекту рационального потребления, а точнее, к потреблению «как средству поддержания репутации» [2, с. 108]. Более современную трактовку демонстративного потребления в той же американской традиции можно найти в интерпретации драматургической социологии И. Гоффмана. Так, рассматривая процесс самовыражения и самоидентификации индивида, Гоффман говорит о «произвольном самовыражении» индивида посредством потребления [3, с. 175]. Такой процесс передачи информации окружающим в общезначимых символах позволяет индивиду обозначить свою идентичность, свое место в социокультурном пространстве. С помощью символов текст всегда пишется осознанно, то есть потребление – это текст, состоящий в значительной степени из сознательно собранных символов. Из этого следует то, что любое потребление в той или иной степени носит характер демонстративного, с одной стороны, и оно же имеет рациональный характер и конкретную мотивацию и цель.

Во времена жизни и творчества Веблена действительно можно было говорить о рациональном демонстративном потреблении праздного класса, да и не только его (вспомним Эллочку Людоедку из «Двенадцати стульев», жену обычного инженера). Подход Гоффмана же актуален для изучения (демонстративного) потребления в рамках отдельно взятых фреймов, где имеет весьма большой эвристический потенциал (вопросы мотивации демонстративного потребления, его правила и нормы, реакцию на него и пр.), но практически бессилен при выходе на более высокий уровень. Однако мы придерживаемся убеждения, что становление т.н. общества потребления есть причина / следствие габитуализации (опривычивания и рутинизации) потребления, в особенности демонстративного. Именно эта позиция отражена в теоретизировании по поводу (демонстративного) потребления в европейской традиции, особенно во французской ее части. Однако у Бодрийяра и у Бурдье есть одна общая проблема – они достаточно четко определяют само потребление, однако в их понимании проблематично выделить демонстративное потребление. Так, по Бурдье, любое потребление демонстрирует социальную позицию, однако является ли любое потребление демонстративным? Бодрийяр говорит о том, что с «определенного момента» потребление не определяется потребностями, но он не говорит, с какого именно момента. Поэтому феномен демонстративного потребления в рамках европейской традиции не является самостоятельным объектом изучения, что определяется его онтологической неразрывностью с процессом потребления как таковым и этот концепт можно использовать лишь для подчеркивания акцента исследовательского интереса к публичному и праздному потреблению.

Литература: 1. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака/ Перевод с фр. Д. Кролечкин. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5878/5879; 2. Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ., вступ. ст. С.Г.Сорокиной; Общ. ред. В.В. Мотылевой. – М.: Прогресс, 1984. – 367 с.; 3. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. – М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000. – 304 с.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 583. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия