Студопедия — Инициирование смеха в официальной обстановке
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Инициирование смеха в официальной обстановке






Инициирование смеха (laughter initiating [4]) социальным актором в официальной обстановке направлена на то, чтобы начать осуществление ритуала, при котором легитимируется положение субьекта, инициировавшего смех, на наивысшей ступени иерархии в социальной группе в данной обстановке [1, 3].

Под официальной обстановкой мы подразумеваем ситуацию, где взаимодействие индивидов внутри социальной группы проходит в условиях наличия высокоиерархизированных отношений, то есть таких, где четко выделен индивид (или группа) с высоким социальным статусом, который представляет интерес (чаще инструментальный) для людей с более низким социальным статусом. Под взаимодействием понимается разговор, который проходит в институциализированном контексте (“institutional context”) [6].

Смех нами рассматривается как феномен, находящийся между физиологическим и социальным [7]. Но, вслед за автором статьи «Смех: природа и культура» М. Смит, мы утверждаем, что «в смехе больше культуры, чем мы склонны думать». Существуют нормы и правила, регулирующие, когда, где и как можно и нужно смеяться, и эти нормы, очевидно, являются признаком «культурности» смеха. Более того, данное мнение подтверждает известный факт, что «стили» смеха различаются от культуры к культуре, что люди из разных стран смеются по-разному [7].

Проблематику смеха разрабатывала американский социолог Г. Джефферсон – одна из последовательниц этнометодологии Г. Гарфинкеля. В своих работах Г. Джефферсон утверждает, что в ходе взаимодействия (разговора) спикер может «пригласить» собеседника (или собеседников) к смеху [5]. В случае диалога (“two-party talk”) приглашение чаще всего происходит путем применения спикером «приглашающего смеха» (“inviting laughter”), который следует сразу после того, как спикер воспроизвел смехотворный элемент. В случае полилога, или, точнее, выступления одного спикера перед группой акторов (“multi-party talk”), слушающие должны предположить, что, воспроизводя «смехотворный элемент», спикер рассчитывает на то, что среди публики образуется смех [5, 6].Тогда они осуществляют акт «умышленного смеха» (искреннего или неискреннего). Если среди публики есть те, кто не слушал спикера, они по реакции остальных поймут, что он рассчитывает на смех, и присоединятся к ним. Таким образом, смех будет разделён всей публикой (“shared laughter”). Если спикер не уверен в том, что слушающие угадают его намерения, или, совершив «смехотворный» акт, видит, что публика не реагирует должным образом, он может, как и в случае диалога, использовать «приглашающий смех» [6].

Что же следует за приглашением? Как мы уже сказали, возможны ситуации, когда смех разделит вся аудитория, или собеседник присоединится к смеху (“join in laughing”) [4]. В таком случае мы можем говорить о «приглашении посмеяться и его принятии» (“invitation to laugh and acceptance”) [5]. В ином исходе – отказ от присоединения к смеху (“not join in laughing”) [4]. Этот отказ может быть вызван несогласием публики с тем, что говорит спикер (недовольством личностью спикера и т.п.), и желанием это продемонстрировать (когда отсутствие у них смеха может быть замечено или демонстрируется ими намеренно) [4].

«Смех – естественный элемент разговора» [6, ст. 38]. Поэтому он вполне приемлем для официальных разговоров (разговоров в институциональном контексте), будь то собеседование, деловая встреча, прием у врача, школьный урок в классе и т.п. Однако когда смех воспроизводится в институциональной среде, он подлежит ряду ограничений. В такой ситуации заведомо определено, кто может смеяться, кто может провоцировать смех, над чем можно смеяться [6].

Словосочетание «провоцировать смех» нами употреблено в значении, которое подразумевает осуществление действий с целью инициирования смеха. Когда человек воспроизводит «смехотворный элемент», он провоцирует смех, потому что лишь рассчитывает на то, что публика будет смеяться. То же происходит при использовании индивидом «приглашающего смеха». В случае, когда вся публика (или ее большинство) не засмеялась, инициирования не получилось, была лишь «провокация». Если же в ответ на смехотворный акт спикера или на его «приглашающий смех» большая часть или вся публика отреагировала, можно сказать, что произошло инициирование смеха. В этом случае личность «провокатора» и «инициатора» совпадает.

Но для нашей работы важно рассмотреть также случай, когда «провокатор» и «инициатор» – два разных актора. Есть вероятность возникновения ситуации, когда публика засмеется не в силу осуществленного спикером смехотворного акта и «приглашающего смеха», а в силу смеха другого человека. Этот случай следует отличать от описанного выше, когда одна часть публики присоединяется к смеху другой части, проявляя свою благосклонность к спикеру, потому что в этой ситуации благосклонность проявляется именно к актору, который смеется. Именно его смех выступает «приглашающим», поэтому именно он является инициатором смеха.

Из вышесказанного ясно, что смех в официальной обстановке, как и ритуал, есть социально регулируемая последовательность действий. Описанный нами механизм распространения смеха, когда некоторая часть публики смеется с целью выразить своё одобрение инициатора смеха, аналогична описанному Мертоном ритуалистическому типу адаптации. Кроме того, смех в официальной обстановке – отчасти стратифицированный ритуал, потому что его инициатором (смеха как ритуала) выступает актор, занимающий высшую, по сравнению с большинством в социальной группе, ступень на лестнице иерархии данной группы.

Обратимся к драматургическому подходу И. Гофмана, рассматривая официальную встречу, совещание и т.п. в качестве спектакля. Можно сказать, что легитимация статуса «главного» субъекта происходит постольку, поскольку за ним признается право нарушить привычный ход этого спектакля в силу того, что его личные качества лидера позволяют полностью контролировать ситуацию [2]. Кроме того, легитимация здесь – вертикальная, ведь символический универсум транслируется от его носителей к массе. Но эта масса может продемонстрировать постороннему, кто среди них «главный», путем осуществления такого стратифицированного ритуала. Это еще раз доказывает, что в случае инициирования смеха мы имеем дело с легитимацией, потому что она предполагает «знание ролей».

Литература. 1. Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. – М.: Медиум, 1995. – 336 с. 2. Гофман И.Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. – М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000. – 304 с. 3. Шульга А. Легитимация и «легитимация»: феноменологический анализ / А. Шульга. – К.: ИС НАНУ, 2012. – 208 с. 4. Jefferson Gail. A note on laughter in ‘male–female’ interaction / Jefferson Gail. // Discourse Studies. – 2004. - № 6(1). – P. 117 – 133. 5. Jefferson Gail. A technique for inviting laughter and its subsequent acceptance/declination / Jefferson Gail. URL: http://www.liso.ucsb.edu/liso_archives/Jefferson/ 6. Mehmet Ali İçbay., Ali Yıldırım. The construction of shared laughter in an institutional setting: Who laughs at what in the classroom? / Mehmet Ali İçbay, Ali Yıldırım // European Journal of Research on Education. – 2013. - №1. – P. 37-47. 7. Moira Smith. Laughter: Nature or Culture? [electronic resource]. / Moira Smith. URL: https://scholarworks.iu.edu/dspace/bitstream/handle/2022/3162/Laughter%20nature%20culture1.pdf








Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 411. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия