Студопедия — Руководство к деланию
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Руководство к деланию







От делания человек получает просвещение.

 


«Делание» само по себе слепо; «просвещение» же есть глаза, которыми ум начинает видеть вещи, которых раньше не видел.

 


Не оставляй ум свой праздным, чтобы не научиться плохому.

 


Не смотри на недостатки других, потому что сам того не понимая, станешь сотрудником лукавого и не успеешь в добре.

 


У нас война не против человеков, но против начальств и властей тьмы.

 


Итак, чадо, постарайся войти узкими вратами, потому что только они вводят в просторный рай.

 


Отсекай каждый день и час свою волю и не ищи другой дороги кроме этой. По ней шли стопы преподобных отцов.

Открывай старцу помыслы свои, и он уврачует их.

 


Не скрывай помысла своего, этого желает диавол, чтобы ты скрывал, когда объявишь -исчезает.

 


Не открывай падений другого, как бы себя оправдывая, иначе благодать откроет и твои недостатки.

 


Сейчас ты вышел на поприще испытаний различными видами искушений и приготовься все терпеть.

 


Молись непрестанно, и Господь поможет Своей благодатью.
Никогда искушения не были сильнее благодати.

 

 


Если будешь внимать тому, что пишу тебе и будешь понуждать себя, обрящешь большую пользу.

 


Все это случается с тобой из-за того, что не понуждаешь себя к молитве.
Итак, понуждай себя.

 


Твори непрестанно молитву, чтобы не сходила она с уст твоих.
Так образуется навык и восприимет его ум.

 


Не внимай помыслам, потому что тогда ты смущаешься и оскверняешься.

 


Понуждай себя к молитве и увидишь, сколько обретешь благодати.

 


Внимай, чтобы не осуждать.

 


Когда приходит благодать, тогда всех любим, имеем умиление, слезы, теплоту души.

 


Когда удаляется благодать, для испытания человека, тогда делается все плотским и падает душа.

 


Тогда, однако, ты не падай духом, но вопияй непрестанно молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».

 


И за все благодари Бога: и за хорошее и за плохое. Слава Тебе, Слава Тебе, Боже мой!

 


Такая смена состояний бывает, пока мало-помалу очистится человек и становится духовным.

 

 


Подвизайся.

 


Монах должен перенести насмешки, поношения, падать, вставать, пока станет человеком.

 


Но возле матери этого не бывает.

 


Нужно вопиять день и ночь ко Христу.

 


Подавляй гнев и похоть и терпи во всех искушениях.

 


Молитва без внимания и трезвения - потеря времени.

 


Похвала вредит и совершенным. Только поношения и напраслины помогают возрастать духовно.

 


Когда тебя поносят - терпи.

 


Если будешь оправдываться - теряешь.

 


Знай, что монах должен быть образцом для мирян, а не соблазном.

 


Если будет нужда выйти в мир, пойди, но будь весь зрение, весь внимание, чтобы и самому не повредится и никого не соблазнить.

 


Тело должно быть в подчинении у души.

 


Что ни делаешь, молитва не должна прекращаться.

 


Хорошим обращением и любовью можешь многих исправить, умирить.

 


Никогда с гневом не ищи, кого исправить, потому что гнев гневом не исправляется, но смирением и любовью истинной.

 


Когда видишь кого гневающимся, оставь в настоящее время исправить его.

 


Когда умирится и придет в нормальное состояние, тогда можешь сказать полезное.

 


Никогда не было исправления с гневом, но всегда с любовью.

 


Так и делайте. Возьми пример с себя, когда успокаиваешься: когда поносят или когда обращаются к тебе с любовью?

 


Помните слово в Отечнике одного старца, что злой и гневливый человек, хотя мертвого воскресит, не войдет в Царство Небесное.

 


Не думайте, что если освободитесь от одного испытания, не придет другое. Обязательно придет.

И если будешь мужественен в первом, то и другие испытания выдержишь.

 


Искушение внутри тебя. Не видишь разве, что кратчайшая дорога преуспеяния — терпеть все находящее.

 


За каждую душу, которой кто помогал как-то, переносит тот искушения, которые она имела.

 


Терпи немощи братий, да потерпят и они твои, люби, и тебя полюбят. Будь добрым, и тебе все будут казаться добрыми.

 


Подчиняй страсти свои и увидишь, как будут почитать не только слова твои, но и взгляд твой.

 


Ничто так не помогает уменьшить гнев и прочие страсти, как любовь к Богу и ближнему. Любовью легче победишь, чем другими средствами.

 


Но и когда подвизаешься, не ощущаешь боли, если умом обладает любовь.

И чтобы не случилось, вопиешь: «Ради Тебя, Иисусе мой! Ради любви к Тебе, переношу оскорбления, поношения, укоризны, скорби, труды».

И когда это помышляешь, тяжесть боли облегчается и горечь демонов исчезает.

 


Однажды из-за многих тяжелых скорбей возобладала мною тяжелая печаль и возопил я к Богу, изнемогая. И в этой скорби невыносимой услышал я сладкий глас, полный симпатии и сострадания: «Не потерпишь ли все ради любви ко Мне?»

 


Итак, не скорби в печалях и искушениях.

Малая скорбь очищает тебя от многолетней болезни.

Еще не много и исчезнет.

 


Искушения, чем меньше терпения у человека, тем более кажутся великими.

И чем более утверждается человек их перенести, тем более уменьшаются.

 


Итак, терпи. Это сейчас тебе кажется тяжелым обрести терпение.

Но пройдут годы, и это придет в руки твои, это придет, как твое собственное имущество, ты даже и не поймешь, как это случилось.

 


Трудись с молодости, не вопрошая «зачем» и «почему». И когда состаришься, пожнешь с избытком от трудов своих.

 


Мужайся. Многажды падает праведник, но не унывает, встает, опять Господь увенчает его.

Нужно потерпеть все это, чтобы смирилась душа.

 


Мы имеем опытного противника, изобретателя зла, всякого вида прелести, который день и ночь стережет нас, который из света стал тьмой и знает все.

Он враг Божий, хочет и нас обратить во врагов Богу.

 

 

Дух нечистый легко смешивается с духом, который нам даровал Бог, и берет наши силы и движет их, как хочет.

Смотрит, что нравится душе и каким образом ей помогает Бог, и тут же подстраивается.

 


Познай, что ты тленный, бедный, нищий и раздетый.

 


Познав свою немощь, не будешь осуждать и других.

Будешь говорить, увидев согрешающего: «Не имеет благодати Твоей, Христе мой, поэтому и согрешает. Если оставишь и меня, то сделаю еще хуже. Стою, потому что Ты меня поддерживаешь, брат не видит, потому и делает так. Открой ему очи внутренние, Господи!»

 


Три врага воюют против человеческого рода: демоны, сама природа и привычки - кроме этих, других противников нет.

 


И если хочешь видеть ближнего, как он есть, отними этих трех противников, воюющих на него, сотвори о нем усердную молитву к Богу, чтобы Он помог ему Своею благодатью.

И тогда вы будете согласны друг с другом.

 

«Делание», так называемое, - это не то, что попробовал и бросил.

Но «делание» - это шествие на поприще брани, чтобы победить и быть побежденным, приобрести и потерять, упасть и встать, пребыть в борьбе до последнего дыхания.

 

Когда подымаемся до неба, нужно ожидать, что ниспадем и до ада.

 

Когда приходит благодать, ожидай и искушения.

 

Охраняй двери души, исповедывайся каждый вечер, послушание старцу во всем, смирение и любовь ко всем.

Этим облегчишь брань.

 

Демоны, когда приближаются, чтобы сотворить с нами брань, подходят не с той стороны, где ожидаешь, а с другой, где имеешь слабость; именно с этой слабой стороны побеждают нас.

 

Просишь благодати у Господа?

Вместо благодати приходит искушение.

Не выдерживаешь искушения, ропщешь - не дается тебе вкусить благодати.

Опять просишь? Опять приходит искушение.

Опять не выдерживаешь. Опять становишься недостоин благодати.

Необходимо, чтобы ты вышел победителем.

Преодолевай искушение до смерти. Падая к бою, кричи ко Господу: «Иисусе мой, Сладчайший! Не оставлю Тебя и ради любви к Тебе претерплю все до смерти!»

 

Итак, не бойся искушений.

Упал, вставай.

Не теряй самообладания.

Не отступай.

Как облака, пройдут искушения.

 

 

 

Ум


Ум не может находиться в одном состоянии.

Особенно у того, кто еще слаб духовно.

Нужно его занять в одно время чтением, в другое - псалмопением, в третье - молчанием.
В состоянии молчания ум переваривает то, что узнал из Священного Писания.


И когда питать его новым, хорошим, укрепляется точно так же, как тело, когда принимает здоровую хорошую пищу.

Итак, ум есть эконом души, который носит пищу, какую ему дашь, и спускает ее в сердце.
Сначала ум очищается от всего, что приобрел в миру. Уходит от житейских попечений и, произнося непрестанно молитву, очищается совершенно от мечтаний.
И тогда понимаешь, что очистился. Потому что больше не занимается лукавством и нечистотой, которые видел и слышал в мире.
Затем он с молитвой, входя и исходя в сердце, очищает дорогу от всякой враждебности, нечистоты, лукавства - очищает сердце мало-помалу.
Начинает ум войну против страстей и демонов, живущих в сердце много лет, о которых и не знал, и не подозревал даже.
Теперь, когда ум приобрел первоначальную свою чистоту, он начинает видеть врагов, воевать против них, как господин в стране - разумной части души.

Держа, как оружие, имя Иисусово, он бичует им врагов до тех пор, пока не выдворит их вон, вращающихся и обитающих в области сердца, как диких псов.
Начинает ум очищать смрад и всякую нечистоту, которой осквернили сердце демоны.

Затем, как добрый хозяин, приносит хорошую здоровую пищу, которая просвещает и оздо-равливает душу.
Во всем этом сопутствует благодать очищающая.

 

Тот, кто имеет полное послушание, имеет полную беспопечительность ума.

 

 

 

 

Благодать Божия не определяется временем, но от образа жительства и от милости Господней.

 

Опыт деятельный обретается со временем, благодать же - дар от Бога и дается в зависимости от горячности веры, смирения, доброго предрасположения.

 

Как только истинно покается человек, к нему приближается благодать, с понуждением себя она возрастает.

 

Ищущий благодати Божией должен претерпеть искушения и скорби, какие бы его не посетили.

 

Если хочешь быстрейшего преуспеяния, постарайся отсекать волю и разум свои.

 

Если же не действует благодать и происходит рассеянность ума, тогда нужно погружать ум в сердце, заключать как в норе и безмолвствовать от всякого помысла.

 

Опыт не покупается. Есть личное достояние по трудам каждого, и кровь свою нужно дать, чтобы его приобрести.

 

Не бойтесь болезней, хотя бы пришлось всю жизнь страдать.

 

 

Демоны это духи, которые имеют некоторое сходство с нашим духом, с умом.
Ум, как питатель души, всякое духовное движение - образ и помысл - направляет в сердце, сердце же передает это разуму.
В нашем примере ум, как источник, если он возмущается нечистым духом, то эту нечистоту передает в сердце, сердце, помрачившись, сообщает это разуму. И помрачается и затемняется тогда вся душа.
И тогда место созерцаний занимают мечтания. Таким-то образом и родились все заблуждения и ереси.

 

Когда же человек вкусил благодати, постоянно внимателен к себе, имеет страх Божий, тогда, если приближается лукавый, видит: что-то не так, как нужно.
Тогда приобретаешь опыт.

И славословишь и благодаришь Бога, просвещающего ум познавать и избегать сетей и уловок лукавого.

 

 

Главное значение молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» - в очищении сердца. Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, яко тии Бога узрят». Не сказал: блаженны видящие видения, откровения. Поэтому не надо этому радоваться, хотя бы они были и от Бога, но радоваться, когда видишь ум пребывающим в сердце и чисто молящимся.
Отсюда умиряется тело от страстей.

 

Все нужно совершать в своем чине, тогда дело пойдет хорошо.

 

Чтение просвещает ум и помогает в молитве. Телесный труд, если он умерен и не сообщает беспокойства, очень полезен и ведет ко смирению.

 

Когда кто привыкнет говорить каждому «прости» и во всем укорять себя только и не взыскует правды ни от кого, и своей воли не творит, быстро начинает вкушать от плодов смирения.

Достаточно, чтобы имел только терпение.

 

С любовью и простотой, без многих помыслов быстро достигнешь вышней пристани.

 

Если ум здрав, он схватывает мысли и судит их.

Если же он не бодрствует, тогда приходит безрассудное, пересиливает и одолевает.

 

Внимание ума - необходимая обязанность для всех христиан, но для мирских людей это -трудно, потому что они имеют обязанности.


 


Мы почти находимся в сфере конца света, мы уже приближаемся к ней и уже многое проявилось.

Но не это занимает нас, потому что жизнь для нас - Христос, а смерть -приобретение.

Нас интересует не приближающееся время, а мы сами - чтобы мы очистили наши сердца и стяжали Бога.

 

Поскольку Христос есть образ смирения, то и мы должны быть смиренными. И тогда мы понуждаем нашу самость к смирению, но это требует усилий.

 

Очень полезно молчание.

И пусть он не слушает бесполезные для него разглагольствования и не обращает внимания на помыслы.

Они внешне устойчиво держатся потому, что ум не имеет деятельности, не имеет молитвы.

Поскольку мы не даем работы уму, его захватывает в свои тенета диавол и терзает его.

Поэтому надо пребывать в упорной молитве.

 

Много раз когда чувствуется сила помысла, тогда монах пытается уйти своим умом от помышления, которое мучает его и направить свой ум на что-то другое - на вещь, крест, память смерти, сделать перерыв, а затем - иметь время, чтобы воззвать ко Христу.

Это - самое начало борьбы.

Важна молитва.

И ее количество и качество зависят от нашей собственной настойчивости. Но все это упорядочивает благодать Божия.

 

Преуспеяние в подвиге само по себе — не цель, а лишь одно из наиболее полезных средств. Только в благодати Божией — наш источник свободы и самого нашего воскресения.

 

Подвиг — это не цель, а средство, но средство необходимое и нужное для того, чтобы обрести исцеление и вернуться к цели нашего общего предназначения.

 

Непременные обязанности, исполнением которых и сможем впоследствии стать причастниками Божественных обетований.

 

Наше намерение и цель — соблюдение Христовых заповедей.

 

 

 


В деятельном подвижничестве все сводится к тому, чтобы наша воля и жизнь согласовывались с волей и жизнью Самого Спасителя и Бога.

 

Никто пусть не оставляет подвига молитвы.

 

Воздержание — необходимая узда для нашей изначально падшей природы.

 

Всех порочных помыслов восемь: чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости.

Чтобы все сии помыслы тревожили или не тревожили нас, это не в нашей воле; но чтобы они пребывали или не пребывали в нас и возбуждали или не возбуждали страсти, это в нашей воле.

 

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 366. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия