Студопедия — А.Толстой.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

А.Толстой.






В своем романе А. Толстой создал целостную картину России — от императорского дворца до убогой крестьянской избы; нарисовал жизнь страны на широком европейском фоне. Но история выступает у писателя не как фон. Подлинные события русской истории в ее движении, борьбе образуют основу сюжета в романе. И это одно из больших завоеваний автора.
Сюжетным центром всего повествования у А. Толстого является Петр I. Силу Петра, его заслугу и значение писатель видит в том, что он понял объективные закономерности и требования своей эпохи, подчинил им свою деятельность. Преобразование России, осуществление широких политических замыслов — дело всей жизни Петра. В изображении А. Толстого Петр прежде всего крупнейший государственный, национальный деятель. Он сын своего века, горячий патриот России и в то же время личность многогранная, наделенная всеми главными чертами переходной эпохи.
В основу композиции произведения наряду с движением “большой истории” положено развитие характера Петра, его мужание. Писатель показывает постепенное превращение непослушного, настойчивого, горячего, норовистого мальчика, “волчонка”, по словам царевны Софьи, угловатого подростка, длинного беспокойного “вьюноши” в непреклонного правителя, гениального реформатора, грозного военачальника, мудрого дипломата, большого государственного и политического деятеля.
А. Толстой наделил своего героя человеческими чувствами и страстями, создал живой образ Петра с его ненасытной любовью к жизни, бурным темпераментом, неукротимой дерзкой волей, “диким, жадным, встревоженным умом”, острой любознательностью, жестким, крутым нравом.
Юность и молодость Петра были полны острых, драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. В нем рано, с детских лет, заговорила непримиримая ненависть к консервативной, душной старине, к неподвижному укладу старой Москвы, к медлительной и утомительной скуке пышных дворцовых церемоний, к спесивым и чванливым боярам, способным только лениво дремать на своих лавках. Из личного чувства этой ненависти выросли со временем его принципы, давшие толчок его страстной деятельности, превратившиеся в неиссякаемый источник энергии, побуждающий уничтожать старое, неугодное, искать и круто проводить в жизнь новое. Петр у А. Толстого — очень земной человек, сын своей эпохи. Чаще всего Петр показан не в царских одеждах, а либо в военном кафтане, либо в “холщовой запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть”, либо в матросской куртке. Толстой подчеркивает и “мужицкие” манеры Петра, и его пристрастие к крепким словечкам. Однако А. Толстой нигде не стремится представить Петра фигурой идеальной, сделать его более человечным и гуманным, чем он был на самом деле. Создавая образ Петра, писатель в то же время не забывал, что был он самодержец, крепостник. Петровские реформы часто носили характер крутой, решительной и жестокой ломки. Петр в романе задает себе нетерпеливый вопрос: “Какими силами растолкать людей, продрать им глаза?.. Указ, что ли, какой-нибудь дать страшный? Перевешать? Перепороть?” Он насильно отрезает боярам бороды, участвует в жестоких пытках своих врагов, “дубиной” гонит в науку дворянских недорослей, устраивает поругание княжеских и старых боярских фамилий на святках. Это при нем, царе-крепостнике, стонет народная, крестьянская Русь от непосильных поборов и оброков. Это при нем неимущих засекают насмерть батогами, загоняют крепостных на верфи, учат палками солдат, обманом заманивают вольных людей на суконные, полотняные, шелковые заводы и бумажные фабрики, воздвигаемые по приказу царя.
“Петр Первый” — это произведение о великой эпохе с ее государственными деятелями и народными массами, с ее противоречиями и конфликтами, с трудностями и победами. Герои романа выдвинуты историей, но в то же время они сами ее участники и творцы. Главная идея романа А. Толстого — идея мощи великого русского народа. Это делает книгу заметным явлением национального самосознания.

 

46. Послевоенный период 1946-1955гг

Война очень изменила страну, т.к. изменились отношения между государством и людьми. В людях поддерживали самостоятельность, результатом этого стало внутреннее раскрепощение в первую очередь тех, кто прошел войну—когда война кончилась возникала потребность литературы рассказать о том, что произошло т.е о войне. Писатели начинают говорить о грамотной победе. Ключевым текстом этого периода становится стихотворение Исаковского «Враги сожгли родную хату», рассказ Платонова «Возвращение», повесть Некрасова «В окопах Сталинграда».

Формируется направление- поэзия поэтов фронтового направления. Все эти тексты- это попытка эмоционально выразить отношение к войне, а с другой стороны обратить внимание на длительные последствия, которые ждут страну, проблему, которые нужно решить, когда эти тексты появляются, то было два пути, по которым можно было пойти:

1.Изживание травмами- неприемлемый для государства путь.

Государство выбирает другой путь

2. Все, что связано с трагической памятью о войне должно быть подчинено воспеванию победы. +общество должно сосредоточится на будущих задачах, а не на пережевывании прошлого.

Все эти тексты объявляются упадническими, писатели обвиняются в пессимизме. 1946 г выходит серия партийных постановлений, в который декларируется новая партийная политика. Самое знаменитое постановление: Постановление и журналах «Звезда и Ленинград»- суть- литература должна выполнять государственные и партийные задачи. А эти задачи- скорейшее восстановление народного хозяйства. Литература должна идеологически обслуживать идею народного хозяйства. Все тексты, которые не соответствуют этому требованию будут запрещены, и будут подвергаться жесткой критике. Т.е речь идет об ужесточении государственного контроля над литературой.

Ахматова и Зощенко- конкретно обвинялись в упадничестве, зубоскальстве. Они были исключены из союза писателей.

Начинается один из самых тяжелых периодов для русской культуры. Создается жестко зарегламентированное искусство. Каждый текст подвергался жесткому контролю, критике, требования о перекличке с правилами соц. Реализма. Все тексты подвергались анализу и критике в газетах и журналах. Стали появляться тексты, которые писались по требованиям, как правило одинаковые тексты (типичный пример Петр Павленко «Счастье») За создание такого рода текста полагались премии «Сталинские премии». Все, что в эти рамки не укладывалось, не публиковалось или давалось переделываться.(например, В.Катаев «Катакомбы», этот текст публикуют, затем решают, что текст антисоветский, т.к слово «гаврик» имеет отрицательную коннотацию—текст отдали Катаеву, чтобы переделать. Он из текста убирает всех «гавриков» и его приняли.

Фадеев «Молодая Гвардия»- романтический текст о молодых людях, воспитанных новой властью. Все эти люди принимают решение бороться с фашистами, сплачиваются для этого в одну организацию «Молодая Гвардия». Фадеев за это произведение получил «Сталинскую премию», но в 1946 г появляется статья, в которой говорится о том, что он нарушил правило соц. Реализма и не изобразил решающую роль партии в жизни героев. Фадеев на тот момент был председателем союза писателей—ему было предложено переделать свой роман. Он его дописывает, увеличивает в два раза. Из романтического гимна свободолюбивой молодежи Фадеев сделал скучный роман. За это его похвалили.

Твардовский пишет поэму «Дом у дороги», «Теркин на том свете»- о мытарствах фронтовиков по разным бюрократическим учреждениям. Оба эти произведения не были допущены до печати.

Резкое снижения качества литературы подорвало доверие читателя к литературе. Ни один своеобразный текст проникнуть сквозь эти рамки не мог. Некоторые тексты с человеческим началом: повесть Веры Пановой «Спутники», повесть Эммануила Казакевича «Звезда», повесть Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Этот период заканчивает в середине 50-х годов. Наступает «Оттепель»

 

47. «Оттепель».

В 1953 г. Сталин умирает. К власти приходит Хрущев. Его позиция- ориентация на реформы государственной и экономической жизни. Хрущев предлагает ряд мер по либерализации государственной и экономической жизни. Никаких координальных изменений в оценке будущего страны не было. 1961г- программа построения коммунизма. По -прежнему государством управляют государственный аппарат вместе с партией.

Либерализация состояла в том, что государство взяло курс на больший объем интересов отдельных граждан. Т.е это была более соц. Ориентированная политика. Необходимо было объяснить причины смены курса. Одним из способов было показать жестокость предыдущей власти (репрессии, лагеря). 1956г на 20 съезде Кпсс Хрущев делает секретный доклад «О культе личности и его последствиях» - критика Сталина. Необходимо запрещать систему лагерей, реабилитировать тех, кто был невинно осужден.

С 1957- массовая реабилитация заключенных, возвращение заключенных на свои рабочие места- это центральное политическое событие. Осуждение колхозов, индустриализации не было—либеральная политика. Хрущев проходит по еще Сталинским реформам:1. Экономическая реформа(управление промышленностью и хозяйством, совнархозы)

2.реформа науки- децентрализация научной жизни.

3. Жилищная реформа (хрущевки- круглопанельное домостроение)

4. Реформа культурной политики- «приоткрытие железного занавеса»

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 448. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия