Это отмечает судья Абу Бакр ибнуль-Араби в шархе к сборнику Тирмизи."Из мнений относительно хариджитов верно то мнение, которое считает их неверными, ибо посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: "Выходят из Ислама". В другом месте: "Я убил бы их так, как убивал бы адитов". В другом хадисе упоминается о самудитах. Оба эти племени погибли по причине своего куфра. Об этом же свидетельствует следующее слово посланника Аллаха (с.а.в.): "Они худшие из творений". Как известно таким качеством могут обладать только неверные (муслимы, хоть и грешные не могут считаться худшими из творений, ибо они в любом случае лучше неверных - прим. пер.). Кроме этого имеются следующие слова посланника (с.а.в.): "Поистине, они - более всех творений заслужили гнев Аллаха ". С другой стороны они выносили такфир муслимам и пророчили им вечный ад. Поэтому они сами более всего заслуживают этого суждения. Одним из последующих (не салаф) ученых, кто выносит такфир хариджитам, это - Таки ад-дин ас-Субки. В своих фатвах он говорит следующее: "Одним из доказательств тех, кто выносит такфир хариджитам и крайним рафидъитам, является то, что они (хариджиты и рафидъиты) выносят такфир выдающимся сахабам. По моему мнению это верно, ибо такфир сахабов означает опровержение пророка (с.а.в.), который пророчил сахабам Рай". Те же, кто не выносят им (хариджитам) такфир говорят следующее: "Для того, чтобы выносить хариджитам такфир, нужно обладать абсолютно достоверными знаниями о них. А те свидетельства и предания (о их куфрах), которые до нас дошли недостаточны для устранения всех сомнений относительно их деяний". Мы же говорим, что для нас необязательны сведения о всех их куфрах. Для нас достаточно того, что они вынесли такфир сахабам. При этом, нам достоверно известно, что те сахабы были абсолютно чисты от куфра. Нашим доказательством является хадис: "Кто скажет своему брату (муслиму): "Эй кафир!", то поистине это слово обратится одному из двух". (Бухари) Вариант Муслима выглядит следующим образом: "Кто обвинит муслима в куфре и скажет ему: "Эй, враг Аллаха!", и если это не так, то это возвращается к нему самому". (Муслим). Итак, нам точно известно, что они (хариджиты) вынесли такфир сахабам, в чьей вере нет сомнений. Поэтому согласно суждению законодателя (Аллаха), мы обязаны вынести суждение об их куфре. Утверждения и оправдания хариджитов не играют роли, ибо арабские мушрики тоже имели свои якобы оправдания. Поэтому если хариджиты и на самом деле искренне верят в то, что сахабы неверные - это им не поможет. То, что они веруют в некоторые Исламские верования и выполняют некоторые Исламские приказы не спасает их от того, чтобы им быть неверными. Ведь и мушрики тоже могут выполнять некоторые приказы и верить в некоторые Исламские истины и думать при этом, что они на истинном пути; но это не спасает их от того, чтобы продолжать быть мушриками. Хафизъ (Ибн Хаджар) продолжает: "Одним из тех, кто склоняется к такфиру хариджитов это Табари. В книге "Тахзиб" он, приведя хадисы по этой теме, говорит следующее: "В этом (этих хадисах) есть доказательство-опровержение тем, кто утверждает следующее: "Тот, кто заслужил право называться сторонником къиблы, тот не выйдет из Ислама, пока сознательно и намеренно не захочет выйти из Ислама". Принятие такого утверждения сводит эти хадисы на нет". (Имам Табари особенно уделяет внимание опровержению этого ложного утверждения; при каждом удобном случае он старается указать на это. Например, см. главу c.3.1.1). В хадисе говорится: "Они говорят слова истины и читают Коран, но выходят из Ислама; и ничто из Ислама не пристает к ним ". Как известно, помимо того, что они считали разрешенным покушение на жизнь и имущество муслимов, они также толковали Коран толкованием, которое там не подразумевается. В связи с этим имеется следующее предание от Ибн Аббаса: "Они веруют в мухкам (однозначные аяты) Корана, но гибнут в муташабихе (неоднозначных аятах) Корана". То, что их необходимо убивать, подтверждает также и следующий хадис от Ибн Масъуда: "Убийство муслима разрешено только в следующих трех случаях. Третье, это если он покинет религию и отделится от джамаата (остальные два это блуд и возмездие за убийство)". Куртуби в своем "Муфхим"е говорит: "Точка зрения, предусматривающая такфир хариджитов, подкрепляется также и художественным образом в хадисе от Абу Саъида. Хадис свидетельствует о том, что они на самом деле выходят из Ислама, подобно тому, как стрела выходит из дичи, без остатков каких-либо следов". Автор книги "Аш-Шифа" Судья Иядъ говорит: "Опираясь на эти хадисы, мы без каких-либо сомнений выносим такфир всем, кто скажет такое слово, которое подразумевало бы, что (вся) умма в заблуждении или, что сахабы - неверные".
|