Студопедия — Выразительные средства языка
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Выразительные средства языка






 

Фразеология — одно из самых ярких и действенных средств языка. Не случайно ее образно называют «жемчужиной русской речи». «Фразеологизмы – кладезь народной мудрости». Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие крылатыми. Например:

-Аника-воин – задира, хвастающийся своей силой, но обычно терпящий поражение.

-А Васька слушает да ест – так говорят о том, кто не обращает никакого внимания на слова окружающих, продолжая совершать неприглядные поступки. (Цитата из басни И.А. Крылова).

-Баш на баш – это выражение используют как характеристику равнозначного обмена одной вещи на другую.

-Делу время и потехе час – всему своё время: и делу, и потехе.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (много снега – много хлеба), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл), третьи вышли из сказок, загадок, литературных произведений (в мгновение ока – из Библии, рожки да ножки – совсем ничего не осталось, слова из песенки «Жил-был у бабушки серенький козлик», рыльце в пуху – так говорят о том, кто отвергает обвинения, которые справедливы; из басни И.А. Крылова «Лисица и Сурок»). Фразеологизмы современного русского литературного языка можно разделить на три большие группы: межстилевые, разговорно-бытовые и книжные. [6, с. 90].

Я хочу остановиться на группе: разговорно-бытовые фразеологические обороты – это устойчивые сочетания слов, которые преимущественно употребляются в устной речи: убежать – навострить лыжи, говорить – точить лясы, нетерпимо – мочи нет, разбогатеть – набить карман, быстро – со всех ног, смелый – о двух головах. Почти все разговорно-бытовые фразеологические обороты имеют образный характер и вносят в речь оттенок непринуждённости, простоты: заморить червячка, свинью подложить, как сельди в бочке, тряхнуть стариной, верёвки вить, мелкая сошка, грязь месить, первый блин комом. [6, с. 92].

Фразеологизмы этой группы являются одним из средств характеристики человека, эмоциональной оценки его индивидуальных качеств или его положения в обществе, коллективе которые делятся на:

1.Оценку индивидуальных качеств личности: «он звёзд с неба не хватает» (со средними способностями); «мухи не обидит» (кроткий, безобидный, добрый); «кошка драная» (непривлекательная).

2.Оценку личности на основе положения в обществе, коллективе: «она здесь белая ворона» (очень отличается от окружающих).

В начальной школе отдельно тема «Фразеологизмы», к сожалению, не изучается, только вскользь на уроках литературного чтения. Дети мало читают, а читая, не задумываются над значением встретившихся фразеологизмов. Поэтому самые распространённые фразеологические обороты вызывают затруднения в пояснении их лексического значения, и не только в понимании, но в употреблении. Некоторые фразеологизмы понимаются учениками ошибочно. Решая олимпиадные задания конкурса «Познание и творчество», мне часто попадаются задания с фразеологизмами, где надо тот или иной фразеологизм объяснить, что он означает.

Слова – «паразиты»

Слова – «паразиты» - явление в лингвистике, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде: «в принципе», «а именно», «короче говоря», «это самое», «блин», «как бы». Большинство лингвистов считает, что «слова-паразиты» люди используют из-за бедности словарного запаса, привычка, мода. Я считаю, что каждый из нас употребляет в своей речи слова «паразиты», и у некоторых такие слова становятся отличительным стилем их разговорной речи. Хорошо это или плохо? Взрослые умные люди говорят, что это ужас! А мне кажется, от них нужно непременно избавляться. Многие употребляют слова «паразиты», не зная их истинных значений. Вот ряд примеров [5, с. 102]:

- «блин» – тонкая лепёшка, из жидкого теста, испечённая на сковороде;

- «в натуре» - то, что существует в действительности;

- «как бы» - частица со значением условно-предположительного сравнения»;

- «на самом деле» - в действительности;

- «в принципе» - то, что заложено в основном, исходном положении;

- «типа» - производная от тип: форма, вид чего-нибудь.

Иногда «слова-паразиты» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Ненормативная лексика

По данным разных социологических опросов в России матерится до 70% населения. А матерятся, независимо от социального и образовательного статуса – от рабочего до Президента, матерятся везде – от детсада до Госдумы, матерятся по любому поводу – от радости до горя, матерятся просто так, без повода, маты вставляют в речь так для «связки» слов (мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем!), так говорят взрослые. Если какой-нибудь народный артист, или политик, или другой известный человек, выступая принародно, загнет «трехэтажным», – никто уже не удивляется. Но всё же 80% (по данным социологических опросов), россиян негативно относятся к использованию ненормативной лексики и считают употребление матерных выражений недопустимым проявлением распущенности.

Для чего применяют мат? Специалисты выделяют следующие критерии употребления мата в речи:

- снятие психического напряжения;

- повышение эмоциональности речи;

- снятие болевого шока;

- оскорбление, унижение адресата речи;

- демонстрация раскованности, независимости говорящего;

- демонстрация отсутствия страха;

- демонстрация принадлежности говорящего к «своим».

Но всё-таки возможна ли победа в борьбе с матом, или русский мат не победим? Ученые говорят, что, ударившись или поранив себя, люди в сердцах говорят грубости, потому что сквернословие на самом деле уменьшает боль. В исследовании, проведенном специалистами Кильского университета на добровольцах, было установлено, что люди выдерживают боль дольше, если они костерят весь мир почем зря.

Мат - это, прежде всего, оскорбление. Люди, которые его употребляют, вызывают отвращение. Разумеется, я могу понять, если это служит средством разрядки. Когда слышишь мат на улице, и ругательства служат для связи слов в речи, сразу видно, что человек не очень культурный. С такими я стараюсь не общаться, и вообще я стараюсь пропускать нецензурную лексику мимо ушей.

Лексические средства языка, усиливающие его выразительность, называют в лингвистике тропами (от греч. tropos — слово или выражение, употребляемое в переносном значении). Чаще всего тропы используют авторы художественных произведений при описании природы, облика героев.

Эти изобразительно-выразительные средства носят авторский характер и определяют самобытность писателя или поэта, помогают ему обрести индивидуальность стиля. Однако существуют и общеязыковые тропы, возникшие как авторские, но со временем ставшие привычными, закрепившиеся в языке: «время лечит», «битва за урожай», «военная гроза», «совесть заговорила», «свернуться калачиком», «как две капли воды».

В них прямое значение слов стирается, а иногда и утрачивается совсем. Их употребление в речи не рождает в нашем представлении художественного образа. Троп может перерасти в речевой штамп, если употребляется слишком часто. Сравните выражения, определяющие ценность ресурсов при помощи переносного значения слова «золото», — «белое золото» (хлопок), «черное золото» (нефть), «мягкое золото» (пушнина) и т.д.

Эпитеты (от греч. epitheton — приложение — слепая любовь, туманная луна) художественно определяют предмет или действие и могут быть выражены полным и кратким прилагательным, существительным и наречием: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль в многолюдный храм...» (А.С. Пушкин)

«Она тревожна, как листы, она, как гусли, многострунна...» (А.К. Толстой) «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои...» (Н. Некрасов) «Неудержимо, неповторимо все пролетело далече и мимо...» (С. Есенин). Эпитеты классифицируют следующим образом:

1) постоянные (характерны для устного народного творчества) — «добрый молодец», «красна девица», «зелена трава», «море синее», «лес дремучий» «мать сыра земля»;

2) изобразительные (наглядно рисуют предметы и действия, дают возможность увидеть их такими, какими видит их автор) — «толпа пестрошерстная быстрая кошка» (В. Маяковский), «трава полна прозрачных слез» (А. Блок);

3) эмоциональные (передают чувства, настроение автора) — «Вечер черные брови насопил...» — «Заметался пожар голубой...», «Неуютная, жидкая лунность...» (С. Есенин), «...и юный град вознесся пышно, горделиво» (А. Пушкин).

Сравнение— это сопоставление (параллелизм) или противопоставление (отрицательный параллелизм) двух предметов по одному или нескольким общим признакам: «Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы» (В. Брюсов) — «Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи — Мороз воевода дозором обходит владенья свои» (Н. Некрасов). Сравнение придает описанию особую наглядность, изобразительность. Этот троп в отличие от других всегда двучленен — в нем называются оба сопоставляемых или противопоставляемых предмета.2 В сравнении выделяют три необходимо существующих элемента — предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства [4, с. 76].

Например, в строке М. Лермонтова «Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака...» предмет сравнения — облака, образ сравнения — горы снеговые, признак сходства — белизна облаков - Сравнение может быть выражено:

1) сравнительным оборотом с союзами «как», «словно», «будто», «как будто», «точно», «чем... тем»: «Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье, " Но, как вино — печаль минувших дней В моей душе, чем старе, тем сильней» (А. Пушкин);

2) сравнительной степенью прилагательного или наречия: «страшнее кошки зверя нет»;

3) существительным в творительном падеже: «Змейкой мчится по земле белая поземка...» (С. Маршак); «Руки милой — пара лебедей — в золоте волос моих ныряют...» (С. Есенин);

«Я на нее вовсю глядел, как смотрят дети...» (В. Высоцкий);

«Мне этот бой не забыть нипочем, смертью пропитан воздух.

А с небосвода бесшумным дождем падали звезды» (В. Высоцкий).

«Звезд этих в небе — как рыбы в прудах...» (В. Высоцкий).

«Как Вечным огнем, сверкает днем вершина изумрудным льдом...» (В. Высоцкий).

Метафора (от греч. metaphora) означает перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства, это словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения. Если эпитет ~ не слово в словаре, а слово в речи, то тем более справедливо утверждение: метафора ~ не слово в словаре, а сочетание слов в речи. Можно вколачивать гвоздь в стену. Можно вколачивать мысли в голову ~ возникает метафора, грубоватая, но выразительная.

В метафоре три элемента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, т. е. о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях).

Речевая актуализация семантики метафоры и объясняется необходимостью такого отгадывания. И чем больше усилий требует метафора для того, чтобы сознание превратило скрытое сравнение в открытое, тем выразительнее, очевидно, сама метафора. В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второй компонент. Это и придает образность и компактность тропу. Метафора — один из наиболее распространенных тропов, так как сходство между предметами и явлениями может быть основано на самых разнообразных чертах: цвет, форма, размер, назначение.

Метафора, может быть, простой, развернутой и лексической (мертвой, стертой, окаменевшей). Простая метафора построена на сближении предметов и явлений по одному какому-либо общему признаку — «заря пылает», «говор волн», «закат жизни».

Развернутая метафора построена на различных ассоциациях по сходству: «Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады» (М. Горький).

Лексическая метафора — слово, в котором первоначальный перенос уже не воспринимается — «стальное перо», «стрелка часов», «дверная ручка», «лист бумаги». Близка к метафоре метонимия (от греч. metonymia — переименование) — употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть

1) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: «Янтарь в устах его дымился» (А. Пушкин);

2) между содержанием и содержащим: «Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!» (И. Крылов);

3) между действием и орудием этого действия: «Перо его местью дышит» (А. Толстой);

4) между автором и его произведением: «Из рук моих ветхий Данте выпадает» (А. Пушкин);

5) между местом и людьми, находящимися на этом месте: «Театр уж полон, ложи блещут» (А. Пушкин).

Разновидностью метонимии является синекдоха (от греч. synekdoche — соподразумевание) — перенос значения с одного на другое по признаку количественного отношения между ними:

1) часть вместо целого: «Все флаги в гости будут к нам» (А. Пушкин); 2) родовое название вместо видового: «Ну, чего ж, садись, светило!» (В. Маяковский);

3) видовое название вместо родового: «Пуще всего береги копейку» (Н. Гоголь);

4) единственное число вместо множественного: «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М. Лермонтов);

5) множественное число вместо единственного: «К нему и птица не летит, и зверь нейдет» (А. Пушкин).

Суть олицетворения состоит в приписывании неодушевленным предметам и отвлеченным понятиям качеств живых существ — «Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей, читая воли» (А. Пушкин); «И сердце готово к вершине бежать из груди...» (В. Высоцкий).

Гипербола (от греч. hyperbole — преувеличение) — стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении - «наметали стог выше тучи», «вино лилось рекой» (И. Крылов), «В сто сорок солнц закат пылал» (В. Маяковский), «Весь мир на ладони...» (В. Высоцкий). Как и другие тропы, гиперболы могут быть авторскими и общеязыковыми. В повседневной речи мы часто используем такие общеязыковые гиперболы — сто раз видел (слышал), «испугаться до смерти», «задушить в объятиях», «танцевать до упаду», «двадцать раз повторить» и т.д.Противоположный гиперболе стилистический прием —литота (от греч. litotes — простота, худоба) — стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом преуменьшении, уничижении, недоговоренности: «мальчик с пальчик», «...Нижетоненькой травиночки надо голову клонить...» (Н. Некрасов).

Литота является разновидностью мейозиса (от греч. meiosis —уменьшение, убывание). Мейозис представляет собой троп, заключающийся в преуменьшении интенсивности свойств (признаков) предметов, явлений, процессов: «ничего себе», «сойдет», «приличный*, «терпимый» (о хорошем), «неважный», «вряд ли пригодный», «оставляющий желать лучшего» (о плохом). В этих случаях мейозис является смягчающим вариантом этически неприемлемого прямого наименования: ср. «старая женщина» — «женщина бальзаковского возраста», «не первой молодости»; «некрасивый мужчина» — «трудно назвать красавцем». Гипербола и литота характеризуют отклонение в ту или иную сторону количественной оценки предмета и в речи могут совмещаться, придавая ей дополнительную выразительность. В шуточной русской песне «Дуня-тонкопряха» поется о том, что «Дунюшка куделюшку три часа пряла, три нитки напряла», и нитки эти «потоньше колена, потолще полена». Кроме авторских существуют и общеязыковые литоты — «кот наплакал», «рукой подать», «не видеть дальше собственного носа» [3, с. 61].

Перифразой (от греч. periphrasis — от вокруг и говорю) называется выражение, употребленное вместо того или иного слова («пишущий эти строки» вместо «я»), или троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты («царь зверей — лев», «туманный Альбион» — Англия, «Северная Венеция» — Санкт-Петербург, «солнце русской поэзии» — А. Пушкин).

Аллегория (от греч. allegoria — иносказание) заключается в иносказательном изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. В литературе аллегории появляются в средние века и своим происхождением обязаны древним обычаям, культурным традициям и фольклору. Главный источник аллегорий — сказки о животных, в которых лиса есть аллегория хитрости, волк — злобы и жадности, баран — глупости, лев — мощи, змея — мудрости и т.д. С древних времен и до нашего времени аллегории чаще всего используются в баснях, притчах, других юмористических и сатирических произведениях. В русской классической литературе аллегориями пользовались М.Е. Салтыков-Щедрин, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, И. А. Крылов, В.В. Маяковский.

Ирония (от греч. eironeia — притворство) — троп, заключающийся в употреблении наименования или целого высказывания в косвенном смысле, прямо противоположном прямому, это перенос по контрасту, по полярности. Чаще всего ирония употребляется в высказываниях, содержащих положительную оценку, которую говорящий (пишущий) отвергает. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» - спрашивает герой одной из басен И.А. Крылова у Осла. Ироничной может быть и похвала в форме порицания (см. рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», характеристика собаки).

Анафора (от греч. anaphora —ana вновь + phoros несущий) —единоначатие, повторение звуков, морфем, слов, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций в начале параллельных синтаксических периодов или стихотворных строк.

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища (А.С. Пушкин) (повторение звуков)...Черноглазую девицу, Черногривого коня! (М.Ю. Лермонтов) (повторение морфем)

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза. (С.А. Есенин) (повторение слов)

Клянусь четой и нечетой,

Клянусь мечом и правой битвой. (А.С. Пушкин)


Заключение

 

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным.. Припомним звукозапись, к которой иногда прибегают поэты, ассонансы и аллитерации, скандирование речи

Лексическая система языка сложна и многолика Возможности постоянного обновления в речи принципов, способов, признаков объединения в пределах целого текста слов, взятых из различных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой выразительности и ее типов.

Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. Эти ассоциации во многом зависят от предшествующего жизненного опыта читателя и психологических особенностей работы его мысли и сознания в целом.

Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речи располагает синтаксис языка.

Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще не сделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивного синтаксиса. Ведь слова надо уметь расставить, выстроить из них такие предложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации, подчеркнуть логическими ударениями, наконец, умело расставить паузы... На письме для этого служат знаки препинания, а в устной речи — эмфатическая интонация (от греч. эмфазис — указание, выразительность). Однако и то и другое определяется синтаксическими особенностями высказывания. Ведь синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Коснемся некоторых приемов «поэтического синтаксиса».

При выполнении данной работы, были решены следующие задачи:

1. Выделено понятие выразительности

2. Рассмотрены основные условия выразительности

3. Изучены выразительные средства русского языка

Следовательно, достигнута цель данной работы: изучены основные выразительные средства русского языка.

 


Список использованной литературы

 

1.Бабкин А. М. Русская фразеология, её развитие и источники. Л. – Просвещение, 2010

2.Головин И.Б. Основы культуры речи. Санкт -Петербург: Слово, 83.

3.Попов Р. Н. Фразеологизмы русского языка. М.: Просвещение, 2006

4.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. М.: Знание, 87

5.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи М. Знание, 91

6.Субботина Л. А. Фразеологический словарь русского языка для школьников. – Екатеринбург, У-Фактория, 2006.

Нам с детства накладывают различные запреты родители: «сюда не ходи, туда не ходи, это не делай, это не бери…» Запреты и «не запреты» бывают разными.   Случай 1. Ограничения постоянно накладываются практически на все. Случай 2. С другой стороны лежит другая крайность, когда родители все разрешают своим детям.   В первом случае у ребенка вокруг него выстраивается забор запретов, который потом не так-то легко сломать…Нельзя трогать нож, потому что он острый, нельзя брать пассатижи, потому что… Нельзя брать вазу любимую мамину, можно разбить. За что ребенок не возьмется, все нельзя. Тогда возникает встречный вопрос, а что можно?   Во втором случае ребенок остается совсем без забора, а стало быть, без личностных границ, без своих границ и без границ другого человека. Получается, что ребенок, не зная своих и не видя чужих границ, может вламываться на чужую территорию, испытывая неосознаваемую агрессию, когда вваливаются на его территорию. Если представить дом с огородом без забора, то можно подумать, что любая пыль с дороги может оседать на его территории… А это уже печально.   Что же делать, спросите Вы?   1. Когда ребенок маленький и еще пока не передвигается по квартире, ему пока достаточно минимума игрушек, предложенных родителями. Но стоит малышу начать ползать, сразу необходимо предпринимать действия по уборке опасных предметов наверх.   2. Когда малыш начинает вставать, также все предметы начинают перекочёвывать на другие верхние места. В данном возрасте бесполезно объяснять «можно» или «нельзя». Безусловно, это делать нужно, но не так часто, как хотелось бы. Если Вы не хотите, уважаемая мама, чтобы Ваша любимая ваза потерпела крушение, поставьте ее немного повыше.   3. Когда ребенок начинает ходить и двигать табуретки, чтобы взобраться на них, то тут уже требуется непосредственное участие родителя. Сказать: «нельзя» – не пойдет. Почему нельзя? Может ушибиться? А как же достижения? Как же мотивация? Пока ребенку интересно, как можно чаще поощряйте эти моменты. Поддерживайте, помогайте. Если ребенку интересно, каким образом режет нож, то ему можно это продемонстрировать в присутствии мамы или папы. Ребенок, получив опыт и поняв, что это можно, не будет постоянно думать, а как бы это быстрее сделать?   Фраза «запретный плод – сладок», думаю, каждому известна. Поэтому, нужно понимать, что чем чаще ребенок получает запрет, тем больше ему это хочется получить
Нам с детства накладывают различные запреты родители: «сюда не ходи, туда не ходи, это не делай, это не бери…» Запреты и «не запреты» бывают разными.   Случай 1. Ограничения постоянно накладываются практически на все. Случай 2. С другой стороны лежит другая крайность, когда родители все разрешают своим детям.   В первом случае у ребенка вокруг него выстраивается забор запретов, который потом не так-то легко сломать…Нельзя трогать нож, потому что он острый, нельзя брать пассатижи, потому что… Нельзя брать вазу любимую мамину, можно разбить. За что ребенок не возьмется, все нельзя. Тогда возникает встречный вопрос, а что можно?   Во втором случае ребенок остается совсем без забора, а стало быть, без личностных границ, без своих границ и без границ другого человека. Получается, что ребенок, не зная своих и не видя чужих границ, может вламываться на чужую территорию, испытывая неосознаваемую агрессию, когда вваливаются на его территорию. Если представить дом с огородом без забора, то можно подумать, что любая пыль с дороги может оседать на его территории… А это уже печально.   Что же делать, спросите Вы?   1. Когда ребенок маленький и еще пока не передвигается по квартире, ему пока достаточно минимума игрушек, предложенных родителями. Но стоит малышу начать ползать, сразу необходимо предпринимать действия по уборке опасных предметов наверх.   2. Когда малыш начинает вставать, также все предметы начинают перекочёвывать на другие верхние места. В данном возрасте бесполезно объяснять «можно» или «нельзя». Безусловно, это делать нужно, но не так часто, как хотелось бы. Если Вы не хотите, уважаемая мама, чтобы Ваша любимая ваза потерпела крушение, поставьте ее немного повыше.   3. Когда ребенок начинает ходить и двигать табуретки, чтобы взобраться на них, то тут уже требуется непосредственное участие родителя. Сказать: «нельзя» – не пойдет. Почему нельзя? Может ушибиться? А как же достижения? Как же мотивация? Пока ребенку интересно, как можно чаще поощряйте эти моменты. Поддерживайте, помогайте. Если ребенку интересно, каким образом режет нож, то ему можно это продемонстрировать в присутствии мамы или папы. Ребенок, получив опыт и поняв, что это можно, не будет постоянно думать, а как бы это быстрее сделать?   Фраза «запретный плод – сладок», думаю, каждому известна. Поэтому, нужно понимать, что чем чаще ребенок получает запрет, тем больше ему это хочется получить
Нам с детства накладывают различные запреты родители: «сюда не ходи, туда не ходи, это не делай, это не бери…» Запреты и «не запреты» бывают разными.   Случай 1. Ограничения постоянно накладываются практически на все. Случай 2. С другой стороны лежит другая крайность, когда родители все разрешают своим детям.   В первом случае у ребенка вокруг него выстраивается забор запретов, который потом не так-то легко сломать…Нельзя трогать нож, потому что он острый, нельзя брать пассатижи, потому что… Нельзя брать вазу любимую мамину, можно разбить. За что ребенок не возьмется, все нельзя. Тогда возникает встречный вопрос, а что можно?   Во втором случае ребенок остается совсем без забора, а стало быть, без личностных границ, без своих границ и без границ другого человека. Получается, что ребенок, не зная своих и не видя чужих границ, может вламываться на чужую территорию, испытывая неосознаваемую агрессию, когда вваливаются на его территорию. Если представить дом с огородом без забора, то можно подумать, что любая пыль с дороги может оседать на его территории… А это уже печально.   Что же делать, спросите Вы?   1. Когда ребенок маленький и еще пока не передвигается по квартире, ему пока достаточно минимума игрушек, предложенных родителями. Но стоит малышу начать ползать, сразу необходимо предпринимать действия по уборке опасных предметов наверх.   2. Когда малыш начинает вставать, также все предметы начинают перекочёвывать на другие верхние места. В данном возрасте бесполезно объяснять «можно» или «нельзя». Безусловно, это делать нужно, но не так часто, как хотелось бы. Если Вы не хотите, уважаемая мама, чтобы Ваша любимая ваза потерпела крушение, поставьте ее немного повыше.   3. Когда ребенок начинает ходить и двигать табуретки, чтобы взобраться на них, то тут уже требуется непосредственное участие родителя. Сказать: «нельзя» – не пойдет. Почему нельзя? Может ушибиться? А как же достижения? Как же мотивация? Пока ребенку интересно, как можно чаще поощряйте эти моменты. Поддерживайте, помогайте. Если ребенку интересно, каким образом режет нож, то ему можно это продемонстрировать в присутствии мамы или папы. Ребенок, получив опыт и поняв, что это можно, не будет постоянно думать, а как бы это быстрее сделать?   Фраза «запретный плод – сладок», думаю, каждому известна. Поэтому, нужно понимать, что чем чаще ребенок получает запрет, тем больше ему это хочется получить
Нам с детства накладывают различные запреты родители: «сюда не ходи, туда не ходи, это не делай, это не бери…» Запреты и «не запреты» бывают разными.   Случай 1. Ограничения постоянно накладываются практически на все. Случай 2. С другой стороны лежит другая крайность, когда родители все разрешают своим детям.   В первом случае у ребенка вокруг него выстраивается забор запретов, который потом не так-то легко сломать…Нельзя трогать нож, потому что он острый, нельзя брать пассатижи, потому что… Нельзя брать вазу любимую мамину, можно разбить. За что ребенок не возьмется, все нельзя. Тогда возникает встречный вопрос, а что можно?   Во втором случае ребенок остается совсем без забора, а стало быть, без личностных границ, без своих границ и без границ другого человека. Получается, что ребенок, не зная своих и не видя чужих границ, может вламываться на чужую территорию, испытывая неосознаваемую агрессию, когда вваливаются на его территорию. Если представить дом с огородом без забора, то можно подумать, что любая пыль с дороги может оседать на его территории… А это уже печально.   Что же делать, спросите Вы?   1. Когда ребенок маленький и еще пока не передвигается по квартире, ему пока достаточно минимума игрушек, предложенных родителями. Но стоит малышу начать ползать, сразу необходимо предпринимать действия по уборке опасных предметов наверх.   2. Когда малыш начинает вставать, также все предметы начинают перекочёвывать на другие верхние места. В данном возрасте бесполезно объяснять «можно» или «нельзя». Безусловно, это делать нужно, но не так часто, как хотелось бы. Если Вы не хотите, уважаемая мама, чтобы Ваша любимая ваза потерпела крушение, поставьте ее немного повыше.   3. Когда ребенок начинает ходить и двигать табуретки, чтобы взобраться на них, то тут уже требуется непосредственное участие родителя. Сказать: «нельзя» – не пойдет. Почему нельзя? Может ушибиться? А как же достижения? Как же мотивация? Пока ребенку интересно, как можно чаще поощряйте эти моменты. Поддерживайте, помогайте. Если ребенку интересно, каким образом режет нож, то ему можно это продемонстрировать в присутствии мамы или папы. Ребенок, получив опыт и поняв, что это можно, не будет постоянно думать, а как бы это быстрее сделать?   Фраза «запретный плод – сладок», думаю, каждому известна. Поэтому, нужно понимать, что чем чаще ребенок получает запрет, тем больше ему это хочется получить
7.Фармина Л.Г. Учимся говорить правильно. М.: Мир, 92

 
 







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1956. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия