Студопедия — СВЕРХТЕСНЫЕ КОНТАКТЫ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СВЕРХТЕСНЫЕ КОНТАКТЫ






Одним из отклонений в построении семейных взаимоотношений является сверхтесный контакт между членами семьи. Иногда он доходит до степени симбиотической связи. Наиболее часто она возникает между ребенком и матерью. При сверхтесных внутрисемейных контактах могут ослабляться внешние связи членов семьи с миром. Это особенно нежелательно в подростковом возрасте, когда для благополучного развития личности ребенка очень большое значение приобретает его общение со сверстниками.

В рисунке семьи сверхтесные контакты отражаются в том, что члены семьи располагаются вплотную друг к другу, а иногда и частично закрывают друг друга (рис. 145).

Рисуя человека (см. комментарий к рис. 32), Марина расположила его в центре листа и оставила большую часть пространства пустой, подчеркнув тем самым одиночество своего персонажа. Аналогично этому и рисунок семьи занимает только центральную часть листа, создавая ощу щение изолированности и невозможности каких-либо внешних контактов.

Члены семьи изображены в инт-ровертной позе, у большинства из них не нарисованы кисти рук. Это говорит о том, что, несмотря на очень тесное общение в семье, оно, по-видимому, мало эмоционально насыщено. Можно полагать, что этим и объясняется ярко выраженное у Марины чувство одиночества, отмеченное при анализе рисунка человека. В Маринином рисунке семьи проявляется естественный для ее возраста интерес к сексуальной сфере. Из-за ее замкнутости в семье этот интерес связывается, в первую очередь, с ее собственными родителями. Его признаками служат нарисованная с сильным нажимом грудь матери и подчеркнутая волосатость рук и ног отца.

С рисунком Марины схож и рисунок пятнадцатилетней Иры Ш. (рис. 146). В нем еще более явно продемонстрирована изолированность семьи от окружающего мира. Символом этой изолированности служит рамка, отделяющая рисунок семьи от остального пространства листа. Причиной изоляции является недавний переезд семьи в другую страну. На момент обследования ни младшему, ни старшему поколению еще не удалось освоиться в новой социальной действительности и обрести какой-либо круг общения. Судя по, Ириному рисунку, внутрисемейная ситуация характеризуется высокой степенью иерархизации отношений. Разные поколения расположены группами (старшие – по двое, дети – втроем). Это позволяет полагать, что эмоциональное общение в семье существует, преимущественно, внутри этих групп.

Другой вариант сверхтесных внутрисемейных контактов представлен в рисунке семьи животных (рис. 147). В отличие от рисунков Марины и Иры, у Дани семья занимает весь лист, частично даже выходя за его пределы. Это позволяет предположить, что в данном случае, несмотря на повышенную плотность внутрисемейного общения, наличествует и полноценное общение семьи с окружающим миром. Такое предположение подтверждается выраженно экстравертными позам и папы-быка и детей – бегемота и попугаихи.

В рисунке Дани отражена очень высокая степень иерархизации семейных отношений. Огромный папа-бык представлен в качестве опоры для всей семьи. Вместе с тем, наиболее доминантной фигурой, возвышающейся над всеми остальными, является не он, а мама-жирафа. Длинная шея позволяет ей успешно контролировать семейную ситуацию. Дети гораздо меньшего размера, чем родители, и расположены далеко внизу, под ними. Однако они все же возвышаются над тетей-змеей, реакция на которую явно агрессивна, а чем говорят угрожающий клюв попугая и зубастый рот бегемота. Выбор животного (змея) свидетельствует о негативном отношении ребенка к изображенному персонажу. В реальной семье мальчика тети нет, однако есть бабушка, на которую в основном и возложены заботы по воспитанию детей. По словам мамы, дети плохо относятся к бабушке, не слушаются ее, грубят. Можно полагать, что именно бабушка изображена на рисунке в виде тети-змеи.

Несмотря на восприятие своей роли в семье как подчиненной (расположение сына-бегемота в нижней части листа), у Дани, по-видимому, высокая самооценка. Об этом говорит то, что рисунок он начал с изображения сына. Особо значимой фигурой для него является также мать (персонаж, появившийся на рисунке вторым).







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 395. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия