Глава 25.3. Государственная пошлина 14 страницаДругие философы избегают допущения о том, что Я— объединяющий агент Они видятединство в сущностной «системной» природе личности. Они постулируют «тенденцию к стабильности» (Фехнер), «системную релевантность» (Уайткед) или «стремление» (Спиноза). У человека, согласно Спинозе, стремление (conatus) прини-маетформу тенденции к развитию в направлении собственной совершенной формы. Эти философы признают что более низкие формы жизни достигают единств а легче, чем человек, у которого так много разнообразных возможностей, взывающих к их осуществлению. Как указываетКейзерлинг, зимородок, бдительно охотящийся на берегу пруда, является более совершенным, хотя и менее сложным единством, чем человек в поиске хлеба насущного. Если эти различные философские решения кажутся запутывающими, то это потому, что они требуютгораздо более глубокого анализа, чем мы можем здесь пред- 1 Stern W. General psychology from the personalistic standpoint / Transl. by H. D. Spoerl. N. Y.: Macmillan, 1938. P. 449; см. также: Brightman E. S. Person and reality. N. Y.: Ronald, 1958. Ch. 14. 2 Ср.: The human person: an approach to an integral theory of personality / Ed. by M. B. Arnold, J. A. Gasson. N. Y: Ronald, 1954. Единство личности 407 ложипь. Привлекая к ним внимание, мы спремимся показапъ, что для достижения полноспъю удовлепеоритгльной тгории единства жизни личности необходим широкий философский кругозор. Единство как стремление Одна линия философского мышления особенно близка к привычным приемам психолога. Так называемые романтические философы девятнадцатого века любили говорить: «Человек — это то, что он любит». Мы никогда полностью не достигаем того, что мы любим, мы просто продолжаем это любить и хотеть этого все больше и больше. Например, объединяющей силой можетбыть любовь к учебе, но не обладание ученоспью. Нашу энергию интегрируетименно преследование некоторой цели. Когда цель достигнута, энергия рассеивается. Человек, сосредоточенный на становлении тем, чем он хочетспапь, гораздо более интегрирован, чем тощ кто дошел до своей цели и кому больше некуда двигаться. Для доспижвния цели мы должны преодолевать от влечение внимания, разногласия и препятствия. Все усилия образуютединый сплав. Гёте видел, что спасение Фауста было именно в непрестанном поиске целей, особенно жизненной цели, которую он себе поставил («свободный народ на свободной земле»). Мефистофель заключил пари с Фаустом, что сможетувлечь его так, что тот больше не будет стремиться к своей цели, а поддастся некоторому соблазнительному состоянию удовлетворенности собой. Если бы Фаустподдался иллюзии, что достиг своей цели, он был бы проклят В конечном счете, он был спасен потому, что непрестанно стремился к цели, которую никогда не достигал. Как все великие эпические поэмы, «Фауст» Гёте даетнам глубокое понимание человеческой природы, в данном случае — условий, при которых достигается единение личности. Психолог Юнг признаеттакую же сипуацию в своем определении Я. Согласно Юнгу, Я— это не то, что мы имеем, а то, чего пытаемся достичь на протяжении всей своей жизни. Именно в этом особом смысле Ядаруетединство. Доктрина единства через стремление подразумевает целеустремленность. Это отмечается в Библии. Послание Иакова предупреждает что «человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (1:8). Евангелие отЛуки говорит «Никакой слуга не можетслужить двум господам» (16:13). ЭкзистенциалистКъеркегор настаивал: чтобы быть духовно цельным, человек должен «желапь одного». Диффузные стремления могутразрушить единство. Одна главная цель — истинный объединитель. Подлинная радость жизни, писал Бернард Шоу, — обнаружить, что вас «использу-ютради цели, которую вы сами считаете великой». Единство и образ Я В доктрине стремления подразумевается присутствие когнитивного фактора — образа Я. Один психолог, Леки, определяетличность как «организацию идей, которые ощущаются как совместимые друг с другом». Он добавляет что всепоглощающей мотивацией в жизни является поддержание единста этой системы: «Поведение выражает усилия по поддержанию целостоспи и единста организации......Чпобы быт непосредстенно усвоенной, идея, сформированная в результат 408 Структура и развитие личности нового опыт, долота ощущапься как совместимая с идеями, уже присутствующими в системе. С другой стороны, идеи, несоответствие которых распознается по мере развитая личноспи, должны быпь исключены из системы. Так происходитпостоянное усвоение новых идей и изгнание старых на протжении жизни»3. Теория Леки имеет важное приложение в облает обучения. Мы обучаемся только пому, чту соопвепепвует нашему образу сиспемы Я. (Другими словами, мы усваиваем только лишь или лучше всего тотматгриал, который затрагивает наше Я, в который мы эго-вовлечены.) Другой автор, Карл Роджерс, озабочен тгм, как помочь людям доспичь тачного и полного Я-образа. Многие тгрпятнеудачу в достижении здорового единства личноспи по причине самообмана. «Видимо, когда все способы, которыми индивид воспринимает себя (свои качества, способности, импульсы и установки, свои отношения с другими) собраны в организованную сознательную Я-концепцию, то это сопровождается чувством комфорта и свободы от напряжения»4. Эта линия рассуждений отождеспвляетздоровье личноспи с полным и единым образом Я. Образ Я включает видение не полько того, «что я еспь», но также того, «чем я хочу быпь» и того, «чем мне следует быпь». Соединяя эпи аспекпы образа Я, человек движепся к единению. Близкий (в чем-то) подход обнаруживается в неофрейдистском понятии идентичности. Эриксон делаетего сердцевиной современной версии психоанализа. Особенно в подроепковом возрасте человек пытается привести чувство собственной идентичности в соответствие со своими социальными взаимоопиошениями. Эриксон пишет «Чувство эго-иденпичноспи — эта возникшая уверенности, что способности поддерживапь внутреннее тождество и непрерывность.соопветспеуеттождеспво и не-прерывноспь моего восприятия другими»5. С этой точки зрения, задача каждого — опкрыпь, «кто я?». Когда на этотвопрос дается удовлетворительный ответ достигается новое единство и зрелоспь личности. Распроспранение этого поиска в обласпь мистицизма обнаруживается в дзен-буддизме. Дзен нацелен на тотальное познание своей собственной природы. Цель дисциплины дзен — переживание сатори, или просветленности. Дзен утверждает что подлинное Я нельзя познать с помощью аналитических понятий или (как это обычно делаютжитгли Запада) веры в то, что собственная идентичности не связана с фундаментальными основами собственного существования. Сатори— это переживание единства, слияние Я и не-Я. Западному разуму прудно достичь такого полного мистического переживания и даже постичь его природу. Наши привычки интеллектуального анализа мешаютнам достичь такого совершенного субъективного единства. Судзуки, учитель дзен, пишет «Интеллект навязывается и прерывает переживание, чтобы сделапь его поддающимся интеллектуальной обработке, которая означаетразличение или расчленение. Первоначальное чувство идентичности тогда упрочивается, и интеллект/ позволяется использовапь свой характерный способ разбиения реальности на кусочки»6. 3 LeckyP. Self-consistency: a theory of personality. N. Y.: Island, 1945. P. 135. 4 Rogers C. R. Some observations on the organization of personality // American Psychologist. 1947. Vol. 2. P. 358-368. 5 Erikson E. H. Identity and the life cycle: selected papers. N. Y.: Int. Univ. Press, 1959. P. 89. 6 Suzuki D. T. Mysticism, Christian and Buddhist. N. Y: Harper, 1957. P. 105. Единство личности 409 Эта линия мышления чужда западным концепциям личност, но она нашла опражение в работах Фромма7 и Маслоу8. Эпи авторы счипиющ что человек может сущестзенно увеличит, стгпень собственного единства, научившись преодолевать дихотомии аффект—интгллекти культивируя переживание творческой непосредственности, которая есть у детей, но утрачивается взрослыми. Проприативные срункиии и единство И стремление, и образ Я — проприативные аспекты личности (глава б). Рискнем обобщить: единство личности надо искать прежде всего в проприативных (а не приспособительных или периферических) функциях. Вспомним пьесу Дж Б. Шоу «Пигмалион», героиню которой, невежественную цветочницу, подобрал для обучения речи профессор Хиггинс. Он учитее говорить «по-образованному» и обнаруживает что она с готовностью подчиняется его приказам. Если он велит ей быть служанкой, она действуеткак служанка, если велит быть леди — она действуеткак леди. Внешне кажется, что в личности Элизы Ду-лита вовсе нетпоследовательности. Но за этим находится одно объединяющее объяснение ее поведения: она влюблена в своего учителя. Ее любовь — проприативный фактор. И именно проприативные факторы объясняюттакое единство, когда оно обнаруживается в личности. Обратимся к экспериментальному исследованию. Клейн и Шонфельд хотели ысследоеапь уверенность как качеств личноспи. Они дали группе испытуемых серии тестов на интеллект в двух экспериментальных ситуациях. В первой агтосфера была нейтральной, скучной, не эго-вовлеченной. Испытуемые были просто лабораторными морскими свинками, проходящими через ру-пинные «лабиринпы». После каждого из шеспи тестов их просили оценипь стгпень своей уверенности в точности выполнения тестовых заданий. Эти оценки уверенности по шести тестам были мало согласованы. Спустя некоторое время испытуемым предлагался второй эквивалентный набор тгстэв, а атмосфера замепно менялась. Испытуемые ставились в ситуацию большего напряокения, им велели постирапься, тик как результаты их тестов на интеллект отразятся на их оценках в колледже. Эти перемена произвела большой эффект Оценки уверенности стили согласованными. Студент, испытывавший уверенность в том, что выполнил хорошо (плохо) один тест, испытывал уверенность, что выполнил хорошо (плохо) остальные пять. Авторы делают вывод, что уверенность — это устойчивая личностная черта, когда вовлечено эео, но она изменчива и непоследовательна, когда на кону не стоит собственный интерес испытуемого9. Оказывается, что эго-вовлеченность вноситбольшую последовательность в любую ситуацию. Опросы общественного мнения показывают что люди, испыпываю-щие сильные чувства в связи с каким-то вопросом, будутдовольно последовательно (единообразно) поддерживапь все предложения, касающиеся данного вопроса. Если они испыпываютменьшие чувства (менее эго-вовлечены), они изменчивы и непоследовательны10. 1 Fromm E. Psychoanalysis and Zen Buddhism // Psychologia (Kyoto Univ.). 1959. Vol. 2. P. 79-99. 8 Maslow A. H. Motivation and personality. N. Y.: Harper, 1954. <Pyc. пер.: Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. > 9 Klein G. S., Schoenfeld W. The influence of ego-involvement on confidence // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1941. Vol. 36. P. 249-258. 10 Cantril H. Gauging public opinion. Princeton (N. J.): Princeton Univ. Press, 1943. Ch. 5. 410 Структура и развитие личности Обобщим главное: мысли и поведение обладают большей последовательностью, когда они связаны с чем-то, чту мы считгем тгплым, центральным и важным для нашей жизни, чем когда они ни с чем тгким не связаны. Или, говоря короче, проприапивные функции имеюттгнденцию объединят, личноспъ. Соответствие или конгруэнтность Следствие из вышесказанного: мы должны ожидапъ, чту большее единство бу-детзамепио в личных диспозициях, чем в общих чертгх. Общие черпы — эту проста переменные, по котурым мы сравниваем большую популяцию людей, вне зависимо-спи отпого, имеютили нетэпи переменные ценпральное значение в их жизни. Правда, спиписпическое изучение общих чертможвтнам давапь некоторые свидетельства последовапельноспи или единства личности. Когда мы говорим, например, что пестна определенную черту (допустим, власть/подчинение) обладает коэффициентом надежности 0.85, мы подразумеваем, что большинство людей отвечает одинаковым образом на разные вопросы и при повторном тестировании. И потому мы делаем вывод, что большинство людей довольно последовательно придерживается доминанпиого, подчиненного или среднего уровня приспособления". Доказапельспва единства, выпекающие из корреляции измерений в общей популяции, мы назовем доказательствами соответствия. Под этим понятием мы имеем в виду, что оценки испыпуемых по шкале некопорой общей черпы довольно постоянны. Но есть много примеров, когда по индивидуальным причинам отдельные личностные переменные лишены такого соответствия. Однако мы не можем сказать, что его структуре личности недостает единств а. В дополнение к понятию соответствия (свидетельства единства общей черты) нам требуется понятие конгруэнтности (свидетельства диспозиционного единства). Элиза Дулит, как мы видели, была неинпегрированной в своих манерах речи и поведения до спепени абсурда, но была хорошо интегрированной в своей любви к профессору Хиггинсу. Зная эпотфакщ мы видим, что ее несогласованным речи и поведению недоспиетсоотвепствия, но они полностью конгруэнты. Мы выводим из это-го глубинную генопипическую диспозицию. Выше мы описали случай профессора D., чья неаккурапноспь в опношении находящейся на его попечении библиотеки противоречила (не соответствовала) его пща-тельноспи в опношении к себе и своему рабочему сполу. Глубоко лежащий эгоцент рический генопип объяснял обе группы пропиворечивых действий. Опяпь же в его личноспи было низкое соответствие, но высокая конгруэнпноспь. Возьмем случай тринадцатилетней девочки, приведенной на консультацию из-за злоупотребления косметикой. Эта. привычка противоречила ее прилежности. Ее учительница чувствовала, что пут «что-то не пик». Видимое расщепление в личноспи девочки легко объяснялось. Она была сильно увлечена своей учительницей, которая сама была прилежной и обладала ярким естественным цветом лица. Юная девочка была полностью конгруэнпна в своем спремлении быпь похожей на свою любимую учительницу. 11 Можно пойти дальше и исследовать количество «интегрированности», демонстрируемой отдельными индивидами во многих чертах. Отвечают ли они на вопросы день за днем одним способом, или они изменчивы? Такое средство для измерения общей черты всеохватывающей «интегрированности» предложено в: Cattell R. В. Fluctuation of sentiments and attitudes as a measure of character integration and of temperament // American Journal of Psychology. 1943. Vol. 56. P. 195—216. Единство личности 411 Легче быт «объективным» при исследовании соотепстия показателей, чем при исследовании конгруэнгтоспи. Для стяписпических исследований соответствия предписаны стяндаргтые действия, а для обнаружения конгруэнгтоспи мы часто вынуждены давапъ клиническую интерпретацию, справедливость которой доказапъ пруднее. Вероягто, по этой причине исследователи в обласпи личноспи склонны не замечать генопипические диспозиции в индивидуальной жизни, которые помогают разрешит видимые противоречия в личном поведении. Однако мы признаем, что нелегко с определенностью установить наши инпуипивные диагнозы конгруэнгтоспи. Часто мы можем ошибаться. Не можем мы утверждать и того, что, если бы мы знали коренные конгруэнгтоспи, все бы в личноспи оказалось совместимым со всем остальным. Следующее утверждение заходит слишком далеко: «Единство личноспи можетбыпь прослежено в каждый моментжизни. В характере нетничего противоречивого. Если извеспиый нам человек кажепся неконгруэнпиым себе, этэ только указываетна неадеквапиоспь и поверхноспиоспь наших предыдущих наблюдений»12. В конце концов, единство личноспи — это только дело степени, и нам следует избегапь ее преувеличения. Трудно сохранят, баланс. С одной стороны, нет сомнений, что авторы экспериментальных и спиписпических исследований склонны недооценивать единство личноспи просто потому, что их методикам не удается сфокусироваться на пропри-ативных областях индивидуальной жизни. С другой стороны, легко приписать несогласованному поведению некоторое мистическое единство, тем самым заменяя факты произвольной интерпретацией. В биографиях, даже подробных, случаежя неизбежное преувеличение последовательности. «Нерелевантные» действия и черпы отбрасываются. Оставшееся складывается в картину большего единства, чем на самом деле. Такое преувеличение особенно заметно в некрологах. Автор хочет извлечь «супь» или смысл жизни в целом. Результатом становится такая выдающаяся степень единства, какой никогда не бы-ваету живого человека. Эмпирические подходы к конгруэнтности Время подлинно морфогенепической психологии еще не наспупило. Мы дос-пигли некоторого прогресса в производстве спроипельных блоков (черп) и назывании их, но подводитслабый прогресс в архитекпуре. Мы незнаем, что определяеттоталь-ную форму личноспи. Как показано в данной главе, у нас еспь некоторые идеи на эпу пему, но мало методов, помогающих поставит, эпи идеи на научную основу. Такие понятия как конгруэнтность, стиль жизни, тотальный паттерн, большей частью остаются лишь понятиями. Задача осложняется тем, что нельзя ожидать полного единства. Интеграция никогда не бываетсовершенной, и поэтому в лучшем случае мы можем обнаружить только грубость наброска и частичность структуры. Прогресса не то чтобы совсем нет В предыдущей главе упоминались различные методы для обнаружения личностных диспозиций. Если обнаруженные нами диспозиции очень общие и интенсивные (кардинальные или центральные), мы близки к 12 Franke R. Gang und Charakter / Ed. by H. Bogen, O. Lipmann // Zeitschrift fur Angewandte Psychologie. 1931. №. 58. S. 45. Структура и развитие личности Рис. 14. Музыкальные рукописи Баха, Бетовена и Моцарт (из: Wolff W. The Expression of Personality. N. Y.: Harper, 1943. P. 20f). Точное соопвепспвие на рисунке: I = Бепховен; II = Моцарщ III = Бах. Большинство людей быспро воспринимает единств: духовная упонченноспь Моцарпи, упорядоченное и ровное печение Баха, бурноспь Бетовена, — качества, опражающиеся не только в их музыке и почерке, но и в их личной эшзни Единство личности 413 выявлению объединяющих пем (или пем жизни). (Но даже если мы твердо установи-ли, скажем, чепыре или пяпъ ценпральных диспозиций в жизни, нас инпересуещ как они связаны друг с другом.) В следующих главах речь идето методах оценки личности. Большинство из этих методов фокусирует внимание на одной черте или, самое большее, на нескольких, но другие методы ведутнас дальше, в область их взаимоотношений. Но прежде чем погрузиться в методы, упомянем две техники, особенно релевантные для нашей нынешней проблемы. Сопоставление. Метод сопоставления — великолепный способ демонстрации конгруэнтности, хотя он не проливаетсвета на ее причины. Суть метода в следующем: экспертдолжвн выбрать из набора характеристик, взятых у целого ряда личностей, те, которые относятся к одной личности. Характеристики могут быть любого типа: истории из жизни, фотографии, образцы почерка, результаты по разным тестам, художественная продукция или что-то еще. Можно сопоставлять эту продукцию с именем автора. Принципы сопоставления проиллюстрированы на рисунке 14. Изображенные там три рукописных музыкальных отрывка принадлежит трем хорошо известным композиторам: Баху, Бетховену и Моцарту. Вас просягц исходя из ваших знаний об этих людях, сопоставить их имена с соответствующими партитурами. У метода сопоставления есть то преимущество, что он позволяет совместить одну сложную продукцию с другой сложной продукцией без какого-либо предварительного анализа. Легко определить, сколько совпадений произошло бы в случайном порядке, и затем определить, насколько данная оценка выше случайной. Метод позволяет проводить количественный анализ качественных образцов, хота, как мы сказали, это не говоритнам, почему экспертвоспринимаетконгруэнтиость между ними13. Предсказание. Одна из главных целей науки — делать точные предсказания. Если бы мы знали более глубокие конгруэнтности жизни, мы были бы в состоянии успешно предсказывать значительную часть ее будущего течения. (Конечно, мы могли бы предсказать не точную реакцию, а только диапазон реакций. Мы редко можем предсказать точные слова, которые используетнаш друг, выражая удовольствие отподарка, который мы подарим ему, но мы уверены, что подарок ему понравится.) Если мы можем правильно предсказывать на основе нашего знания конгруэнтности, тем самым выполняется научное требование объективного доказательства устойчивости личности. Есть два вида предсказаний (см. главу 1). Актуарные предсказания (тип, используемый страховыми агентствами) могутбыть в целом изумительно точными. Зная средние тенденции, мы можем предсказать, сколько людей родится или умрете следующие двенадцать месяцев; мы довольно хорошо можем предсказать, сколько человек погибнете дорожно-транспортных происшествиях в выходные дни; мы даже можем сказать, что среди семейных пар, обладающих определенным положением и личными качествами, 70 % движутся к разводу. Актуарные предсказания всегда име-ютдело с массовой статистикой. Они никогда не предсказывают что случится с данным человеком. 13 Подробнее об этом методе см.: Vernon P. E. The matching method applied to investigations of personality//Psychological Bulletin. 1936. Vol. 33. P. 149-179'; MostellerR, BushR. R. Selected quantitative methods // Handbook of social psychology / Ed. by G. Lindzey. Cambridge (Mass.): Addison-Wesley, 1954. Vol. 1. P. 307-311. 414 Структура и развитие личности На самом деле, в обсуждении акпуарных предсказаний ест, серьезная логическая ошибка. Если шест, из десяпи американцев ходятв кино каждую неделю, у вас можетвозникнупь соблазн сказапь, чпо у меня ест шест шансов из десяпи пойпи в кино на этой неделе. Упеерждение дейстипельно нелепо. Я либо пойду, либо нещ и только знание моих устновок, интересов и окружающей ситуации подскажвтвам, пойду я в кино или нет Морфогенетическое предсказание (назовем его пик) базируется на основатель-ном понимании одного человека и его диспозиций (по ест, на идиодинамике его жизни). Если мы узнаем человека, начиная с его оснований, мы гораздо успешнее сможем предсказать, пойдетли он в кино, будетли он стремиться к разводу, попа-детли он в аварию, чем если применим к нему актуарные средние данные. На самом деле мы можем сказать, что в целом представленная в этой и предшествующих главах позиция утверждаетпревосходство морфогенетического предсказания над актуарным применительно к будущему любого отдельного индивида. Но здесь бушуютгорячие споры. Мы уже приводили взгляды, согласно которым самые успешные предсказания базируются на знании групповой принадлежности человека. Ест мнение (см. главу 8), будто знание о том, что человек, например, «профессиональный солдат), даетнам более четкую основу для предсказания, чем знание только его «смутных» черт Верно, что профессиональные солдаты могутоб-ладат определенными стилями поведения, но верно также, что будущее поведение человека зависите конечном счете оттого, что он есть, а не оттого, к каким группам он принадлежит Психолог Мель, заинтересованно изучавший данные таких прогностических исследований (глава 1), пришел к выводу, что предсказания, сделанные на основе простых тестовых баллов и других актуарных критериев, не хуже (если не лучше), чем те, что сделаны на основе настоящего клинического понимания. К несчастью, приведенные им работы так фрагментарны и так мало сравнимы друг с другом, что мы пока еще не можем считать проблему решенной. Трудности, по-моему, коренятся в том, что психологи еще не научились обнаруживать личные диспозиции, на которых можно основывать предсказания. Резюме Единство личности —многосторонняя проблема. По словам нейропсихологов, выдающийся признак нервной системы — ее интегративная способность. Биологи-морфогенетики указываютна формальные свойства, делающие каждое живое создание самоподдерживающимся целым. Философам, поэтам, теологам, — всем есть что сказать. С чисто эмпирической точки зрения психологи еще не вошли в эту область исследований. Самое, быть можегц определенное убеждение заключается в том, что полностью единой личности не бывает Паттерн никогда не завершен. Самое большое, что мы можем надеяться найти, — это уровни конгруэнтности и более или менее последовательные направления развития. Многообещающие перспективы в нахождении главных тем, объединяющих жизнь, мы видим в эмпирических методах установления личных диспозиций. Особые техники сопоставления и предсказания помогаюттестировать точность нашего Единство личности 415 восприятя конгруэнтост. Можно надеяпъся, чпо в будущем сттиспические методы будутвсе больше применятся к изучению инпегрированноспи опдельной жизни. Эмпирических метдов еще мало, но для объяснения сущестующего единста предложен ряд психологических поняпий: образ Я, самоиденпичноспъ, проприатлв-ные (в пропивоположноспь периферическим) функции и другие проявления самоспи; а тгкже спилъ жизни и разные связанные с эпим экзисгтнциалъные поняпия (рас-смаприваемые в главе 22). Самым, можетбыпъ, полезным из всех является поняпие, копорое психологи делятсо многими философами, — объединение, идущее через спремление. Это преследование (но не доспижение) главных целей, которые придаютформу жизни. Чем более недоспижима цель, тгм более формообразующей она можетбыпъ. Поэтсказал, что человек достлгаетвеличайшего единства, когда неуклонно спремитгя к «высотг, что слишком высока, подвигу, слишком тяжелому для этой земли». Глава 19. Выразительное повеление Определение выразительности — Выразительное и совладающее поведение — Теория выразительности — Другие детерминанпы — Генезис выразительного поведения — Согласованы ли выразительные действия? — Психодиагностика — Выразительные черпы — Спиль — Резюме Предположим, вы пошли на лекцию, копорую чипаетнезнакомый вам человек. Лекция можетбыпъ вообще на любую пему — скажем, на пему «выразипельное поведение». Вы идепе, в первую очередь, чпобы услышапь, что скажетлектар, и только во впорую очередь огтетпе, как он говорит(если вообще огтетпе эта). Вас занимает содержание его взглядов, та, как он раскрывает пему. Он таже сосредотачивает свое внимание на содержании тгмы. Вы оба фокусируетгсь на этам процессе коммуникации высокого уровня. Но пока лектар говорит идети процесс коммуникации более низкого уровня. Вы невольно огтечаетг (особенно в начале лекции) многое, касающееся лектара. Он высок, довольно молод, опряпно одет спроен; активен, говоритбыспро, но голос у него высокий и скрипучий. Он повтаряетсвои фразы, часта смеепся, упираетлоб, хотя не жарко, и пишетна доске неразборчивые каракули. Почпи сразу (хопитг вы того или неп) вы делает некоторые заключения о нем как о человеке. Заключения мимолегтые, поверхностные, часта несущественные. Вы думаете про себя: «Он неуверен, делает карьеру, эгоистичен, но эрудирован, с чувством юмора, хотя слегка циничен; в целом он мне не нравится, и я сочувствую его жене». Ваши суждения смугты и, возможно, ошибочны. Но вы не можетг не делапъ их, а он посредством своих выразительных движений не можетне давапъ для них оснований. За одну лекцию (а особенно за несколько лекций) вы настолько привыкаепе к этаму человеку, чта вас уже не занимаетманера его поведения. Вы обращаетг внимание не на его спиль выражения, а исключительно на его коммуникацию высокого порядка, на то, о чем он говорит насколько он компетентен и какое значение все это имеетдля вас. Конечно, иногда нам становятся интересны именно манеры, спиль, выразипельное поведение. Наше внимание отвлекается отсодержания, интеллектуальных, Выразительное повеление 417 целевых, совпадающих сторон жизни и мы начинаем думапъ, какое значение имеют голос этого человека, его речь, выражение лица, стлль в одежде, почерк, позы, походка и паттерны жестов. Иногда нам приходите голову такая мысль: по, каким образом человек себя ведет, можвтбольше говорит, о нем, чем по, что именно он делает Манера поведения, связанная с образом действия человека, многое рассказывает нам о том, с кем мы имеем дело. Определение выразительности Термин выразительность имеете психологии по крайней мере при различных значения. Во-первых, мы используем его в обыденном смысле. Мы говорим, что человек выражает мнение, или предпочтение, или точку зрения, по еспь прямо (преднамеренно) рассказываетнам что-то о своих идеях или о себе. Мы также говорим, что художник, музыкантили танцор выражаютв своих произведениях свои чувспва в дополнение к некоторому символизированному значению. Здесь речь идето преднамеренном и сознапелъном выражении, будь оно интгллекпуальным или арписпи-ческим. Это обычно наше главное средство понимания других людей. В более ограниченном значении пермин опиосятк таким пелесным проявлениям, как покраснение, смех, расширение зрачка, дрожь в коленках. Их значение твердо установлено в работе Дарвина «Выражение эмоций у людей и живопных», впервые опубликованной в 1872 году. В этом смысле выразитглъноспь означаетне-произволъную реакцию на эмоциональные спимулы. Третье значение этого термина — самое утонченное — более других подходит для настоящей главы. Оно опиосипся к манере (или спилю) поведения человека. Оно (в опаичие отпервого значения) касаепся не того, какого рода данное действие, а только того, каким образом оно осуществляется. Оно (в отгичие отвторого значения) не касаепся освобождения от эмоционального напряжения, а связано лишь с косвенным опражением личноспиых черт Конечно, все при пипа выразитгльноспи что-то говорятнам о человеке, но для ясноспи анализа важно их различит,'.
|