Студопедия — Прелюдии, этюды-картины
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Прелюдии, этюды-картины

Вовсе не любая система образов изменяет подсознательный образ реальности. Если бы было иначе, вам надо было бы только смотреть телевизор, и ваша подсознательная картина менялась бы. Единственное, что изменит подсознательный образ реальности, это – переживаемые вам образы. Мы должны четко идентифицироваться с образами. Если я наблюдаю, как кто-то делает что-то, я говорю себе: «Они это делают таким образом». Не я делаю это, а они. Я должен лично пережить это в моем уме. Я должен увидеть себя, не кого-нибудь другого, достигающим конечного результата. Если вы не видите, что вы сами являетесь кем-то, делаете или имеете что-то, вы не доберетесь до цели.

Каждое долговременное и прочное изменение идет изнутри наружу. Любое другое изменение недолговечно. Вы применяли аффирмации и образы всю свою жизнь. Теперь вам нужно научиться контролировать их, так чтобы они работали на вас, а не против вас. Фактический процесс применения аффирмаций и механизма образов называется импринтинг. В том, что касается аффирмаций и образного аппарата, у вас уже достаточный кругозор. Чтобы научиться технике импринтинга.

 

 

Прелюдии, этюды-картины

- масштабные фортепианные пьесы поистине симфонического размаха развития.

Прелюдии Скрябина, сочиненные в то же время, - краткие пьесы, афористичные мгновения утонченного, поэтичного содержания. Тематизм прелюдий С. почти не имеет жанровой основы (искл.: вальсовые пр. a-moll, As-dur), у Рахманинова тематизм имеет ярко выраженную жанровую основу.

Для Рахманинова характерны пр.и сл.3-ч.формы с контрастным или развивающим ср.разделом. Характерны масштабные предъикты в конце ср.разделов, которые способствуют масштабности формы. У С.таких контрастов и масштабов нет, он предпочитает миниатюрные композиции. Формы его прелюдий – или периоды (1,4,5, часто с расширением или дополнением), или простые, причем преимущественно пр.2-частные, создающие эффект незавершенности, недосказанности и многоточия (2, 6, 17). Кроме того, некоторые прелюдии Скрябина, хотя и были написаны отдельно и также отдельно могут исполняться, «организованы» в циклы, прежде всего – прелюдии ор.11. Объединяет их тональная организация (как у Шопена, по 4-5-вому кругу) и принцип контрастных пар – образных, темповых, ладо-тональных.

Прелюдии Рахманинова создавались как отдельные концертные пьесы. Хотя они написаны во всех 24 тональностях, строгой организации (в том числе тональной) у Рахманинова нет. Первая прелюдия – cis – входит в ор.3 («Пьесы-фантазии»), написана раньше остальных. 2 других опуса – ор 23 и 32, как и э-к, написаны в центральный период творчества. При сохранении единства стиля в ор.23 и 32,33,39 в их соотношении наблюдается некоторая эволюция – на уровне музыкального языка и образного содержания.

(1 группа) Прежде всего - это эволюция лирической образности. Широкая, эмоционально насыщенная, «полноводная» лирика ор.23 (пр.Es, D) и более хрупкая, прозрачная, утонченная лирика ор.32 (G, gis). В G – светлая, весенняя пейзажная лирика с моментами изобразительности, в gis – сумеречная, осенняя.

Линия мел.рисунка становится более графичной, а фактура – скупой, аскетичной.

Процесс эволюции лирич.образности прослеживается и в э-к, напр., в ор 39, э-к № 2, a-moll (медленная). Это трагический камерный монолог.

В целом можно отметить нарастание в творчестве Рахманинова скорбной лирики, окрашенной трагизмом, хотя такая скорбная самоуглубленность встречалась и в прел.23 опуса (№ 1, fis).

(2 группа) Драматические образы появляются уже в самых ранних пр. Рахманинова, напр., в cis (ор.3 № 2), ММ e-moll, затем – в пр.d, g (ор.23) и др. Позже появляется б о льшая сдержанность, углубленность выражения, уже не такой открытый пафос чувства (как в g). Появляются монументально значимые образы с эпическим элементом содержания (ор.32 h,e). В какой-то степени драм. и эпические образы смыкаются.

(3 группа) В итоге эпическое входит как элемент содержания в драм.образность, что очень характерно для зрелого стиля Рахманинова. Именно поэтому в ор. 32 появляется особая монументальность. Нити тянутся от фп прелюдий к концертам, 3 симфонии и «Колоколам».

Музыкальный язык. Можно выделить 2 типа мелодики, распределяющиеся по группам содержания. С одной стороны, песенный лирический мелос. Широта его обусловлена вариантно-попевочным развитием (пр.Es, D, середина g). Это длительное вариантно-попевочное развитие-развертывание. В пр.Es песенно-мел.линия вырастает из начального короткого мел.ядра. Мотивы вариантно обновляются, обогащаются интонационно, складываясь в целостную мел.линию.

В драм.прелюдиях импульсом также становится лаконичное ядро. Напр., в cis – 3-звучный краткий мотив. Однако он не рождает целостного мелоса. Здесь – другие методы развития, сочетание мотивно-тем.развития и вариантно-вариационного.

В прел.g основой становится t53, а далее – его варианты, появляющиеся в результате дробности структуры.

Однако и в некоторых лир.прелюдиях также нет целостного мелоса. Это характерно для скорбно-лирических произведений с характером внутреннего монолога, со значимым, как бы «скрытым» содержанием, как в fis (ор23№1). Здесь тематизм речитативно-речевого склада. В основе – краткий 3-звучный мотив-импульс с терцовой попевкой, вариантно развивающийся, постепенно расширяющийся. Характерна расчлененность мел.структуры, краткие мотивы-возгласы.

Э-к g (ор.33 № 7). Можно говорить о внутренне контрастном тематизме (как у Бетховена), но контрастность не ярко выраженная. Тем.элементы как бы «входят» один в другой при внутренне ощутимом контрасте. Это способствует многогранности, богатству содержания (аналогично – в прел.fis, но тем.элемент басового голоса здесь ярче выделен).

В пр. d (ор.23 №3) 2 элемента. 1 – выразительные речевые интонации размышления и вырастающий из них (без цезуры) скерцозно-гротесковый элемент. Один мотив тесно прилегает к другому. Более дифференцированные мотивы – в э-к a-moll ор.39 № 6. 1 элемент – зловеще-демонический в низком «рычащем» регистре. 2-й – ответный – в высоком регистре, как слабый скорбный отзвук (волк и Красная Шапка).

Характерны многозначность и разнообразие жанровых связей в прелюдиях и э-к Рахманинова (опять же в отличие от Скрябина, который вуалирует их).

Так, прелюдия d-moll сочетает черты менуэта, хорала, выразительные речевые интонации и скерцозность. Создается причудливое сочетание разных оттенков. Трагическую окраску придает приближенность к интонациям Dies irae. Хоральность вуалируется стаккато. И хоральность, и скерцозность - с инфернальным оттенком, который свойственен для более поздних произведений композитора. Скерцозно-токкатные мотивы напоминают «мефистофельский» 2 элемент ГП из сонаты Листа си минор.

Ор.32, прелюдия b-moll (№ 2) - также несколько причудлива благодаря многослойности жанровых элементов: танцевальность, скерцозность и – опосредованно - черты сицилианы, а в развитии появляются ориентальные оттенки. Можно представить тематизм прелюдии как жанровый, но гротескно трактованный. Это лирич.монолог, но таинственный, причудливый, с некоторой недосказанностью, налетом гротеска и душевного излома (Соллертинский: «лирика под маской гротеска». Это именно психологический, а не сатирический гротеск).

Рост гротескно-психологического содержания имеет место и далее, напр., в э-к h,a (ор.39 № 4 и 6). Здесь скерцозность, не имеющая другого четкого жанрового выражения. Это психологическая скерцозность. она вместе с гротесковой маской воплощает тревоги внутреннего мира, особенно в a-moll э-к. Здесь – образ наваждения, фантасмагории.

Ор.23, D-dur - лирическая прелюдия, в которой сочетаются оттенки песни-колыбельной, ноктюрна, элегии.

Ор.32, h-moll, № 10 - речитативно-декламационные интонации, черты марша, хорала, но главное - черты колокольности. Ассоциации со звоном колоколов создает фактура. Колокольность представлена во всех ее эмоционально-образных качествах. Это и драматический набат середины, и колокольность лирико-повествовательного плана, углубленного лирич.размышления. Мерность ударов, падающие на 2 долю такта аккорды в осн.теме вызывают ассоциации с отдаленным погребальным колоколом.

Колокольность играет огромную роль в творчестве Рахманинова. Это драматизм колокольного звона в прел.cis, ярко звучащая набатность героического характера в тематизме ср.р. прелюдии h (ор..32 № 10) или поэтическое, лирическое звучание колоколов в произведениях с другим содержанием, как, напр., в репризе прелюдии D (ор.23№4). Поэтически глубокий смысл колокольности в прел. gis (ор.32 № 12), вызывающей ассоциации со звоном бубенцов русской тройки. Это отзвуки звона, стелющиеся по просторам, звучащие в пространстве, звуки русской дороги.

Пр. E-dur (ор.32 № 3) – праздничная, ликующая колокольность, как и в этюде-картине Es-dur (ор.33№ 6), в пр. В (ор23№ 2). В фактуре ее середины рождаются звуки, кот.ассоциируются со светлым малиновым звоном.

Пр. cis (ор.3 № 2) – трагически звучащий медный колокол, аналогия с поэмой «Колокола».

Формы. 3-ч.формы.

Пр. g (ор.23 № 5) – грозно, трагически звучащая тема в духе трагического, фатального марша. Ср.р. – лирическая тема, остроконтрастная (3-ч.ф.), эмоционально насыщенная, с длительным развертыванием мелодии и патетической кульминацией. Масштабность определяется и мотивно-тематическим развитием.

Пр. D (ор.23 №4) – здесь отсутствуют контрасты. Ср.р. – вариантное развитие темы; ладо-тональная неустойчивость создает волну развития. В репризе появл.тонко звучащие подголоски в высоком регистре.

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Это не развод.

Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 362. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия