Студопедия — Глава 25.3. Государственная пошлина 29 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 25.3. Государственная пошлина 29 страница






Я полностью осознаю еретичность моего предположения о том, что в некото­ром ограниченном смысле существует разрыв между нормальной и аномальной мотивацией, и что нам требуется теория, которая бы признавала этот факт. Разры­вы определенно непопулярны в психологической науке. Одна из теорий аномально­сти утверждает, что нам просто нравится рассматривать крайние точки нашего ли­нейного континуума как аномальные. Некоторые теоретики культуры настаивают на том, что аномальность является относительным понятием, меняющимся от культу­ры к культуре и от одного исторического периода к другому. Есть также погранич-

1 Allport G. W. The individual and his religion. N. Y.: Macmillan, 1950.

102 Статьи разных лет

ные случаи, которые даже наиболее опытные клиницисты не могут с уверенностью классифицировать как нормальные или аномальные. Наконец — и это самое важное — можно, достаточно глубоко порывшись, обнаружить некоторый инфантилизм в мо­тивации многих нормальных людей.

Учитывая все эти хорошо знакомые аргументы, все же можно выделить об­ласть различий, если не между нормальными и отклоняющимися от нормы людь­ми, то между здоровыми и нездоровыми механизмами, включенными в развитие мотивации. То, что мы называем интегративным действием нервной системы, яв­ляется, по существу, целостным механизмом, который поддерживает мотивацию в состоянии, соответствующем требованиям времени. Он направлен на то, чтобы осу­ществлять внутреннее согласование и оценку соответствия реальности элементов, входящих в мотивационные паттерны. Эффективное подавление является другим здоровым механизмом, безвредным для индивида и делающим возможным распо­ложение мотивов в упорядоченной иерархии12. С помощью эффективного подав­ления индивид прекращает играть инфантильные драмы. В числе механизмов балан­сировки можно назвать самопознание, ясный образ себя и малопонятный фактор гомеостазиса.

Как показал эксперимент Гетцеля, прямые и проективные проявления здо­ровых людей едины. Будущий тест на нормальность — к несчастью, психологи еще не разработали его, — может основываться на гармонии экспрессивного поведения (выражение лица, жесты, почерк) с фундаментальной мотивационной структурой индивида. Есть свидетельства того, что дискоординация между сознательными мо­тивами и экспрессивными движениями — зловещий признак13. Это указывает на­правление необходимых исследований.

При нездоровой мотивации верх одерживают механизмы разбалансировки. Все­гда существует некий вид разбалансированности. Вытеснение неэффективно, вытес­ненные мотивы прорываются в аутичных жестах, в приступах раздражения, в ночных кошмарах, в навязчивых идеях, возможно, в параноидальном мышлении. Сверх все­го, в широких сферах жизни нарушено самопознание. Но в норме механизмы балан­са берут верх. Иногда у людей с сильными расстройствами механизмы разбалансиров­ки захватывают контроль. Порой мы обнаруживаем эти механизмы действующими у людей, в других отношениях являющихся здоровыми. Когда в работе этих механиз­мов отмечается дисгармония, для диагностики полезно использование проективных техник. Но когда в системе личности в целом налицо гармония, проективные методы могут очень мало (или не могут ничего) сообщить нам о мотивации.

Из всего сказанного ясно, что удовлетворительная концепция психодинамики должна обладать следующими характеристиками.

1. Она никогда не будет использовать проективные методы или глубинный ана­лиз, не уделяя также внимания для полного диагноза мотивов прямым методам.

2. Она будет исходить из того, что у здоровой личности основная часть мотива­ции может быть «принята за чистую монету».

12 Belmont L., Birch H. G. Re-individualizing the repression hypothesis // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1951. Vol. 46. P. 226—235; McGranahan D. V. A critical and experimental Study of repression // Ibidem. 1940. Vol. 35. P. 212-225.

13 Allport G. W., Vernon P. E. Studies in expressive movement. N. Y.: Macmillan, 1933.

Тенденция в мотиваиионной теории 103

3. Она будет опираться на предположение, что нормальная мотивация этого рода соотносится с настоящим и будущим для индивида, и не может быть адекватно пред­ставлена путем изучения его прошлой жизни. Другими словами, она должна признать, что психодинамика жизни в настоящем может быть большей частью функционально автономной, хоть и вытекающей из ранней истории формирования мотивации14.

4. В то же время в этой концепции сохранятся эпохальные догадки Фрейда и других о том, что инфантильные фиксации иногда имеют место, и что стоит прове­рять сознательный самоотчет и дополнять прямые методы непрямыми.

Пока такая адекватная концептуализация не достигнута, необходимо пере­смотреть одну современную догму мотивационной теории. Я имею в виду часто встречающееся положение о том, что все мотивы нацелены на «снижение напряже­ния». Эта доктрина, обнаруживаемая в инстинктивизме, психоанализе и психоло­гии стимула—реакции, удерживает нас на примитивном уровне теоретизирования.

Мы, конечно, не можем отрицать, что базовые влечения стремятся к «сниже­нию напряжения». Отчетливые примеры — потребность в кислороде, голод, жажда и выделение. Но эти влечения не являются надежной моделью всей нормальной моти­вации взрослых. Гольдштейн отмечает, что пациенты, которые ищут только сниже­ния напряжения, явно страдают патологией. Они озабочены локальными раздраже­ниями, которые пытаются облегчить. В их интересах нет ничего творческого. Они не могут принимать страдание, отсрочку или фрустрацию как простой эпизод в своем поиске ценностей. Нормальными людьми, напротив, управляют «предпочтительные паттерны» самоактуализации. Их психогенные интересы являются способом поддер­жания и направления напряжений, а не избегания их15.

Я думаю, мы должны согласиться, что снижение напряжения не является адекватной формулой функционирования зрелых психогенных мотивов. Во время своей инаугурации в качестве президента Гарвардского университета Джеймс Брай-ант Конант заметил, что он принимает свои обязанности «...с тяжелым сердцем, но с радостью». Он знал, что не снизит напряжения, связывая себя обязательства­ми по новой работе. Напряжения будут возрастать и возрастать, временами становясь почти невыносимыми. Хотя в ходе своей ежедневной работы он должен будет рас­правляться со многими делами и ощущать облегчение, его общие обязательства — его общие вложения энергии — никогда не будут иметь своим результатом некое равновесие. Психогенные интересы устроены именно так: они ведут нас к осложне­ниям и беспредельно напрягают нашу жизнь. «Стремление к равновесию», «сниже­ние напряжения» и «желание смерти» выглядят тривиальным и ошибочным отобра­жением мотивации нормальных взрослых.

Как я говорил, послевоенные годы принесли благотворный поворот в теорети­зировании. Например, немногие специалисты по военным неврозам рассуждали в тер­минах снижения напряжения, они скорее говорили о «твердой эго-структуре» или о «слабой эго-структуре». Гринкер и Шпигель пишут: «С усилением эго терапевт требует от пациента растущей независимости и активности»16. После осуществления успешной терапии эти и другие авторы иногда замечают: «Теперь эго приобрело, похоже, пол­ный контроль». В выражениях, подобных этому, — а они встречаются все чаще, — мы

14 Allport G. W. The nature of personality: selected papers. Cambridge: Addison-Wesley, 1950.

15 Goldstein K. Human nature in the light of psychopathology. Cambridge: Harvard University Press, 1940.

16 GrinkerR. R., SpiegelJ. P. War neuroses. Philadelphia: Blakiston, 1945.

104 Статьи разных лет

вновь сталкиваемся с пост-фрейдовской психологией эго. Конечно, аромат этих тео­ретических положений изменчив. Иногда они по-прежнему близки концепции эго как рационализатора, всадника и рулевого. Но часто, как в цитированных выше работах, они значительно выходят за эти рамки, подразумевая, что эго в норме не только спо­собно избегать злокачественного вытеснения, хронизации и ригидности, но также представляет собой дифференцированную динамическую силу — сплав здоровых пси­хогенных мотивов, которые можно «принимать за чистую монету».

Нет нужды пугаться концепции «активного эго». Как мне видится, термин эго не отсылает к модели гомункулуса, но лишь является кратким выражением того, что Гольдштейн называет «предпочитаемыми паттернами». Этот термин означает, что здоровые личности в норме обладают различными системами психогенных мотивов. Их число не безгранично; в самом деле, у хорошо интегрированного взрослого их можно пересчитать по пальцам обеих рук, а возможно, — и одной. То, что человек пытается делать настойчиво и постоянно, исходя из своей внутренней природы, часто на удивление хорошо сфокусировано и структурировано. Называть ли эти ве­дущие мотивы желаниями, интересами, ценностями, чертами или чувствами, — не так уж важно. Важно то, что мотивационная теория, которой будут руководствовать­ся диагностика, терапия и исследования, должна в полной мере принять эти струк­туры во внимание.

Воображение в психологии: некоторые необходимые шаги'

Некоторые содрогнутся при одной мысли о том, что психология может прояв­лять больше воображения, чем сейчас. Они скажут: «Посмотрите, что вы, психологи, уже сделали. Вы заморочили нас обучающими машинами, компьютерами и имити­рующими устройствами и измерили все наши коэффициенты (IQ, EQ, AQ и даже PQ — коэффициент личности). Вы подвергли нас воздействию сыворотки правды и детекторов лжи, замучили опросами и опросниками, лабиринтами и другими су­масшедшими изобретениями и, что хуже всего, вы приняли нас за это странное и неуравновешенное венское эдипово семейство. Нам больше не нужно вашего вооб­ражения. Что нам нужно, так это стратегия, с помощью которой мы могли бы со­противляться вашему нахальству. Мы восхищаемся бедным парнем, обратившимся в поисках работы в британскую Интеллидженс Сервис. У него была репутация люби­теля приложиться к бутылке, поэтому психолога попросили выяснить, в самом ли деле у него есть такое пристрастие. Психолог дал ему тест словесных ассоциаций. "Говорите мне первое, что приходит вам в голову, когда я говорю Хейг**\" — "О, — отве­тил кандидат, — Хейг, вы знаете, знаменитый генерал, первая мировая война, Север­ная Африка и так далее" — "Гордон\" — "О да, другой генерал: Китайский Гордон, боксерское восстание" — "Бут\" — "О да, еще один генерал. На этот раз Армия спасе­ния" — "Ват 691" — "Так... Может быть, телефон папы Римского?"».

Такого типа сопротивление мне тоже симпатично. Но нынешнюю «наглость» психологии лучше лечить, не лишая ее воображения, а прибавляя его.

Переходный период

Сейчас психология напоминает молодого человека, возможно, неловкого и высокомерного, но откровенно цветущего и многообещающего. Состояние это мож­но лучше понять в контексте интеллектуальной истории нынешнего столетия.

* Впервые опубликовано в 1964 г. Печатается по изданию: Allport G. The Person in psychology. Boston: Beacon, 1968. P. 103-120.

** В качестве стимулов в ассоциативном эксперименте фигурируют марки спиртных напитков.

106 Статьи разных лет

Первые монументальные фигуры в психологии — думаю, что могу назвать Вильгельма Вундта, Уильяма Джеймса, Уильяма Мак-Дугалла и Джона Дьюи — уво­дят нас от чисто спекулятивной философии к широким эмпирическим взглядам на человеческую природу. Отдавая предпочтение лабораторным или клиническим эм­пирическим данным (хотя в их распоряжении было не слишком много таковых), они не хотели утрачивать и свое обзорное видение предмета психологии, а именно, общего устройства человеческой природы.

Однако их бунт против философии зашел не настолько далеко, чтобы доставить удовольствие некоторым энтузиастам, по существу говорившим: «Мы можем дать вам простую формулу человеческой природы». Фрейд, например, предложил удобную кон­цептуальную треногу: ид, эго и суперэго; Уотсон и бихевиористская школа утверж­дали, что суть всего в реакции на стимулы; был разработан ряд хорошо усваиваемых редукционистских понятий, в том числе бессознательное, обусловливание, подкреп­ление, иерархия привычек. Редукционизм — это доктрина, утверждающая, что все сложности человеческой природы в принципе могут быть объяснены с помощью од­ного механизма или их группы, предпочитаемых конкретным теоретиком.

Но Zeitgeist* этого столетия завел психологию еще дальше; она попалась в ту же паутину, что и другие науки, включая философию, искусство и литературную крити­ку. Началась эра крайнего позитивистского редукционизма. Все теории стали подо­зрительны из-за их словесной соблазнительности и слабой эмпирической поддержки. Вундт и Джеймс, Мак-Дугалл и даже Фрейд предлагали, по существу, точку зрения одного человека, личную интерпретацию. Это не наука, — говорили нам их оппонен­ты, — ибо она базируется на личностных смыслах, а все смыслы субъективны.

Они призывали стать объективными, уйти от интроспекции, сторониться лич­ностных смыслов. Вычистите все лишнее, определите термины операционально. За­тем подгоните все данные к математическим или компьютерным моделям, исполь­зуйте статистику, определите вероятности. Сведите к минимуму промежуточные переменные, а еще лучше, размышляйте в терминах «пустого организма», так, что­бы все измерения и понятия можно было бы публично верифицировать.

Важно подчеркнуть, что тенденция к крайнему позитивизму не ограничивалась психологией. У нее была точная параллель в философии, которая отказывалась от метафизики и теории ценностей в пользу лингвистического анализа и методологии. У нее была параллель в литературном позитивизме, который лишал стихотворение со­держания, отделял от личности автора и анализировал его как ряд изолированных слов, причем использовались лишь текстуальные данные. В искусстве реализм и изоб­разительность, обусловленные значением и традицией, попали в опалу. Модными были абстракции, отражающие только сиюминутные переживания художника.

Все области человеческого творчества по существу говорили: давайте забудем наш традиционный багаж слов, слов, слов... Ничто не заслуживает доверия, если оно несводимо к физическим, измеримым операциям. Ничто не является истинным, если лингвистический анализ не может определить понятие истины. В литературном и ху­дожественном творчестве также давайте придерживаться поддающихся определению фрагментов опыта и текстовых данных.

Этот период недавнего прошлого, который мы могли бы назвать «эпохой чист­ки», отнюдь не завершился. В психологии мы везде замечаем последствия редукцио­низма. Современное теоретизирование, в противоположность прежнему обзорному теоретизированию, сильно упрощено. Иногда это возвращение к биологизму — тен-

' Дух времени (нем.).

Воображение в психологии: некоторые необходимые шаги 107

денция, которую мы встречаем уже у Фрейда; иногда — к физиологизму (как в пси­хологии стимула—реакции); иногда к операционализму, к кибернетическим аналоги­ям, к компьютерным аналогиям, к математическим формулам, включая конечно факторный анализ и другие формы твердолобого эмпиризма. Продукты такого редук­ционизма рассматривались, а зачастую и сейчас рассматриваются как последнее сло­во психологии.

Эта эра, повторяю, еще не закончилась, и мы надеемся, что она не исчезнет полностью, так как ее уроки слишком ценны, чтобы потерять их. Никто, за исклю­чением, быть может, нескольких глубокомысленных философов, не захотел бы вер­нуться к прежним системам психологической теории, не имевшим никакого или почти никакого эмпирического контроля.

В то же время уже налицо заметная реакция. В течение последних двух десятиле­тий происходит возрождение понятия «Я». Обращает на себя внимание экзистенци­альное течение, особенно тонко рефлектирующее фрагментацию жизни и распыление ценностей, и в то же время стремящееся с помощью своих понятий «трансцендент­ность», «включенность» и «стремление к смыслу» противодействовать атомизации мышления и дезинтеграции цели. Можно заметить повышение интереса к целям тера­пии, а также к целям нации. Видно оживление феноменологии как психологического метода. С этим общим широким движением связан поворот психоанализа к так назы­ваемой «эго-психологии». Можно отметить быстрый рост числа новых журналов, по­священных индивидуальной психологии, экзистенциальной психологии, гуманисти­ческой психологии. Это направление в современной психологии столь заметно, что получило название «третьей силы».

И вот мы подошли к эре, лежащей впереди. Сможет ли она сохранить главные достижения последних десятилетий и избежать при этом тривиальности взглядов, присущих крайнему редукционизму? Возможно ли вновь достичь уровня общей тео­рии с ее уважением к целостности души человека, не жертвуя выгодами критическо­го метода, так недавно обретенного? Мой ответ — осторожное «да». Чтобы это сде­лать, прежде всего требуется выделить те черты человеческой природы, что были потеряны из виду в массовом движении редукционистов. Естественно, второе требо­вание — помнить недавно полученные методологические уроки.

Морфогенез и личность

Мы можем проиллюстрировать единство этих двух требований на примере рас­смотрения конкретной проблемы из области человеческой личности.

Все знают, что нейропсихическая система каждого человека уникальна. При уникальном наследуемом генотипе и никогда не повторяющихся особенностях окру­жающей личность среды иначе и быть не может. Каждый знает, что хотя в системе данной личности нет окончательного единства, каждая система, тем не менее, высо­ко организована и последовательно структурирована. Адекватно ли психологическая наука относилась до сих пор к этой ситуации? Я думаю, нет. Картина, предлагаемая психологией, — это главным образом картина параметров, а не человека.

Хотя легко допускается существование индивидуальных различий (или парамет­ров), личность — это нечто большее, чем пересечение параметров. Другими словами, ваша личность — это не просто совокупность ваших баллов по параметрам достиже­ния, доминирования, интроверсии, интеллекта, невротизма или по факторам А, В и С. В действительности эти общие, или номотетические, измерения, входящие в ны-

108 Статьи разных лет

нешний «торговый ассортимент» психолога, могут даже не соответствовать вашей лич­ной структуре. Даже если некоторые из них соответствуют (приблизительно), вопрос не в том, к£к ваши баллы по этим переменным отличаются от баллов других людей, а скорее в том, как эти качества влияют друг на друга в вашей собственной функциони­рующей системе.

Необходимо воображение, чтобы дать нам методы, соответствующие структуре и развитию отдельного человека. Надо пройти длинный путь, прежде чем улучшится наша оценка и понимание индивида, а также предсказание его поведения и контроль за ним. Для меня неприемлемо утверждение, что проблема уникальности лежит вне сферы науки, так как наука, как говорят, имеет дело только с общими знаниями и никогда — с уникальными случаями. Независимо от того, что может быть догмой в естественных науках, я настаиваю, что психологии предначертано заниматься пробле­мой человеческой личности, и для того, чтобы с этим адекватно справляться, она дол­жна сосредоточивать свое внимание на морфогенезе отдельных паттернов. В официаль­ном этическом кодексе Американской психологической ассоциации (АРА) 1959 года психолог определяется как специалист, «обязанный увеличивать понимание человека человеком». А человек, заявляю я, существует только в конкретных, специфических, уникальных формах. Если вы ответите, что каждый объект природы уникален — каж­дый камень, каждое дерево, каждая птица, — я останусь непреклонным. Дело в том, что индивидуальная человеческая система настолько сложна, настолько поразительно изменчива в своих взаимодействиях с миром, и настолько изощренна ее саморегуля­ция, что нельзя сбросить со счетов вопрос уникальности, прибегнув к аналогиям с неживой природой или низшими формами жизни.

Стоящий перед нами вопрос не нов. Он обсуждался много раз, например, Мелом1, Сарбином, Тэфтом и Бентли2, а позже Холтом3. Если не ошибаюсь, боль­шинство дискуссий кончалось тщательной защитой параметрического анализа. Раз­ными словами нам говорят, что наука не может иметь дела с уникальными структу­рами, или уверяют, что в конечном счете нет разницы между молекулярным (то есть параметрическим) и морфогенетическим исследованием. Каждый биолог знает раз­ницу между молекулярной и морфогенетической биологией, но психологи не спе­шат увидеть аналогичное различие в своей собственной науке.

Как указал Мел, в этом споре есть два отдельных вопроса. Один касается про­цесса понимания. Как психолог собирает в единый образ все те фрагменты инфор­мации, которые он получает, наблюдая за человеком? Этот вопрос поднимает труд­ную проблему сравнения роли логического (или ассоциативного) и интуитивного (или конфигурального) знания. Здесь возникают нерешенные эпистемологические проблемы. Для психологии вопрос сформулирован в терминах относительной пред­сказуемости, вытекающей из следования методу статистического (или актуарного) прогноза, который базируется на поведении среднего представителя данного клас­са, по сравнению с успешностью предсказания на основе клинического (индивиду­ального) понимания. Так как мы далеки от приемлемого решения этого спора, я призываю к воображению для разработки более подходящих методов эмпирическо­го решения этой проблемы.

1 MeehlP. E. Clinical versus Statistical Prediction. University of Minnesota Press, 1954.

2 Sarbin T. R., Taft R., Bailey D. E. Clinical Inference and Cognitive Theory. N. Y.: Holt, Rinehart & Winston, 1960.

3 HoltR. R. Individuality and Generalization in the Psychology of Personality // Journal of Personality. 1962. Vol. 30. P. 377-404.

Воображение в психологии: некоторые необходимые шаги 109

Второй вопрос в дискуссии параметры—морфогенез касается типа данных, не­обходимых для оценки индивидуального поведения. Являются ли баллы, получен­ные по измерительным шкалам, по проективным тестам или по опросникам, един­ственными нужными нам данными? В общем-то, сейчас мы работаем именно с этим типом данных.

Очевидны теоретические ограничения этого распространенного подхода. Ког­да мы оцениваем индивида в измерениях опросников, или баллов по тесту Роршаха или чего-то подобного, то мы предполагаем, что строение данной личности в его основе качественно подобно строению всех других людей. Одни и те же измерения прилагаются ко всем людям. Им позволяется иметь количественные различия, но только в рамках измерений, применяемых экспериментатором. Однако что, если гра­ницы, проходящие в нашей собственной жизни, наши «личные диспозиции» не со­ответствуют границам, проводимым на основе «общих черт»?4 Не понадобится ли нам тогда новая точка отсчета, новое средство для раскрытия природы этих уни­кальных личных диспозиций?

Рассмотрим пример. Предположим, мы хотим выделить основные интересы и ценности человека. В настоящее время у нас есть несколько заранее кодифицирован­ных шкал, которые мы можем применить (Kuder, Strong, Allport—Vernon—Lindzey). Естественно, мы обнаруживаем именно то, что ожидаем: количественные различия по категориям, заданным экспериментатором, но совсем не обязательно заданным изучаемой нами жизнью.

Более непосредственно морфогеничным является старомодное средство — пря­мо расспросить испытуемого о том, чего он хочет в жизни. Можно привести много аргументов в пользу этой простой процедуры. Возражения против нее возникают по­тому, что Фрейд заставил нас осознать самообман, который может вмешиваться. Так­же верно и то, что некоторые люди оказываются не в состоянии сформулировать соб­ственные ценности, а некоторые могут даже не знать, каковы они.

Недавно Кэнтрил и Фри5 подошли к этой проблеме с тем воображением, ко­торое я считаю необходимым. Испытуемых в нескольких странах (в том числе — по­мимо Соединенных Штатов — в Индии, Нигерии, Бразилии и Польше) просили дать определение наилучшего (насколько они могут представить) образа жизни для себя. Затем испытуемому показывают рисунок лестницы и говорят, что верхняя сту­пенька представляет этот образ жизни. Далее его спрашивают, на какой из этих де­сяти ступеней он бы поместил себя сегодня, в процессе движения к желаемому. Где он находился пять лет назад? Где он рассчитывает быть через пять лет? Таким обра­зом получают интересное изображение морали и мировоззрения на самостоятельно установленной шкале. Испытуемого также просят описать наихудший возможный об­раз жизни, который он может для себя вообразить. Эта пугающая возможность раз­мещается внизу лестницы. Довольно интересно, что самый ужасный образ жизни редко является логической противоположностью наилучшего возможного образа жизни, даже если лестница в сознании субъекта образует некоторую разновидность психологического континуума. Это ясный пример того, что логические измерения экспериментатора могут терпеть неудачу в отображении феноменологических изме­рений изучаемого человека.

4 Allport G. W. Pattern and Growth in Personality. N. Y.: Holt, Rinehart & Winston. 1961. Ch. 14, 15.

5 Cantril H., Free L. A. Hopes and Fears for Self and Country // American Behavioral Scientist. 1962. Vol. 6, Supplement.

110 Статьи разных лет

Итак, мы можем спросить — при условии, что этот метод устанавливает уни­кальную линию отсчета для индивида, посредством которой мы можем обнаружить и измерить его прогресс, — что нам делать с такой массой солипсистских данных? Не доказывает ли это просто того, что каждый человек безнадежно индивидуален?

Однако анализируя тысячи случаев, Кэнтрил обнаружил, что можно сконстру­ировать подробный список, состоящий примерно из 145 пунктов, в разных пропорци­ях включающий большинство аспектов желаемого образа жизни, упомянутых во всех исследованных странах. Вы можете заметить, что таким образом мы возвращаемся к схеме измерений. Да, это делается в целях сравнения, но с двумя существенными от­личиями от нашей обычной схемы измерений. Во-первых, никого из индивидов не подгоняют к общим категориям, если его стремления действительно своеобразны; и, во-вторых, используемые измерения индуктивно извлечены из реально переживаемых стремлений, а не придуманы экспериментатором в лаборатории.

Я упомянул этот пример воображаемого шага, предпринятого, чтобы прибли­зить научную психологию к изучению морфогенетического структурирования. Этот пример связан с областью личных ценностей. Однако можно указать и другие обла­сти для исследования образования паттернов. Подобным образом Шапиро6 проде­монстрировал свое воображение при работе с психиатрическими пациентами. На ос­нове 5-часового интенсивного интервью с поступающим пациентом он конструирует опросник, который служит с течением времени стандартом для этого конкретного пациента, хотя он не будет прямо релевантным для любого другого пациента. Ис­пользуемый с интервалами в месяцы и годы, этот метод позволяет отслеживать ход улучшения или ухудшения здоровья, а также изменения установок и взглядов.

В другом месте7 я собрал ряд других разработанных в последнее время методов, которые, по-моему, служат примером морфогенетического подхода к изучению лич­ности, которым сейчас пренебрегают. Я не буду здесь повторять этот перечень, скажу только, что хотя такие методы отнюдь не являются общими, они показывают, что в принципе воображение возможно. Некоторые техники оказываются смесью измери­тельных и морфогенетических процедур, например, Q-сортировка и репертуарный тест, и они дают частичные преимущества. Но нам еще предстоит долго идти в опи­сываемом мной направлении. Выскажусь ясно: наши привычные измерительные ме­тоды обладают определенными достоинствами. Я просто считаю, что они односторон-ни и нуждаются в дополнении воображением.

Другие необходимые шаги

Помимо диагностики личности требуется активизировать воображение и в дру­гих областях психологии. Я, конечно, не могу составить научную повестку дня на будущее, но отважусь вкратце привлечь внимание к некоторым особо нуждающимся в этом областям.

Редукционизм оставил нам изрядные прорехи в сведениях о человеческом обу­чении. Я утверждаю это несмотря на то, что научение, возможно, самая исхоженная область нашей науки. Понятия «обусловливание» и «подкрепление» лишь немного про-

6 Shapiro M. В. The Single Case in Fundamental Clinical Psyhological Research // British Journal of Medical Psychology. 1961. Vol. 34. P. 255-262.

7 Allport G. W. The Unique and the General in Psychological Science // Journal of Personality. 1962. Vol. 30. P. 405-422.

Воображение в психологии: некоторые необходимые шаги 111

двигают нас к пониманию тайн приобретения знаний, навыков и мотивов. Но до сих пор обусловливание и подкрепление остаются понятиями чрезвычайно популярными. С рвением истинных редукционистов их часто предлагают в качестве универсальной формулы. Я думаю, что сегодня все больше и больше психологов сознают, что прогно­зировать обучение взрослых в зависимости от их прошлых подкреплений является нео­правданной экстраполяцией изолированных и неадекватных экспериментов. Фактичес­ки само понятие «научения» оказывается неадекватным. Человек (по крайней мере, после завершения младенчества), поглощает, впитывает, овладевает тем, что соответ­ствует его концепции себя. И я утверждаю, что он делает это не для снижения напря­жения, как считала бы господствующая теория научения, а для поддержания напря­жения, соответствующего его чувству самоидентичности. Ясно, что это очень сложный вопрос, и в будущем потребуется воображение для его переформулирования.

Возьмем более специфическую тему совести. Важное озарение Фрейда состоит в том, что в детстве интериоризируется родительский наказ в форме суперэго. Возника­ет вопрос, обладает ли эта «совесть-долженствование» детства вообще какой-либо функциональной связью с чувством морального обязательства зрелого взрослого че­ловека. Не может ли быть так, что «совесть-обязательство» взрослых в нормальной жизни функционально автономна от «совести-долженствования» детства?8.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 348. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия