Студопедия — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАКА






Что такое знак в классическую эпоху? Ибо то, что измени­лось в первую половину XVII века, и надолго — может быть, до нашего времени, — это целый строй знаков, условия, в кото­рых они осуществляют свою странную функцию; это то, что вызывает их к жизни как знаки среди стольких других изве­стных или видимых вещей; это сама их суть. На пороге клас-

сической эпохи знак перестает быть фигурой мира; и он пере­стает быть связанным с тем, что он обозначает посредством прочных и тайных связей сходства или сродства.

Классицизм определяет знак согласно трем переменным 1. Происхождение связи: знак может быть естественным (как от­ражение в зеркале указывает на то, что оно отражает) или условным (как слово для группы людей может означать идею). Тип связи: знак может принадлежать к совокупности, на кото­рую он указывает (как здоровый вид составляет часть здо­ровья, о котором он свидетельствует), или же быть от нее отде­лен (как фигуры Ветхого завета являются отдаленными зна­ками Воплощения и Искупления). Надежность связи: знак мо­жет быть настолько постоянен, что его верность не вызывает никакого сомнения (так дыхание указывает на жизнь), но он может быть просто вероятным (как бледность при беремен­ности). Ни одна из этих форм связи не подразумевает с необ­ходимостью подобия; даже сам естественный знак не требует этого: крики — это спонтанные знаки, но не аналоги страха; или еще, как это говорит Беркли, зрительные ощущения явля­ются знаками осязания, установленными богом, и, однако, они его никоим образом не напоминают 2. Эти три переменные за­меняют сходство для того, чтобы определить действенность знака в сфере эмпирических познаний.

1. Знак, поскольку он всегда является или достоверным, или вероятным, должен найти свое пространство внутри познания. В XVI веке придерживались того мнения, что вещи наделены знаками для того, чтобы люди могли выявить их тайны, их при­роду и их достоинства; но это открытие означало лишь конеч­ную целесообразность знаков, оправдание их существования; оно означало их возможное и, несомненно, наилучшее исполь­зование. Однако знаки не нуждались в том, чтобы быть по­знанными, для того чтобы существовать: даже если они оста­вались немыми и если никто никогда их не воспринимал, они ничего не теряли в своем бытии. Не познание, а сам язык ве­щей утверждал знаки в их означающей функции. Начиная с XVII века вся область знака распределяется между достовер­ным и вероятным; иначе говоря, здесь уже нет места ни неиз­вестному знаку, ни немой примете не потому, что люди будто бы владеют всеми возможными знаками, но потому, что знак существует постольку, поскольку познана возможность отноше­ния замещения между двумя уже познанными элементами. Знак не ожидает пассивно прихода того, кто может его по­знать: он всегда конституируется только посредством акта по­знания.

1 Logique de Port-Royal, I partie, ch. IV.

2 Berkeley. Essai d'une nouvelle théorie de la vision (Œuvres choi­sies, Paris, 1944, t. 1, p. 163—164).

Именно в этом пункте знание разрывает свое старое род­ство с прорицанием (divinatio). Прорицание всегда предпола­гало знаки, которые предшествовали ему: так что познание це­ликом размещалось в зиянии открытого или подтвержденного или тайно переданного знака. В его задачу входило выявление языка, предварительно введенного богом в мир; именно в этом смысле благодаря существенной импликации оно прорицало, и оно прорицало о божественном (divin). Отныне знак начинает что-либо означать лишь внутри познания; именно у него знак заимствует теперь свою достоверность или свою вероятность. И если бог еще применяет знаки, чтобы говорить с нами через посредство природы, то он пользуется при этом нашим позна­нием и связями, которые устанавливаются между впечатлени­ями, чтобы утвердить в нашем уме отношение значения. Такова роль чувства у Мальбранша или ощущения у Беркли: в естест­венном суждении, в чувстве, в зрительных впечатлениях, в вос­приятии третьего измерения именно мимолетные, смутные, но навязчивые, необходимые и неизбежные сведения служат зна­ками для дискурсивного познания, которого мы, не являясь чи­стым разумом, не можем достигнуть сами единственно лишь силой своего ума, ибо у нас нет для этого либо досуга, либо разрешения. У Мальбранша и у Беркли знак, ниспосланный бо­гом, является хитроумным и предусмотрительным совмещением двух видов познания. Нет больше прорицания, то есть проник­новения познания в загадочное, открытое, священное простран­ство знаков, а есть краткое и сосредоточенное на себе позна­ние: резюмирование длинной серии суждений в мимолетной фигуре знака. При этом видно также, как посредством возврат­ного движения познание, замкнувшее знаки в своем специфи­ческом пространстве, может раскрыться теперь для вероят­ности. Отношение между впечатлениями становится отноше­нием знака к означаемому, то есть отношением, которое, на­подобие отношения последовательности, развертывается от са­мой слабой вероятности к наибольшей достоверности. «Связь идей предполагает не отношение причины к следствию, а един­ственно лишь отношение указателя и знака к означаемой вещи. Видимый огонь не есть причина боли, от которой я страдаю, приближаясь к нему: он является указателем, предупреждаю­щим меня об этой боли» 1.Знание, которое случайно разгады­вало абсолютные и более древние, чем оно само, знаки, заме­щено теперь сетью знаков, постепенно созданной познанием ве­роятного. Стал возможным Юм.

2. Вторая переменная знака: форма его связи с тем, что он означает. Посредством действия пригнанности, соперничества и в особенности симпатии подобие в XVI веке побеждало про-

1 Berkeley. Principes de la connaissance humaine (Œuvres choisies t. I, p. 267).

странство и время, так как роль знака состояла в соединении и связывании вещей. Напротив, в классицизме знак характе­ризуется своей существенной дисперсией. Циклический мир кон­вергентных знаков замещен бесконечным развертыванием. В этом пространстве знак может занимать две позиции: или он в качестве элемента составляет часть того, означением чего он служит; или он реально и действительно отделен от него. По правде говоря, эта альтернатива не является радикальной, так как знак, чтобы функционировать, должен одновременно и внедряться в означаемое, и отличаться от него. Действитель­но, для того чтобы знак был знаком, нужно, чтобы он был дан сознанию вместе с тем, что он означает. Как это отмечает Кондильяк, звук никогда не стал бы для ребенка словесным знаком вещи, если бы он, по меньшей мере раз, не был услы­шан в момент восприятия этой вещи 1. Но для того, чтобы элемент восприятия мог стать знаком, недостаточно, чтобы он составлял его часть; нужно, чтобы он был выделен в качестве элемента и освобожден от общего впечатления, с которым он неявно связан; следовательно, нужно, чтобы это впечатление было расчленено, чтобы внимание сосредоточилось на одном из переплетенных с другими моменте, чтобы этот момент, вхо­дящий в состав общего впечатления, был изолирован от него. Таким образом, оказывается, что полагание знака неотделимо от анализа, что знак является результатом анализа, без кото­рого он не смог бы появиться. Знак также является и инстру­ментом анализа, так как, будучи однажды определен и изоли­рован, он может быть соотнесен с новыми впечатлениями, иг­рая по отношению к ним роль аналитической решетки. По­скольку ум анализирует, постольку появляется знак. Поскольку ум располагает знаками, постольку анализ продолжается. По­нятно, почему от Кондильяка до Дестю де Траси и до Жерандо как всеобщее учение о знаках, так и определение аналитиче­ской мощи мышления очень точно накладываются друг на дру­га в одной и той же теории познания.

Когда «Логика Пор-Рояля» говорила, что знак мог быть присущ тому, что он означает, или отделен от него, она пока­зывала, что в классическую эпоху знак больше не предназ­начен приблизить мир к нему самому и связать его с его же собственными формами, но, напротив, он предназначен для того, чтобы расчленить его, расположить на бесконечно откры­той поверхности и проследить, исходя из него, бесконечное раз­вертывание замещающих его понятий, в которых он осмысля­ется. Благодаря этому открывается возможность и для анали­за, и для комбинаторики, что делает мир от начала и до конца упорядочиваемым. В классическом мышлении знак не унич-

1 Соndillас. Essai sur l'origine des connaissances humaines (Œuvres, Paris, 1798, t. I, p. 188—208).

тожает расстояний и не упраздняет время; напротив, он позво­ляет их развертывать и постепенно обозревать. Вещи при по­средстве знака становятся: различными, сохраняются в своем тождестве, разъединяются и соединяются. Западный разум вступает в эпоху суждения.

3. Остается третья переменная; переменная, которая мо­жет принимать два значения: по природе и по соглашению. Давно было известно — задолго до «Кратила», — что знаки мо­гут быть даны природой или образованы человеком. XVI век также знал об этом и распознавал в человеческих языках уста­новленные знаки. Однако искусственные знаки обязаны своей жизнеспособностью исключительно их верности естественным знакам. Последние издавна составляли основу всех других зна­ков. Начиная с XVII века соотношение природы и соглашения оценивается противоположным образом: естественный знак — не что иное, как элемент, выделенный из вещей и конституи­рованный в качестве знака познанием. Следовательно, он яв­ляется предписанным, негибким, неудобным, и ум не может подчинить его себе. Напротив, когда знак устанавливается по соглашению, то его всегда можно (и действительно нужно) вы­бирать так, чтобы он был прост, легок для запоминания, при­меним к бесконечному числу элементов, способным делиться и входить в состав других знаков. Установленный человеком знак — это знак во всей полноте его функционирования. Именно этот знак проводит рубеж между человеком и животным; именно он превращает воображение в сознательную память, спонтанное внимание — в рефлексию, инстинкт — в разумное познание 1. Недостаток именно таких знаков Итар открыл у «Дикаря из Авейрона». Среди этих установленных знаков естественные знаки являются лишь начальным наброском, приблизительным рисунком, который может быть завершен лишь введением элемента произвола.

Но этот произвол измеряется своей функцией, и его пра­вила очень точно определены ею. Произвольная система зна­ков должна давать возможность анализа вещей в их наиболее простых элементах; она должна разлагать их вплоть до основы; но она должна также показывать, как возможны комбинации этих элементов, и допускать идеальный генезис сложности ве­щей. «Произвольное» противопоставляется «естественному» лишь в той мере, в какой хотят обозначить способ установле­ния знаков. Но произвольное — это также аналитическая ре­шетка и пространство для комбинаторики, посредством кото­рых природа обнаруживает свою сущность на уровне исходных впечатлений и во всевозможных формах их соединения. В своей совершенной форме система знаков представляет собой про­стой, абсолютно прозрачный язык, способный к обозначению

1 Соndillac. Essai sur l'origine de connaissances humaines, p. 75.

элементарного, а также совокупность операций, определяющую все возможные соединения. На наш взгляд, этот поиск источ­ника и это исчисление группировок кажутся несовместимыми, и мы охотно истолковываем их как двусмысленность в мыш­лении XVII и XVIII веков. То же самое относится и к рас­хождению между системой и природой. На деле, для этого мышления здесь нет никакого противоречия. Точнее говоря, существует единственная и необходимая диспозиция, пронизы­вающая всю классическую эпистему: это совместное вхождение универсального исчисления и поиска элементарных основ в си­стему, которая является искусственной и которая благодаря этому может раскрыть природу, начиная с ее исходных эле­ментов и вплоть до одновременного сосуществования их всевоз­можных комбинаций. В классическую эпоху использование зна­ков означает не попытку, как в предшествующие века, найти за ними некий изначальный текст раз произнесенной и посто­янно повторяемой речи, а попытку раскрыть произвольный язык, который санкционировал бы развертывание природы в ее пространстве, опорные термины ее анализа и законы ее построения. Знание не должно больше заниматься раскопками древнего Слова в тех неизвестных местах, где оно может скры­ваться; теперь оно должно изготовлять язык, который, чтобы быть добротным, то есть анализирующим и комбинирующим, должен быть действительно языком исчислений.

Теперь можно определить тот инструментарий, который система знаков предписывает классическому мышлению. Именно эта система вводит в познание вероятность, анализ и комбина­торику, элемент произвола, оправданный в рамках системы. Именно эта система дает одновременно место и для исследо­вания происхождения, и для исчисления, и для построения таб­лиц, фиксирующих возможные сочетания, и для реконструкции генезиса, начиная с самых простых элементов. Именно эта си­стема сближает всякое знание с языком и стремится заместить все языки системой искусственных символов и логических опе­раций. На уровне истории мнений все это, конечно, предстает как переплетение влияний, в котором, несомненно, нужно учи­тывать индивидуальный вклад Гоббса, Беркли, Лейбница, Кондильяка и Идеологов 1. Но если классическое мышление иссле­дуется на археологическом уровне, полагающем его возмож­ность, то при этом наблюдается, что расхождение знака и подобия в начале XVII века вызвало к жизни новые фигуры, такие, как вероятность, анализ, комбинаторика, универсальная система и универсальный язык, не в качестве последовательно возникающих тем, порождающих или выталкивающих друг дру-

1 Французские философы конца XVIII и начала XIX в., выдвигавшие различные варианты идеологии как универсальной науки о происхождении идей и познаний (Дестю де Траси, Кабанис, Вольней, Жерандо и др.). — Прим. перев.

га, но как неповторимую сеть необходимых связей. Именно эта сеть необходимостей и породила такие личности, как Гоббс, Беркли, Юм и Кондильяк.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 382. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия