Студопедия — Понятие общества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Понятие общества






Общество как форма

На первый взгляд вопрос о том, что такое общество, представляется довольно простым. Общество — это сово­купность людей. Действительно, без людей нет общества, но только такой ответ был бы неполным, поверхностным. Он не учитывает неизбежно складывающихся между людьми отношений, которые объединяют их, связывают в единую целостность. Такие отношения, устанавливающиеся в про­цессе совместной человеческой практической и духовной деятельности, называются общественными отношениями. Эти отношения воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие поколения могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остается.

Таким образом, общество — это конкретно-историческая система сложившихся закономерным образом отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятель­ности. Разумеется, это не единственно возможное опреде­ление общества, которое настолько сложно и многогранно, что допускает множество исследовательских подходов, все более дифференцирующихся по мере его усложнения. Об­щество можно рассматривать как способ существования человека,выделяя при этом деятельность, поведение, обще­ние людей, которые проявляются во всех видах обществен­ных отношений. Общество можно рассматривать как функ­циональную систему с точки зрения тех функций, которые оно выполняет, например, функции целеполагания, адапта­ции, интеграции, самосохранения. Если посмотреть на обще­ство как на трансформационную систему,то на передний план выходят процессы развития, изменения общественных отношений.

Общество — это определенный способ существования людей, обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объедине­ния и взаимодействия людей, отражающие их всестороннюю зависимость друг от друга. Человек, будучи природным и социальным существом, устремлен к миру, к обществу, в котором он формируется как человек разумный, как лич­ность.

Социализация — это включение человека в развиваю­щийся общественный организм, в процессе которого он ус­ваивает опыт предшествующих поколений и современни­ков, приобретает знания и навыки, способы поведения, культуру. Эту общественную ориентацию можно назвать коллективистской устремленностью. Стремление человека к индивидуальному самовыражению можно определить как индивидуалистическую направленность.

В том или ином обществе, у того или иного человека мера коллективистской и индивидуалистической устремлен­ности различна.

Определенным типам общества соответствуют и опреде­ленные типы личности. Так, на ранних этапах человеческой истории доминирует коллективистский тип личности. Здесь человек устанавливает свои отношения с миром, со­циальным, природным в основном через коллектив. Хоро­шо известен институт «остракизма» или выселение из об­щины в античной культуре, что являлось самым серьезным наказанием. В эпоху Возрождения в европейской культуре начинается процесс все большей индивидуализации созна­ния и поведения людей, что нашло свое выражение в фор­мировании к XIX в. нового буржуазного типа общества, новой индустриальной культурно-исторической эпохи.

Существует глубинная взаимосвязь между сущностью общества и сущностью самого человека, спецификой его бытия. Поэтому при определении понятия «общество» мы должны прежде всего отразить эту взаимосвязь.

Общество — это специфический, т. е. отличающийся от остального животного мира способ организации жизнедея­тельности людей, отражающий особенности бытия челове­ка, его коллективистскую и индивидуалистическую устрем­ленность.

По мере выявления сложности и многообразия обще­ственной жизни постоянно усиливалось стремление ученых отыскать какое-то общее основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть сведено все это многообразие.

Ответ на этот вопрос заключается в том, что все внешне многообразные явления общественной жизни представля­ют в сущности ту или иную разновидность совместной де­ятельности людей. Так рассуждал О. Конт, основоположник социологии. М. Вебер считал основой жизни общества со­циальное действие, понимая под ним человеческое поведе­ние, ориентированное на другого человека. По словам К. Маркса, общество — продукт взаимодействия людей. Та­ким образом, все многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид жизнеде­ятельности. Наличие у общества единой основы в форме жизнедеятельности людей не исключает представления о его многомерности, сложности. Оно может быть проанали­зировано и с точки зрения его социальной структуры, со­циальных институтов и др., но в его основе лежит совмест­ная жизнедеятельность людей.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 289. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия