Студопедия — ПРОБЛЕМА ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ В АРХИТЕКТУРЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОБЛЕМА ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ В АРХИТЕКТУРЕ






Тема мысленных образов в последнее время вызывает большой интерес у многих исследов^ области когнитивной психологии. Основной вопрос в области когнитивной психологии — vj\ информация хранится в памяти. Некоторые утверждают, что составные части мысленных о6у< это на самом деле образ, т.е. мы храним в памяти «изображенные» объекты. Другие утвержу вся информация хранится в абстрактной форме и что когда мы субъективно ощущаем мыс/у' образ, на самом деле мы сперва вызываем из памяти абстрактную репрезентацию этого обМ затем восстанавливаем из нее сам образ. Есть те, кто полагает, что некоторая информация^ в виде образов, а некоторая — в абстрактном виде. Как это часто бывает: все знают, что vjj образы, но их когнитивные свойства известны лишь приблизительно. Можно ли отличить oy'j сконструированный в воображении, от того, который воспринимается в действительности? С (



2 а. ш о.

к а.

И О

CD

3 I- ф с о то

S

о


\


 



s. и

£ а. i

о § X

о I m

 


233


«образ» является одной из центральных категорий в архитектуре. Вся творческая деятельность архитектора ставит конечной целью создание ярких и запоминающихся средовых образов, которые бы интерпретировались у реципиента (горожанина, зрителя) во множественные картины, соответствующие определенному типу восприятия. Разделяют творческий образ, существующий у автора, и множество образов у пользователей. Эта множественность возникает сообразно личному багажу знаний, пристрастиям, целям нахождения человека в среде. И чем избыточнее среда, тем больше «ключей» для активации того или иного образа у человека. Под мысленным образом понимается представление в уме неприсутствующего объекта или события.

Исследования образов возродились в конце 1960-х годов. Тема мысленных образов является также
частью более широкой проблемы: как информация хранится в памяти и воспроизводится из нее.
Можно утверждать, что зрительная информация кодируется в виде внутренней «картины» и
реактивируется путем воспроизведения этой картины как при просмотре альбома. С другой стороны,
можно утверждать, что зрительная информация фильтруется, суммируется и хранится в виде
абстрактных «высказываний» об этом образе. В этом случае реактивация этих воспоминаний
осуществляется через воспроизведение абстрактного кода, из которого, в свою очередь, и составляется
ассоциированный с ним субъективный образ. И наконец можно также утверждать, что некоторая =

информация хранится зрительно, а некоторая — в абстрактном виде, т.е. в памяти существуют g-

несколько кодов. Последняя версия называется гипотезой двойного кодирования. Эти два кода — g

образный и вербальный — могут перекрываться при обработке информации — с большим акцентом на §

том или на другом. Например, знакомая и легко называемая картина может быть закодирована и §■

образно, и вербально (словесно), но доступ к вербальному коду затруднен вследствие наличия В

дополнительной информации, — т.е. вербальный код возникает после активации образного. £■


Для архитектурно-дизайнерской деятельности «картина» фиксируется прежде всего образным кодом.

о.

Вообще образный код, видимо, более подходит для конкретной, чем для абстрактной информации, a g

вербальный код скорее пригоден для обработки абстрактной информации. Это не означает, что все з

слова равно «абстрактны», а все картинки равно «конкретны»; некоторые зрительные стимулы — 1
скажем, изображение горы, дерева и т.п. — лучше представлены в образных кодах, чем вербальных.

S

ж

U

Шепард полагает, что связь между мысленным образом и внешним объектом, вызвавшим этот образ, |

аналогична отношению между замком и ключом. Физически замок и ключ различны, но на i

функциональном уровне между ними существует взаимно однозначное соответствие: только °
подлинный ключ откроет конкретный замок. Функция этого объекта (как и ключа) — активировать

нервный процесс. Результаты исследований, проведенных группой Шепарда, представляют собой н

серьезный аргумент в пользу существования умственных образов, которые если не идентичны Ц

структурно реальному объекту, то как минимум связаны с ним функционально. 2.

Способность человека к воображению является мощным свойством памяти. Но образы играют важную роль и в повседневной жизни, когда мы работаем и передвигаемся во внешней среде. Людей и других земных существ объединяет общий трехмерный мир, и люди для выживания должны уметь пользоваться образами, чтобы перемещаться в пространстве и избегать вреда для себя. Существует понятие «когнитивного картирования», которое означает общее знание пространства. Ученые пришли к выводу, что при ориентации люди используют два типа информациизнание маршрута и топографическое знание. Знание маршрута касается конкретных путей перемещения из одного места в другое, т.е. описание маршрута. Топографическая информация относится к более глобальным отношениям между элементами среды, а один из способов формирования топографического знания — это изучение карты. Для запоминания географической информации люди используют концептуальные стратегии. Возможно в процессе когнитивного картирования человек создает даже более сложные формы или абстрактную информацию (см. рис. 130, 131).

Можно предположить, что географическая информация структурирована в памяти в виде абстрактных обобщений, а не в виде конкретных образов. Картирование есть форма символьной репрезентации;

234


 

 


U

I

Q.

о

I

о


I a>;3-


Рис. 131. Значение прототипа (А); схемы средовых ситуаций (простые и сложные) в профессиональном сознании (Б)

считается что когнитивные карты точно описывают физический, а иногда и концептуальный мир. Большая часть нашей внутренней деятельности связана с использованием символов и манипулированием ими. Превосходство графики в том, что она дает наибольшую информацию за кратчайшее время. Есть предположение, что образ обладает пространственными свойствами, и что чем больше сканируемое расстояние, тем больше времени на это требуется.

Проблема образного восприятия архитектурно-дизайнерской среды является одной из центральных в архитектурной теории. Когнитивная психология подтверждает правильность деления функционирования прототипа на «внешнюю» и «внутреннюю» форму. При этом именно «внешняя» форма функционирования прототипа содержит {рис. 132, 133, 134) в себе знания о закономерностях пространственного поведения людей, особенностях восприятия и умения пользоваться системами информационных знаков и т.д. В то время как «внутренняя» форма (рис. 235, 136) содержит закономерности пространственной организации типа в виде устойчивых пространственных схем, форм, моделей и т.п., что и составляет «паттерн» с набором его устойчивых признаков. Такой тип восприятия выделяет как значение повторяющегося, устойчивого в архитектурном типе или некой архитектурно-дизайнерской системе, так и находит объяснение роли индивидуального при формировании уникальных образов, которые воспринимаются на фоне имеющихся и хранящихся знаний.

Когнитивная психология открывает интересные возможности для осмысления развития архитектурно-дизайнерской среды, т.к. она ориентирована на привнесение научных подходов, связанных с человеком, и может открыть в развитии пространства новые ракурсы и понятия. В полной мере это относится и к определению задач визуальной организации среды в целом, и ее элементов в отдельности.


235



I

m о

ш о

s

u

s я о

X

о

О-

I


Рис. 132. Влияние прототипа на характер жизнедеятельности человека в среде. «Внешняя» форма

функционирования прототипа

Рис. 132—134 даны по кн. 62

236


Та

I

I

о

X

в

I

о


Рис. 133. Стереотипы пространственного поведения




I

О о.

I

ф о о.

N.

fT)

I



Рис. 134. Зависимость структуры пространства и способов его освоения человеком


I

Га

г

о

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 524. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия