Студопедия — Государственная система классификации и других средств размещения РФ 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Государственная система классификации и других средств размещения РФ 7 страница






Идиосинкратический — в данном случае — индивидуальный, обусловленный индивидуальными особенностями конкретного человека.

Иерофант — глава сакральных мистерий, культов и др. (например, верховный жрец в Древней Греции).

Инки — индейское племя, обитавшее на территории Перу и создавшее в XII-XVI вв. обширную империю. Тауантинсуйу с центром в Куско, в перуанских Андах (индейцы называли Инкой лишь императора, а конкистадоры применяли это слово для обозначения всего племени). Империя инков простиралась с севера на юг, от Колумбии до Центрального Чили, и включала в себя территории нынешних Перу, Боливии,

Эквадора, севера Чили и северо-запада Аргентины. Говорили на языке кечуа. Поддерживать целостность географически протяженного государства помогала высокоразвитая система дорог, при этом инки не использовали колесо. Во главе государства стоял император, обладающий абсолютной властью; инкская империя была подлинной теократией, поскольку император был не только верховным правителем и жрецом, но также, в глазах простых людей, полубогом. Социальная и, соответственно, экономическая организация инкского общества была основана на десятичной административно-иерархической системе. Учетную единицу составлял взрослый дееспособный мужчина, имеющий хозяйство и способный платить налоги. У инков было высокоразвитое сельское хозяйство, они орошали землю с помощью каналов, усовершенствовали террасное земледелие. Инки — единственный народ доколумбовой Америки, которому была известна бронза; кроме этого они плавили медь, серебро, золото. Они умели строить огромные и очень прочные здания (которые выдерживали землетрясения) без использования цемента, а путем подгонки каменных блоков друг к другу. В столице и многих других городах был построен водопровод. Для сохранения и передачи информации (об исторических событиях, собранных налогах, народонаселении и т. д.) было создано узелковое письмо — кипу. Религия инков была тесно связана с государственным управлением. Бог-демиург Виракоча считался властителем всего сущего, ему помогали божества ниже рангом, среди которых более всего почитался бог солнца Инти. Почитание бога солнца, ставшего символом инкской культуры, носило официальный характер. Инкская религия включала в себя многочисленные децентрализованные культы богов, олицетворявших природные реалии. Кроме того, практиковалось почитание магических и священных объектов, каковыми могли быть река, гора, храм, собранные с полей камни.

Йога (санскр. букв. — «соединение», «участие», «порядок», а также «глубокое размышление», «созерцание») — одно из основных направлений в индийской мысли, выработавшее целый комплекс приемов для достижения особого духовного состояния. Йогическая техника имеет два аспекта — самоограничение (аскетизм) и вхождение в состояние созерцания (медитация); она в той или иной степени разделялась всеми направлениями древнеиндийской мысли. Поэтому йога является общим элементом большинства древнеиндийских систем, в том числе и буддизма (например, 4 состояния буддийской дхьяны соответствуют четырем ступеням внутренней сосредоточенности в йоге и т. п.). Фактически основателем классической йоги был Патанджали. Согласно йоге, свободная душа связана с физическим телом и так называемым «тонким телом» (ум, «Я»). «Я» — чистое сознание, но оно склонно отождествлять себя с модификациями ума. Йога предлагает практический путь прекращения этой зависимости, освобожения «Я» через систему тренировки души и тела (через внутреннее сосредоточение — самад- хи — через непосредственное видение или переживание). Развивается теория модификаций ума — в зависимости от них выделяют 5 уровней духовной жизни:

1) рассеянное состояние, при котором ум блуждает от одного объекта к другому;

2) притупленное состояние ума (напр., сон);

3) относительно успокоенное состояние;

4) сосредоточение ума на одном предмете размышления;

5) прекращение всякой деятельности ума (нироддха).

Первые три состояния несовместимы с йогой, два последних открывают путь к ней. В йоге разработана целая система последовательного очищения и просветления ума (читты): яма — обуздание, нияма — этическая культура, проявляющаяся в выработке нравственных установок, асана — дисциплина тела, пранаяма — регулирование дыхания, пратьяхара — изоляция чувств, дхарана — внимание, дхьяна — размышление, самадхи — сосредоточенность. Последовательное применение этих средств ведет к достижению обоих видов йоги — сампраджнята- йога (состояние экстаза при созерцании, когда внимание полностью поглощено объектом, так что ум сливается с объектом и постигает его во всей полноте и ясности) и асампраджнята-йога (состояние так называемого «нулевого экстаза» — прекращение всех психических процессов, когда ничего не познается и не мыслится). Оба типа йоги образуют йогу сосредоточения (самадхи-йогу).

Йоруба (Yoruba) — народ, живущий на западе и юго-западе Нигерии, в Дагомее и Того. Имеет единую культуру, говорит на языке йоруба, имеющем несколько диалектов. Наряду с политеизмом с развитым пантеоном богов распространены ислам и христианство. Основные занятия — земледелие, скотоводство.

Каддо — конфедерация племен, известных также как хасинаи, расселявшихся на границах Техаса, Арканзаса и Луизианы. Язык каддо (кэддо) каддоанской языковой группы. Большая часть истории каддо связана с Равнинами, на Юго-Востоке фигурировала лишь часть конфедерации, известная как натчиточи. К 1803 г. практически все каддо, жившие в Луизиане, перебрались в Техас.

Кайо ва (этнонимы — кайова, кайова-апачи, найшан-дина; самоназвание кайова — «главные люди») — индейский народ в США (резервация на юго-западе шт. Оклахома), относящийся к культурному ареалу Великих Равнин. Численность около 4 тыс. человек. Язык кайова составляет особую группу кайова-таноанской семьи, распространен также английский язык. Первоначально они жили по рекам Арканзас и Канадиэн на территории нынешних штатов Колорадо, Нью-Мексико и Оклахома. После длительного сопротивления европейским колонизаторам в 1868 г. сдались войскам США и были загнаны в резервацию Оклахомы. В 1901 г. получили гражданство США. Являлись одним из самых воинственных народов региона Великих Равнин, часто участвовали в грабительских набегах и имели хорошую военную организацию. Семья малая, брак неолокальный. Традиционная культура типична для индейцев Великих Равнин, основное занятие — конная охота на бизонов. Сейчас заняты в сельском хозяйстве, мелком предпринимательстве, работой по найму. Кайова ближе всех из коренных американских народов подошли к изобретению письменности, у них была система пиктографических изображений, которая использовалась для записи календарей и фиксации хронологических событий. Традиционные культы — танец Солнца, шаманство, пережитки культов медведя, личных духов-покровителей, священных предметов (индивидуальных и племенных талисманов) — включали ритуальные танцы, курение табака и использование наркотиков, очистительные обряды. Кроме этого распространено протестантво (баптизм и методизм).

Калюмет — индейская «трубка мира».

Ката — специальные комплексы боевых приемов, сгруппированные в строго определенной последовательности (данную последовательность задают принципы ведения поединка) и исполняемые без партнера (в отличие от спарринга). Принцип изучения боевого искусства на основе ката состоит в том, что, повторяя ката многие тысячи раз, практик боевого искусства приучает свое тело к определенного рода движениям, выводя их на бессознательный уровень. Таким образом, попадая в боевую ситуацию, тело работает «само» на основе рефлексов, заложенных многократным повторением ката. Также ката обладают медитативным воздействием, считается, что они могут способствовать переходу субъекта из обычного состояния сознания в просветленное.

Каталепсия (от греч. katdlepsis — «захват», «удерживание») — явление «восковой гибкости», когда с повышением мышечного тонуса наступает застывание (так называемое гибкое окоченение) либо всего тела, либо конечностей в приданной им позе. Наблюдается при кататонической форме шизофрении, в состоянии гипноза или как следствие максимально выраженной внушаемости, а также при истерии и некоторых заболеваниях мозжечка.

Кауильа (Cahuilla), кэвийа (возможно, от «кавийа» — «хозяин»), ивитем (самоназвание — «говорящие на языке ивиат») — индейский народ группы шошонов в США (проживают в 8 резервациях и дисперсно на юге Калифорнии). Численность свыше 1600 чел. Говорят на языке кауильа и испанском. Традиционная культура, в основном, типична для индейцев Калифорнии. Занимались собирательством и охотой; подсобное значение имело ручное земледелие (кукуруза, бобовые, тыква, дыня). Традиционные ремесла — плетение, изготовление ритуальной одежды и головных уборов из перьев птиц, лепная керамика. Вели торговлю с соседними племенами. Кауильа делились на патрилинейные экзогамные фратрии Диких кошек и Койотов и патрилинейные роды. Существовало совместное владение родовой территорией. Племенная организация отсутствовала. Большое значение имели шаманы. Брак патрилокальный. Эпидемия оспы 1863 почти втрое сократила численность кауильа. С 1877 г. живут в резервациях. Сейчас занимаются сельским хозяйством, работой по найму в промышленности и в сфере обслуживания. Сохраняют этническое самосознание и элементы традиционной культуры (отношения родства, традиционная церемониальная и праздничная пища, поминальные обряды и некоторые другие ритуалы); в двух резервациях сохранились церемониальные дома. Кроме традиционных верований распространен католицизм и в меньшей степени — протестантство.

Кельты (греч. Keltyi) — близкие по языку и культуре воинственные племена индоевропейского происхождения, в древности занимавшие обширную территорию в Западной Европе. Эти племена говорили на родственных языках кельтской группы, воздвигали круглые погребальные курганы, использовали в бою тяжелые мечи. Первоначально кельты в первой половине I тыс. до н. э. населяли бассейны Рейна, Сены и Луары и верховья Дуная. Наибольшего могущества кельты достигли в период латенской культуры, продолжавшийся приблизительно пять веков, предшествовавших рождению Христа. В начале V в. до н. э. кельты начали экспансию во всех направлениях, расселившись на территории современных Франции, Бельгии, Швейцарии, юга и запада Германии, Австрии, Северной Италии, Северной и Западной Испании, Британских островов (кельты Британии получили название бритты), Чехии, частично Венгрии и Болгарии. Римляне называли кельтов галлами (лат. Galli), отсюда название основной территории их расселения — Галлия.

Примерно в 390 до н. э. вторгшиеся кельты разграбили Рим, одновременно уничтожив все римские исторические записи, сделанные до этого времени. Восточных кельтов, проникших в 281 до н. э. во Фракию на севере Греции, греки называли галатами. Кельты южной Франции развивались в условиях активного взаимодействия с античными городами- государствами и потому отличались наиболее высоким уровнем культуры. Вытесненные римлянами во II в. до н. э. с севера Италии (из так называемой Цизальпинской Галлии), кельты обосновались в Централь ной и Северо-Западной Чехии (это были племена бойев, от которых территория получила название Богемия). Наиболее значительными племенами кельтов были гельветы, белги, секваны, лингоны, эдуи, битуриги, арверны, аллоброги, сеноны, треверы, белловаки. Большим влиянием у кельтов пользовались друиды-жрецы, в руках которых сосредоточивались осуществление религиозного культа, высшая судебная власть и образование.

Кока (Erythroxylum coca) — кустарниковое растение из семейства Erythroxylaceae (похож на терновник, высота растения 2-3 м, ветви прямые, листья тонкие, зеленые, овальной формы, цветы созревают в красные ягоды). Родина растения — северо-запад Южной Америки, но исскусственно культивируется в Африке, Индии и на о. Ява. Фармакологически активный компонент коки — алкалоидный кокаин. С древних времен листья коки использовались как психостимулятор у племен, населяющих Анды, в империи инков, и продолжают использоваться коренными жителями Перу, Боливии, Эквадора, Колумбии, Северной Аргентины, Чили, Венесуэлы. Обычно жевали свежие листья, это подавляло голод, жажду, усталость и помогало сохранять активность, что было важно для выживания в горных условиях — при низком содержании кислорода и низком давлении (кроме психоактивных алкалоидов листья коки содержат много белков и витаминов). Кроме того, растение использовалось в религиозных и магических целях. В XX в. кока стала использоваться как сырье для изготовления синтетического стимулятора кокаина. Компания Coca-Cola вначале использовала коку как сырье для изготовления своего фирменного напитка, в настоящее время как ароматический компонент в напиток включаются некоторые выделяемые из коки алкалоиды, не являющиеся психоактивными. Сейчас кока используется в фармацевтической и пищевой промышленности, для изготовления косметики (использование регулируется согласно законам о каркотиках), экспорт обработанной коки хорошо налажен на глобальном рынке, при этом в ряде стран культивирование коки запрещено или ограничено.

Коллапс (от лат. collapsus — «упавший») — угрожающее жизни состояние, характеризующееся падением сосудистого тонуса или быстрым уменьшением массы циркулирующей крови, что приводит к уменьшению венозного притока к сердцу, падению артериального и венозного давления, гипоксии мозга и угнетению жизненных функций организма. У человека проявляется резкой слабостью, головокружением, ознобом, жаждой, заостренными чертами лица, похолоданием конечностей, холодным потом, бледностью кожных покровов и слизистых оболочек, слабым учащенным пульсом, снижением артериального давления. Сознание сохранено или затемнено, к окружающему больной безучастен, реакция зрачков на свет вялая, наблюдаются тремор пальцев рук, иногда судороги. Коллапс возникает при инфекционных болезнях, отравлениях, передозировке некоторых лекарственных средств, большой кровопотере и др.

Коса (Xhosa, син. амакоса — amaXhosa, кафры) — народ в ЮАР (основной район расселения — восточная часть Капской провинции). Общая численность — 7,9 млн чел. (на 2001 г.). Основной язык — коса (Xhosa, или исикоса — isiXhosa), который относится к языковой семье банту, но многие говорят на английском и африкаанс. Значительная часть коса придерживается традиционных анимастических верований (культ предков, культ сил природы), есть христиане. В середине XVIII в. коса и родственные им племена занимали территорию между Драконовыми горами, рр. Грейт-Фиш и Умзимкулу. С 1770-х до 1880-х гг. вели вооруженную борьбу против буров (африканеров), а с начала XIX в. — и против англичан (так называемые Кафрские войны). Смешение племен коса — пондо, тембу и близких к ним — и разрушение племенной структуры в ходе этой борьбы привели к формированию народности коса. Основные занятия — земледелие (кукуруза, сорго) и скотоводство, значительная часть работает батраками и издольщиками на фермах, а также на предприятиях и рудниках.

Ксанго — то же, что и шанго (см. статью К. Уорд о культе Шанго в этой хрестоматии).

Кхмеры, камбоджийцы (самоназвание — кхмер, кхмаэ) — нация, составляющая основное население Камбоджи. Численность в Камбодже свыше 8,6 млн человек (оценка на 1992 г.). Живут также во Вьетнаме, Таиланде и других странах. Общая численность 10,35 млн человек. Говорят на кхмерском (камбоджийском) языке. Религия — буддизм южной ветви (Тхеравада). Кхмерская народность сложилась в начале н. э. в процессе консолидации многочисленных кхмерских племен, вероятно, исконных жителей Южного Индокитая, с соседними индонезийскими племенами, при влиянии более высокой культуры соседних стран, особенно Индии. В этот процесс не были вовлечены племена кхмеров горных, обитавших в труднодоступных местностях. В антропологическом отношении кхмеры принадлежат к южным монголоидам, но обладают некоторыми веддоавстралоидными чертами, особенно сильно выраженными у горных кхмеров. Основное занятие кхмеров — земледелие (рис, кукуруза); важную роль играют разведение крупного рогатого скота и рыболовство.

Кэмпо (кэнпо) — общее наименование японских боевых искусств, имеющих китайское происхождение (термин появился как результат окинавского прочтения китайских иероглифов цюань-фа — «метод, закон кулака»). Школа кэмпо объединила скорость и эффективность кунг-фу (характеристики: высочайшая скорость, использование энергетики организма, противопоставление физической силе техничности) с принципами айки-до (боевое искусство — искусство любви, его характеристики — нанесение наименьшего вреда сопернику и использование энергии нападающего против него самого). Главные принципы Школы кэмпо: 1) если имеешь врага — постарайся превратить его в друга, 2) если соперник желает поединка — убеди его отказаться от этого,

3) если поединок начался — проводи корректную защиту, нанося наименьший вред и заставляя отказаться от продолжения.

Лохань, лохань, алохань (кит. транскрипция от санскр. архат, архан; кор. нахан, арахан; япон. ракан, аракан) — в буддийской мифологии человек, достигший наивысшего духовного развития.

ЛСД-25 (диэтиламид лизергиновой кислоты) — полусинтетический препарат, полученный из спорыньи, возникающей из-за низшего грибка Clavicepspurpurea, который паразитирует на ржи. Впервые синтезирован в 1938 г. Альбертом Хофманном, который в 1943 г. открыл, что ЛСД-25 является галлюциногеном очень сильного действия. Ранее ошибочно считалось, что индуцируемое ЛСД состояние может выступать как модель эндогенного психоза. Первоначально ЛСД использовался в аналитической психотерапии, но впоследствии были обнаружены его неэффективность, опасность возникновения необратимых лизергиновых психозов и возможность формирования психологической зависимости. С конца 50-х гг. этот препарат начинает все больше использоваться как наркотик. Прием ЛСД вызывает сначала вегетативные расстройства и неврологические изменения, имеющие неспецифический характер, затем начинаются изменения психики. Наиболее выражены изменения в перцептивной сфере (в виде разнообразных иллюзий и многочисленных галлюцинаций, феноменов визуализации собственных мыслей, синестезий и т. п.). Кроме того, наблюдаются необычные искажения образа своего тела, нарушения восприятия времени, самосознания (в виде явлений деперсонализации, нарушений единства «Я», утраты чувства активности, отчуждения собственных психических актов, снижения самоконтроля, а при больших дозах — снижения критики), смысловые трансформации (в виде дереализации, появления бредовых идей, чувства постижения истины), значительные изменения мотивационной сферы (появление аутизма, возникновение новых интересов и желаний), изменения в волевой сфере (в виде либо усиления влечений и роста импульсивности, либо абулии вместе с двигательной заторможенностью), нарушения мышления (трудности ее организации и регуляции, изменение процессов обобщения), бессвязность речи, снижение стремления к контакту, разнообразные изменения аффективной сферы (эйфория, подавленное настроение в сочетании с заторможенностью или с тревогой), относительная сохранность автобиографической памяти при снижении памяти на эмоционально нейтральную информацию. При этом могут сохраняться способность к самонаблюдению, критическое отношение к переживаемому, ориентировка в пространстве и времени.

Магия (лат. magia, от греч. juaysia) — колдовство, чародейство, волшебство, обряды, призванные сверхъестественным путем воздействовать на мир (на явления природы, людей, духов). Разновидности магических действий связаны с разными сторонами жизнедеятельности людей, «дополняя» практическую деятельность: хозяйственная магия (обряды вызывания дождя, обеспечения удачи на охоте), лечебная магия («белая» магия), вредоносная, или «черная», магия и др. По Дж. Фрейзеру, магические обряды основаны на ложном причинно-следственном увязывании сходных или смежных (следующих друг за другом) явлений; отсюда — два типа магии: гомеопатическая (подражательная, по сходству; например, уничтожение изображения — гибель врага) и контагиозная (заразительная, по смежности; например, использование волос и одежды врага для порчи). По Леви-Брюлю, вера в возможность непосредственного магического воздействия на природу исходит из чувства партиципации (сопричастия) с ней человека, присущего первобытному сознанию.

Майя — здесь: исторический индейский народ, создавший одну из самых высокоразвитых цивилизаций Месоамерики и, в целом, Древнего мира (их современные потомки представляют более 30 этнических групп и языковых диалектов и сохраняют некоторые культурные традиции древних майя). Говорили на различных языках семьи майя-киче, проживали на территории, которая сейчас входит в состав государств: Мексика (штаты Чьяпас, Кампече, Юкатан, Кинтана-Роо), Гватемала, Белиз, Сальвадор, Гондурас (западная часть). Периодизация истории майя включает архаический (2000-1500 гг. до н. э.) и ранний докласси- ческий периоды (1500-1000 гг. до н. э.) (полубродячие племена охотников и собирателей), средний доклассический период (1000-400 лет до н. э.) (появление мелких земледельческих поселений, торговли, в эту эпоху майя не имели деления на классы и централизованной власти), поздний доклассический период (400 г. до н. э. — 250 г. н. э.) (появление монументальных сооружений, иерархического общества, календаря, бурный рост городов, развитие меновой торговли, появление острых кремневых орудий), ранний классический период (250-600 гг. н. э.) (майяское общество складывается в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией, которые обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре); поздний классический период (650-950 гг. н. э.) (рост народонаселения, развитие сельского хозяйства — орошение болот, террасное земледелие, выход новых городов из-под контроля сложившихся городов-государств), после этого наблюдается упадок цивилизации майя классического периода, затронувший города юга Юкатана, — они были покинуты, а центр майяской цивилизации переместился на север полуострова Юкатан и западное нагорье. Далее выделяют постклассический период (900-1521 гг.) и колониальный (1521-1821 гг.). Обращаясь, прежде всего, к майя классического периода, следует отметить высокое развитие у них земледелия, архитектуры, астрономических знаний, изобразительного искусства, а также наличие иероглифической письменности, двадцатиричной системы счета, календаря, иерархической организации общества (политическая структура различалась в разных городах-государствах). Войны в цивилизации майя были очень часты и служили политическим, экономическим и религиозным целям. Религия вместе со служителями храмов играла в жизни майя ключевую роль. Религия майя была политеистической, боги считались антропоморфными существами. Считалось, что человеческие жертвоприношения (распространенные у майя) способствовали продлению жизни богам. В жертву приносились и пленники, и члены собственной группы, в том числе и высший слой. Человеческая кровь играла в религиозных ритуалах майя особую роль; по их представлениям, в крови находились душа и жизненная энергия. У них был специфический ритуал кровопускания.

Манихейство — религиозно-философское учение, возникшее в III в. на Ближнем Востоке и распространившееся в III-XI вв. от Сев. Африки

до Китая; представляет собой синтез христианства, зороастризма и гностицизма. Основатель — перс Мани (216 — между 274-277 гг.), родом из Вавилонии, считал своими предтечами Зороастра, Будду и Христа. Это учение характеризуется дуализмом и развертывается в системе «трех времен». В «первое время» два изначальных принципа — добро и зло, свет и тьма — существовали отграничено друг от друга. Затем (во «второе время») зло (материя) вторглось в царство света. Созданный в это время первочеловек вступает в борьбу с сынами мрака («архонтами»), терпит поражение и попадает в плен. Для его спасения владыка света порождает духа живого, который побеждает архонтов и очищает мир. В манихействе весь чувственный мир является смешением в разных пропорциях двух субстанций, двух сил. В «третье время» свет окончательно будет очищен от зла (материи) и добро победит полностью. Человек в этом учении считался творением тьмы, которая заключила душу — искру света — в оковы плоти, но создан он был по образу первочеловека и содержит поэтому в себе больше божественного по сравнению с другими тварями и растениями.

Мантра (санскр. mantra — «орудие мысли», «средство передачи мысли») — сакральное слово или звук, повторяющееся произнесение которого (вслух или про себя) является частью ритуала в ведической религии, а также в индуизме и буддизме. Верующие считают мантру формой речи, обладающей особой энергией и оказывающей в связи с этим существенное влияние на разум, эмоции, тело и даже на внешние предметы. В основе подобного убеждения лежит идея о том, что любое движение сопровождается своим, присущим только ему звуком, поэтому для достижения нужного эффекта требуется каждый раз абсолютно точно воспроизводить мантру (этим мантра и отличается от молитвы, поскольку в мантре важен не столько смысл, сколько точное воспроизведение звуков). При этом произнесенному слову предшествует мысль, которая, в свою очередь, является созидательной силой. Каждое значительное индуистское и буддийское божество имеет свою мантру, посредством упорного повторения которой адепт может удостоиться визита этого божества, общения с ним. Мантры применяются в индивидуальной и коллективной духовной практике как эффективное средство изменения состояния сознания. Считается, что колебания, возникающие при произнесении, распевании мантр, входят в резонанс с колебаниями глубинных структур в организме человека и вызывают визуализацию религиозных образов, транс, сверхъестественные способности.

Марихуа на (сленговые и региональные названия — конопля, план, анаша, ганджа, травка, шмаль и т. п.) — наркотический препарат из растения конопли (обычно используемые виды — Cannabis sativa и Cannabis indica). Основным активным веществом марихуаны (содержащимся в разном количестве во всех частях растения — семенах, листьях, стеблях, соцветиях) является дельта-9-тетрагидроканнабинол — галлюциногенное вещество группы каннабинолов (кроме того, в ней содержатся каннабинол и другие производные каннабиноловой кислоты). Обычно растение сушат, а потом измельчают до удобного для курения размера. Основными физиологическими проявлениями воздействия марихуаны на организм человека являются покраснение конъюнктивы глазных яблок, тахикардия и повышение кровяного давления, сухость во рту. Психологические эффекты включают изменения в эмоциональной сфере (чаще — эйфорию, беззаботность, снятие тревоги, но иногда — панический страх), изменения в восприятии (усиление яркости и насыщенности цветов, обнаружение ранее не замечаемых деталей), мотивационно-смысловые трансформации (усиление значимости воспринимаемого или, наоборот, беззаботность, появление параноидных идей, немотивированный смех), субъективное замедление времени, снижение способности к суждениям, быструю речь, повышение аппетита, а также возможное появление дереализации и деперсонализации, расщепление сознания. Прием больших доз марихуаны может вызвать токсический делирий. Считается, что марихуана не вызывает сильной физической, но может вызвать высокую психологическую зависимость. Издавна на Среднем Востоке и в Древней Индии марихуана широко использовалась как обезболивающее, противоэпилеп- тическое, противосудорожное, противорвотное средство, с XIX в. стала применяться в европейской медицине — для обезболивания, лечения мышечных спазмов, припадков эпилепсии и ревматизма, а затем — для улучшения состояний больных раком и СПИДом, а также в борьбе с тошнотой, вызванной применением противораковых препаратов. Сейчас марихуана запрещена (за исключением медицинских целей) во всех странах, кроме нескольких (например, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга).

Масада — крепость у южной оконечности Мертвого моря на вершине горы, построенная Иродом I в 37-31 гг. до н. э. и ставшая последним оплотом зелотов во время антиримского восстания в 66-73 гг. н. э. Защитники Масады, чтобы не сдаваться, убили жен и детей, затем друг друга (по жребию). Последний защитник поджег крепость и покончил с собой.

Масате ки, гуатимикамаме — индейский народ, проживающий в высокогорных районах на севере штата Оахака в Мексике. Численность 130 тыс. человек. Язык семьи макро-ото-манге. Основное занятие — ручное подсечно-огневое земледелие (кукуруза, фасоль, тыква, на продажу — сахарный тростник, табак, рис, фрукты). Ремесла — ткацкое, гончарное, изготовление сосудов из плодов дерева хикара. Также работают по найму на плантациях кофе и сахарного тростника. Сохраняются традиционные верования (шаманизм), культ духов-покровителей, представленных различными животными (тигр, кайман, змея и др.), распространено колдовство.

Медиум (лат. medius — «средний») — человек, который считается способным в силу своих необычных особенностей стать посредником между живыми и мертвыми. Для того, чтобы принять сообщение из «мира духов», медиум впадал в состояние транса. Полагали, что в это мгновение телом медиума овладевает дух и его устами передает свою волю.

Мескалин (триметоксифенилэтиламин) — алкалоид, выделенный из кактуса Lophophora williamsii (который был издавна известен ацтекам под названием «пейотль» и играл очень важную роль в их религиозных церемониях) и относимый по типу действия к галлюциногенам. Впервые был синтезирован Э. Шпетом в 1919 г. Мескалин вызывает у здоровых людей разнообразные нарушения, затрагивающие все стороны психической деятельности человека, но чаще всего ведет к зрительным иллюзиям и галлюцинациям, эйфории и своеобразному расщеплению сознания.

Мескаля бобы, мескалиновые бобы (англ. mescal bean) — семена (в виде красных бобов) растения Sophora secundiflora из семейства Leguminosae (название произошло от названия напитка «мескаль» — сброжженного сока кактуса агавы, куда добавляли порошок из этих семян) — вечнозеленого кустарника (до 15 м высотой), растущего в штатах Техас и Нью-Мексико, а также на севере Мексики. Традиционно использовались в религиозных целях в шаманских ритуалах североамериканскими равнинными индейцами (в частности, в шаманском обряде, который назывался «танец оленя» или «танец красных бобов»). Активным веществом в этих бобах является цитизин — токсический пиридин, обладающий галлюциногенным эффектом (мескалина они не содержат). Их прием вызывает наряду с галлюцинациями тошноту, рвоту, опьянение, учащенное сердцебиение, что сопровождается изнеможением или нарушением сна. Семена чрезвычайно токсичны (даже половина боба у человека может вызвать гипертонический криз, судороги и смерть).







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 476. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия