Студопедия — ГИТЛЕР, СТАЛИН, MAO ЦЗЕДУН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХИКИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГИТЛЕР, СТАЛИН, MAO ЦЗЕДУН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПСИХИКИ






Эмоциональный психопатический сдвиг и атрофия способностей кнормальному межличностному общению Расстройство эмоциональной сферы психики Гитлера было настолько явным ибросающимся в глаза, что вопрос, в сущности, может заключаться лишь в том,когда началось и какого рода было это расстройство. Гитлер рано потерял отца и мать, а также перенес в юности тяжелуюболезнь легких. Позже, во время службы в армии, в годы первой мировой войны,Гитлер попал под газовую атаку, едва не ослеп, и его легкие вновьподверглись тяжелому испытанию. Астеничных, но честолюбивых натур такогорода трудности могут превратить в озлобленных, ненавидящих весь мир,одержимых одновременно и манией величия и комплексом неполноценности, весьмаопасных в социальном отношении типов. Как отмечает Гейден, именно послеиспытаний в годы войны у Гитлера "появились черты истерии" (27, с.12). Вероятно, психическая травма, нанесенная Гитлеру в детствепренебрежительным отношением к нему отца, а затем усиленная потерей обоихродителей и перенесенной болезнью, серьезно ослабила эмоциональную сферу егопсихики. В период блужданий но Вене Гитлер, начитавшись популярныхнационалистических брошюр, наслушавшись расистских бредней, испытал темсамым дестабилизирующее воздействие идей явно патологического характера, чтоне могло не усилить, на этот раз через понятийный уровень, течениепатологических процессов в его психике. Как бы то ни было, в годы службы в армии Гитлер выглядел уже гораздоболее некоммуникабельным, чем в Вене. Гейден пишет но этому поводуследующее: "Он много читал и думал, но ему.. чужды нормальные чувства прочихлюдей. Как сообщают его товарищи, в роте Гитлера считали ненормальным, и онне имел друзей" (27, с. 12). Отсутствие друзей говорит о продолжающемся эмоциональном сдвиге, ноодно это редко заставляет окружающих человека людей высказываться о нем, како ненормальном. Скорее всего, Гитлер отталкивал окружающих не толькоэмоциональной неадекватностью в общении, но и высказываниями определеннонелепого характера. Видимо, это была националистическая и расистскаяболтовня. В сущности, друзей у Гитлера не было никогда. Отношения с наиболееблизкими ему "соратниками" по партии основывались на общем для нихстремлении к наибольшему объему власти. Гитлеру адресовывалась лояльность и"преданность", он платил деньгами, постами, привилегиями - и, конечно,частью власти. Изменись соотношение сил - и свора сообщников немедленноустранила бы его от власти и выдвинула бы нового "вождя". Так и произошло в последние месяцы "третьего рейха". В апреле 1945 г. Геринг попытался оттеснить Гитлера от власти,прослышав, что фюрер уже неспособен руководить. Гитлер, узнав о попыткеГеринга взять власть в свои руки, немедленно объявил его изменником,приказал арестовать и, видимо, не замедлил бы расстрелять "верного Геринга",если бы не обстановка хаоса, в которой рейхсмаршалу с помощью преданных емуофицеров люфтваффе удалось избежать мести со стороны "обожаемого фюрера". "Гитлер и Геринг вели борьбу за власть, которой они уже не располагали,- пишет А. Полторак. - Много лет назад они заглянули в лицо этого самогозагадочного сфинкса - и с тех пор никто из них не в состоянии был отвести отнего глаз. Они с наслаждением испытывали хмельное действие неограниченнойвласти - власти покорять всех и все, власти нападать на другие страны,власти сжигать людей на треблинских и бухенвальдских кострах. И даже ввесенние дни 1945 г. каждый из них стремился к удержанию и захвату этойвласти" (74, с. 169,170). Риббентроп, не включенный Гитлером в список правительства, которыйфюрер оставил перед тем, как отправиться на тот свет, страшно обижался насвоего патрона и чувствовал себя преданным: "Я отдал ему все, - говорилРиббентроп врачу. - Я всегда стоял за него. А в результате он выбросил меня"(74, с. 257). Гиммлер в апреле пытался связаться с американским командованием иобсуждал с Шелленбергом возможность устранения Гитлера. 30 апреля Борманпослал Деницу радиограмму от имени Гитлера: "Раскрыт новый заговор. Порадиосообщениям противника, Гиммлер через Швецию) добивается капитуляции.Фюрер рассчитывает, что в отношении заговорщиков Вы будете действоватьмолниеносно и с несгибаемой твердостью" (74, с. 43). В итоге Гитлер назначил своим преемником Деница, поскольку практическивсе наиболее близкие к Гитлеру члены его банды, в сущности, предали его. Борман мог претендовать на роль друга Гитлера, если бы не был его"тенью". У Сталина были друзья до того, как он приблизился к своей цели - полнойвласти. Орджоникидзе был близок Сталину - и застрелился (или был убит). Ещеодин близкий "вождю" человек - А. Сванидзе, был арестован. Когда Сталинусообщили об этом, он сказал: пусть извинится за свои ошибки, больше от негоничего не требуется. Сванидзе ответил, что ему не за что извиняться - и былрасстрелян (110, с. 256). Наиболее близкие Сталину члены его банды - Молотов, Ворошилов,Каганович, Микоян - не были его друзьями. Это были сообщники, с которыми егосвязывали отношения, подобные тем, которые связывают главаря уголовной бандыс его дружками; такие отношения предполагают, что главарь в любой моментможет прирезать любого из дружков, и уж как минимум держит их в страхе. Почти у всех сообщников Сталина были репрессированы родственники.Например, у Калинина и Молотова были арестованы и осуждены жены, уВорошилова - дочь. Незадолго перед смертью Сталин приказал арестовать Микояна. О характере родственных привязанностей Сталина можно судить новоспоминаниям его дочери. "Вокруг отца был в те годы круг близких людей... Это был круг,служивший источником неподкупной... информации. Он создался около мамы иисчез вскоре после ее смерти - сперва постепенно, а после 1937 годаокончательно и безвозвратно" (2, с. 33). К своему сыну от первой жены Якову Сталин относился "незаслуженнохолодно и несправедливо" (2, с. 33). "Доведенный до отчаяния отношением отца, совсем не помогавшего ему, Яшавыстрелил в себя у нас на кухне, па квартире в Кремле... Он, к счастью,только ранил себя, пуля прошла навылет. Но отец нашел в этом повод длянасмешек: "Ха, не попал!" - любил он издеваться" (2, с. 97). "Странно, мой отец из своих восьми внуков знал и видел только троих...Мой сын, наполовину еврей, сын моего нерпою мужа... вызывал его нежнуюлюбовь" (2, с. 65). Признаки этой "нежной любви" С. Аллилуева усматривает в следующем: "Отец поиграл с ним полчасика, побродил вокруг дома и уехал... При еголаконичности и, слова: "сынок у тебя ~ хорош! Глаза хорошие у него", -равнялись длинной хвалебной оде в устах другого человека. Отец видел Оськуеще два раза - последний раз за четыре года до смерти, когда малышу билосемь лет. "Какие вдумчивые глаза! - сказал отец. - Умный мальчик!" - и опятья была счастлива" (2, с. 64, 65). Свою жену, Надежду Аллилуеву, (Сталин довел до самоубийства. Что касается Мао Цзедуна, то как политик фашистского толка онсформировался уже во второй половине 20-х годов, практически одновременно сГитлером и Сталиным: это видно из хладнокровных, продуманных действий Мао,направленных на физическое уничтожение ею противников внутри партии. Самые ранние и достаточно подробные описания психики Мао Цзедунасодержатся в дневнике П. П. Владимирова. Эти записи свидетельствуют, что впервой половине 40-х годов, то сеть в период первого успешного захватавласти над КПК Мао Цчедуном, в его психике налицо были симптомыпаранойяльно-истеричной психопатии. Запись от 15 сентября 1944 г.: "У председателя КПК нет друзей. Естьнужные люди, но друзей нет. Для него имеет ценность лишь тот, кто ему сейчаснеобходим. Все, что не "полезно" для нею - безразлично или вредно... Маообижается со многими людьми. Но он удивительно нелюдим. По сути он одинок.Окончательно одинок. Опасно одинок" (20, с. 342). 25 декабря 1945 г.: "У Мао нет и не может быть привязанностей. Привычкаесть, но всепоглощающая страсть - только власть. Она уродует Мао Цзедуна,превращая его в опасную агрессивную личность, лишенную естественныхчеловеческих эмоций" (20, с. 412) В этой записи П. П. Владимиров фактически диагностировал у Маопсихопатию, очень точно обозначив ее как "всепоглощающую страсть" и"отсутствие естественных человеческих эмоций". 130 Буквально теми же словами К. Гейден писал о Гитлере, когда отмечал, что"ему чужды нормальные чувства прочих людей" (27, с. 12). Свои наблюдения П. П. Владимиров зафиксировал в следующих записях: 29 сентября 1943 г.: "Мао Цзедун равнодушен к сыновьям, которые учатсяи Советском Союзе. Никто из нас не помнит, чтобы он упомянул имя хотя быодного из них, или поинтересовался здоровьем. Впрочем, и маленькая дочь егомало трогает" (20, с. 208). 30 июня 1944 г.: "У Мао Цзедуна и Цзян Цин дочка пяти лет. Я видел еевсего несколько раз. Берут они ее из детского сада редко - не каждоевоскресенье" (20, с. 298). Атрофия родственных чувств - характерный признак нарастающихпсихопатических изменений. Эмоциональный срыв как симптом психопатии По мере сосредоточения власти в руках фашистского "вождя" нарастает еедезорганизующее, разлагающее воздействие на психику. Один из симптомов ееизменения - неспособность нормально реагировать на мнение, противоречащеевзглядам "вождя", который с определенного времени начинает реагировать нанесогласие, как правило, взрывом бурных эмоций. Гейден отмечает, что у Гитлера "даже в частной бесед" истерическиевзрывы сменяются внезапно жалким лепетом, как только собеседник переходит внаступление", что "Гитлер при малейшем поводе теряет самообладание и орет"(27, с. 51). После захвата власти эмоциональный срыв, как реакция на несогласие,стал типичен для Гитлера. Его биографы описывают множество примеровистерической реакции Гитлера на малейшие признаки нелояльности илинесогласия. Гейден, например, пишет, что Гитлер, "как одержимый, беснуетсяпо самым ничтожным поводам... Из-за запропастившейся стенограммы своейпоследней речи - а его последняя речь всегда самое крупное событие - онспособен надавать пощечин своим старейшим сотрудникам" (27, с. 51). В качестве примера можно напомнить о визите Браухича и Гитлера 5 ноября1939 г., когда Браухич пытался убедить фюрера не предпринимать нападения наФранцию. Гитлер, уразумев, о чем идет речь, впал в ярость, закричал нагенерала и убежал из кабинета. Даже на дипломатических переговорах Гитлер норой срывался и орал надипломатов других государств, как на своих генералов. Например, 14 ноября1940 г. Гитлер беседовал с Молотовым, находящимся в Германии с официальныйвизитом. На вопрос Молотова, что сказала бы Германия, если бы СССР заключил,например, с Болгарией направленный прочив Германии договоров, подобныйдоговору, заключенному между Германией и Румынией, Гитлер, но свидетельствуВ. Бережкова, (сорвался на крик и "визгливо прокричал", что болгарский царьне просил Москву о гарантиях, что ему об этом ничего не известно и т. п.[1] В психике Сталина аналогичные симптомы окончательно сформировались всередине тридцатых годов, когда его власть подходила к абсолютной. Есть множество свидетельств того, что Сталин в общении с людьми былгруб, что являлось для него, в сущности, "нормой поведения". Грубость самапо себе есть фактически эмоциональный срыв. Среди примеров такого рода,характеризующих Сталина, весьма показателен следующий "На приемах в Большом Кремлевском дворце Сталин часто подходил кактерам и актрисам и разговаривал с ними... В начале 1941 года в кругахлюдей искусства Москвы большое впечатление произвел разговор Сталина смеццо-сопрано Большого театра Давыдовой... Уже было позже 12 часов, и вечер был в полном разгаре, когда Сталин неспеша, своей немножко развалистой походкой подошел к Давыдовой - высокой,эффектной женщине, в сильно открытом серебряном платье, с драгоценностями нашее и на руках, с дорогим палантином из черно-бурых лисиц, наброшенном наплечи. Великий вождь, одетый в свой неизменный скромный френч защитногоцвета и сапоги, некоторое время молча смотрел на молодую женщину, покуриваясвою трубочку. Потом он вынул трубку изо рта. - Зачем вы так пышно одеваетесь? К чему все это? - спросил он, указываятрубкой на жемчужное ожерелье и на браслеты Давыдовой. - Неужели вам некажется безвкусным ваше платье? Вам надо быть скромнее. Надо меньше думать оплатьях и больше работать над собой, над вашим голосом. Берите пример вот снее... - Он показал на проходившую мимо свою любимицу - сопрано Большоготеатра Наталью Шпиллер... При всем аристократизме ее манер, одевалась она снарочитой скромностью, носила всегда закрытые платья темных цветов, ненадевала драгоценности... - Вот она не думает о своих туалетах так много, как вы, а думает освоем искусстве.., - продолжал Сталин. - И какие она сделала большие успехи.Как хорошо стала петь. Обе дамы стояли молча и слушали вождя. Что они могли сказать в ответ?Рассказывали, что Давыдова едва сдержалась, чтобы не разрыдаться" (111, с.23). Эта выходка Сталина по-своему более "эффектна", чем тот эпизод, когдаГитлер разорался на генерала Браухича. Несомненно, Сталин из трех рассматриваемых фашистских "вождей" былнаиболее волевым, хитрым и скрытным. Но можно не сомневаться, что в егопсихике периодически накапливались и находили выход психопатическиенапряжения, разрешавшиеся в приступах гнева, ярости, за которыми нередкоследовали очередные убийства. Эмоциональный срыв не обязательно долженвыражаться и грубостях, в крике и судорожных движениях: он может оытьвыражен в виде репрессий, в виде организационных перемещении и т. п. В психике Мао Цзедупа аналогичные симптомы психопатии появилисьнаверняка раньше 40-х годов, но именно в эти годы они приобрели, таксказать, клиническую ясность, так как именно в этот период Мао установилабсолютную власть над КПК. П. П. Владимиров отмечал, что Мао Цзедун не терпел ни малейшихвозражений и решительно пресекал все попытки такого рода. С П. П.Владимировым он был вынужден держаться более сдержано, но тем не менее поройсрывался. В январе П. П. Владимиров обратился к Мао с просьбой оказать содействиев изучении периода истории КПК 1928-1938 гг. Мао взял на себя "освещениеосновных вопросов" и поставил условие, что информацию о партии, ее развитии,внутрипартийных столкновениях П. П. Владимиров будет получать только отнего. Как пишет П. П. Владимиров, "...тут Мао в категорической форме заявил,что я не должен требовать прояснять данные вопросы у кого-либо другого.Когда мы уже прощались, Mao Цзедун сказал мне, что о наших беседах никто недолжен знать. Но этим он не ограничился. Он стал льстить мне и в то же времянамекать, что не доверяет моим товарищам... Я выразил удивление. Маовозразил в столь грубой форме, что я даже поначалу опешил. Мао почти кричал,убеждая меня в том, что здесь, в Яньани, доверять никому нельзя" (20, с.184, 18.5). Это типичный для паранойяльных психопатов эмоциональный срыв в ответ нанесогласие, которое они, в силу центрального положения в их психике влеченияк власти, воспринимают именно через призму этого влечения, - то есть какпосягательство на их власть. Паранойяльная болтливость Для фашистских "вождей" как для паранойяльных психопатов типична идругая особенность: патологическая говорливость и неумение слушатьсобеседника. Биографы Гитлера отмечают, что он мог часами самозабвенновитийствовать, и это наблюдалось за ним уже в молодые годы. Позже, придя квласти, Гитлер, естественно, пользовался этим, чтобы лишний раз излитьпереполнявшие его чувства и "идеи". Вероятно, в такие моменты у фашистского "вождя" происходит своеобразнаяэмоциональная разрядка - высвобождение эмоций, связанных с патологическимстремлением к власти, испытывается ощущение превосходства над слушателями,которые, естественно, проявляют максимум внимания и лояльности. В сущности, многочасовая болтовня паранойяльного психопата - это тот жеэмоциональный срыв, только растянутый во времени и соответственноприглушенный. Гитлер, например, мог часами развивать перед Риббентропом грандиозныепланы внешней экспансии, и тот все это время молча слушал (6, с. 88). Дажена важных государственных совещаниях Гитлер со временем стал порой вестисебя точно так же. Например, встречи Гитлера с генералами в рейхсканцелярии"обычно сводились к заслушиванию длинных речей Гитлера и к выражениюприсутствующими своего полного одобрения" (25, с. 60). В случае признаковнеодобрения или несогласия с "гениальными идеями" фюрера последовал бы,разумеется, очередной истерический припадок. Сталин в этом отношении, видимо, был более сдержан, чем Гитлер и Мао. П. П. Владимирова немало удивляла способность Мао Цзедунаразглагольствовать перед собеседниками буквально часами. Запись от 29 февраля 1944 г.: "Мао Цзедун в беседах нередко оставляеттему разговора и перескакивает на другую, потом на третью. Порой оннеожиданно спрашивает мнение, но oтвет предпочитает короткий. Еслисобеседник начинает развивать свою мысль, он поначалу внимательно слушает,но вскоре разговор непременно обрывается. Мне он не раз жаловался, что после"говорливых собеседников" утомлен и плохо себя чувствует" (20, с. 265). Неумение слушать - довольно распространенная черта, которая чаще всегоявляется следствием недостаточной воспитанности. Но для больных психопатиейочень типично именно чувство утомления, раздражения, а то и глухой ярости,когда собеседник не соглашается с больным или даже просто говорит больше,чем больной. Фашистский "вождь", видимо, во время беседы подсознательно расцениваетразвитие мысли собеседником, его доводы и рассуждения как проявлениенелояльности, как неуважение к его власти, поскольку "вождь" воспринимаетпроцесс общения с людьми почти исключительно по схеме "лоялен-нелоялен".Отсюда и раздражение Мао против спорящих с ним, и утомление после"говорливых собеседников". Себя, надо полагать, Мао Цзедун к "говорливым собеседникам" не относил. Запись от 15 июля 1944 г.: "Странные эти наши беседы. Говоритпреимущественно Мао. Иногда говорит час или два, случается и больше. Мнеотводится роль слушателя. Он очень недоволен, если я не соглашаюсь. Если мнеслучается возразить, он круто меняет тему (с другими в таких случаях онпоступает просто оскорбительно) или весь уходит в нервное сосредоточенноекурение. И тогда я чувствую, какой ценой ему обходится общение со мной" (20,с. 303). 15 марта 1945 г.: "В своем кресле он или слушает, окуривая собеседникадымом, или рассуждает. Может говорить два, три, четыре часа! И это один наодин!" (20, с. 472). 20 апреля 1945 г.: "Мао чуток к сплетням. Слушать не любит и не умеет.Сам, увлекаясь, говорит долго. Слова, речь оживляют его. В известном смыслеМао живет в слове - до того преображает его речь. Часы самозабвенных речей"(20, с. 503). Требования поклонения как симптомы паранойяльной самооценки Насколько в фашистских "вождях" раздуто стремление к власти, настолько,соответственно, велико в них желание видеть и воспринимать направленные в ихадрес атрибуты лояльности - всевозможные знаки почтения и восхищения. Этоявно патологическое отношение к окружающим, вытекающее из патологическогостремления к власти и формирующейся постепенно в "вожде" преувеличенной, вконечном счете, просто паранойяльной самооценки. Психиатры давно выработали определенные правила обращения с психическибольными людьми. Что касается больных паранойяльно-истеричной психопатией сманией величия, то в общении с такими больными необходима осторожнаялояльность но отношению к их бредовым высказываниям; нельзя выражатьоткрытого несогласия с их идеями и тем более настаивать на том, что эти идеиневерны. Допускается лишь минимум дискуссионности, в противном случае убольного может быть спровоцирован эмоциональный срыв: приступ истерическогогнева, или наоборот, тоски и депрессии. По мере того, как фашистский "вождь" распространяет свою власть на всебольшее количество людей, все они вынуждены себя вести по отношению к вождютак же, как ведет себя по отношению к больному паранойяльно-истеричнойпсихопатией врач-психиатр: мягко, с демонстрацией полного согласия с еговзглядами и т. п. Разница лишь в том что больной, находящийся в сумасшедшемдоме, навязывает врачу такой стиль поведения по той причине, что любойдругой стиль не улучшает состояния больного, и врач должен вести себя так всилу врачебного долга. Люди же, порабощенные фашистским "вождем" -паранойяльным психопатом, вынуждены обращаться с ним подобным образом по тойпричине, что у этого психопата в руках сосредоточена власть. С точки же зрения психиатрии в обоих случаях психопат, независимо оттого, находится ли он у власти в государстве, или же в психиатрическойбольнице на излечении, в силу непреодолимых патологических особенностейсвоей психики фактически навязывает, в первом случае - врачу, во втором -множеству подчиненных психопату людей, ту форму общения, котораяпредставляется ему единственно нормальной и которая на самом деле являетсябесспорным симптомом паранойяльно-истерической психопатии. После захвата власти фашистским "вождем" в масштабах государства всегосударство в конце-концов превращается в настоящий сумасшедший дом, гдедаже психически нормальные люди вынуждены вести себя, как психопаты,регулярно и интенсивно выражая доведенную до истерии "любовь" к "вождю",который, таким образом, заражает своей манией величия, вывернутой наизнанкуи предстающей в виде рабского поклонения, миллионы людей. Если взять психопата с манией величия и в порядке эксперимента вручитьему власть над определенным количеством людей, то он немедленно начнет вестисебя так, как действовал Гитлер, Сталин или Мао Цзедун в масштабахгосударства: начнет укреплять свою власть - создавать "культ", пресекатьнесогласие и т. п. Известно, что культ Гитлера в Германии был доведен до совершенноабсурдных форм, то есть фюрер навязал всему немецкому народу ту формуотношения к себе, которую требовал и получил от своих сотрудников иподчиненных: безоговорочное согласие, послушание, восхищение и т. II.-именно ту форму отношения, которую ждет и даже требует от окружающих любойпаранойяльно-истеричный психопат в любом сумасшедшем доме. Б. Винцервспоминает в своей книге: "Каждая газета ежедневно публиковала по меньшеймере одну фотографию Гитлера и вбивала читателям в голову: Гитлер все знает,Гитлер все видит, Гитлер вездесущ. Его портрет висел во всех помещениях, егобюсты стояли во всех углах, и в каждом городе были площадь и улица, носившиеего имя" (18, с. 122). Корреспондент ТАСС И. Филиппов, работавший в Германии в 1939-1941 aa.,пишет в этой связи: "Культ фюрера в дни его пребывания в Берлине принял неописуемыемасштабы... Печать заполнялась статьями о Гитлере, его фотографиями.Издательства, почтовые ведомства, соревнуясь в угодливости, распространялипортреты, открытки, на которых был изображен Гитлер то в виде Иисуса Христана фоне солнечных лучей, то в виде нежного отца, ласкающего ребенка. Вмагазинах продавались игральные карты, на которых вместо юнкеров-валетовкрасовался Гитлер... В религиозных рождественских песнях имя Христа заменялось Гитлером...Руководитель "Гитлерюгенда", позже гаулейтер Австрии Ширах, создавал своистихи, в которых сраннивал Гитлера с Богом" (96, с. 346). Фашистская пропаганда вдалбливала в головы немцев: "Никто не имеетправа задаваться вопросом: прав ли фюрер и верно ли то, что он говорит? Ибото, что говорит фюрер, всегда верно" (96, с. 346), При регистрации брака в нацистской Германии жениху и невесте восязательном порядке вручался экземпляр книги Гитлера "Майн Кампф". Перед появлением Гитлера всегда звучала определенная музыка -"Баденвайльский марш". Описание одного из сборищ с участием Гитлера - митинг в цирке: "Хайль! Хайль! Десять тысяч правых рук подняты кверху. Слезы на глазахженщин, хриплые голоса мужчин... Царит наряженность. Возбужденностьполитического собрания, но напряженность людей, ожидающих свадьбы илипохорон. Хайль! Хайль! Появляется Гитлер. Мимо помоста, на котором он стоит, в течение часапроходят тысячи молодых людей, с поднятой вверх правой рукой. Глаза каждого... устремлены на Гитлера. Глаза, полные решимости умеретьза идеал" (32, с. 146). Того же самого добивались - и в конце концов добились Сталин и МаоЦзедун. В СССР Сталин поставил себя в положение живого бога. Повсюду висели егопортреты, в каждом мало-мальски крупном поселке, не говоря уже о городах игородках, возвышались его статуи. Пресса была переполнена в течение двухдесятилетий ежедневно подобострастными, до предела угодливыми восклицаниямии высказываниями в адрес Сталина. "Правда", 8 января 1935 г.: "Да здравствует тот, чей гений привел нас кневиданным успехам, - великий организатор побед советской власти, великийвождь, друг и учитель - наш Сталин!" "Правда", 30 декабря 1936 г.: "Да здравствует наш гениальный вождь,творец Конституции, первый и лучший друг науки - товарищ Сталин!" "Правда", 17 октября 1938 г.: "Да здравствует вождь и учитель, наш отеци друг, наша радость и надежда - родной, любимый, великий Сталин!" "Правда", 8 марта 1939 г.: "Пусть живет отец, да здравствует наш отецродной - Сталин-солнышко!" "Правда", 21 декабря 1939 г.: "Ленина нет, Сталин стал для нас учителеми другом....Высоко парит орел, видя с высоты то, что не видят в долине, и смеловедет человечество к коммунизму". В начале пятидесятых годов обычные определения Сталина - "великий вождьи учитель всех народов" порой писались с большой буквы, то есть следующимобразом: "Великий Вождь и Учитель". Результаты этой обработки массовогосознания прослеживаются даже сегодня - до сих пор еще немало представителейстаршего поколения, а также людей определенного типа, страдающих бабскойтоской раба по господину, не избавились от чувства преклонения перед"вождем". Такого же положения живого бога достиг в Китае Мае Цзедун. М. Яковлев, работавший в Китае 17 лет, вспоминает: "Непомерноепрославление и наделение личности Мао и его "идей" сверхъестественной силойпривели к прямому его обожествлению. Императоры всегда обожествлялись вКитае. Но обожествление личности Мао Цзедуна превзошло все, что известно вистории Китая о пышных царствованиях "наместников Бога на земле". Оноприняло уродливые формы идолопоклонства. Каждое его публичное появление преподносилось как исключительноесобытие. Он сравнивался с небесным светилом или выдавался за второе светило.Почти во всех общественных местах в вестибюле стояло гипсовое или мраморноеизваяние "кормчего". Хунвэйбины носили по улицам китайских городов портретыМао Цзедуна как иконы. Жених и невеста во время бракосочетания триждыкланялись портрету "кормчего" (104, с. 245). Пропаганда внушала китайцам: "Мы должны решительно выполнять все указания Мао Цзедуна, как те,которые мы понимаем, так и те, которые мы в данный момент не понимаем... Необходимо выполнять не только те указания председателя Мао, которыехорошо осмыслены, но и те, которые пока не осмыслены". (88, с. 247). Появлению Мао предшествовала также определенная музыка - марш "АлеетВосток". Описание одного из митингов с участием Мао: "Площадь Тяньаньмэньзабита хунвэйбинами, цзао-фанями и военными. Над площадью загремели звукипесни "Алеет Восток" ("Дунфан хун"), песни, которая исполнялась только припоявлении Мао Цзедуна. По широкому коридору, образованному солдатами, назеленом военном вездеходе в сопровождении приближенных и охраны ехал"великий кормчий". Он был облачен в военную форму. Площадь забурлила."Десять тысяч лет жизни председателю Мао! Миллион лет жизни председателюМао!" - вопили в исступлении сотни тысяч человек. И рвались к месту, гдетолько что проехал современный "сын неба", чтобы прикоснуться к "освященнойземле" (104, с. 243, 244). Обычно после таких сборищ на земле оставались лежать десятки труповлюдей, задавленных в столпотворении. После смерти Сталина, во время похорон, на улицах Москвы в толпе былизадавлены сотни людей. Если печатная и устная пропаганда воздействовала преимущественно насознание человека, то огромным количеством портретов и статуй "вождя", атакже массовыми митингами, гигантскими театрализованными зрелищами фашистычерез образный уровень психического восприятия давили на подсознаниечеловека, формировали в нем чувство покорности "вождю" и чувство преклоненияперед ним. Вездесущность "вождя" подтверждалась вездесущностью его портретови статуй. Размах массовых мероприятий, толпы восторженных, стремящихся к"вождю" людей создавали иллюзию его величия: эта картина запечатлевалась впредставлении людей и вызывала в них чувство психопатического преклоненияперед "вождем". Миллионы людей превращались в тех же самыхпаранойяльно-истеричных психопатов, одержимых сверхценной идеей - идеейвсемогущества, непогрешимости и гениальности "вождя". Это была, если так можно выразиться, искусственная, наведеннаяпсихопатия. Но эти театрализованные представления являлись не только акциями, спомощью которых оболванивались миллионы людей, а фашистские "вожди" получаливозможность лишний раз ощутить остроту своей власти, ощутить ее необъятностьи беспредельность. Элемент театральности в поведении фашистских "вождей" обусловливался инекоторыми другими факторами. Элемент театральности как симптом истерической психопатии Театральность поведения фашистского "вождя" обусловлена инеобходимостью играть эту роль, которая предписана ему его формальнойидеологией. В связи с этим необходимо подробнее остановиться на элементетеатральности в процессе фашизации. Эта особенность свойственна любому процессу фашизации, независимо оттого, где, когда и под какими лозунгами он осуществляется. Но особенно яркоданная особенность проявляется в процессе фашизации коммунистической партии. Как уже отмечалось, элемент театральности в поведении фашистовобусловлен резким расхождением между их реальной и формальной идеологиями,между реальной сущностью их действий и их формальным, официальнымистолкованием. Фашисты везде и всегда стремятся в первую очередь к власти,но они не могут открыто объявить об этом и поэтому вынуждены прикрывать своиподлинные устремления лживыми лозунгами, оправдывающими и обосновывающими ихнаправленные на захват власти действия. Вследствие этого фашистам приходитсяпредпринимать действия не только лишь по захвату власти, быть не толькосамими собой, но в какой-то степени действовать в соответствии с темидемагогическими лозунгами, которыми они маскируют свои подлинные цели ипобуждения. То есть фашисты в определенной степени должны быть и теми, кемвыставляют себя в своей лживой пропаганде, должны играть роль тех, кем онисебя объявляют. Гитлер играл роль объединителя всего германского народа, всех егоклассов и слоев вокруг идей борьбы за интересы Германии, в то время как егонастоящей целью была власть и одна только власть - над Германией, надЕвропой, над всем миром. Сталин играл роль "коммуниста", целью которого является построениесоциалистического общества - свободного объединения гармонически развитыхлюдей, хотя на самом деле его цель была точно такая же, что и у Гитлера:власть над партией, над страной, как можно большим числом государств. То жесамое можно сказать и про Мао Цзедуна. Играя свои роли, фашисты, естественно, заставляют и всех вокруг себявключаться в игру и играть те роли, которые отводятся фашистами другимучастникам спектакля. Чем глубже расхождение между реальной и формальнойидеологиями фашистов, тем сильнее в процессе фашизации элементтеатральности. Нетрудно заметить, что наиболее велико это расхождение у фашистов,прикрывающихся коммунистической идеологией. Коммунизм и фашизм - это две противоположности, две взаимоисключающиефилософии и идеологии. Тем убедительней и решительней должны играть свою роль фашисты,прикрывающиеся марксистской идеологией, тем грандиозней и тем беспощадней ккоммунистам должен быть спектакль процесса фашизации коммунистическойпартии, истребляемой фашистами, тем нелепее и чудовищнее должны быть тероли, которые в этом спектакле распределяются между фашистами икоммунистами, тем нелепее и чудовищнее должно быть распределение ролей. П. П. Владимиров отмечал в своем дневнике (запись от 13 января 1944г.): "Я на долгом, непрекращающемся, трагикомическом спектакле" (20, с.255). Для коммунистов тот чудовищный спектакль, который развертывается подприкрытием шумных идеологических стереотипов о "правом уклоне", о"меньшевистском крыле", "предателях", "шпионах", "диверсантах", сохраняет,несмотря на всю его надуманность и фальшь, ясно ощущаемую всеми серьезностьи важность в том смысле, что речь идет о партии, о социализме, об угрозе им,угрозе тому, что для каждого коммуниста является святыней. Фашисты относятся к этим понятиям сугубо спекулятивно; играя вполнесерьезно свои роли, они в глубине души относятся к разворачивающемусяспектаклю, именно как к спектаклю - таким образом, в этом плане у них былоопределенное преимущество. "В такой момент, когда буржуазия сама играла чистейшую комедию с самымсерьезным видом, - писал Маркс в "18 брюмера", - когда она была наполовинуодурачена, наполовину убеждена в торжественности своего собственноголицедейства, - в такой момент авантюрист, смотревший на комедию, просто какна комедию, должен был победить" (64, с. 469). Сталин и Мао, несомненно, смотрели на трагикомедию процесса фашизацииВКП(б) и КПК, именно как на трагикомедию, большевики и китайские коммунистыСталиным и Мао Цзедуном были наполовину одурачены, наполовину убеждены, ипоэтому должны были проиграть. После того как 8 декабря 1932 г. Штрассер сложил с себя все партийныеполномочия и, таким образом, признал свое поражение в борьбе с Гитлером, тотразыграл следующую сцену: собрав партийных бонз и депутатов в Берлине, чтобыпублично узаконить свое торжество над Штрассером и заодно представить егоизменником, Гитлер принял черзвычайно подавленный и убитый вид."Возмутительно, что Штрассер мог поступить так с нашим вождем", - воскликнулс места на задней скамье Шлейхер, давний враг Штрассера. "Я никогда не допускал, что Штрассер может так поступить", - сказалГитлер всхлипывая и положив голову на стол (27, с. 224). Результатом этой душераздирающей сцены был бурный поток изъявлениипреданности и верности, хлынувший на Гитлера со всех сторон. Сталин, организовывая убийство Кирова, а затем выражая публичнуюскорбь, печаль по поводу смерти "любимца партии и парода", а также гневпротив убийц Кирова, проявлял тем самым незаурядное актерское мастерство,как и на протяжении всего процесса фашизации ВКП(б). Р. Конквест отмечает в связи с этим: "Гроб с телом Кирова поместили вКолонном зале Дома Союзов... Когда Сталин увидел тело, но... вышел вперед ипоцеловал труп в щеку. Было бы интересно поразмышлять о его чувствах в тотмомент" (36, с. 141). "Mao Цзедун по натуре артист, - отмечал П. П. Владимиров. - Умеетскрывать свои чувства и ловко разыгрывать свою роль даже перед хорошознакомыми ему людьми. Порой разыграет кого-нибудь очень серьезно, а потомспрашивает, удачно ли получилось" (20, с. 632). Практика показала, что фашисты обладают куда более развитыми актерскимиспособностями, чем коммунисты, которым необходимость разыгрывать, изображатьиз себя коммунистов кажется, естественно, какой-то дикостью и нелепостью, вто время как для фашистов это работа, это вопрос власти. Поэтому онивкладывают в игру, как говорится, всю душу, в то время как коммунисты "вроли коммунистов" выглядят как-то неубедительно. После сосредоточения власти в руках фашистского "вождя" элементтеатральности, то есть символизация, раздвоение смысла различных сторон,факторов и обстоятельств процесса фашизации достигает крайней степени. Постепенно фашисты трансформируют организационную и идеологическуюсферу внутрипартийной жизни: от обмена деловой информацией партия переходитк полумистическому обмену символами - идеологическими стереотипами. По меретого как процесс фашизации компартии углубляется и расширяется, партия отобсуждения различных вопросов делового характера, от деловых дискуссийпостепенно переходит к театрализованным представлениям, где члены партиииграют роль обвинителей и обвиняемы







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 507. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия