Студопедия — Коррекция зрительного восприятия
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Коррекция зрительного восприятия






Познавательные возможности органа зрения: выделение в предмете формы, цвета, величины, материала, фактуры, конструкции, степени привлекательности и

др.

Сенсорные эталоны в зрительном восприятии для цвета представляют 7 красок спектра и их оттенки по светлоте (близость к белому) и насыщенности (степень чистоты); для формы — геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник; для величины — метрическая система мер.

Основные задачи по развитию и коррекции зрительного восприятия:

• формирование умения всматриваться;

• распознавание и называние цвета, формы и т. д.;

• сравнение и группировка по внешним признакам;

• развитие визуального выборочного восприятия (интерпретация того, что мы видим, в том числе посредством понимания таких элементов, как сходство — различие, изображение — фон, способность к визуальному дополнению части до целого).

В качестве учебно-тренировочного материала используются образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, геометрический комод (набор плоскостных и объемных геометрических фигур), мозаика, цветной конструктор и прочее. Для коррекции зрительного восприятия применяются разрезные картинки, картинки предметов с ошибками в размерах, предъявление предметов в перевернутом виде, узнавание целого по фрагменту, складывание сборно- разборных игрушек, зрительно-двигательное моделирование формы (обведение по контуру, ощупывание с целью определения формы и размера). В последнее время распространение приобретает разглядывание в коррекционных целях так называемых магических стереокартинок. Палитры цветов весьма уместно использовать для организации сенсорных пауз (1-3 мин) на всех занятиях, а не только во время специального тренинга.

Для развития зрительного восприятия и логического мышления используется комплект геометрических фигур, разработанных на основе идеи венгерского психолога и математика Дьенеша. Комплект состоит из четырех форм: круга, равностороннего треугольника, прямоугольника и квадрата; трех цветов: желтого, голубого и красного; двух размеров: маленьких и больших; двух видов толщины: тонких и толстых. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины. Для каждой из них в игровой форме можно находить соответствующий «этаж» и «подъезд» в «особом доме», где живут разные фигуры: желтые, толстые, маленькие, треугольной формы и пр. Наиболее типичные задания и упражнения:

1. Разложи... (например, от самого темного до самого светлого).

2. Подбери по форме (цвету, величине...)

3. Найди такой же по цвету, размеру и т. п.

4. Узнай предмет по его части, контуру.

Нарисуй что-нибудь желтое квадратное, зеленое круглое.

В процессе предметно-практической деятельности дети знакомятся с

хроматическими (цветные) цветами и ахроматическими (не цветные: черный, белый, серый) и их оттенками, учатся выделять теплые и холодные краски, адекватно раскрашивать предметы, распознавать и получать на бумаге мягкие пастельные и резкие контрастные сочетания цветов, представлять цветонасыщенность и цветоконтрастность. Исключение при ознакомлении | составляет голубой цвет как трудный для первоначального восприятия (в английском языке даже существует одно название «blue» для обозначения синего и голубого цветов).

Японские дети различают до 200 цветов, наши даже посла специальной художественной подготовки в среднем — 70 цветов. Основная причина кроется в методике обучения изодеятельности. В Японии широко практикуется психологическое погружение в цвет: «Нарисуй радость, любовь к маме» в отличие от изображения солнышка, елочки, домика и т. п. В последнем варианте цвет уже заранее известен ребенку или задается учителем: «Возьмите красный карандаш и нарисуйте кружок». В другом случае ребенку приходится активно искать цвет, создавать его самому.

Дети с отклонениями в развитии (в первую очередь умственно отсталые), имея все необходимые цвета (краски, карандаши, фломастеры, мелки), часто пользуются только одним-двумя. Складывается ситуация, подобная той, о которой поется в песенке «Оранжевое небо»: «Много красок у меня, выбирай любую...» но девочка все раскрасила оранжевой — и небо, и людей, и мороженное, и верблюда и т. д. Во время занятий рисованием или живописью можно ставить задачи, пробуждающие сознание (особенно это рекомендуется в период смены зубов): «Смотри, ты нарисовал много красного, а вокруг него зеленый и желтый. Теперь хотелось бы посмотреть, как будет, если ты начнешь голубым». Коррекционные приемы:

• Цветовая унификация — предметная направленность цвета.

• Варьирование цвета одного и того же предмета. Например, лист — весной, летом и осенью, плод — зеленый и созревший.

• Выделение оттенков. Например, сравнение зеленых листьев разных пород деревьев. При этом можно организовать фенологические наблюдения.

• Классификация предметов. К примеру, разложить пуговицы трех цветов (разные оттенки, форма, размер) в соответствующие коробки по их основному цвету (зеленый, красный, желтый).

Визуальное восприятие обеспечивается механизмами взаимосвязанных зрительных функций (световая и контрастная чувствительность, цветоразличение, разрешающая способность и т. д.). При патологии зрительной системы, нарушающей ее структуру и функции, имеют место изменение и рассогласование сенсорно-перцептивных механизмов, что затрудняет формирование основных качеств восприятия (Л. П. Григорьева, 1983, 1985). Кроме того, уровень общего психического развития влияет на формирование качеств восприятия. У детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития формирование ряда качеств восприятия (обобщенность, категориальность, апперцепция, антиципация) нарушено существенным образом. Интеллектуализация перцепции при низком зрении в определенной степени компенсирует нарушения восприятия.

Формирование и опознание зрительных образов осуществляются на основе активной ориентации в наглядном материале, определенных мыслительных операций и способности к предвосхищению перцептивного результата. Ребенок с тяжелым нарушением зрения Должен научиться «ощупывать глазом» объекты, анализировать осмысливать ту ограниченную информацию, которую он может получить посредством поврежденного органа. Такого ребенка надо учить аналитическому и целостному восприятию мира.

Знание детей о том, что их глаза плохо видят, не приводит я активизации бисенсорных и полисенсорных процессов для ориентации в окружающем мире. Следовательно, необходимо КОМплексное развитие остаточной функции и сохранных органов, чувств. Нарушения зрения у детей могут быть выражены по- разному, в зависимости от силы болезнетворных влияний на разные отделы зрительного анализатора: периферический (глаз), проводниковый (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования), центральный (мозговые клетки в зрительных зонах коры головного мозга). С учетом того, в какой мере нарушена функция зрительного анализатора, среди детей со стойкими дефектами зрения различают слепых (незрячих) и слабовидящих. У первых зрительные ощущения либо полностью отсутствуют, в силу чего оба глаза утрачивают способность к светоощущению и цветоразличению (тотальная слепота), либо сохраняются светоощущения или незначительное остаточное зрение, недостаточное для обычной жизнедеятельности (максимальная острота — 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией, сужение поля зрения до 30 градусов). Слабовидящие дети обладают остротой зрения на лучше видящем глазу при коррекции обычными средствами (очки) от 0,05 до 0,4 (новая тенденция от 0,09 до 0,2).

Способность «видеть» у новорожденного проявляется в том, что сначала ребенок различает контрасты: яркое и темное. Затем он начинает замечать движения, после этого — очертания и форму. И самый последний этап развития — умение различать цвета. Таким образом, способность отличить контрасты является самым древним видом зрения. Умение различать цвета, определять и называть их — так же, как и воспринимать их с точки зрения эстетики, — все это функции коры головного мозга и скорее результат развития человека, чем его инстинктивные реакции. Если смотреть на серое пятно, окруженное ярко-зеленым кольцом, то серый цвет начинает приобретать красноватый оттенок. Если некоторое время фиксировать взором ярко-красный предмет, а потом закрыть глаза, то возникает так называемый последовательный образ этого предмета, окрашенный в зеленый цвет (у дальтоников такое восприятие стабильно). Хроматический эффект последовательного контраста и есть источник так называемого «зеленого свечения», которое можно увидеть, если пристально смотреть на заходящее солнце. Последовательный образ синего цвета окрашен в желтый цвет (это легче увидеть, если синий предмет находится на черном фоне).

До XIX века было известно ограниченное количество красителей и в основном они были органического происхождения. Изменения произошли благодаря появлению анилиновых красителей, производных каменного угля и окисей металлов. В настощее время очень немногие вещи мы видим в их первоначальной окраске. Это уже не только голубизна неба, пурпур заката, зелень травы и другие краски природы, к ним прибавились различные предметы, произведенные человеком. Цвета природы оказывают огромное влияние (хотим мы этого или нет) на наше психологическое и физиологическое состояние. Голубой цвет физиологически воспринимается как сладость, зеленый — как горечь, темно-синий (ночь) — цвет покоя и пассивности, ярко-желтый (день) позволяет человеку быть активным, но не принуждает его к этому, красный цвет стимулирующе действует на нервную систему — у человека поднимается кровяное давление, учащаются дыхание и пульс. Физиолог Геринг, разработавший «теорию контраста», заметил, что особое вещество, находящееся в сетчатке глаза, обесцвечивается под влиянием ярких цветов и восстанавливает свой первоначальный цвет под воздействием темных цветов.

Теория Геринга больше всего соотносится с Широко применяемым цветовым тестом Макса Люшера. Существует полный тест Люшера с семью различными наборами цветов (всего 73 цветные карточки, в которых отражены 25 различных цветов и оттенков) и сокращенный. Цветовой тест направлен на выяснение процессов, происходящих на сознательном и бессознательном уровнях, дает информацию о зонах психологического и физиологического напряжения (например, работа желез внутренней секреции, сердечная недостаточность, спазмы сосудов головного мозга, нарушения деятельности желудочно кишечного тракта).

Тест Люшера исходит из объективного значения цвета, которое одинаково для всех людей, хотя воздействие конкретного цвета на человека является субъективным, сугубо индивидуальным: одному он нравится, другому кажется скучным, третьего оставляет равнодушным, а четвертый считает его отвратительным, т.е. «на вкус и цвет — товарищей нет».

Объективные значения цветов следующие:

Синий цвет означает глубину чувства. Он олицетворяет сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность, увлеченность, чувствительность, восприимчивость, стремление достичь цельности. Его психологические проявления: спокойствие, удовлетворенность, нежность, любовь, привязанность. Шеллинг в своей «Философии искусств» использовал символизм синего цвета, сказав, что «молчание — это истинное состояние безмятежного моря». Синий цвет ассоциируется со сладким вкусом.

Зеленый цвет означает гибкость ума. Он олицетворяет сосредоточенное внимание к своим делам, умение защищаться, цепкость, независимость, оригинальность суждений. Психологические проявления: упорство, самоуверенность, упрямство, самоуважение. Поклонник зеленого цвета старается обеспечить себе материальную устойчивость и приобрести благосостояние, он обожает чувствовать себя солидным и респектабельным. По своей натуре он эстет, ценит красоту, и это позволяет ему достичь как духовного, так и материального богатства при счастливом стечении обстоятельств. Зеленый цвет символически соответствует величественной секвойе с глубокими корнями, гордой и неизменной, возвышающейся над малыми деревьями, отождествляется с суровым и авторитарным характером, напряженной тетивой лука. Этот цвет имеет терпкий, вяжущий вкус.

Красный цвет означает силу воли. Он олицетворяет интерес к окружающему миру, активность, агрессивность, и, стремление к постоянному движению, соревнованию. Психологические проявления: жизнелюбие, возбудимость, стремление к господству, сексуальность. Красный цвет символизирует кровь, пролитую в борьбе, огонь, воспламеняющий человеческий дух, сангвинический темперамент, мужское начало. Время красного цвета — настоящее. «Красный» человек обожает быть лидером, любит командовать. Ему это удается в том случае, когда его не захлестывают ненужные эмоции или он не впадает в излишние амбиции. Он редко страдает от угрызений совести, взрывной, но при этом отходчивый.

Желтый цвет означает самопроизвольность, непосредственность. Он олицетворяет интерес к окружающему миру, активность, прожектерство, экспансивность, целеустремленность, любознательность. Психологические проявления: непостоянство, оптимизм, оригинальность характера, веселая натура. Символически желтый — это солнечное тепло, вызывающее радость, бодрость духа и счастье. Он острый на вкус. Желтый цвет — это движение вперед, к новому, современному, развивающемуся # неоформленному. Поклонник желтого цвета — человек с сильным характером, это, в сущности, победитель с рождения, который умеет концентрировать силу воли и направлять туда, где она наиболее эффективна. При желании такой человек может преуспеть как в науке, так и на сцене или в кино. Он умеет много работать, но при этом уверен, что и отдыхать надо по полной программе, что нередко вызывает зависть у окружающих.

Перечисленные четыре цвета отражают основные психологические потребности человека: удовлетворенность чем-либо, привязанность к чему-либо, самоутверждение, активность, стремление к цели, оптимизм, потребность в успехе. В сокращенном варианте теста Люшера присутствуют также четыре вспомогательных цвета.

фиолетовый цвет — это смесь красного и синего, импульсивной победоносности и уступчивости. Интеллектуально зрелые люди его обычно не выбирают, то, что дети отдают ему предпочтение, показывает, что для них мир — это все еще волшебный край. «Фиолетовое» поведение взрослого может быть намеком на инфантилизм, либо высокой степени чувственной интимности. Тот, кто любит фиолетовый цвет, — человек очень необычный. Он стремится к свободе, независимости и от рождения умеет получать удовольствие от одиночества. В общении он предпочитает интеллектуальное и духовное, что не всегда ценится собеседниками, поэтому стремится к себе подобным. Часто испытывает склонность ко всему таинственному, необъяснимому и всегда пытается найти ему разгадку. Любит высокую скорость.

Коричневый — это затемненный желто-красный. Импульсивность красного здесь «сломлена». Коричневый цвет показывает, что для человека особенно важно ощущение своих «корней»: очаг, дом, семья, родня. Это цвет «стадного» чувства, семейного уюта и безопасности. Поклонник коричневого цвета обладает очень уравновешенным характером. Он обстоятельный и старается совершать только обдуманные поступки. Предпочитает не шумную компанию, а одиночество и тишину. Любит власть и стремится к ней. Для него самое главное — крепко и твердо стоять на земле.

Черный — это та граница, за которой прекращается жизнь, и поэтому он олицетворяет идею уничтожения, это отрицание по своей природе, это «нет», противостоящее белому «да». Белый Цвет — чистый лист бумаги, на котором история еще будет написана, черный — ее конец. Это цвет бунта, стихии, но не добровольное чувство, а внушенное как обстоятельствами, так и другими людьми. Любитель черного не всегда может правильно оценить ситуацию, отчего проигрывает и сильно страдает. Черный оказывает сильное воздействие на любой цвет, который находися в той же группе, усиливая его черты.

Прекрасным не считался черный цвет,

Когда на свете красоту ценили.

Но, видно, изменился белый свет —

Прекрасное позором очернили.

С тех пор как все природные цвета Искусно подменяет цвет заемный, Последних прав лишилась красота, Слывет она безродной и бездомной.

Но так идет им черная фата, Что красотою стала чернота.

Уильям Шекспир, сонет 127

Серый — защитное прикрытие, период восстановления сил? Серый цвет характеризует его любителя как человека, который умудряется легко разрешать самые сложные проблемы. Однако следует иметь в виду, что «серый цвет бывает ярким только на фоне черного».

Белый — у человека, которому этот цвет нравится больше все: остальных, очень богатое воображение. Он может иногда совсем забыть об окружающем его мире и делах, просто-напросто сочинив себе красивую сказку.

При лечении различных заболеваний используется цветотерапия, или хромотерапия. В ней рекомендуется применять цвет как можно более разнообразно, т.е. облучаться этим цветом, ее пищу похожей окраски и носить одежду таких же тонов. Воздействие цвета усиливается в эмоциональной, ментальной и духовной сферах. Основным цветом для лечения кожных болезней считают оранжевый. Он пробуждает радость к жизни, особенно когда в основе болезни лежат эмоциональные «зажимы». Для снятия зуда применяется синий цвет, который сильно воздейсвует не только на кожу, но и на более глубокие слои тела. А об лучение области сердца розовым или зеленым быстро дает ощутимое облегчение. «Поглаживание» живота при запоре желтым в течение короткого времени приводит к желанному результату. При сотрясении мозга облучение головы синим светом уменьшает распухание и бледность. Цвет тарелки влияет на аппетит: желтый цвет усиливает чувство сытости, благодаря чему мы съедаем меньше, чем обычно. Белая посуда нейтральна.

В лечебной практике неоднократно отмечалось, что у лежачих больных появление в палате мрачно одетых людей не вызывает радостного оживления, а чаще приводит к резкому раздражению. Визуальный ряд может влиять на поведение ребенка: радовать, печалить, успокаивать, раздражать.

При цветотерапии можно использовать такие задания и коррекционные приемы:

• Найди любимые цвета среди предложенных.

• Выбери одежду по настроению: «Я хочу одеться ярко!»

Работа с лечебными цветными квадратами в качестве «скорой помощи». Вышеизложенные материалы показывают, какую важную роль в жизни человека играет полноценное зрительное восприятие и как много явных или скрытых дисфункций может при этом отмечаться. В связи с этим развитие и коррекция зрительного восприятия необходимы детям не только с нарушенным зрением, но и тем, у кого оно номинально равно единице.

Вопросы и задания

1.Какие сенсорные эталоны существуют в зрительном восприятии?

2. Какие коррекционные приемы можно использовать при обучении цвету, форме, величине?

3. Разработайте перечень нетрадиционных вопросов и заданий с палитрой цветов (ткани, пластик, отделочные материалы).

4. «Откройте» для себя новые цвета. Например: агатовый, охра, кармина, кукушка, ультрамарин и др.).

5. Практическим способом получите серо-буро-малиновый цвет.

Литература для самообразования

Григорьева Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. М.: АПН СССР, НИИ Дефектологии, 1990.

Григорьева Л. П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей // Дефектология. 2000. № 3.

Гришвина А. В. и др. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М.: Просвещение, 1988.


Коррекция слухового восприятия

Познавательные возможности органа слуха: характеристика звука, соотнесение предмета со звуковым сигналом, определение удаленности объекта, материала, из которого изготовлен предмет и его содержимое, узнавание действий, совершаемых с предметом и др. В старые времена слух играл важную ориентировочную роль — по характеру звона колоколов различали события — приглашение к церковной молитве, пожар, военная опасность, радостная весть и др. Нередко звуки соотносились с цветом, например, малиновый звон.

В слуховом восприятии в качестве сенсорных эталонов приняты звуковысотный ряд (шкала музыкальных звуков) и фонемы родного языка. Первый эталон имеет общечеловеческий характер, второй ограничен национальными рамками.

Звуки характеризуют четыре параметра:

1. Частота. Этому параметру соответствует физиологическое качество, которое определяет высоту звука. Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16-20 герц до 16000-20000 гц. Речевое общение проходит в диапазоне 1000 - 3000 гц.

2. Интенсивность обозначает громкость звука.

3. Длительность.

4. Звуковой спектр (набор тонов и обертонов) характеризует тембр.

Древние греки говорили, что природа дала человеку один язык и два уха для того, чтобы мы меньше говорили, а больше слушали. Слух играет очень важную роль в развитии человека. Ребенок, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать те звуковые сигналы, которые столь важны для познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о многих предметах и явлениях действительности (шум водопада и журчание ручья, завывание вьюги и шелест листвы, пение птиц и звучание оркестра).

При тяжелых нарушениях слуха человек не может пользоваться многими источниками информации, рассчитанными на слышащего человека (радиопередачи, лекции, телефон и пр.), полноценно воспринимать содержание телепередач, кинофильмов, театральных спектаклей. Серьезные ограничения вносит отсутствие слуха в эстетическое воспитание личности, поскольку человек лишается возможности нормально воспринимать все, что связано с музыкальной культурой общества.

Особенно важна роль слуха в овладении человеком речью. При отсутствии слуха или его значительном снижении ребенок не может самостоятельно без специального обучения овладеть устной речью, так как лишен возможности воспринимать речь окружающих в качестве образца для подражания, а также контролировать свое собственное произношение. В силу этого резко ограничиваются возможности общения с другими людьми, а следовательно, и познания. Отсутствие или недоразвитие речи ведет в свою очередь к нарушениям в развитии других познавательных процессов и, главным образом, словесно- логического мышления.

Слуховой анализатор, как и зрительный, состоит из периферического отдела (наружное, среднее и внутреннее ухо), проводящих нервных путей и центрального отдела анализатора (мозговых клеток в височной области коры больших полушарий головного мозга).

Людей с нарушением слухового анализатора, в зависимости от степени выраженности дефекта функции и от времени потери (или резкого снижения) слуха, делят на три группы: глухие, или неслышащие (потеря слуха свыше 85 дБ как среднее арифметическое значение показателей на трех речевых частотах: 500, 100 и 2000 Гц), позднооглохшие, слабослышащие (потеря слуха до 85 дБ). В литературе можно встретить название «тугоухие». По глубине поражения функции выделяют различные степени тугоухости. При легкой степени речь разговорной громкости воспринимается на расстоянии от 6 до 8 м, шепот — от 3 до 6 м от Ушной раковины. Умеренная степень тугоухости позволяет слышать Речь разговорной громкости на расстоянии от 4 до 6 м, шепот — на расстоянии от 1 до 3 м от ушной раковины. При значительной степени тугоухости громкая речь воспринимается на слух на расстоянии от 2 до 4 м, шепот — не далее чем 1 м от ушной раковины. Тяжелая степень тугоухости еще более ограничит слуховое восприятие речи: речь разговорной громкости слышится на расстоянии не более 2 м, а шепот — лишь до 0,5 м от ушной раковины.

В массовой практике сенсорное воспитание ограничивается, как правило, определением формы, цвета и величины, т.е. зрительным восприятием, что крайне недостаточно в специальной практике. Развитие слухового восприятия для слышащих детей не выделяется в самостоятельное направление, оно является составной частью работы по развитию речи, обучению грамоте и музыкальному восприятию. Однако процесс обучения строится в основном на слуховом восприятии, он требует от учащихся умения слушать учителя на уроке больше, чем смотреть, что у многих вызывает серьезные проблемы. Исходя из этого, следует уделять значительное внимание развитию и коррекции слухового восприятия. Недоразвитие слуха влечет за собой недоразвитие речи, словесно- логического мышления, социализации личности.

Основные задачи по развитию и коррекции слухового восприятия:

формирование умения вслушиваться;

• узнавание знакомых звуков и голосов;

различение шумов, звуков и голосов по громкости, высоте, звонкости, протяжности;

• развитие фонематического слуха.

Коррекционная работа осуществляется поэтапно. Так, Е. Л. Черкасова (2001) называет четыре этапа: подготовительной, дофонемный, фонемный и интегративный.

Цель подготовительного этапа заключается в подготовке слухового анализатора к восприятию разнообразных невербальных и вербальных звуков, активизации речевой деятельности и модально-специфических функций — слухового внимания и слуховой памяти. На этом этапе определяется расстояние, на котором ребенок со сниженным слухом безошибочно распознает односложные и двухсложные слова, наличие или отсутствие различий при восприятии слов правым и левым ухом.

По результатам этапа вырабатываются индивидуальные рекомендации по организации окружающей среды, т.е. определяются и создаются условия, максимально благоприятные для слухового восприятия. К этим условиям относятся:

отсутствие шума во время занятий, так как восприятие различных звуков и речи в шумном помещении затруднено. Это связано с тем, что более слабый по интенсивности звук маскируется шумом. Маскировка («понижение громкости»), как считают А. И. Соловьев, С. А. Гельфанд и другие исследователи проблемы слухового восприятия, затрудняет процесс выделения отдельных звуков из массы других. В результате воздействия маскирующих факторов: шума, писка, звона, шуршания, гудения и т. д. — у ребенка притупляется слуховая чувствительность, т.е. наступает слуховая усталость, и на восстановление порога чувствительности требуется не менее 2 минут по окончании действия утомляющего стимула;

• уменьшение реверберации, т.е. многократного отражения звуков от стен, потолка и пола помещения (эффект «эхо»). «Эхо» подобно маскирующему шуму уменьшает разборчивость речи. Поэтому в помещении для занятий рекомендуется на пол положить ковер, мебель расставить вдоль стен, на которых развесить панно из ткани или плоские съемные игрушки, украсить комнату мягкими игрушками и т. п.;

• индивидуализация размещения детей в группе (классе): ребенка, имеющего двустороннее минимальное снижение слуха, следует посадить в среднем ряду, по центру, на расстоянии не более 2 м от педагога, так как по данным Л. В.Неймана, дети с потерей слуха до 20-25 дБ испытывают заметные затруднения в восприятии согласных звуков уже на самом близком расстоянии (около уха), а на расстоянии 2 м они различают не более 2-3 согласных. Возможность одинакового восприятия речи двумя ушами (бинаурально) при размещении ребенка по средней линии от педагога по - вышает эффективность слухового процесса по сравнению с возможностями моноаурального слуха в 2 раза;

• бисенсорное (слухо-зрительное) восприятие устной речи особенное значение имеет при восприятии речи в затрудненных условиях (плохая дикция, шумная обстановка и т. д.). При этом зрительное восприятие речи, т.е. считывание некоторых ее элементов с губ говорящего, возможность видеть выражение лица, его мимику, оказывает определенную помощь акустическому восприятию устной речи;

• правильная громкая речь педагога слегка замедленного темпа, так как у детей, имеющих речевые нарушения, выявлены трудности при узнавании быстро сменяющихся вербальных и невербальных элементов.

Наиболее типичные задания, игры и упражнения: «Минутки тишины», «Кто услышит то, что не услышат другие?», «Морская раковина», «Спрятанный звук» (ориентировка в пространстве по звуковому сигналу). Звукоподражание птицам, животным, людям. Имитация и дифференциация голосов: грубый - тонкий, высокий — низкий, мужской, женский, детский; определение настроения человека по его голосу. Игра «Кто позвал?», модуляция голоса: крик — очень громко, нормальный разговор — громко и шепот — тихо (целенаправленное использование шепота как эффективного средства повышения внимания). Игры в догадки — возможные звуки: постукивание пальцами, карандашом по столу, позвякивание монетами, ключами. Игра «Что упало?» (звон упавшей монеты, жетона, стук башмака, линейки и прочих предметов, которые в начале игры выставляются перед глазами ребенка).

Дофонемный этап ставит целью формирование у детей акустических образов неречевых звучаний на сенсорно-перцептивном уровне, включающем развитие слуховых ощущений и процесс а восприятия. Для достижения хорошего результата проводятся мероприятия лечебно-профилактического (по назначению врача отоларинголога) и коррекционно-педагогического характера (логопедические занятия).

При их проведении следует учитывать такие моменты:

• соответствие звукового материала (частотного диапазона неречевых звучаний и уровней интенсивности звуковой активности) слуховым возможностям детей. Вначале отбираются более громкие, низкочастотные звучания (например, барабан), а затем — тихие, высокочастотные (например, шарманка);

• значимость звукового материала, т.е. соотнесенность с конкретным предметом, действием или их изображением, значимым для ребенка;

• последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами — от знакомых к малоизвестным; постепенность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний — от контрастных акустических сигналов к близким, сходным;

• разнообразие видов работ (выполнение инструкций, ответы на вопросы, подвижные и дидактические игры и т. д.) и наглядных средств обучения, повышающих познавательные интересы детей (натуральные звучащие предметы, иллюстративный материал технические устройства в виде магнитофонов, диктофонов для воспроизведения различных неречевых звучаний: голосов животных, птиц, звуков неживой природы, музыки).

Неречевой слух развивают с помощью различных упражнений направленных на активизацию слуховых ощущений, слухового внимания путем выработки двигательной и вербальной реакции на слышимый звук (стук, звон, писк и т. п.); дифференциацию слуховых ощущений (обнаружение одинаковых и различных акустических сигналов); развитие слухового внимания и слуховой памяти; формирование невербального слухового восприятия (первичных слуховых образов); слухового внимания, слуховой памяти и слухового контроля.

Это реализуется в процессе работы над ритмом, темпом движений (без музыкального сопровождения и под музыку), слухо-двигательным контролем, а также путем узнавания и дифференциации неречевых звуков, а именно:

по характеру звучания (используются шумы: бытовые, городские, эмоциональные проявления человека, голоса животных и птиц, музыкальные звуки);

• по акустическим свойствам (громкости, длительности, высоте);

по количеству звучаний и звучащих предметов (количеству последовательных однородных сигналов; последовательных контрастных сигналов; предметов, последовательно или одновременно воспроизводящих контрастные звучания;

• по направлению звучания (при расположении источника звучания спереди или / и сзади, справа или / и слева);

• по тембру звучаний при прослушивании аудиозаписи (на пример, грохота грома, мяуканья кошки, громкого стука, пения жаворонка) определяется эмоциональная окрашенность услышанного.

Умения воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а также выполнять темпо-ритмические движения под музыку являются базовыми для становления речевого слуха и выразительной устной речи.

На третьем, фонемном этапе дети должны практически усвоить фонетическую и фонематическую системы языка. Овладение фонетикой происходит в ходе развития психических процессе слуховой модальности, фонетического слуха (узнавание и различение звуков речи по их акустическим и интонационным признакам) и Формирования нормативного звукопроизношения, слухо-моторного контроля. Формирование фонетического слуха проводится одновременно с постановкой звукопроизношения и включает различение слогов, звукокомплексов по акустическим характеристикам (громкость, высота, длительность). развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении речевого темпа, слогового ритма, тембра речевых звучаний.

На четвертом, интеграционном этапе целью работы является развитие связной речи на основе соединения фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, формирования самоконтроля речи. В этом случае слуховое восприятие речи происходит в сложных условиях: шумовые помехи, музыкальное сопровождение, смежные помещения, многоканальная коммуникация (восприятие двух, одновременно следующих сообщений, одновременного слушания и говорения).

Даже если у ребенка абсолютно нормальный слух, он может сталкиваться с проблемами восприятия более тонких нюансов устной речи, разговорного языка. Это, в свою очередь, влияет на способность правильно сочетать звуки и буквы. Интересно можно организовать занятия по составлению ритмического рисунка фразы, развитию интонационных характеристик речи как в учебной, так и внеклассной работе. Для этого частично используется методика проведения музыкальных и логопедических занятий с акцентом на просодику (основные типы интонаций). Вначале желательно произносить только гласные с разнообразными модуляциями (тише — громче, ниже — выше, имитируя интонации вопроса, ответа, восклицания и т. п.). Такая тренировка часто включается в игровую ситуацию, что способствует более яркому проявлению эмоций, следовательно, и интонационной выразительности. Затем эта тренировка проходит с использованием слогов, слов и фраз. Подобный подход весьма эффективен при работе с заикающимися детьми.

При усвоении грамоты большую роль играет развитие фонематического слуха — дифференцирование речевых звуков и зрительного восприятия написанных букв. Уровень воспитанности музыкального слуха облегчает восприятие модели звучащего слова и на родном, и на иностранном языке.

В процессе развития слухового восприятия речи можно использовать специфические приемы:

• воспроизведение фраз, сказанных в условиях шумовых помех;

• воспроизведение фраз, сказанных в смежных помещениях (двое детей размешаются в смежных комнатах, при этом один из них составляет предложения по сюжетным картинкам и произносит их голосом нормальной громкости в среднем темпе, а другой воспроизводит услышанное);

• запоминание и воспроизведение (моментальное и отсроченное) слов и фраз, воспринятых через наушники магнитофона;

• пересказ текста, воспринятого через магнитофон, диктофон (тексты проговариваются различными голосами: мужским, женским, детским);

• декламацию стихотворений и небольших текстов под музыкальное сопровождение;

• последовательное воспроизведение двух слов или фраз, сказанных одновременно двумя людьми третьему, который сидит между ними и должен повторить сказанное каждым из своих товарищей;

• ответы на два вопроса, одновременно заданные двумя детьми (трое детей становятся на расстоянии 3-4 м друг от друга; двое по команде педагога одновременно задают по одному вопросу, продуманному заранее; третий ребенок должен последовательно ответить (не вербально или вербально) на каждый вопрос;

• вербальное «музыкорисов







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 1704. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия