Динамичность СКДСоциально-культурная деятельность представляется межличностной (межиндивидуальной) реальностью, в которой существует сеть связей, привязанностей, зависимостей, обменов, личных отношений. Иными словами, она является своеобразной социокультурной тканью, соединяющей людей друг с другом. Она может расширяться и сжиматься, так как индивиды встраиваются в нее или выходят из нее. Она усиливает или ослабляет качество взаимосвязей, например, - от знакомства и привязанности к совместной социокультурной деятельности. Она концентрируется и расслаивается, сближается и отдаляется, создавая или разрушая временные и постоянные коллективы. Их существование в качестве реальных объектов является иллюзорным, так как реально видны постоянные процессы группировки и перегруппировки, организации и реорганизации, процессы "структурирования" и формирования, а не стабильные группы, стабильные организации, формы, жесткие модели и структуры. В социокультурных системах протекают динамичные процессы во всех формах взаимодействия людей, и на них с разной интенсивностью и силой воздействуют как социальные регуляторы и нормативные установки, так и альтернативные потенции свободы. Известный русский культуролог Э.А. Орлова, например, считает, что категория регулятивных и референтных (референтными эти образования целесообразно назвать потому, что люди обращаются к ним как к критериям выбора и оценки своих действий и поведения, т.е. соотносятся с ними в социально значимых ситуациях) образований, в первую очередь, включает в себя ряд основных понятий - образцы деятельности, взаимодействия, поведения, культурные ценности, социокультурные нормы. Так, образцы конкретизируются через привычки, стереотипы, ритуализированое поведение, ценности - предпочтение, убеждение, идеалы и т.п.; нормы - через нравы, обычаи, правила и т.д. Обратим внимание на глубокий смысл слов митрополита Питирима, который, определяя понятие " культура", подчеркивает ее земное происхождение, говоря, что культура - это, прежде всего, возделывание, поэтому сама по себе культура - это развитие из тех, естественно, лучших основ, которые заложены в самой идее бытия. "Мы верим, что почва, не испытывающая культивации, зарастает сорняками. И люди, которые не подвергаются культурному образованию, могут остаться в состоянии дикости или даже приобрести какие-то антикачества. Следовательно, понятие "культура" есть творчество в области совершенства". Учреждения культуры, таким образом, следует рассматривать не как совокупность объектов культуры и не совокупность проводимых мероприятий. Учреждения культуры служат людям. Культура создается и воспроизводится людьми. Сохраняют и уничтожают культуру тоже люди. Следовательно, носитель культуры - это не только музей, и не какой-либо совершенный памятник изобразительного искусства, партитура, записанная определенными знаками, древними или новыми. Именно люди являются носителями культуры, и люди должны быть главным объектом внимания социокультурных систем. Из сказанного:следует, что социокультурная система представляет собой своеобразное социокультурное пространство, с высоконасыщенной инфраструктурой социальных, культурных объектов и социокультурных отношений, где накапливаются, сохраняются и развиваются знания, умения, ценности, нормы, формы общения, художественно- образные модели действительности. Это - место реализации интересов, ожиданий, потребностей социальных групп и отдельной личности. Социокультурный процесс следует рассматривать как способ включения личности в культурную жизнь общества - в систему его культурных отношений, духовно-нравственных ценностей, бытовых, семейных, производственных отношений, политического устройства. Уровень развитости социально-культурных процессов измеряется, прежде всего, степенью вовлечения человека в культурную деятельность, превращения его в субъект культурно-исторического процесса и творчества. Социокультурная система, следовательно, стимулирует самостоятельность мышления и поведения человека, интенсивность его творческой деятельности. Изначальной частицей социокультур- ной системы становится событие, которое может быть представлено как любое моментальное состояние социокультурной деятельности (или ее сегмента). Социокультурные взаимоотношения, как отмечалось, связывают человеческие личности и их взаимоотношения, поэтому они обладают свойством "неотступности". Социокультурная система окружает человека, воздействуя на его сознание и психику своей многолюдностью или уединением, интеллектуальной сосредоточенностью или динамизмом происходящего вокруг. Социокультурная система обостряет в человеке ощущение его коллективной сущности, сопринадлежности общему, соучастия в событиях, культуре. Именно в социокультурной системе сосредотачиваются институты руководства и управления, в ней происходят важные события, создается основной фонд произведений культуры и искусства. Знание, ощущение всего этого с детства усваивается человеком: обычаи, символы, учреждения и организации образуют культурную почву, на которой он вырастает, поддерживается его жизненная энергия. Социокультурная система, следовательно, стимулирует самостоятельность мышления и поведения личности, интенсивность ее творческой деятельности. Сосредоточение высших, наиболее творческих форм деятельности в социокультурной системе неизбежно стимулирует потребность в приобщении к этим высшим формам и результатам деятельности. В обществе, воплощающем в себе единство материальной и духовной культуры, все большую роль играет фактор социокультурной системы, степень ее насыщенности социальными, культурными и другими функциями, а такжеизменениями отношений личностей к социокультурной системе в целом, к динамике и содержанию ее структурных элементов. Более углубленное изучение этих связей приводит к пониманию того, что в действительности они связывают: духовные ценности, идеи, мысли, культурные и досуговые предпочтения индивидов, которые помогают поддерживать или ослаблять культурные отношения между людьми. Реальная культурная жизнь может быть творческой, разнообразной и насыщенной или малопродуктивной, интересы могут соответствовать или находиться в противоречии с характером и содержанием деятельности учреждений культуры. Отсюда напрашивается вывод, что существуют определенные уровни культурных связей, возникающих между людьми, которые можно сгруппировать следующим образом: объединение культурных интересов на основе культурно-ценностных предпочтений, общественно-культурных запросов и потребностей, правил общения, идей и действий. Совокупность этих связей составляет оптимальное измерение культурной среды, социокультурного сознания личности. Эти взаимосвязанные совокупности правил, норм, ценностей, идеалов образуют нормативное измерение понятия социокультурной среды. В социально-культурной системе на каждом указанном уровне происходят непрерывные изменения, в результате чего можно рельефно выделить: изменения и пересмотр культурных ценностей; появление и разрушение культурных ориентиров; пересмотр норм, ценностей, образцов культуры; выработку, дифференциацию и переформирование путей социокультурного взаимодействия; возникновение и разрушение организационных, групповых социокультурных связей; возникновение или исчезновение творческих и культурно-нормативных групп, организаций, сфер общения. Происходящие в социокультурной жизни сложные процессы на всех уровнях протекают не независимо друг от друга, а, наоборот, находятся в многочисленных и многомерных взаимосвязях, что указывает на наличие в этом процессе определенной системности. Нетрудно заметить, что в социокультурной среде протекают социальные процессы в определенной последовательности событий; идет социокультурное развитие; идет прогресс, представляющий собой определенное улучшение в соответствии с той или иной аксиологической точкой зрения. На наличие в социокультурной среде системы протекающих процессов указывает протяженность и непрерывность изменений. Они происходят непрерывно, и любые два состояния социокультурной среды - и практически совпадающие во времени и отдаленные - будут качественно различны. Духовные ценности, идеи, мысли, культурные и досуговые предпочтения человека помогают поддерживать или ослаблять культурные отношения между людьми.
|