Студопедия — Бюджетные и внебюджетные средства
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бюджетные и внебюджетные средства






 

Балансирование учреждений культуры на грани "культура – предпринимательство»-не исчезает и в тех случаях, когда они обретают экономическую самодостаточность. Все зависит от личностного фактора - социальной и культурной, гражданской зрелости руководителя и специалистов Практика показывает, что большинство учреждений культуры и их персонал выбирают оптимальное соотношение платных и бесплатных видов и форм деятельности.

Скажем, клубные учреждения за счет платных концертов и спектаклей профессиональных и самодеятельных артистов, танцевальных программ и дискотек, обучающих программ инструментальных, хореографических студий, школ и курсов, проката культурного инвентаря и музыкальных инструментов, работы игровых автоматов, имеют материальную возможность создавать и развивать самодеятельное художественное творчество, проводить массовые народные праздники, культурные, досуговые программы, пропагандировать классическое, народное искусство среди малообеспеченных слоев населения, детей и подростков.

Такой способ перераспределения бюджетных и внебюджетных средств был поддержан и утвержден Постановлением Правительства РФ № 609 от 26 июля 1995 года. Более того, Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства был установлен комбинированный финансово-хозяйственный механизм, разрешающий использование бюджетных и хозрасчетных принципов финансирования учреждений культуры.

Все средства, поступающие из бюджета, из фондов развития культуры и искусства, от спонсоров и меценатов, средства, заработанные учреждением культуры, вливаются в единый финансовый фонд учреждения.

Такая модель финансовой деятельности распространяется на профессиональные театры, цирки, концертные залы, филармонии, концертные группы и солистов, культурно-творческие центры и другие организации, деятельность которых связана с организацией спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений.

Этот же финансовый механизм предусмотрен для музеев, библиотек, выставочных залов и картинных галерей, парков культуры и отдыха, социально-культурных объединений и других специализированных и многофункциональных комплексов, центров культуры и искусства, научно-методических центров народного творчества и других организаций, основная деятель-ность которых связана с созданием и трансляцией культурных продуктов и услуг.

Учреждение культуры как субъект социокультурной среды находится в постоянном взаимодействии с ней, учитывает колебания в запросах, предпочтениях населения и изменения его платежеспособности.

Анализ социокультурной ситуации дает возможность регулировать характер, виды и формы деятельности, так как учреждение культуры выступает на рынке в двух ипостасях: в качестве создателя продуктов и услуг и в качестве продавца.

Учреждение культуры имеет широкий ассортимент продуктов и услуг, которые потребляются населением. Оно предлагает культурные программы (досуговые, развлекательные, информационные, образовательные, рекреационные, публицистические, игровые и др.), спектакли, концерты, циклы тематических программ, дни отдыха, театрализованные массовые гуляния и календарные, народные праздники, юбилейные торжества, учебные программы в студиях, секциях, на курсах, продукты в виде изделий и сувениров народных мастеров, картины и поделки художников-любителей, услуги библиотекарей, экскурсии и выставки музеев, выставочных залов, услуги кафе и баров, интернет-кафе, фото- и киностудий и др.

Каждый отдельный вид продукта и услуг имеет стоимость (затраты на их производство), вся совокупность продуктов и услуг определяется их суммарной стоимостью (себестоимостью). Однако государство, выделяя бюджетные средства, априорно возмещает часть затрат на производство продуктов и услуг, предполагая, что они будут предоставлены населению бесплатно.

Следовательно, не все, а только часть продуктов и услуг учреждения культуры должны оплачиваться населением. Эта "часть" продуктов и услуг и предоставляется той части населе­ния, которая не в состоянии их оплатить.

Если исходить из чисто коммерческих целей, то можно ут­верждать: сколько бы учреждение культуры ни предлагало платных продуктов и услуг населению, имеет значение только та их часть, которая реализована.

Проданные билеты, абонементы и другие продукты и услуги составляют емкость рынка. Вместе с тем, следует подчеркнуть важную характерную для учреждений социокультурной сферы особенность.

Для учреждений культуры смысл продукта и услуги имеет характерную особенность: это продукт труда, произведенный для потребления, а не только для продажи.

Продукт и услуга, таким образом, выступает средством, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность, главное значение играет не столько сам продукт, услуга, сколько возможность ее реализовать.

Не является секретом, что учреждения культуры многие продукты и товары не могут реализовать не только за деньги, но и бесплатно. На них нет спроса, если оказываются слишком примитивными, или, напротив, слишком сложными или несоответствующими вкусам и предпочтениям, уровню культурного развития потребителей.

Таким образом, качество, цена, спрос и предложение на продукты и услуги учреждений культуры являются определяющими в формировании рынка платного и бесплатного потребления.

Система управления деятельностью учреждений культуры по производству и реализации продуктов и услуг на основе изучения культурных интересов и потребностей населения с целью их формирования и удовлетворения по существу является определением понятия "маркетинг" в социально-культурной деятельности.

 

Как уже отмечалось, в классическомопределении маркетинг - система управления деятельностью фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения рынка и в интересах получения прибыли.

Как видим, разница в этих определениях одна: в первом случае - формирование и удовлетворение культурных запросов населения; во втором - получение прибыли.

Но если для учреждений культуры главной целью было и остается формирование и удовлетворение культурных запросов населения, и лишь как задача получения дохода (но не прибыли), то, следовательно, маркетинг всегда существовал в социокультурной деятельности, ибо ее содержание, направленность,качество, формы и методы всегда формировались потребителем, его вкусами, интересами и запросами.

Тем не менее, внедрение в практику деятельности социокультурных учреждений современного маркетинга в совокупности с рыночными отношениями обостряет многие аспекты социальных, культурных, экономических и хозяйственных отношений и в этой сфере:

1. Прежде всего, стали считать деньги и расходовать их экономно, создавая и реализуя лишь самые необходимые и эффективные, с точки зрения общественной полезности, культурные проекты.

2. Выработали стратегию пополнения финансов за счет платных видов деятельности; провели сокращение не профессионально работающих сотрудников, высвобождающиеся средства направили на повышение зарплаты оставшимся специалистам; взяли под контроль экономию электричества, тепла, пробег и горючее для транспорта; изучили окружающую социально-культурную среду, своих конкурентов; очистили планы мероприятий от малозначительных, неэффективных и недоходных проектов.

3. Приблизили работу учреждений культуры к потребителю, улучшили формы и методы индивидуальной работы, создали более комфортные и сервисные условия для зрителей, участников художественного творчества. Приняты и другие меры по упорядочению деятельности учреждений, улучшению содержания и качества проводимой работы.

Другими словами, учреждения культуры основное внимание уделяют форме, содержанию, т.е. качеству своих продуктов и услуг. И, в то же время, стремятся к тому, чтобы они (продукты и услуги) соответствовали интересам и потребностям населения.

В промышленных отраслях экономики, выпускающих традиционные товары, маркетинг развивается в двух направлениях:

- маркетинг, ориентированный на товар, изделие;

- маркетинг, ориентированный на потребителя, на особую клиентуру.

В социокультурной деятельности эти два направления сохраняются, но последовательность их развития, акценты смещаются: на начальной стадии осуществляется маркетинговая деятельность, связанная с изучением интересов и потребностей населения, т.е. потребителя, а уже на основе данных маркетинговых исследований потребителя усилия направляются на создание продуктов и услуг, отвечающих его интересам и потребностям.

Более того, учреждения культуры в своей деятельности не только изучают и анализируют интересы и потребности людей, зафиксированные одномоментно на текущий отрезок времени, они "заглядывают" вперед, имея возможность выровнять их неразвитые стороны и повысить общий уровень духовной культуры каждого человека.

Рост культурного уровня населения, индикатором которого выступают культурные интересы и потребности, а инструментом их развития является полное опережающее удовлетворение, отвечает интересам всего общества и планомерно реализуется на уровне спроса и регулируется в сфере предложения.

Хозяйственно-экономическая деятельность учреждений культуры, хотя и находится в сфере влияния рыночных отношений, но полностью не подвержена его стихии и спрос не является решающим фактором развития культуры.

Следовательно, здесь не уменьшаются возможности регулирования спроса и предложения, равно как и общественный статус учреждений культуры и их работников определяется творческим потенциалом, творческими способностями и творческим результатом, а не конъюнктурой предпринимательства и законами купли-продажи. Культурно-творческие усилия учреждения направлены не только на удовлетворение культурных запросов и потребностей населения, но и на их возвышение и разнообразие.

Однако в некоторых учебных пособиях и даже учебниках маркетинг в сфере культуры, маркетинг в социокультурной деятельности определяется как процесс коммерческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей посредством взаимообмена на рынке товаров и услуг.

Данное определение полностью соответствует представлениям о маркетинге предприятий и фирм, разработка, производство и сбыт товаров которых осуществляется только в интересах получения прибыли.

С таким пониманием маркетинга в социокультурной деятельности согласиться нельзя уже потому, что субъекты (учреждения культуры, искусства и др.) этой сферы по определению (по закону) не являются коммерческими учреждениями, их основная миссия и предназначение далеко не определяется получением прибыли.

Маркетинг в социально-культурной деятельности - это процесс структурирования всех сторон организаторской, деловой, творческой деятельности учреждения на этапах изучения культурных потребностей населения, разработки идеи, создания и предоставления потребителям (населению) продуктов и услуг на безвозмездной и платной основе. Полученный доход (не при­быль) от платных услуг направляется на воспроизводство по­следующей деятельности.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 493. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия