Студопедия — Методические подходы и методы воспитания координационных способностей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методические подходы и методы воспитания координационных способностей






При воспитании координационных способностей используют­ся следующие основные методические подходы.

1. Обучение новым разнообразным движениям с постепенным
увеличением их координационной сложности. Этот подход широ­
ко используется в базовом физическом воспитании, а также на
первых этапах спортивного совершенствования. Осваивая новые
упражнения, занимающиеся не только пополняют свой двигатель­
ный опыт, но и развивают способность образовывать новые фор­
мы координации движений. Обладая большим двигательным опы­
том (запасом двигательных навыков), человек легче и быстрее
справляется с неожиданно возникшей двигательной задачей.

Прекращение обучения новым разнообразным движениям не­избежно снизит способность к их освоению и тем самым затормо­зит развитие координационных способностей.

2. Воспитание способности перестраивать двигательную деятель­
ность в условиях внезапно меняющейся обстановки. Этот методичес­
кий подход также находит большое применение в базовом физичес­
ком воспитании, а также в игровых видах спорта и единоборствах.

3. Повышение пространственной, временной и силовой точ­
ности движений на основе улучшения двигательных ощущений
и восприятий. Данный методический прием широко использует­
ся в ряде видов спорта (спортивной гимнастике, спортивных играх
и др.) и профессионально-прикладной физической подготовке.

4. Преодоление нерациональной мышечной напряженности.
Дело в том, что излишняя напряженность мышц (неполное рас­
слабление в нужные моменты выполнения упражнений) вызыва­
ет определенную дискоординацию движений, что приводит к сни­
жению проявления силы и быстроты, искажению техники и преж­
девременному утомлению.

Мышечная напряженность проявляется в двух формах (тони­ческой и координационной).

I. Тоническая напряженность (повышен тонус мышц в состо­янии покоя). Этот вид напряженности часто возникает при значи­тельном мышечном утомлении и может быть стойким.


Для ее снятия целесообразно использовать: а) упражнения в растягивании, преимущественно динамического характера; б) раз­нообразные маховые движения конечностями в расслаблен­ном состоянии; в) плавание; г) массаж, сауну, тепловые про­цедуры.

2. Координационная напряженность (неполное расслабление мышц в процессе работы или их замедленный переход в фазу рас­слабления).

Для преодоления координационной напряженности целесо­образно использовать следующие приемы:

а) в процессе физического воспитания у занимающихся не­
обходимо сформировать и систематически актуализировать осоз­
нанную установку на расслабление в нужные моменты. Факти­
чески расслабляющие моменты должны войти в структуру всех
изучаемых движений и этому надо специально обучать. Это во
многом предупредит появление ненужной напряженности;

б) применять на занятиях специальные упражнения на расслаб­
ление, чтобы сформировать у занимающихся четкое представле­
ние о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп.
Этому способствуют такие упражнения, как сочетание расслаб­
ления одних мышечных групп с напряжением других; контроли­
руемый переход мышечной группы от напряжения к расслабле­
нию; выполнение движений с установкой на прочувствование
полного расслабления и др.

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: I) стан­дартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.

При разучивании новых достаточно сложных двигательных дей­ствий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.

Метод вариативного упражнения со многими его разновидно­стями имеет более широкое применение. Его подразделяют на два подметода — со строгой и нестрогой регламентацией вариативно­сти действий и условий выполнения. К первому относятся следу­ющие разновидности методических приемов:

— строго заданное варьирование отдельных характеристик или
всего освоенного двигательного действия (изменение силовых па­
раметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную
силу, в полсилы; изменение скорости по предварительному зада­
нию и внезапному сигналу темпа движений и пр.);

— изменение исходных и конечных положений (бег из положе­
ния приседа, упора лежа; выполнение упражнений с мячом из
исходного положения: стоя, сидя, в приседе; варьирование ко­
нечных положений — бросок мяча вверх из исходного положений,
стоя — ловля сидя и наоборот);


— изменение способов выполнения действия (бег лицом впе­
ред, спиной, боком по направлению движения, прыжки в длину
или глубину, стоя спиной или боком по направлению прыжка и
т.п.);

— «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и
маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание
спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);

— выполнение освоенных двигательных действий после воз­
действия на вестибулярный аппарат (например, упражнения в
равновесии сразу после вращений, кувырков);

— выполнение упражнений с исключением зрительного конт­
роля — в специальных очках или с закрытыми глазами (напри­
мер, упражнения в равновесии, ведение мяча и броски в кольцо).

Методические приемы не строго регламентированного варьи­рования связаны с использованием необычных условий естествен­ной среды (бег, передвижение на лыжах по пересеченной местно­сти), преодоление произвольными способами полосы препятствий, отработка индивидуальных и групповых атакующих технико-так­тических действий в условиях не строго регламентированного вза­имодействия партнеров.

Эффективным методом воспитания координационных способ­ностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо опре­деленными двигательными действиями и т.п. Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся дос­таточно физически и координационно подготовлены в предлагае­мом для состязания упражнении. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению ко­ординационных упражнений. Игровой метод без дополнительных заданий характеризуется тем, что возникающие двигательные за­дачи занимающийся должен решать самостоятельно, опираясь на собственный анализ сложившейся ситуации.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 479. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия