Искусство Советской России революционных лет (1917-1932).Тотальные изменения в общественной, социальной, экономической и политической жизни вызвали появление на арене художественной жизни самых разнообразных направлений искусства. Многочисленные мастера и целые группы сделали главным принципом своего творчества эксперимент, и это искусство впоследствии получило название “ русский авангард ”. В первые послереволюционные годы государство не сдерживало развитие авангардного искуства, т.к. бытовало всеобщее мнение, что после социальной революции вместе со старым государственным строем, будут уничтожены и старые, традиционные формы искусства. Однако, наряду с новыми продолжали работать мастера, сохранявшие традиции классического наследия. Самые первые страници революционного искусства связаны с живописью на площади – оформление массовых манифестаций и празненств 1918-1920 гг.в Петрограде, Москве и др. городах, а также украшение агитпоездов. Среди художников этого направления большую известность приобрёл Натан Альтман, работы которого несут на себе следы абстракционизма. В агитационной живописи работало много и других мастеров – Д.Моор, плакат “Ты записался добровольцем?” (1920). С 1914 г. в России живёт В.В. Кандинский – один из основателей абстрактного примитивизма. В первые послереволюционные годы в России жил и работал М.Шагал. На рубеже 1910-20-х гг. в Витебской художественной школе продолжал азвивать свою теорию супрематической живописи К.Малевич. В 1922 г. он переехал в Петроград, где прожил до своей смерти в середине 1930-х гг. В России происходит расцвет авангардного искусства (В.В. Кандинский – “Композиция № 218” (1919), А.М. Родченко – “Супрематизм ”, П.Н. Филонов – “Налётчик” (1926-28), “ Победа над вечностью ” (1920-21)). В 1920-х гг. в России создаётся целый ряд творческих объединений, между которыми и развернулась борьба за построение принципов нового искусства. Самой массовой организацией этого времени стала “Ассоциация художников революции” – АХР (с 1928 – АХРР). Эта организация вела широкую выстовочную деятельность, выдвинула лозунг “героического реализма” как фундамента будущего мирового искусства. АХРовцы работали в разных направлениях – И.И. Бродский (1883-1939) –– в пейзаже (“ Зимний пейзаж ” (1917), “ Аллея парка ” (1930)), военно-исторические темы – М.Б. Греков (1882-1934) – “ В отряд к Будённому ” (1923), “ Тачанка ” (1925), “ Трубачи Первой конной армии ” (1934). Г.Г. Ряжский (1895-1952) продолжает развивитие портрета-типа, оставив в живописи след своими обобщёнными образами советской женщины – “ Делегатка ” (1927), “ Председательша ” (1928). В 1920-х гг. возникли и многие другие объединения художников – “Четыре искусства”, ОСТ (“Общество-художников-станковистов”), “Маковец”, “Московский живописец” в Москве, “Круг художников” в Ленинграде. Однако устанавливающийся тоталитарный режим не мог терпеть такое многообразие стилей и направлений в искусстве. Борьбе различных течений в советском искусстве положили конец радикальные меры властей по усилению идеологического контроля. В 1932 г. были подвергнуты резкой критике “формалистические искания” ряда художественных объединений. Затем партийный аппарат произвёл организационную перестройку художественной жизни страны – было принято постановление ЦК ВКП(б) “О перестройке литературно-художественных организаций”, в соответствии с которым все художественные группы были распущены и основан единый Союз художников СССР. Эта организация была призвана осуществлять идеологический контроль в сфере искусства и активно насаждала единый стиль социалистического реализма. Разнообразные тенденции русского авангарда были искусственно прерваны и не получили дальнейшего развития в советской России. Декоративно-прикладное искусство. После октябрьской революции по новому осмысливается значение декоративно-прикладного искусства, призванного удовлетворять жизненные и эстетические потребости людей, внедрять художественную культуру в быт и сознание. ДПИ охватывает большой круг творческих работников. Одним из наиболее значительных художественных явлений этого времени были изделия Государственного фарфорового завода в Петрограде. В росписи фарфоровых изделий завода вначительное место занимают портреты революционных деятелей, сюжэетные композиции на революционные темы, агитационные лозунги, советская эмблематика и геральдика.
|