Студопедия — Неофициальное искусство” в СССР 1960 – 1980-х гг.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Неофициальное искусство” в СССР 1960 – 1980-х гг.






Многочисленные выставки, музейные экспозиции, художественные критики 1960-1980-х гг. отмечали расцвет советской живописи, разнообразие творческих поисков и индивидуальных стилей художников. Однако самые радикальные эксперименты, “авангард” искусства официальная критика обходила стороной. Формалистические поиски авангардного искусства встретились с активным противостоянием власти. Несмотря на стилистическую разнородность движения русского нонконформизма, его многочисленных представителей объединяла необходимость сопротивления цензуре, борьба за свободу творчества.

Второй авангард ” возникает в СССР сразу после смерти Сталина. Дополнительный толчок к развитию нового искусства дал Фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957), в ходе которого была организована гигантская выставка современного зарубежного искусства (более 4 тыс. работ). Знакомство с творческими достижениями зарубежных коллег оказало сильное влияние на советских художников.

В творчестве ряда художников появляются элементы экспрессионизма, даже кубофутуризма, однако они используют творчески возможности этих направлений, исходя из более современных позиций. Своей задачей художники видят точное отражение сложных реалий современности, не столько внешнего, сколько внутреннего мира людей. Искусство должно было передавать субъективное восприятие художника.

Однако официальные власти не собирались освобождать искусство от цензуры, свободное творчество вызывало неприятие как у государственных чиновников, так и у деятелей сферы официального искусства. Официальные власти вообще не терпели того, что они не понимают. Тем более, эти работы не понимали и абсолютное большинство «простых смертных», т.е. они были рассчитаны на определенную аудиторию. В конце-концов любые новаторские приёмы в живописи объявлялись “вредным формализмом” и началось противостояние властей и художников-новаторов.

Давление сверху привело к формированию «второго» искусства ориентированного на мировые стандарты, так называемой, подпольной или «кухонной» культуры.

Подпольная культура стала массовым порядком прорываться за рубеж. Более 3000 живописных полотен советских художников 1970-х оказались в картинных галереях и в частных собраниях. Часто без официального разрешения скульпторы, художники, певцы, архитекторы участвовали во всевозможных международных конкурсах, где стабильно занимали призовые места.

Однако до 1975 г. новое искусство развивалось в относительно благоприятных условиях – художники устраивали неофициальные выставки в институтах и клубах. Художники не имели доступа в большие выстовочные залы, им трудно было находить своих зрителей и покупателей (не говоря уже о закупках музеев). Важнейшей стороной и деятельности стала организация выставок внутри страны, при этом часто это были “домашние” выставки – экспозицию для “посвящённых” выставляли у себя дома сами художники, коллекционеры, писатели. В 1967 г. впервые состоялась гласная выставка нонконформистов в московсом клубе “Динамо”. За первый день её просмотрело около двух тысяч человек, однако её закрыли в день открытия. Печальный рекорд принадлежит выставке художника Олега Целкова в Доме архитекторов в 1971 г. – его выставка работала около 15 минут после чего была объявлена закрытой.

Преследование художников приняло решительный характер в 1974 г. Советская власть и органы госбезопастности видели в их творчестве угрозу своему режиму, т.к. художники, как и все граждане, должны были вести себя лояльно по отношению к властям и недопускать критику в адрес советского уклада жизни, государственного устройства и моральной организации советского общества. А как раз такой критикой и было творчество нонконформистов, отражавшее конфликт личности и советской действительности.

Нонконформистам пришлось пережить угрозы, запугивание, провокации со стороны КГБ наносили вред здоровью художников. Многих открыто заставляли уехать из Советского Союза. Пресса никогда не упоминала о неподцензурном искусстве, как будто его и не было.

В знак протеста против угроз и запретов, не имея возможности снять выставочный зал, художники провели 15 сентября 1974 г. большую выставку “на открытом воздухе”, на пустыре в московском микрорайоне “Беляево”, вошедшей в историю под названием “ бульдозерной выставки ”.

Милиция, чтобы не допустить проведения несанкционированного мероприятия, подвезла к месту события бульдозеры, которые уничтожили картины и чуть не передавили людей. Разместившихся на пустыре для показа картин художников задержала милиция, а их экспозицию разрушили при помощи трёх бульдозеров. Часть картин поломали, многие были конфискованы, а несколько демонстративно сожжены. Организаторов выставки через несколько дней судили, приговори к штрафу и 15-суточному аресту.

Однако художники не собирались сдаваться и сразу же заявили о новом “просмотре” через две недели. Это противостояние государства с представителями неофициального искусства стало первым, которое власть, по сути, проиграла. Резонанс был такой силы, что под давлением мирового общественного мнения власти отступили: просмотр состоялся в Измайловском лесопарке Москвы – на протяжении четырёх часов выставку посетило около десяти тысяч человек. Работы опальных художников заметно выросли в цене у западных коллекционеров, а подпольное, «бульдозерное» искусство, по их же словам, прекратило свое существование и стало вполне легальным.

Среди художников-нонконформистов выделяется Оскар Рабин (род. в 1928). Его пейзажи, которые называют неоэкспрессионизмом, показывают мрачные, заброшенные уголки провинциальной России со всей их безысходной бедностью (“ Барак ”, 1958). В его натюрмартах главные герои – незамысловатые предметы убогого быта – селёдки, газеты, бутылки, но в них отчётливо проступает символика жизни (“ Пейзаж с хлебом и кислой капустой ”, 1991).

Мрачная фантасмагория современной жизни по-своему отразилась в творчестве Олега Целкова (род. в 1934). Люди на его картинах лишены примет мыслящаго существа, их морды-маски выражают лишь одно: тупость. Таков “ Групповой портрет с арбузом ” (1963), где глаза людей – “зеркало души” – напоминают тускло блестящие арбузные семечки.

К нонконформистам 1970-х принадлежали и самые известные художники современной России – Илья Кабаков (род. в 1933), Эрик Булатов (род. в 1933) и скульптор Эрнст Неизвестный.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1227. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия