Студопедия — Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Способы передачи информации в речевой деятельности. Языки общения






Хорошо известна та роль, которую играет устная речь как средство общения и взаимопонимания людей. В процессе коллективного труда создавалась сложная коммуникативная система речи. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью — без нее невозможно активное общение. Благодаря речи человек приобретает знания, передает их.

Коммуникацияпроцесс, в который включены по меньшей мере два взаимопонимающих человека (партнера)говорящий и слушающий.

В процессе общения предполагается обмен информацией, ее осмысление, налаживание совместной деятельности партнеров, осуществляется взаимовлияние людей друг на друга, достигается общность чувств, мыслей, взглядов. При этом у общающихся должно быть одинаковое понимание ситуации общения, основанное на взаимопонимании. Чем ближе социальный опыт, тем легче люди понимают друг друга. Обычно идеальное взаимопонимание с полуслова бывает у хороших, давно знающих друг друга товарищей, у супругов с многолетним стажем совместной жизни.

Получая информацию о результативности своего обращения друг к другу, они корректируют свое поведение и средства общения для достижения определенного результата. При этом реализуют попеременно то роль говорящего, то роль слушающего. Для этого люди обладают целым набором элементов знаковой системы.

Существует несколько способов передачи информации. Различают вербальную (словесную) и невербальную (несловесную) формы коммуникации.

Вербальная коммуникация обозначает деятельность общения между людьми в форме говорения или письма, то есть посредством языка, речи. Язык в этой деятельности (и речь как система знаков) выполняет функцию средства воздействия говорящего (пишущего) на собеседника, аудиторию (адресата). Человек во время беседы или переговоров убеждает, объясняет, просвещает, побуждает к действиям слушателей. Нет никаких сомнений в том, что речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. Именно с помощью языка мы создаем многообразные речевые произведения — устные и письменные, именно он позволяет нам оформлять наши мысли, идеи в тексты, накопление, хранение и передача которых от одного поколения людей другому — важнейшая предпосылка существования культуры. Речь органически включается в деятельность человека и подчиняется ее общей цели. Ни одно из средств общения не может сравниться по совершенству, гибкости, экономичности с нашей обычной человеческой речью. Мы говорим легко, просто и так же естественно, как ходим, едим, дышим и думаем. Но наша речь на самом деле чрезвычайно сложный и таинственный феномен.

Письменная и устная формы речи имеют свои особенности. Устная речь богата интонационными проявлениями, которые часто сопровождаются невербальными средствами коммуникации. Они могут выражать значения, заполнять или объяснять периоды молчания, заменять отдельные слова, фразы, акцентировать ту или иную вербальную часть.

Использование неречевых знаков (жестов, мимики, пантомимики и др.) относится к невербальным средствам общения. По мнению некоторых авторов, до двух третей сообщений, полученных участниками беседы, поступает по невербальным каналам. Общая моторика различных частей тела (рук, лица, позы) отображает различные эмоциональные реакции человека. Использование неречевых знаков усиливает или ослабляет воздействие словом. Эмоциональное воздействие повышается, если говорящий уместно и правильно использует неречевые средства общения. Точные, соответствующие обстановке выразительные движения оживляют речь.

Выразительные движения. Любой эмоциональной реакции, любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные проявления (мимика, жесты, пантомимика, вокальная мимика).

Мимика — выразительные движения лица. Мимика без слов говорит об определенных чувствах и настроениях человека. Бытует мнение о том, что эмоции, отражающиеся на лице, слышны лучше, чем речь. Улыбка сообщает о том, что человек радуется, сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу — о том, что сердится. О многом говорит взгляд. Он может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный. Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, безразличное, самодовольное. Мимика бывает живой, вялой, бедной, маловыразительной, напряженной, спокойной.

Большую долю информации об эмоциональном состоянии человека мы получаем именно при взгляде на его лицо. Американские исследователи Пол Экман и Уоллес Фризен установили, что существует шесть основных типов выражения лица, которые присущи человеку, когда он испытывает радость, печаль, отвращение, гнев, страх, интерес. Ими же было выяснено, что это практически все чувства, которые большинство из нас способны безошибочно идентифицировать при их отражении на лице других людей. Возможности мимики позволяют передать наши чувства, когда слова неуместны.

Как известно, глаза являются мощным средством самовыражения, порой взглядом можно объясниться лучше всяких слов. В наибольшей степени это проявляется, когда люди смотрят в глаза друг друга. Такой контакт называется зрительным контактом. Наша готовность ответить взглядом на взгляд инстинктивна и является элементом жизненно важных моделей поведения. Значение зрительного контакта осознается человеком с приобретением определенного жизненного опыта, так без труда мы в глазах других читаем симпатию или антипатию к себе.

Зрительный контакт может быть долгим или мимолетным, прямым или поверхностным, периодическим или неотрывным.

Существуют свои правила относительно того, что в другом человеке может стать предметом нашего зрительного внимания и сколь долго это внимание будет уместно проявлять. У большинства людей частый или продолжительный взгляд вызывает неприятные ощущения. Единственные, кому дозволено откровенно разглядывать других, — дети. Их неприкрытый интерес к людям может рассматриваться как проявление любознательности и интереса к окружающему.

Существуют значительные индивидуальные различия в длительности и типах присущего отдельным людям характера поддержания зрительного контакта например, между мужчинами и женщинами, интровертами и экстравертами), которые следует учитывать при интерпретации действительного значения взглядов. Не стоит забывать и о том, что часто мы можем выяснить чувства и мысли людей по тому, как и куда они смотрят, хотя словами они никогда бы не осмелились этого выразить. При разговоре люди не смотрят друг на друга постоянно, а лишь время от времени обмениваются взглядами. Как правило, чаще и более продолжительное время смотрят друг на друга те, кто занят задушевной беседой. Сидящие друг против друга больше смотрят в глаза собеседнику, чем те, кто разместился рядом. Если сидящим бок о бок требуется более активный визуальный контакт, они располагаются вполоборота к собеседнику. Чем напряженнее для интеллекта беседа, тем реже будут взгляды на собеседника. При нормальных отношениях (без выраженной личной симпатии или антипатии) партнер чаще направляет взгляд на собеседника в те моменты диалога, когда его внимание привлекают слова-обращения собеседника.

И еще о диалоге и взгляде. Поскольку диалог — это все-таки попеременные микродиалоги, то естественен вопрос, когда чаще партнер смотрит на собеседника — во время слушания или когда сам говорит. Ответ один — в зависимости от того, что в данный момент человеку легче делать — слушать или высказываться. Когда трудно, надо сосредоточиваться — взгляд, как правило, уходит в себя.

Если вы понаблюдаете за двумя разговаривающими друг с другом людьми, то заметите, что в дополнение к мимическим экспрессиям их головы совершают периодические движения, характер которых представляется случайным и хаотичным. Однако это не так.

Движения головы играют важную роль не только в ходе собственного высказывания, но и тогда, когда человек внимает другому. Поворотом головы предлагают обратить взгляд в другую сторону, приглашают человека к тому или иному действию в ситуациях, когда оклик или взмах рукой будут неуместны. Наклоны головы (кивки, повороты) служат средством смыслового выделения отдельных слов и фраз, когда возникает необходимость расставлять четкие акценты. Когда мы внимаем другим людям, то невольно копируем положение и движения их головы, словно пытаемся продемонстрировать сходство, общность интересов. В зависимости от контекста, кивок выражает согласие, одобрение, понимание, внимание. Таким образом, положение головы, не контролируемое в большинстве случаев, отражает установку собеседников на разговор, на окружающую их ситуацию. При анализе положения головы собеседника учитываются два аспекта — наклоны и повороты головы.

С помощью мимических экспрессии мы естественно и спонтанно выражаем свое эмоциональное состояние. Мы можем скрыть или изменить свою эмоциональную реакцию. Актуальный социальный контекст диктует, когда и какие эмоции демонстрировать. Нам не составляет труда передать мимикой совсем не ту эмоцию, которую мы в действительности испытываем. Мы можем вежливо посмеяться над шуткой, которая вовсе не кажется нам смешной; можем казаться невозмутимыми, хотя в действительности очень встревожены или оскорблены. Гамлет, без сомнения, был не первым, кто заметил, что можно быть преступником и при этом улыбаться. Но в общем и целом, когда мы счастливы — смеемся, когда нам грустно — плачем.

При умелом использовании всего многообразия человеческих жестов наш язык тела может стать действительно красноречивым. Как ни существенна та роль, что играют при общении зрительный контакт, мимика или движения головы, их возможности все же ограничены. Именно жесты позволяют достичь той степени выразительности и передать оттенки эмоций, которые неподвластны другим элементам невербальной коммуникации. Многие исследователи не раз предпринимали попытки подвергнуть четкой классификации всю гамму человеческих жестов. Так, Майкл Арджиль полагает, что жесты выполняют пять основных функций: иллюстративные, сопровождающие речь; специальные символы или языки жестов; эмоциональные жесты; жесты, выражающие особенности личности; жесты и движения как атрибуты религиозных культур.

Жесты бывают условными, указывающими, подчеркивающими, ритмичными, показывающими и эмоциональными. Жестикуляция может отличаться живостью, вялостью, бедностью, маловыразительностью, естественностью, спокойствием, порывистостью, робостью, энергичностью.

Преимущества жестов состоят в том, что они помогают объясниться быстро и предельно лаконично, а также способны привнести в процесс человеческого взаимодействия своеобразный элемент дополнительной экспрессии.

В ходе высказывания тело человека не остается неподвижным, а движения совершаются в определенном ритме, динамика которого совпадает с ритмом речи. Определенный ритм движений присущ не только тому, кто говорит, но и тому, кто слушает. В частности, динамика зрительного контакта, кивков, движений тела и жестов имеет характер, весьма далекий от хаотичного. Их синхронизация с действиями собеседника формирует ту ритмическую общность, без которой вообще невозможно сколько-нибудь успешное взаимодействие и взаимопонимание собеседников. Именно таким малозаметным ритмическим акцентам подчиняется весь процесс межличностного общения.

Пантомимика — это осанка и поза, которые играют важную роль в облике человека. Осанка формируется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, быть склоненной набок, втянутой в плечи, откинутой назад. Позы бывают естественными, свободными, скованными. Важная роль отводится позе при утверждении статуса, демонстрации угрозы и агрессии. Равенство положения часто бывает отмечено идентичностью поз, то есть люди рядом друг с другом подсознательно принимают сходные положения тела и конечностей. Общий вид человека может характеризоваться как напряженный, скованный, расслабленный, естественный. Люди с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние, они, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом. Это затрудняет процесс коммуникации.

То, насколько близко мы располагаемся к собеседнику и как ориентировано наше тело, во многом определяет характер нашего с ним взаимодействия. Чем прямее ориентирован корпус собеседника, тем, как правило, большее внимание уделяется общению с вами. Соответственно, чем сильнее корпус повернут в сторону от вас, тем меньше ваш визави увлечен разговором. Стоит вам повернуться к кому-то спиной, и общение будет безнадежно нарушено. Тот же аффект производит отворот головы или взгляды на других присутствующих, бросаемые через плечо собеседника. Следует заметить, что ориентацией корпуса можно как пригласить кого-либо к общению, так и избежать нежелательной беседы.

Не вызывает сомнений, что языком тела человек может не только акцентировать выражение любых эмоций, но и передавать всю гамму оттенков своих ощущений, сколь бы тонкими они ни были. Перед внимательным наблюдателем открываются широкие возможности использования особенностей языка тела для понимания того, что люди в действительности думают и чувствуют.

При разговоре люди нуждаются в получении обратной реакции на свои действия. Говорящий хочет получать подтверждение того, что его слушают. Слушателям же необходимо ощущать, что их внимание ценится и что собеседник говорит не перед ним, а с ним.

Важную роль в процессе общения играет умение внешне выразить свои эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Исследователи утверждают, что большую часть (от 55 до 75 процентов) сведений человек получает через невербальные каналы восприятия. Известно, что некоторые люди обладают природным даром говорить без слов, пользуясь им как для передачи собственных сообщений, так и для безошибочного понимания окружающих. Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех нюансов в выражении лица, жестов и пантомимики другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение собеседников. Тем не менее язык жестов может изучить любой, вовсе не обязательно владеть им от рождения.

Жест, выразительные движения дают дополнительную возможность усилить воздействие нашей речи на собеседника, ярче и образнее донести наши мысли и чувства.

Возможность выражать свои мысли и чувства посредством мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволит не только лучше понять своего собеседника, но и привнести подлинную радость в общение друг с другом.

Жестовая коммуникация — такой же национальный феномен, как и вербальные языки. Правда, есть жесты, которые сами по себе являются «сигналами» и не требуют слов. Люди, говорящие на разных языках, часто пытаются объясниться при помощи жестов.

Почему же язык жестов не стал международным? Практически каждый жест имеет национальную окраску. К тому же сфера и частота употребления жестов диктуется национальным характером и традициями народа. Например, одно и то же понятие у различных народов изображается по-разному: жест японцев «иди сюда» воспринимается русскими как «до свидания». Почему так? Да потому, что у русских принято, подзывая кого-то к себе, ладонь поворачивать к себе, а прощаясь — поворачивать ладонь от себя. А вот японский жест «уволен с работы» (жест рукой у горла) русские понимают как «я сыт». Высунуть язык — у русских жест поддразнивания, в Индии — гнев, в Китае — угроза, а у народов майя — мудрость.

Попробуйте по-новому взглянуть на своего собеседника. Будьте внимательны ко всем проявлениям его чувств. При выражении собственного эмоционального состояния важно научиться использовать все доступные выразительные средства. Здесь все имеет значение: определенный наклон и поворот головы, выразительная поза, характерные движения рук, ног и туловища, походка, мимика.

Следует помнить, что мимика, жесты, пантомимика — наши первые помощники в общении. Понимание и владение языком жестов и движений нашего тела помогут нам не только стать интересными в общении, но и познавать людей.

В книге о своей жизни среди папуасов Н.Н. Миклухо-Маклай рассказывает, как он впервые вступил на берег Новой Гвинеи и встретился с молодым папуасом. Тот, конечно, не владел русским языком, а ученый не приступал к изучению папуасских языков. Тем не менее оба немедленно представились друг другу: они приложили руки к груди и назвали свои имена. Туй (как звали папуаса) встревоженно заговорил о чем-то (о чем, русский, разумеется, не мог понять), а затем представил выразительную пантомимику, которая сообщала: когда корабль, доставивший ученого, скроется из виду, люди из соседней деревни придут и убьют Маклая. Поэтому Маклаю надо спрятаться, и Туй ему в этом поможет.

Так сама жизненная практика опровергает мнение о том, что невербальные средства общения играют якобы только второстепенную роль, только «дополняют» (не могут заменить) вербальное сообщение. Как видим — смогли.

В целом, чтобы облегчить другим общение с вами, следует умело соблюдать разумный баланс использования всех аспектов языка тела. Невербальные средства взаимодействия — мощный инструмент межличностной коммуникации, пренебрегать которым ни в коем случае не следует.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 12752. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия