Студопедия — III.3. Музыкальное искусство XVI века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

III.3. Музыкальное искусство XVI века






В XVI в. музыкальное искусство эпохи Возрождения достигает своей вершины. Возникают новые творческие направления, появляются новые жанры.

Италия

Светские жанры

В музыкальном искусстве Италии XVI в. складывается сложная ситуация. Одни направления достигают своей вершины (вокальная полифоническая музыка строгого стиля), время возникают и интенсивно развиваются новые жанры (фротолла, виланелла, мадригал), а также постепенно формировались явления, которые впоследствии привели к появлению оперы, оратории и других жанров последующей эпохи.

Светские вокальные жанры в Италии развиваются в XVI в. по двум главным направлениям: одно из них объединяет разновидности жанра, так или иначе близкого к песне (фроттолы, вилланеллы и другие формы), другое же более связано с полифонической традицией (мадригал).

Фроттола (ит. Frotta – толпа). Данный вид многоголосной песни сформировался в последнем десятилетии XV в. Это четырехголосное вокальные произведение, которое сочинялось одним автором – поэтом и композитором в одном лице[53]. Истоки жанра (мелодические, образно-поэтические) в итальянской народной музыке. Затем фротолла приобрела большую популярность в различных социальных группах. Она могла исполняться в домашнем быту, на городских празднествах, во время карнавалов, в театральных спектаклях, и при дворах аристократов.

По содержанию фроттолы были разнообразны. Преобладала любовно-лирическая тематика, но было немало шуточных, комических или нравоучительных текстов. В основном фроттолы сочинялись для четырёх голосов, а также могли исполняться с сопровождением инструментов (или на одних инструментах). Ведущую роль играл верхний голос, а в басу явно ощущалась гармоническая основа. Отдельные имитации встречались редко. На всем протяжении формы явно преобладал аккордовый склад – с устремлением от модальности к мажору. Подчёркивались каденции «доминанта – тоника», что способствовало ясной расчлененности формы.

Виланелла (ит. – vilianella alia napoletana крестьянская песня). Жанр сформировался в третьей четверти XVI в. В отличие от фроттолы, которая распространялась с севера Италии, вилланелла появилась в южных областях страны и была связана с неаполитанской песенностью. В наше время обнаружено и систематизировано около 1800 образцов неаполитанской вилланеллы, появившихся между 1550 и 1580 годами. Во многих случаях композиторы остались неизвестными.

Вилланеллу отличает от фроттолы еще более последовательное применение аккордового склада (полифонические приемы встречаются лишь в единичных образцах). В ней больше моторных, танцевальных ритмов, больше динамики, допускается и даже подчёркивается движение параллельными квинтами (в народном духе). Форма строится как чередование кратких контрастных по движению разделов. В вилланелле более ощутимы жанровые черты: танцевальность, энергичные ритмы и скороговорка почти театрального характера. Среди валланелл преобладают трех-четырехголосные композиции.

Фроттола и виланелла, а также ряд инструментальных бытовых жанров, близкими быту (в первую очередь пьесы для лютни в Италии и Испании), представляют в XVI в. искусство нового типа, сложившееся в итоге эпохи Ренессанса и отличное от полифонии строгого стиля.

Мадригал в качестве музыкально-поэтической формы начал в XVI в. новый этап своего развития, который не связан с наследием XIV в., (мадригалами Ландини). В новых исторических условиях мадригал занял своеобразное место между традиционными жанрами полифонии строгого стиля – и музыкой близкой к быту. В понятие мадригал входит достаточно широкий круг творческих явлений. Сложные, изощренные по технике полифонические сочинения, и экспрессивные опусы Джезуальдо, и новые театральные опыты, попытки сохранить близость к песенной традиции. Мадригал на протяжении XVI в. эволюционировал: углублялось лирическое содержание, проявлялось театральное начало, изменялся стиль полифонического письма. Среди устойчивых констант жанра можно назвать: светский характер (хотя создавались и духовные мадригалы), свобода от многих норм и канонов строгого стиля в многоголосии, гибкое развертывание композиции в связи с поэтическим текстом, новые широкие возможности проявления творческой индивидуальности. Авторами мадригала стали такие яркие композиторы как Адриан Вилларти Якоб Аркадельт, Николо Вичентино, Киприан ди Pope, Лука Маренцио, Карло Джезуальдо, а также многие другие мастера.

Развитие мадригала XVI в. было тесно связано с современной итальянской поэзией. Основным содержанием мадригала стала лирика, которая проявлялась по-разному: сдержанно и спокойно (Вилларт, Вердело, Аркадельт), театрально (Маренцио), глубоко драматично (Джезуальдо).

Мадригал был распространен в сложившейся в эпоху Возрождения среде знатоков и просвещенных любителей музыки, музыкально-поэтических содружеств, академий, в которых общались поэты и ценители поэзии, музыканты и их друзья. То есть, мадригал был крупнейшим жанром светского профессионального музыкального искусства. Он возник как вокальная композиция для четырех или пяти голосов a cappella, не исключающая полифонических приемов письма. На этой первоначальной основе затем сложились и развились более многообразные «варианты» жанра. Первоначальными структурными признаками мадригала были и постоянное следование за словесным текстом, как и в мотете; и определенные соотношения стихотворных строк и музыкальных построений, как во фроттоле и других песенных формах. На первом этапе своего развития мадригал более явственно обнаруживал следы связи с формообразованием традиционных полифонических или песенных жанров. Ранние образцы мадригалов создавались крупными композиторами-полифонистами, авторами месс и мотетов Адрианом Виллартом, Филиппом Вердело, Костанцо Феста, Якобом Аркадельтом. Первые сборники итальянских мадригалов вышли в свет в 1530–1540 гг. и принесли известность произведениям Вилларта, Вердело, Аркадельта. Их композиции опирались на принципы Жоскена. В ряде случаев склад многоголосия был прозрачным, гармоническим; часто противопоставлялись группы верхних и нижних голосов.

Постепенно в Италии выдвинулись различные местные школы мадригалистов: венецианская (Вилларт, Вичентино, Киприан де Роре), флорентийская (Вердело) римская (Костанцо Феста). К концу столетия едва ли не все крупные мастера в Италии с интересом обращаются к мадригалу. Среди них: Палестрина, Лука Маренцио, Карло Джезуальдо ди Веноза (ок. 1560-1613), Клаудио Монтеверди.

Для истории мадригала характерны искания новых приемов письма, нового мелодизма, новых гармоний и других выразительных средств. Мелодическое начало в многоголосии со временем приобрело в мадригале несколько иное значение, чем оно имело в традиционных полифонических формах. Мадригалисты сначала стремились выделить мелодию то одного, то другого голоса в ее интонационно характерных фразах, отдавая ей главное место и умеряя действие остальных голосов. Затем заметно возросла роль верхнего голоса как господствующего в ансамбле. Далее ведущий голос драматизировался, обретая индивидуальные экспрессивные интонации, присущие театральному монологу. Это новое чувство мелодии в многоголосии требовало не хорового звучания, а гибкого, интонационно чуткого ансамбля.

Примерно около середины XVI столетия в среде итальянских мадригалистов начались поиски новых хроматических звучаний, что проявлялось, как в движении мелодий, так и в гармонических последовательностях. Особенно много внимания посвятил этой проблеме в теории и на практике Николо Вичентино. В 1555 г. вышла его теоретическая работа «Древняя музыка, примененная к современной практике». В связи с выдвинутыми в ней идеями и собственным композиторским опытом Вичентино называл себя «изобретателем новой гармонии». Хотя сам автор аргументировал свои положения ссылками на понимание хроматизма древних греков, его произведения свидетельствуют о поисках новых средств выразительности в преодолении традиционных рамок диатоники. Вичентино следует античному пониманию хроматических тетрахордов[54] и проводит это движение по всем голосам пятиголосного сочинения. Возникают причудливые, странные звучания: голоса идут то по полутонам, то по малым терциям. Композитор мечтал также возродить античный энгармонизм, для чего проектировал создание особого инструмента («аркиорган»).

Одновременно с «теоретическим» хроматизмом Вичентино развивался и «выразительный» (теоретически не подкрепленный) хроматизм Киприана (Чиприано) де Pope. Для него хроматические последования были средствами звукописи (мадригал «Звучащие камыши»), дававшими возможность создать новое живописно-звуковое впечатление. Творческие искания Вичентино и Киприана де Pope оказали большое влияние на развитие не только музыкальной теории, но и формирование новой тонально-гармонической системы.

В последней трети XVI в. мадригал господствует в итальянской музыкальной жизни. Образное содержание мадригала, условия его исполнения, его крепнущие связи с поэзией и театром убеждают в том, что мадригал к концу столетия становится непосредственным родоначальником музыкально-театральных жанров эпохи барокко. При этом жанр не миновал и влияний маньеризма. Современные исследователи усматривают их в творчестве Маренцио, а с особой отчётливостью они выявляются в творчестве Джезуальдо.

Мадригалы Маренцио (первая публикация в 1577 г.) появлялись в последней четверти XVI в., мадригалы Джезуальдо – между 1594 и 1611 гг. Оба они создавали свои произведения в пору наивысших успехов итальянского мадригала, когда этот жанр уже начал своё развитие в других странах (например, в Англии). Мадригалы Маренцио стали частью театральных спектаклей, устраиваемых, например, во Флоренции второй половины XVI в. Они отличались виртуозным концертным характером, звучали с инструментальным сопровождением, в переложениях для одного голоса. В мадригалах Маренцио достигается равновесие между плавностью и самостоятельностью голосоведения и гармонической полнотой. Написанные для 4-5-6-тиголосного хора, они часто являлись подлинно лирическими произведениями. Его мадригалы полны движения: он легко переходит от одних ритмов к другим, от полифонического склада – к аккордовому; от диатоники – к хроматизмам. Поэтический текст движет его композицией. Это мадригальное искусство было близко создателям оперы: флорентийским оперным опытам предшествовали постановки интермедий с «мадригальной» музыкой Маренцио (1589).

Мадригалы Джезуальдо написаны для пятиголосного хора. Для его стиля характерны драматическая экспрессия, а также внимание к выразительным деталям (акцентирование отдельных слов поэтического текста с помощью необычно высокой тесситуры вокальной партии, остро звучащая гармоническая вертикаль, за счёт широкого внедрения хроматизмов, прихотливая ритмика). Композитор выбирал тексты, соответствующие образной системе его музыки, в которой преобладали чувства глубокой скорби, отчаяния, тоски. Иногда источником поэтического вдохновения для создания нового мадригала становилась лишь одна строка, множество произведений были написаны композитором на собственные тексты.

Духовная музыка

В конце 1545 г. открылся Тридентский собор на котором, в том числе обсуждались вопросы церковной музыки. Были высказаны различные мнения в том числе и самые крайние – требования отказаться от многоголосия и оставить в богослужении лишь григорианский хорал.

Развитие крупных полифонических форм церковной музыки вызвало нарекания со стороны высшего духовенства, в связи с тем, что слова молитвы при многоголосном пении не слышны, а характер музыки не способствует благочестию. Однако в среде католического духовенства были и те, кто пытался защитить церковное пение в традициях полифонии строгого стиля, говоря о том, что она вселяет «в души чувства благости». Подготовленный декрет о запрещении «фигуральной» музыки не был принят. Многоголосную музыку признали допустимой в церкви, но лишь при условии, что она не будет мешать слышимости текста, не включит в себя ничего светского.

В это время главенствующее положение в итальянской духовной музыке занимает римская творческая школа. Её возглавил Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Основную часть наследия композитора составляют церковные сочинения для хора a cappella.

Палестрина – автор более 100 месс. Их можно разделить на две группы: первая включает в себя традиционные четырехголосные композиции, вторая – развернутые шести- или восьмиголосные циклы, созданные по поводу каких-либо торжеств. К первому типу принадлежат такие мессы, как Missa brevis, Inviolata и Aeterna munera Christi. Вторая группа включает в себя знаменитую шестиголосную Мессу папы Марчелло (Missa Papae Marcelli), величественную мессу на День всех святых Ecce ego Ioannes, на Успение Assumpta est Maria, рождественскую Hodie Christus natus est (в ней звучат мотивы рождественских песен). Наследие Палестрины включает в себя свыше 370 мотетов, созданных в основном на литургические тексты. В основном они заимствовались из проприума мессы. Их также как и мессы можно разделить на две группы. Первую составляют простые четырехголосные композиции (например, мотет Sicut cervus), вторые – сложные 5-8-голосные сочинения (мотет на Богоявление Surge illuminare). Также к мотетным композициям относят Stabat Mater, которая традиционно исполнялась на Страстной неделе.

В своих мотетах Палестрина часто применяет мелодические обороты, напоминающие музыкально-риторические формулы, которые впоследствии, через полтора века, будет применять И.С. Бах. Так в мотете на Богоявление, слова «восстань, сияй» передаются серией восходящих пассажей во всех голосах.

Палестрина обращался и к жанру мадригала. Несмотря на то, что эти композиции не принадлежат к магистральной линии его творчества, они достойно представляют композитора среди его выдающихся современников, творцов мадригалов. Лучшие среди мадригалов Палестрины созданы на тексты церковного или мистического характера, в которых прославляется Спаситель и Пресвятая Дева. Некоторое исключение в этой тематике представляют мадригалы на тексты Песни песней царя Соломона.

Палестрина – мастер полифонии строгого стиля. Для его музыки характерны безупречная гладкость контрапунктического письма, текучесть линий, прозрачность фактуры, осторожное обращение с диссонансами. Композитор упростил технику колоратурного пения, тщательно следил за правильным произнесением слов литургического текста и старался избегать всяческих излишеств в музыке. Заслуга Палестрины состояла в «прояснении» полифонической фактуры, которое стало возможным благодаря вниманию к гармонической вертикали. Всестороннее совершенство хоровой музыки Палестрины позволяет сравнивать его с великим художником итальянского Возрождения Рафаэлем.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия