Студопедия — Реформа ареопага Эфиальта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Реформа ареопага Эфиальта






 

Вождь афинского демоса Эфиáльт в 462 г. до н.э. провёл реформу ареопáга - совета. Он состоял из пожизненных членов - бывших áрхонтов, которых стали избирать из всех граждан по жребию, и пользовался правом высшего надзора за самим народным собранием. По предложению Эфиальта у ареопага осталась только ограниченная судебная власть - суд по делам об умышленных убийствах, о поджогах и отравлениях. Все же остальные права ареопага разделялись между народным собранием, советом пятисот и гелиэей - судом присяжных, избиравшихся по жребию из всех граждан не моложе 30 лет.

Главным органом власти становится народное собрание. На нём теперь не только решались все важные дела. К нему от ареопага перешёл и надзор за всеми действиями должностных лиц, которые отныне обязывались представлять свои годичные отчёты уже непосредственно народному собранию, и которых народ мог даже смещать до истечения срока полномочий в случае какой - либо провинности с их стороны. Выборному народному суду - гелиэе передавался надзор за законами, принимаемыми самим народным собранием. Новые законы предлагать народу разрешалось, лишь доказав негодность старых перед гелиэей. Поэтому это учреждение, в котором сосредоточились и почти все судебные дела, получило очень важное значение в Афинах.

 

Реформа Перикла

 

К середине V в. до н.э. отменялось деление на имущественные разряды и все граждане получили доступ к должностям. В середине V в. до н.э. замечательный афинский государственный деятель Перúкл, избиравшийся на должность первого стратега ежегодно в течение 15 лет - с 444 по 429 г. до н.э., ввёл денежное вознаграждение за судебную и военную службу, оплату деятельности должностных лиц полиса. Первыми плату за исполнение своих обязанностей стали получать судьи-присяжные, члены гелиэи. Постепенно оплату распространили на членов Совета Пятисот, а затем и на многие другие должности. Эта мера обеспечивала реальное участие беднейших слоёв демоса в политической жизни города. Иначе деятельное участие в государственном управлении могли бы принимать только зажиточнейшие граждане. Ведь беднейшие граждане в целях содержания семьи были заняты тяжелым физическим трудом, поглощены заботами о хлебе насущном, что исключало их участие в управлении.

В результате в Афинах к середине V в. до н. э. завершилось утверждение демократической республики, в которой участие в управлении принимали все граждане, как богатые, так и бедные. В правление Перикла афинская демократия достигла наибольшего развития, «золотого века».

 

Лекция № 5. Правовое положение населения и государственный строй афинской демократической республики (V в. до н.э.). Особенности афинской (античной) демократии. Кризис и падение афинской демократии (IV в. до н.э.)

 

Правовое положение населения

 

Население Афин в V веке до н.э. делилось на полноправных свободных граждан (примерно 2/5 населения), и стоящих вне полиса метэ’ков (1/5 населения)) и рабов (2/5 населения), то есть 3/5 населения были свободными людьми.

Правом гражданства пользовался только тот, кто родился от полноправных граждан - афинянина и афинянки.

Первоначально афинским гражданином - афинянином или афинянкой считался законнорожденный ребёнок, то есть рождённый в браке, у которого отец был гражданином Афин. Однако по закону 451 года до н.э. афинскими гражданами стали считаться лица, рождённые в законном браке родителей, каждый из которых был афинским гражданином или гражданкой, то есть когда и мать, и отец были гражданами Афин.

Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нём стало врождённой привилегией. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах. За совершённые против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться и пожизненной атимии - лишению прав гражданства без изгнания. Наиболее часто атимия являлась следствием проявленной в бою трусости, лжесвидетельства, растраты общественных средств, подкупа в отношении должностных лиц. Атимия выражалась в лишении прав доступа на рынок, в святилище, конечно же, в органы власти. Кроме полной, могла быть и частичная атимия – лишение части прав (например, вчинять иски).

Гражданское полноправие наступало с достижением возраста совершеннолетия - 18 лет для юношей. После этого наступала возможность пользоваться правами граждан:

1. Прежде всего, граждане Афин имели право собственности на землю (на земельный участок на территории полиса, а позднее – на территории военно-земледельческих поселений [клерухий] в полисах союзников из Афинского морского союза); так как в афинском праве было деление вещей на движимые и недвижимые, то право собственности на землю подразумевало наличие права собственности на строения и насаждения на этой земле.

2. Право собственности на движимые вещи.

3. Право совершать сделки; участвовать в гражданском и торговом обороте.

4. Граждане могли защищать свои интересы в суде (быть истцами и ответчиками); выступать свидетелями в суде.

5. Право на защиту афинских законов - защиту жизни, здоровья и имущественных прав.

6. Право вступать в брак; дети, рождённые в браке граждан – получали афинское гражданство.

7. Община–государство заботилось о том, чтобы не разорялись рядовые общинники. Это было необходимо для сохранения численности общинного ополчения. Поэтому граждане имели право на экономическую помощь от общины–государства в случае материальных затруднений.

8. После реформ Солона (594 года до н.э.) и проведения отмены долгов и недоимок (греч. сисахфии), долговое рабство для граждан было запрещено. Договор займа с личной ответственностью должника исчезает. Теперь существовал договор займа только с имущественной ответственностью должника. Поэтому гражданам гарантировалось право на свободу - право не быть рабом.

9. Право на почитание и защиту отеческих богов.

10. Кроме того, существовали политические права – право афинских – граждан-мужчин на участие в делах государства: право участвовать в народном собрании, принимать законы, избирать и быть избранным на государственные должности.

Права граждан проявлялись, прежде всего, в политической сфере, то есть в возможности участвовать в деятельности органов власти, управления и суда. Изначально (когда существовал аристократический политический режим) право занимать должности имели только знатные граждане - из общинной знати. В результате реформ Солона 594 года до н.э. (когда установился олигархический [в форме тимократического] политический режим) право занимать должности получили богатые граждане. Имущественные цензы, установленные Солоном для разных категорий граждан, имели значение для записи в тот или иной род воинской службы и для доступа в число должностных лиц. Самые бедные граждане (феты) – находились в политически неравном положении: они не могли занимать должности, хотя их число составляло от 2/3 до 1/2 всего населения полиса. После реформ Эфиàльта (462 года до н.э.) и реформ Перùкла (443-429 года до н.э.) (когда установился демократический политический режим) все граждане получили равные политические права. Кроме того, каждый гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи в особых случаях из общественных фондов.

С другой стороны, граждане подчинялись многим обязанностям. Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражданин, состояли в следующем:

1. Военная обязанность – юноши в течение двух лет с 18 до 20 лет обязывались пройти военную службу. Только после отбытия военной службы граждане получали право участвовать в работе народного собрания. Но оставалась обязанность защищать полис от врагов с оружием в руках. Граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет.

2. Помимо воинской, афинские граждане несли натуральные и денежные (налоговые) обязательства перед полисом.

3. Должны были беречь свое имущество и трудиться на земельном участке.

4. Должны были приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах.

5. Должны были повиноваться законам и избранным властям.

6. Должны были принимать активное участие в общественной жизни.

7. Должны были почитать отеческих богов.

Богатые граждане несли также повинность в пользу общины–государства – литургию, отчасти ограничивавшую частную собственность: снаряжение корабля за свой счёт, устройство празднеств, состязаний. Если государство нуждалось в деньгах, состоятельные граждане облагались прямым налогом и делали добровольные взносы.

Метеки (или метойки; от греч. metoikos) как чужаки являлись свободными, но неполноправными субъектами права. Метеками становились поселившиеся в Афинах иностранцы, а также –вольноотпущенники (отпущенные на свободу рабы), не получившие гражданства.

1. Метеки не имели права собственности на землю и остальные недвижимые вещи (строения и насаждения на этой земле) и, поэтому, не были членами общины. Они ежегодно платили государству специальный налог. Однако прав самоуправления они не получали.

2. Не будучи собственниками земли, они занимались, главным образом, торговлей, ремёслами и ростовщичеством. Некоторые из метеков становились очень богатыми людьми.

3. Раз чужаки не являлись общинниками, то община никаких гарантий защиты их жизни, имущества не давала. Их интересы защищали и выражали покровители из числа общинной знати. Каждый метек обязан был иметь покровителя – гражданина полиса, который назывался простàт - “защитник”. Так в Афинах назывались граждане, которых метеки выбирали себе в качестве покровителей и посредников между ними и государством.

4. Они не имели права защищать свои интересы в суде граждан. Они очень редко призывались свидетелями в суды. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу – архòнту–полемàрху (досл. “главнокомандующего”). Этот факт указывал на то, что метеки имели статус лиц без гражданства. Раз они находились под судом военного руководителя, то это означало, что они рассматривались как покоренное население.

5. Хотя закон охранял жизнь, здоровье и имущество метеков, преступления в отношении их расценивались как менее опасные: так, за убийство метека полагалась не смертная казнь (как в случае убийства гражданина), а только каторжные работы.

6. Метеки не могли вступать в брак с гражданами - афинянами.

7. Метеки привлекались к несению военной службы во вспомогательных подразделениях – не в общинном ополчении.

8. Метеки не имели политических прав - не участвовали ни в народном собрании, ни в суде, не могли быть должностными лицами. В филы и фратрии они не записывались, не принимали участия в полисных праздниках и театральных представлениях, не могли участвовать в спортивных состязаниях - олимпиадах.

Часть населения полиса (2/5) была на положении рабов, составляла сословие несвободных. Рабы могли принадлежать как полису (общине–государству), так и частным лицам. К IV в. до н. э. большинство афинских граждан обладало 3-4 рабами. Публичные (общинные) рабы были главным образом заняты на общественных ремесленных работах, на рудниках, на торговых судах в качестве гребцов, на полицейской службе, в качестве помощников писцов и должностных лиц в разных учреждениях. Частные рабы, как правило, использовались в домашнем хозяйстве. В земледельческом или ремесленном производстве их, практически, не было, так как это требовало высокой квалификации труда. Рабский труд использовался на подсобных работах, как труд низко квалифицированных работников.

Источниками рабства в Афинах являлись:

1. Рождение от несвободных родителей в доме господина; дети рабов делались рабами того же господина. Дети свободного и рабыни также становились рабами. При Перикле ребёнок становился рабом, если хотя бы одна из сторон в браке (отец или мать - всё равно) были рабами.

2. Военный плен, морской разбой.

3. Наказание за тяжкое уголовное преступление - организованный, профессиональный грабёж и разбой.

Рабство свободных граждан за долги запрещалось Солоном.

Рабы могли получить свободу:

1. От государства, по постановлению народного собрания за исполнение военной службы, или за особо важные заслуги. Например, за донос о государственном преступлении. При этом их господа получали из казны стоимость освобождаемого раба.

2. От господина, который мог принять выкуп от зажиточного раба, или отпустить раба на свободу без всякого выкупа.

Рабы, в Греции, как и везде, рассматривались как имущество и не имели никаких прав.

1. Раб считался вещью, «одушевлённым орудием» и не имел никаких юридических прав. Господин мог отдать раба за долги, продать, подарить его.

2. Рабы не имели никаких имущественных прав.

Хозяин мог выделить рабу долю имущества для ведения самостоятельного хозяйства, то есть существовал рабский пекулий. В Греции такой раб назывался “раб на апофоре” [греч. “взнос”, который получал хозяин со своего раба]. Доходы пекулия, имущество пекулия, сам раб на пекулии – являлись собственностью господина, но раб имел относительную самостоятельность при ведении хозяйства, раб кормился с этого – долю урожая хозяин забирал, а другую оставлял на прокорм.

3. Соответственно, рабы не могли совершать сделки.

Если возникала потребность совершить сделку, то юридически сделка заключалась с господином раба. Откуда видно, что стороной в договоре считался господин, а не раб? Если возникали проблемы, то вторая сторона предъявляла претензии не рабу, а господину. Ответственность по договору несло лицо, заключившее договор. Если господин не хотел идти на рынок, то он мог дать рабу деньги, чтоб он их отнёс и отдал продавцу, а также забрал вещь. Юридический стороной в договоре выступал господин.

4. Рабы не могли защищать свои интересы в суде.

После 594 года до н.э. (реформ Солона) раб мог оказаться в суде только в одном случае – по вызову гелиэи (“суда солнца”) при даче показаний по государственным преступлениям и обязательно под пыткой, то есть показаниям раба не доверяли.

5. Закон не защищал жизнь и здоровье раба. В случае причинения вреда рабу, возмещение получал господин, а не раб, то есть потерпевшим считался господин. Значит, защищались имущественные права собственника. На поздних этапах существования права, в защиту имущественных интересов господина, был установлен запрет на жестокое обращение с рабами. Пресекалась излишняя жестокость господина. Хозяин мог наказывать раба, но не злоупотребляя этим – чтобы не убить и тем самым не потерпеть имущественный ущерб. В случае жестокого обращения со стороны господина раб мог бежать в храм и просить о продаже его другому господину.

6. Рабы в брак не вступали, а дозволялось лишь вступление в половую связь с разрешения господина.

Это видно из того, что дети, рожденные от таких связей, получали правовой статус матери, были рабами, не находились под властью отца и ничего не наследовали после смерти отца, то есть являлись внебрачными детьми и считались приплодом, полученным в собственность господина.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1142. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия