Студопедия — Отношения между супругами в браке. Главой семьи считался муж
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Отношения между супругами в браке. Главой семьи считался муж






 

Главой семьи считался муж. Женщина, по учению брахманов, в силу своей естественной слабости и потребности в защите нуждалась в опеке со стороны мужчины, всегда остаётся несамостоятельной. Законы Ману гласили: «В детстве ей полагается быть под властью отца, в молодости - мужа, по смерти мужа - (под властью) сыновей: пусть женщина (никогда) не пользуется самостоятельностью» (V, 148), так как «женщина никогда не пригодна для самостоятельности» (IX, 3).

Жене не следовало ни в чём противоречить мужу и предписывалось выполнять все его распоряжения. Добродетельная жена должна была почитать даже и дурного мужа, как бога. «Муж (даже) чуждый добродетели, распутный или лишённый добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем, как бог» (ЗМ, V, 154).

«В «Махабхарате» содержится такой любопытный сюжет: хозяйка попросила брахмана подождать подаяния у ворот, однако в этот момент домой вернулся её супруг, и она забыла о святом человеке, занявшись угождением мужу - омовением его ног, приготовлением ужина и т. д. Заждавшийся брахман готов был проклясть женщину (а такое проклятие способно, по индийским представлениям, испепелить человека), но она объяснила ему причину задержки. Мораль рассказа такова: даже богов и брахманов женщина может забыть, думая о своём супруге»10. Для женщины нет надобности в жертвоприношениях, обетах. Для её спасения достаточно одного повиновения мужу. «Для жён не существует отдельно жертвоприношения, обета, поста; в какой мере она повинуется мужу, в такой же она прославляется на небе» (ЗМ, V, 155).

Муж имел право умеренного телесного наказания жены в случае её непослушания. По Артхашастре «уча жену послушанию, муж не должен употреблять непристойных и оскорбительных слов, как, например, «испорченная», «падшая», «калека», «безродная». (Допускаются) три удара по спине тростниковой палкой, верёвкой или рукой. При нарушении этого - половинные штрафы от возмещений, установленных соответственно за оскорбление словом или действием (III, 3, 7).

«Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершивший проступок, могут быть биты верёвкой или бамбуковой палкой, но (только) по задней части, ни в коем случае по благородной (то есть в грудь или по голове); поэтому бьющий иначе совершает (такой же) грех, (как и) вор» (ЗМ. VIII. 299-300).

Муж имел право почти неограниченного контроля над жизнью жены. строгие наказания жён, ведущих себя нескромно, предписывала даже светская Артхашастра. Например, если женщина уходила из дома без разрешения супруга в гости к другой женщине, то подвергалась штрафу в 6 пан. Если же она посещала мужчину, то сумма штрафа увеличивалась вдвое, и ещё вдвое, если посещение происходило ночью.

Муж, со своей стороны, был обязан заботиться о пропитании и содержании жены, пока она соблюдала верность, украшать её драгоценностями в доступных для мужа и разумных пределах. «Муж получает жену, данную богами, а не по своему желанию; её, преданную, надо всегда содержать, совершая (этим) угодное богам» (ЗМ, IX, 95, 74, 85). Он также должен был охранять и беречь свою жену (ЗМ, IX, 10, 12, 3). Мужу предписывалось обращаться с женой самым нежным образом.

«Где женщины почитаются, там боги радуются; но где они не почитаются, там все ритуальные действия бесплодны. Та семья, где женщины, члены семьи, печалятся, быстро погибает, но та, где они не печалятся, всегда процветает. В какой семье муж всегда доволен женой и жена так же - мужем, там благополучие прочно» (ЗМ, III, 56, 57, 60). «Добрые женщины - матери мира, на них держится весь свет», - подчёркивалось в древнеиндийской литературе.

С другой стороны, законы Ману говорят о женском сладострастии, непостоянстве, природном бессердечии и подлости: «Они (женщины) не смотрят на красоту, им нет дела до возраста. Они наслаждаются с красивыми и безобразными, считая: (Довольно того, что он) мужчина. Вследствие приверженности к мужчинам, непостоянства и природного бессердечия они в этом мире изменяют мужьям, даже тщательно охраняемые. Зная такую их природу, созданную Праджапати, (всякому) человеку следует предпринимать крайнее старание к их охране. Ману оставил на долю женщин ложе, сиденье, украшение, похоть, гнев, подлость, зловредность характера и дурное поведение» (IX, 14-17). Поэтому «женщиной - в детском возрасте, молодой или даже пожилой - никакое дело не должно исполняться по своей воле, даже в (собственном) доме» (V, 147).

Предназначением женщины считалось рождение мужу и воспитание законных детей, хранение и расходование имущества, ведение домашнего хозяйства. «Ей надо быть всегда весёлой, искусной в домашних делах, имеющей хорошо вычищенную утварь и экономной в расходах» (ЗМ, V, 147). «Дом - это не помещение, дом - это жена», - гласила «Махабхарата». Всё, что приобретала жена, поступало в собственность мужа. «Жена, сын и раб - эти трое считаются не имеющими собственности; имущество, которое они приобретают, принадлежит тому, кому они принадлежат» (VIII, 416).







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 449. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия