Студопедия — Общая типологизация культур
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общая типологизация культур






Говоря о типах культуры, можно представить на рассмотрение различные виды их классификации, характер которых зависит от выбранных критериев. Так, в культурологии и этнологии выделяют этнические культуры. Критерием данной типологизации служит принадлежность к этносу. Тип культуры устанавливается в соответствии с традициями, ценностями, стереотипами и установками, господствующими в конкретном этносе. Представления об этничности возникают на основе отождествления индивидом себя с определённой культурной традицией, а также характеризуются общностью проживания и общностью исторических судеб.

В тех регионах, где основными единицами межкультурных отношений являются государства, часто говорят о национальном типе культуры. Национальная культура интегрирует в себя ряд этнических культур. По сравнению с этнической, национальная культура наиболее динамична, она сильнее подвержена трансформации, более открыта для межкультурных контактов.

Иногда правомерно обращаться к идее региональных культур (древнеегипетская, европейская, североафриканская…). Нередко можно услышать понятие локальная культура. Строго говоря, локальная культура является формой бытия относительно (иногда полностью) изолированной группы людей. Например, в 1971 году на Филиппинском архипелаге было открыто племя тасадеев, ни разу не видевших других людей и не предполагавших, что существует мир за пределами их жизненного пространства. Общность насчитывает всего 25 человек, 13 из которых дети (данные за 1991 год). Эти люди не знают охоты и никогда не убивали (не считая пойманных моллюсков, крабов, рыбы, головастиков). Жилища тасадеев поразительно чисты, опрятны. Тасадеи спят 12 часов в день. У них нет ни земледелия, ни скотоводства. Из одежды у них только несколько листьев орхидей, заменяющих набедренную повязку. Несмотря на то, что мужчин в племени больше, чем женщин, ни одного случая супружеской измены зафиксировано не было. Кстати, тасадеи не знают никакой социальной иерархии, хотя заметим, что даже у обезьян она существует. Из этого можно сделать вывод, что чинопочитание вовсе не заложено в человеческой природе. Так что знаменитая фраза Чацкого «Служить бы рад, прислуживаться тошно» в обществе тасадеев, не знающих слова прислуживаться, не нашла бы понимания. Тасадеи не знают понятий чести, доброты, благородства, но живут как раз в чести, доброте, благородстве – всё это качества настоящих, полноценных людей.

Совсем недавно, в июне 2008 года, в Амазонии (в Бразилии на границе с Перу) с самолёта было замечено и сфотографировано ранее не встречавшееся племя людей, которым никогда не приходилось видеть людей со светлой кожей. Туземцы начали целиться в самолёт из луков. Следует заметить то, что такие культуры изучать крайне сложно по ряду причин. Во-первых, местность проживания носителей локальных культур, как правило, крайне труднодоступна, добраться до этих мест и затем возвратиться оттуда почти невозможно. Во-вторых, туземзы иногда не понимают научного интереса учёных и подчас убивают исследователей. Мотивы таких убийств разные. Так, на Антильских островах индейцы относились к людям со светлой кожей, как к богам, и считали, что их трупы нетленны, а чтобы убедиться в этом, утопили нескольких испанцев (в качестве эксперимента). В-третьих, пришельцы могли принести туземцам такие болезни, к которым у них нет иммунитета. В результате вся общность – носитель конкретной локальной культуры – за неделю может погибнуть. Иногда среди пришлых людей встречаются и такие, которые по своей сути отношение к человеку имеют лишь по внешнему сходству. В результате их встреч с самобытными этносами случаются страшные, непоправимые трагедии. Так, в декабре 1834 года английские колонисты полностью уничтожили коренных жителей Тасмании. Тасманийцы не имели представлений об убийстве, никогда не охотились, жили в дуплах деревьев, питались моллюсками, растениями и корешками, были совершенно безобидными. Теперь их нет. Какие бы величайшие открытия не сделало современное человечество, самобытной культуры Тасмании уже никогда не вернуть. Примеров такого рода неописуемого изуверства, ничем не оправданной жестокости и развращённости достаточно много. Сколько бы учёные ни пытались понять природу статуй на острове Пасхи, все усилия исследователей тщетны – жители Пасхи систематически уничтожались, и неудивительно, что своей истории они не знают, что оригинальное письмо острова Пасхи кохау ронго-ронго – говорящее дерево – уже никем не читается (хотя сохранилось много образцов этой системы письма). Увы, доброжелательный, радостный народ острова Пасхи, его культура были почти полностью уничтожены. Количество подобных случаев увеличивается и до настоящего времени. Всё это указывает на необычайную хрупкость как человеческой природы, так и культуры, в первую очередь, локальной.

Нередко выделяют субкультуры (от лат. subпод -, лежать а основе). Это конкретные виды в культуре, в которых зафиксированы традиции, ценности, обычаи, правила поведения, принятые в какой-либо локальной социальной группе. Виды социальных групп зависят от системы координат, где их классифицируют. Есть субкультуры молодёжные, профессиональные, сельские, городские, криминальные.

Часто выделяют типы культур на основе исторической периодизации. Так, в рамках учения Карла Маркса можно назвать следующие: рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую, коммунистическую культуры. Николай Бердяев обращает внимание на три стадии бытия культуры в соответствии с её историческим развитием: природно-органическую (погружение духа в природу); собственно культурная (выделение духа из природы); технически-машинная. Согласно этим стадиям, можно указать на три соответствующих вида культуры: природно-органическую, собственно культурную, машинно-техническую.

Типы культур можно выделять по религиозному принципу: христианская, исламская, буддистская, иудейская… Иногда религиозный принцип весьма обширен. Например, в культуре языческого мира есть, конечно, общие черты, но всё же язычество весьма неоднородно. Так, язычество древних славян явно отличалось от язычества германских племен и уж тем более отличалось от язычества древнеамериканских культур. Также выделяют светскую и религиозную культуры.

 

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 385. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия