Студопедия — Глава III: История западноевропейской культуры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава III: История западноевропейской культуры






 

 

Основы западноевропейской культуры весьма глубоко уходят в культуру античного мира. С одной стороны, именно в греко-римской культуре сложились ясные представления о праве и государстве, было выработано понятие позитивного права (права, прописанного в законодательстве). С другой стороны, мировоззренческая база, послужившая хорошей почвой для утверждения христианства, была подготовлена античной философией. Наконец, распространению христианства способствовало и языковое единообразие в Римской империи, где доминировали два языка – латинский и древнегреческий. Следовательно, уместно историю западноевропейской культуры начинать именно с эпохи античности.

 

Тема 15: Культура античной Греции

 

 

Общие предпосылки развития культуры Древней Греции

Культура Древней Греции является одной из первых культур, где сложились те принципы, которые общество постулирует и сейчас. Среди этих принципов особенно заметен принцип демократии. Именно в Древней Греции появилась идея свободного слова, данного не властью правителя, а самим обществом. Среди наиболее важных предпосылок развития древнегреческой культуры выделим следующие:

1. Наличие развитой системы письменности и распространение алфавитного письма. Современному миру известен не только древнегреческий язык, но и линейное письмо Б, использовавшееся ещё ахейцами. Более ранее линейное письмо А по-прежнему не расшифровано.

2. Появление полиса. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» пишет:«Полис изначально не скопление жилищ, а место общественных собраний, пространство, отведённое для гражданских дел… И означает это ни больше ни меньше, как открытие нового пространства, куда более нового, чем пространство Эйнштейна».

3. Множественность полисов, каждый из которых имел свои особенности, традиции, законы.

4. Наличие единой системы в культурно-религиозном, языковом смысле слова, на основе которой функционировали греческие полисы.

5. Наличие основ научных знаний, сложившихся ещё в Древнем Египте и государствах Междуречья (прежде всего, в Шумеро-Аккадском царстве и в Вавилонском царстве). Именно с Востока греки переняли ряд методологических принципов научного познания, основы научного знания и некоторые философские положения. На философские воззрения греков влияли и такие шумеро-аккадские религиозные представления, как убеждение, что объективный мир представляет собой несовершенное отражение мира богов, устроенного на небе.

6. Формирование греческой философии происходило в условиях большей свободы, нежели на Востоке. Относительная демократия Афин, свобода слова позволили людям мыслить творчески, критически и самостоятельно, создавать свои учения, развивать собственные взгляды на различные стороны общественного бытия.

7. Распространение публичных дискуссий требовало умения логически, обоснованно представлять и защищать свою точку зрения. Эта особенность принципиально отличала греческую культуру от восточной, где обсуждение различных проблем протекало в рамках обоснования и комментирования древних учений, ставших каноническими и принявших форму традиций, подчинявших себе отдельно взятого человека.

8. В Древней Греции система обучения и образования приобрела характер социального института. Также сложилась общая система обучения, и был принят состав наиболее значимых предметов: encyclios paideia (общее образование), или «семь свободных искусств». Encyclios paideia состояло из тривиума (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Считалось, что наиболее страшным наказанием для полиса является запрет на обучение детей грамматике и музыке. Пройдя encyclios paideia, гражданин мог заняться медициной, правом, риторикой, философией.

9. Важно было и то, что в VI веке до н. э. произошло отделение науки от религии; при демократическом устройстве общества их становление проходило без явных антагонизмов.

10. В античной мысли появилась идея теоретического обоснования. Теоретизация и позволила сформироваться философской и научной мысли Древней Греции.

11. Складывание философских систем, позволяющих рассмотреть внутренний мир человека в качестве самостоятельного предмета для исследования. Так, числа, согласно учению Пифагора, составляляют субстанциональную основу не только для внешнего мира, но и для духовного мира человека. Конечно, внутренний мир индивида по-прежнему рассматривался с материальных позиций, но факт того, что подвластные изучению числа образуют природу человека, позволяет исследовать эту природу. Подобные идеи можно найти в атомистической теории Левкиппа и Демокрита, по мнению которых атомы, постигаемые на основе умственной деятельности, образуют душу человека, а значит, предполагают определённую систему внутреннего мира, который, хотя и подчинён общим законам природы, но всё же обладает собственной спецификой.

12. Определение внутреннего субъективного мира индивида как ценности. Так, считается, что софисту Протагору принадлежит выражение: «Человек есть мера всех вещей». Здесь мыслитель обращает внимание на значимость субъективного представления об истине. Существенный вклад в развитие представлений о самоценности человеческого существа внесли такие философы, как Сократ, а особенно Платон и Аристотель.

 

 

Основные мировоззренческие установки культуры Древней Греции.

Система ценностей в полисе.

Для культуры античной Греции характерны следующие мировоззренческие установки:

1. Установка на приобретение нового знания.

2. Представление о познании как о ценности.

3. Установка на выявление некоторых естественных, а не сверхъестественных причин определённых природных и социальных явлений.

4. Представление о систематизации знания и последовательности его накопления.

5. Идея необходимости обоснования и доказуемости знания (софистика).

6. Восприятие знания как ценности, независимо от его практической полезности. Так, когда философ Демокрит после путешествий возвратился в родной город Абдеры, над мыслителем устроили суд, обвинив его в том, что он привёл хозяйство отца к разорению. Демокрит на суде прочитал свой трактат, и судьи его оправдали, решив, что знание, заключённое в этом трактате, важнее, чем какие-либо материальные блага.

7. Развитое чувство гражданской ответственности способствовало росту чувства собственной значимости в общественно-политической жизни полиса.

8. Локальность мировоззрения, выраженная в пренебрежительном отношении к людям иных культур. Так, всех людей, не относящихся к грекам, в Греции называли варварами. Впервые о варварах упомянул Гомер, указав на то, что они говорят на ином языке, но при этом он не давал этим людям отрицательных характеристик. Тем не менее со временем греки в слово варвар стали вкладывать негативный смысл и всячески подчёркивать то, что они, греки, по своему развитию превосходят остальной мир, состоящий из варваров. При этом греки не гнушались прямыми искажениями при описании жизни других народов. Например, Геродот писал о персах то, что они приучены к рабству и в Персии люди являются рабами своего правителя. Однако нельзя забывать о том, что ещё в VI в. до н.э. Кир Великий законодательно запретил рабство. Стало быть, греки, которые открыто развивали рабовладение, дабы унизить другие народы, обращались и к искусству подмены понятий (использовали приёмы софистики), называя верность своему правителю рабством.

Развитие полисной культуры оказало существенную роль на историю не только самой Греции, но и на европейские культуры в целом. Наиболее крупные города в Древней Греции такие: Афины, Дельфы, Коринф, Платеи, Мегары, Фивы (не путать с древнеегипетским одноимённым городом).

Одним из наиболее известных центров древнегреческой цивилизации являются Афины. Город получил название от имени богини Афины Парфенос (Девы). Афина – эта древнегреческая богиня мудрости, она символизировала целомудрие и материнство. Центром Афин считается «верхний город» – Акрополь, где в глубокой древности находился дворец микенского царя. В VI веке до н.э. Акрополь стал восприниматься как священный город. Под Акрополем располагался «нижний город», в котором располагались административные и частные здания, а также храмы для совершения повседневных религиозных обрядов. Рядом с нижним городом находился Пирей – прибрежная часть Афин, в которой были три морских порта (два военных, один торговый).

Также древнейшим городом Греции считается Коринф. Первые организованные поселения на месте Коринфа датируются VI тыс. до н.э. Примечательно, что в Коринфе также почиталась богиня Афина, изображение которой есть на коринфских монетах. Сама же Афина чаще всего изображается в коринфском шлеме.

Значительную роль в развитии древнегреческой культуры сыграла система ценностей полиса. В ценностной иерархии полиса на первом месте был сам полис и, соответственно, чувство гражданского долга; на втором – свобода; на третьем – земля; на четвёртом – образование. Культурной значимостью полисного общества являлись спортивные достижения человека, представлявшего свой полис на Олимпийских играх. Именно Древняя Греция стала родиной Олимпийских игр. Даже летоисчисление в Древней Греции брало начало именно с Олимпийских игр – 776 г до. н.э.. Считается, что Олимпийские игры проходили и ранее, но об их организации нет достоверных сведений. Такие спортивные состязания косвенно акцентировали внимание на культе тела и на преобладание в древнегреческом обществе материалистических тенденций. Также проведение игр указывает на наличие свободного времени и общности интересов. В ходе спортивных игр сложилась такая черта древнегреческой культуры, как агонистикасостязательность. Причём последняя понималась не только в смысле конкуренции конкретных людей, но и конкуренции полисов. На Олимпийских играх спорстмены должны были обладать не только высокими физическими качествами, но и соответствовать ряду моральных характеристик. Участники Олимпийских игр не могли быть людьми, рождёнными вне законного брака, уличёнными в преступлениях, в неуважении законов полиса.

Все эти установки, ценности позволяют предположить, что наука и философия сложились именно в лоне культуры Древней Греции. В Древней Греции подробно исследовались и соотносились друг с другом такие понятия, как жизнь, субстанция (милетская школа), бытие (элейская школа), число (учение Пифагора), атом (учение Левкиппа и Демокрита), истина (учение Сократа), идея, сущность (учение Платона), материя и форма (учение Аристотеля). Конечно, в своей основе культура античной Греции оставалась материалистической. В конце концов, кризис материализма, разразившийся вскоре после смерти Перикла, заставил общественную мысль обратиться к идее подчинённости материи и телесной жизни человека некой более высокой категории, не соотносимой с прежними религиозно-мифическими представлениями греков.

 

 

Черты древнегреческой религии

Следует признать, что в культуре Древней Греции сложилась относительно развитая религия, основанная на мифологии. Её черты таковы:

1. Обожествление природы, в которой, как полагали греки, таилась особая жизнь. Мёртвой природы не могло быть, ибо все природные объекты одухотворялись.

2. Гуманное отношение к природе, ко всему живому. Так, после охоты обязательно следовал обряд очищения. В Древней Италии существовало такое обязательное правило: люди, прежде чем срубить дерево, должны были совершить очистительные обряды. Надо отметить, что с III века до н.э. эти первые две черты стали постепенно стираться, чему способствовало учение Аристотеля. Этот мыслитель подчинил идее человека все остальные виды идей, которые содержатся в вещах.

3. Труд приобрёл религиозную санкцию, ибо приносил пользу государству и радовал богов, видевших в государстве подобие своего мира.

4. Обожествление красоты. Даже злые боги внешне не были уродливыми.

5. Греки своих богов не боялись, как на востоке, а любили.

6. Ясное представление об идеальном человеке. Идеал человека в Древней Греции выражался в слове калокагатия (от греч. калос – прекрасный и агатос – добрый). Это слово выражало гармоничное сочетание красоты тела и красоты души.

7. В силу стремления воспитать в ребёнке этот идеал в Греции сложилась система воспитания, в которой были заинтересованы не только отдельные семьи, но и все граждане полиса. Заметим, что современное слово педагогика происходит от греческого слова пайдейяпроцесс систематического и всестороннего развития человека.

8. Представления о рае нет, поэтому греки боялись смерти. Аид, согласно вере греков, мрачен и безжизнен.

9. Страх перед смертью во многом был обусловлен материалистическими представлениями о душе. Несмотря на идеалистические суждения орфиков и Платона, большинство греков полагали, что душа – это нечто материальное, а в Аиде она представляет собой безжизненную тень, лишённую мышления и дара речи. Материалистическое понимание души проявилось в учении Пифагора о числах и в учении Демокрита об атомах.

10. Чёткая специализация богов. Эта особенность стала предпосылкой к формированию в обществе деления не по родовому признаку, а по характеру трудовой деятельности.

Место, в котором люди совершали религиозные культы, называлось temenos – участок земли, посвящённый богу, или священное пространство. Обычно на этом участке люди молились перед статуями богов, совершали религиозные подношения. Слово tempio (храм) происходит именно от слова temenos. Собственно же храм – центральное место священного пространства – назывался наос. Обычно в храм могли заходить только священнослужители, а простые граждане находились вне храма.

Статуи богов устанавливались как вне храма, так и в самом храме. Самая известная статуя – это статуя Зевса Олимпийского, автором которой является Фидий. Статуя не дошла до наших дней (она погибла в пожаре), однако стиль, в котором она выполнена, заметно повлиял на последующее искусство. Даже в современном мире используются приёмы, выделенные Фидием. Так, в центральном музее в Пхеньяне (Северная Корея) статуя вождя Ким Ир Сена выполнена в похожем стиле и расположена в таком же порядке, как и статуя Зевса Олимпийского.

Важно обратить внимание на то, что к мифам в Древней Греции относились как к объективной реальности, которую не следовало ставить под сомнение. Человек, публично усомнившийся в истинности мифических богов, мог быть обвинён в кощунстве и казнён по решению суда. Неудивительно, что многие античные философы за свои взгляды были изгнаны из своих полисов или казнены. О твёрдости веры в истинность мифической реальности свидетельствует даже то, что понятие logos древними греками употреблялось в значении пустословия, лести или лжи, в то время как слово mythos употреблялось в значении правдивого рассказа. Софисты стали использовать слово logos в формальном контексте искусства слова, и лишь Сократ был первым мыслителем, осознанно попытавшимся увидеть в логосе истинное содержание, находящееся во внутреннем мире человека и в природе в целом.

 

 

Представления об отношениях между богами, людьми и законом

Среди наиболее важных явлений греческой культуры выделим идею противостояния богов и людей. Сами по себе античные боги схожи с людьми, на что указывают такие черты мифологического мировоззрения, как антропо- и социоморфизм. Однако, как пишет Н. Бердяев, «…греческая религия была безнадёжна, в ней нет спасения; она была апофеозом могущественных сил природы и обожествлением слабых сил человеческих». Эти-то человеческие силы и были противопоставлены силам мифических богов. Данная мысль чётко прослеживается в «Одиссее» Гомера. Главные герои этого произведения фактически противопоставляют себя богам, их воле. Одиссей самостоятельно борется с врагами даже в тех ситуациях, когда те по своей физической природе сильнее человека. Одиссей, как правило, не обращаясь к помощи богов, собственными силами побеждает недругов.

Безусловно, греками признавалось бессмертие и сила богов, однако считалось, что человек сам ответственен за свои поступки и самостоятельно решает свою судьбу. Так, боги не смогли действенно вмешаться в судьбу, например, Одиссея, Геракла. Вместе с тем надо обратить внимание и на другое произведение древнегреческой литературы – «Эдип», в котором показано то, что человек живёт согласно определённым законам. В случае их нарушения он неизбежно страдает. Эдип был ослеплён и лишён богами разума, что подчеркнуло подчинённость человека законам, познание некоторых из которых выходит за пределы формальной логики. Человек несёт ответственность за свои действия, а если они преступные, то за ними обязательно последует наказание. Наказание может быть законодательным, то есть логически объяснимым, но может основываться на неестественных силах – в любом случае – наказание будет.

 

 

Идея второй природы

Главным объектом философского исследования в Древней Греции была естественная природа. Уровень самосознания человека был невысоким. Индивид ещё всецело принадлежал общине, полису, государству. Так, ни в древнегреческом, ни в латинском языках не было слова, переводимого как личность. Вместе с тем в древнегреческой мысли сложилось представление о второй природе, отождествляемой с результатами деятельности человека. Понятие второй природы введено Демокритом. Мыслитель подчёркивает, что человек является одновременно частью первой естественной природы и частью второй природы, которую создаёт сам. Таким образом, в древнегреческой культуре сложилась идея того, что среда человека определяется не только естественными условиями, но и самим человеком, способным вмешиваться в жизнь природы. Однако зачастую обе природы противоречат друг другу, а путём решения этого противоречия является развитие моральных качеств человека.

Всё же важно учесть то, что сами качества морали, точнее говоря, этические качества (поскольку слово этика греческого происхождения), формировались не в ходе субъективного осмысления собственной индивидуальности, а в процессе переживания своей связи с обществом. Так, понятие айдос – переводится как стыд. Однако айдос предполагает не столько индивидуальное отношение к собственному поступку, сколько отношение к поступку со стороны общества. Айдос – это наиболее оперативный механизм, позволяющий обществу оценить поступки человека сообразно их общественному значению. Айдос произрастает из совместной жизни людей и обнаруживается только в связи с окружающей социальной средой.

Разумеется, самого понятия культура в античном мире не существовало. Наиболее близким к этому понятию было понятие пайдейи. Пайдейя выражает руководство к изменению человеческого существа.

В целом же в античной философии утвердилось убеждение, согласно которому культура отчуждает человека от природы. Сама же культура основывается на вере человека в своё высшее духовное предназначение и на стремлении к духовно-нравственному совершенству. Так, Сократ, Платон полагали, что духовные качества человека являются её определяющим началом.

 

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 392. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия