Студопедия — ВОЗНИКАЮЩИХ В СИТУАЦИИ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВОЗНИКАЮЩИХ В СИТУАЦИИ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ






Форма совместной деятельности Психологическая функция
1. Введение в дея­тельность   Обеспечивает личную включенность в новые учебные задачи на основе актуализации смыслов и целей, адекват­ных формируемой деятельности. Создание единого смы­слового поля: начальное смысле- и целеобразование
2. Разделенные (ме­жду педагогом и уче­ником) действия   Вовлекает ученика в посильное осуществление опера­ционально-исполнительной стороны решения и в выпол­нение некоторых, доступных для обучаемого действий, необходимых для достижения результата - получение продукта деятельности (участие педагога в регуляции всех компонентов деятельности максимальное)
3. Имитируемые дей­ствия   Продвигает учеников к совместному поиску путей ре­шения задач, к большей инициативе в ориентировочно-исследовательской и операционно-исполнительной сфе­рах, ведущих к достижению продуктивного результата
4. Поддержание дей­ствия   Расширяет инициативу учеников, включая сферу кон­троля, оценки процессов и результатов решения, и ставит перед выбором выдвигаемых учителем целей и определе­нием смыслов продуктивных задач (участие педагога ог­раничивается лишь поощрением и помощью в некоторых операциях контроля)
5. Саморегулируемые действия   Направлена на достижение учениками взаимо- и само­контроля по отношению ко всем компонентам деятельно­сти, связанной с решением задач, включая и целеполагание, однако в рамках заданного ранее учителем спектра задач
6. Самопобуждаемые действия   Выдвижение, обсуждение и принятие учениками новых це­лей, осознанное целеполагание, а также редукция внешних и процессуальных форм контроля за достижением результатов
7. Самоорганизуемые действия   Выдвижение и опробование новых способов и стратегий конструктивного сотрудничества, расширение спектра об­щения и межличностных отношений между всеми участ­никами решения продуктивных и творческих задач, актив­ное изменение позиций участников во взаимодействиях
8. Партнерство   Переход к качественно новым отношениям с педагогом и сверстниками на основе самоорганизации всех компонентов в структуре творческой деятельности и взаимодействий - орга­низационно-исполнительных, контрольно-оценочных, интел­лектуально-коммуникативных и мотивационно-смысловых

[58]

По мере продвижения от внешних практических форм взаимодейст­вий и переходу к диалогу участников происходит становление внутрен­ней регуляции интеллектуальных, коммуникативных и мотивационных компонентов формируемой деятельности и взаимодействий. Изменяют­ся уровень самоорганизации, способы понимания ситуации и способы взаимодействия и общения, возрастает свобода обучаемых, их готов­ность не только к принятию, но и к переформулированию целей и смы­слов деятельности, к выдвижению новых смыслов и целей. Из ведомого обучаемый превращается в ведущего инициативного партнера. Готовность и способность к партнерству со сверстниками и со старшими вы­ступают как показатель высшей, развитой формы самоорганизации личности в данной ситуации.

Общая психологическая функция системы форм совместной учеб­ной деятельности - выращивание индивидуальности, ее кристаллизация и индивидуализация в многообразных ситуациях взаимодействия, что ведет к самоорганизации, автономности личности. Наделяет личность не рефлекторной, ситуативной и в конечном счете конформистской ак­тивностью, но активностью иной природы: пропущенной через призму отражений себя в других, самоидентификации, активности осмысленно продуктивной. Взаимосвязь, с одной стороны, уровней самоорганиза­ции осваиваемой деятельности в ходе решения задач, возрастающих по степени креативности и социальной значимостию продукта, с другой -с процессами перестройки и изменения многообразных форм сотрудни­чества и составляет центральную движущую, развивающую основу си­туации инновационного обучения.

Проектирование и организация ситуаций совместной продуктивной деятельности как одно из направлений стратегии инновационного обу­чения глубоко преобразует процесс учения. По своей психологической роли учение превращается в процесс становления продуктивности лич­ности. "Продуктивность означает, что человек ощущает сам себя в ка­честве преобразователя своих сил и в качестве действующей силы; что он ощущает единство со своими силами и они не отчуждены от него, важнейшим предметом продуктивности является сам человек" [32, с. 190].

В этой ситуации становление продуктивной, творческой личности происходит, конечно, не только на полюсе учеников. Учебное сотвор­чество и сотрудничество столь же продуктивно и для личности препо­давателя. Изживается центрирование позиции его личности на самом по себе предметном содержании учебной дисциплины, структурирование дисциплинарных знаний становится средством и посредником продук­тивных взаимодействий с учениками, основой соразвития, сотворчест­ва. Изменение этих приоритетов в методической работе способствует' новому восприятию самого научного знания - учебная дисциплина [59] осмысливается в более широком гуманитарном контексте, что позволяет преподавателю открывать и разрабатывать новые междисциплинарные проблемы, т.е. стимулирует творческую мысль, выходящую далеко за пределы его дисциплинарного знания. В свою очередь он получает воз­можность творчески расширять границы своей педагогической практи­ки, которая становится пространством дальнейшего развития его науч­ных и методических идей.

Так это происходило с С.М. Эйзенштейном - не только кинорежис­сером, но и одним из создателей ВГИКа - первого в мире института для профессионального образования актеров, режиссеров и других деятелей киноискусства. Свою работу со студентами - будущими кинорежиссе­рами, которую он вел в режиме изначально совместного решения твор­ческой задачи (строка задания, обозначавшая содержание мизансцены) и определял как создание из разрозненной студенческой группы "мно­гоголового режиссера", Эйзенштейн описывал так: "Мы со студентами коллективно-дискуссионно проходили весь путь от формулировки строчки до воплощения в полный объем живой формы сценического события. И понятно - поэтапно. Пространственно. Игрово. Монтажно. Кадро-композиционно. В зависимости от задач того раздела, которым мы в данный момент заняты" [34, с. 15; 14]. Эта работа педагога у него сочеталась с напряженными исследованиями в области теории художе­ственного воздействия (выразительности). Структурирование предмет­ного содержания курса режиссуры в системе творческих заданий и про­дуктивные групповые взаимодействия со студентами служили практи­ческой лабораторией не только для развития его художественных идей, но и основой актуализации его творческой личности.

Синергетический эффект, неизменно рождаемый ситуацией совме­стного творчества педагога и учеников, прослеживается и во многих других случаях - как в специально моделируемых условиях организа­ции школьного (см., например, книгу Л.А. Коч [10; 15; 17; 31] и вузов­ского обучения (см. доклад Г.Г. Кравцова [24, т. II, с. 58-59]), так и в экспериментах, поставленных самой жизнью. Там, где ход событий сталкивает людей с проблемами, которые они не могут или затрудня­ются решить индивидуально. И тогда они приходят друг другу на помощь и, создав ситуацию сотрудничества и сотворчества, решают проблему, по­лучают новый невиданный результат, открывая одновременно новое и в себе самих, а именно - свою способность к соразвитию, коэволюции. Именно в этих ситуациях такая способность и дает о себе знать [16].

Психолог, педагог, методист лишь отлавливают эти жизненные си­туации, очищают их в своих моделях и аналитических теориях, усили­вают и тиражируют, делая не эпизодическими и случайными, а законо­мерными явлениями, например в практике образования. [60]

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 781. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия