Студопедия — Средства и отличительные черты методики. 2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Средства и отличительные черты методики. 2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей






2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей

Средства. В качестве средств воспитания двигательно-коорди­национных способностей могут быть использованы в принципе са­мые различные физические упражнения, если выполнение их объек­тивно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходится преодо­левать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия. Однако по мере того, как действие становится привычным и все больше закрепляется связанный с ним навык, оно становится все менее трудным в координационном отношении и потому все меньше стимулирует развитие координационных способностей. Но­визна, хотя бы частичная, необычность и обусловленные этим неординарные требования к координации движенийважнейшие критерии при выборе упражнений для эффективного воздействия на двигательно-координационные способности.

Особенно ценны в этом отношении безгранично разнообраз­ные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а также спортивных и подобных им подвижных игр. Материал гимнастики (прежде всего основной и спортивной, включая уп­ражнения без предметов и с предметами, художественную гим-


настику и гимнастику на снарядах, акробатику, а также и такие формы гимнастики, как ушу, и т.д.) позволяет с наибольшей планомерностью и постепенностью предъявлять бесконечно обнов­ляемый ряд заданий по искусному согласованию движений, объеди­нению их в самые разнообразные связки и комбинации. Игры же, отличающиеся высокодинамичной совокупностью двигатель­ных действий, непрерывно меняющихся в зависимости от вероятност­ной ситуации, позволяют предъявлять повышенные требования к целесообразному варьированию усвоенных форм двигательной ко­ординации, способности преобразовывать их и переключаться с одних точно координированных действий на другие. Отсюда понят­но, почему гимнастические и игровые упражнения наиболее широко применяются в качестве средств воспитания двигательно-координа-ционных способностей. Впрочем, ими, как следует из сказанного вначале, вовсе не исчерпывается вся совокупность пригодных для этого средств.

Основные методические линии и подходы. Воспитание двига-тельно-координационных способностей идет по двум основным лини­ям. Одна из них связана преимущественно с систематическим пополнением двигательного опыта занимающихся новыми форма­ми координации движений, другая — с преодолением координаци­онных трудностей, возникающих при необходимости гибко варьиро­вать привычные формы координации движений в условиях вне­запно меняющихся ситуаций.

Первая линия реализуется непосредственно в процессе разу­чивания новых двигательных действий путем последовательного решения двигательных задач, вытекающих из необходимости согла­сования движений и преодоления помех, которые возникают на начальных этапах формирования двигательных умений. Для стиму­лирования развития координационных способностей здесь имеет значение не столько факт научения действию, сколько достигаемая при этом степень мобилизации данных способностей. Разучивая все новые и новые координационно усложняющиеся двигательные дей­ствия, как бы упражняют саму способность координировать дви­жения, искусно строить и перестраивать их. Существенную роль в этом отношении играет, кроме прочего, преодоление интерферен­ции (отрицательного взаимовлияния) ранее закрепившихся и вновь формируемых способов координации движений. Систематическое ре­шение такого рода двигательных задач является одним из дейст­веннейших факторов развития координационных способностей (совсем не случайно, например, гимнастика включает множество упражнений, требующих преодоления интерференции навыков). Ка­ким бы богатым ни был фонд приобретенных двигательных уме­ний и навыков, в интересах неуклонного совершенствования коор­динационных способностей необходимо регулярно обновлять его. Иначе возникает своего рода координационный барьер (осо­бенно при постоянном закреплении относительно узкого круга раз приобретенных навыков), ограничивающий возможности совер­шенствования в двигательной деятельности.


Вместе с тем приходится учитывать, что время, которое может быть выделено на разучивание все новых форм двига­тельных действий, не безгранично. Оно довольно жестко лими­тируется общим режимом жизнедеятельности, и в частности усло­виями профессиональной и спортивной специализации. В связи с этим существенное значение имеет и вторая линия в методике вос­питания двигательно-координационных способностей, которая ха­рактеризуется введением фактора необычности при выполнении привычных действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений.

Методическое воплощение этой линии выражается в использо-вании главным образом следующих подходов и их сочетаний:

1) внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры действия или смена способа его выполнения;

2) предъявление новых координационных требований посредст­вом выполнения привычных действий в непривычных сочетаниях (комбинаторное варьирование);

3) изменение внешних условий, вынуждающее варьировать при­вычные формы координации движений.

Каждый из этих подходов может быть реализован во мно­жестве частных методических приемов. Некоторые из них приведены в качестве примеров в табл. 5.

Таблица 5







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 816. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия