Понимать знание.Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
مَنْ يُرِدْ اللَّهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِي الدِّين
«Кому Аллах желает добра, тому дает понимание в религии» [9] подтверждают, что настоящее благо заключается в понимании религии, что подразумевает знание догматов ислама (‘акаид), различных видов поклонения (‘ибадат), установлений шариата (ахкам) и норм нравственного поведения мусульманина (адаб). Значит, мягкость требуется так, как она проявляется в процессе требования знания, чтобы ты не требовал все сразу. Приведем пример. Кто-нибудь захочет изучать тафсир, пойдет и начнет читать тафсир ибн Джарира. Тафсир ибн Джарира – в нем собран весь тафсир. Этот человек захотел взять знание сразу. Но по сути своей ничего не возьмет. Начнет и закончит читать его. Если ты ему задашь вопрос, то он не сможет вспомнить, кроме как очень мало. Вспомнит то, что там прочитал что-то, в другом месте другое. Однако он не сможет передать тебе в должном виде. Значит, необходима последовательность. Последовательность – это Сунна, которой необходимо следовать. Также, если человек пойдет изучать хадис и сразу начнет с такой книги как Найлюль-Аутар или Фатх уль-Бари. Придет и скажет, что закончил первый том Фатх уль-Бари. Знай, что этот человек не возьмет знание в том виде, как его брали обладатели знания. Он всего лишь будет начитанным, просвещенным человеком. У него будут общие познания, однако у него не будет того знания, которое имеет твердую основу, посредством которого становятся учеными, если Аллах даст успех. Так же в фикхе. Если спросишь «что ты читал по фикху?», он ответит: «Это большие книги несколько томов». Будет правильно сказать, что этот человек не проявлял мягкость в процессе требования знаний. Пожелал взять знание оптом, в большом количестве за один раз. Ведь есть вопросы, которые иногда для ученых являются сложными. Однако начинающий требующий знание не должен пытаться читать от начала до конца. Несомненно, он нуждается в этих книгах, чтобы внести ясность в тот или иной вопрос. Однако не должен читая их считать за основу. Также требующий знания не должен в начале своего пути заниматься детальными разборами. Если в процессе требования знаний будет заниматься тонкими вопросами, то он забудет, так и не взяв знание. Так как его знание не имеет твердой и непоколебимой основы, посредством которой понимаются те детальные вопросы. Некоторые из нас идут на такие уроки, где все разбирают до мельчайших тонкостей. На этих уроках так и не заканчивают ту или иную книгу на протяжении долгих лет. И одну главу разбирают целыми месяцами. И эти люди думают, что вместе с этим они приобретают знание. Нет, это не является правильной методикой, так как тот, кто следовал этой методике, тот не проявил мягкость. А ведь Аллах сказал в Коране: «Однако будьте учеными раббани, ведь вы те, кто обучаете ниспосланному и изучаете его» (Сура аль-‘Имран 3: 79)Имам Бухари сказал: «Ученый раббани – тот, который воспитывает людей от маленького знания прежде большого. Это раббани как в учебе, так же и в преподавании, который воспитывает человека, делает человека лучше посредством маленького знания прежде большого». Честь учителю и требующему знания, что когда он преподает, понимает относительно того или иного вопроса. Однако в этом нет пользы для того, кого он обучает. Ведь он сразу предоставил обзору всё знание, которое он имеет. Или требующий знания подвергнет разбору то, что он узнал, а это окажется слишком детально. Воистину, ученые дают каждому столько, сколько нужно и не дают выше уровня слушающего. Значит, необходима мягкость. О чем и пойдет речь, когда будем объяснять последовательность в процессе требования знания. Третье [10]: Чтобы у требующего знания было постоянство в процессе требования знаний. Пускай посвятит знанию самое дорогое – свое время. Пускай не отводит для знания мертвое время, то время, когда его разум устал и ослабло его понимание. Это противоречие и не является правильным, что такое время делает тщетным[11]. 39 минута. 4-ая лекция – как проводить время. О необходимости бережливого отношения ко времени.
|