Студопедия — Задум, тема, факт (явища), гіпотеза, версія та ідея твору як щаблі творчого процесу в журналістиці: логіка та послідовність взаємодії між ними.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Задум, тема, факт (явища), гіпотеза, версія та ідея твору як щаблі творчого процесу в журналістиці: логіка та послідовність взаємодії між ними.






Идея – то, к чему призывает автор.

Придумать своего виртуального героя, который должен будет распространять какую-то информацию. Он должен будет в целом себя позиционировать.

Этапы реализации задумки журналиста:

1) Задумка идеи. Каждый журналистский материал начинается с поиска необходимого факта, события, ее фиксирования, которое тянет за собой отбор информации, ее сопоставление, анализ. Начинается этап журналистского творчества, который называется задумка. В психологии задумку делят на несколько этапов (стадий) – от 3 до 7, зависимо от автора и видов творческой деятельности. Если имеется ввиду научное исследование, то выделяются такие:

· Зарождение задумки;

· Процесс загромождения материала и обдумывание;

· Творческое озарение или собственное открытие;

· Проверка правдивости полученных результатов.

В искусстве выделяются 3 стадии:

· Зарождение задумки;

· Изучение необходимых материалов, документов, вызревание сюжета, образов;

· Воплощение задумки в материальную форму.

· Здоровега добавляет такой этап – доработка материала.

В публицистике выделяют такие этапы:

· Возникновение задумки,

· Процесс сбора информации, условно это формирование темы, концепции, предварительное ознакомление с жизненным явлением, встречи с людьми и т.д.

· Реализация задумки.

Некоторые исследователи выделяют в теории журналистики и такой этап, как социальное действие произведения, то есть практические и политические результаты. Этот этап выходит за границы собственно литературной работы, его используют с целью подтверждения действенности журналистики. Это был обязательный этап в советской журналистике.

Пути возникновения и реализации задумки зависят от разнообразности источников.

1. Первым элементарным источником является непосредственное впечатление от жизни: услышал, увидел, понравилось и т.д.

2. Вторым источником является общение с людьми.

3. Третьим – документ во всех его разновидностях: от политических заявлений, сообщений информагентств, интернета и исторических источников.

4. Четвертый источник – редакционная почта.

5. Пресс-конференции, встречи, заседания.

6. Личные контакты с компетентными людьми.

В отличие от искусства, литературы, где задумка имеет исключительно индивидуальный характер, в журналистике как коллективном виде творчества, задумка и тема являются результатом работы многих сотрудников редакции и, в том числе, руководства. Поэтому разнообразность задумок можно привести лишь к двум – редакционный заказ и свободное зарождение задумки. Возможный и комбинированный материал, когда редакционный заказ дополняется индивидуальным решением или, наоборот, приблизительная индивидуальная задумка находит четкую формулировку в редакционном заказе или плане.

2) Тема зарождается из задумки и представляет собой процесс более глубокого осмысления, заполнения дополнительной информации, фактами, мыслями. Тема может быть четко сформулирована в заказе редакции. Но в авторском сознании тема трансформируется, осваивается индивидуально. Большинство ученых трактует тему как то, о чем рассказывается в произведении. Некоторые считают темой главную мысль. М. Горький, российский фельетонист, отождествлял тему с идеей. Однако отмечал, что тема зарождается под впечатлениями и реализуется как неоформленная задумка, требующая реализации.

По определению Здоровеги тема литературного происхождения (литературное=журналистское) – определенный круг жизненных явлений и связанных с ним проблем.

Тема в информационных жанрах реализуется в системе новостей, и, по мнению Здоровеги, сходится с фактом. В аналитических произведениях в тему входит и затрагивание определенных проблем. Система последовательностей между задумкой, темой, концепцией и идеей зависит от индивидуальных интересов, от заказа редакции и т.д.

3) Концепция. После определения темы. Вызревания модели или схемы будущего произведения, появляется еще один необходимый компонент журналистского произведения – концепция (гипотеза, версия) журналистского текста. Аграновский: «тему можно сформулировать без доказательств, а концепция непременно содержит объяснение, доказательства, резоны. От задумки до темы – полшага, а до концепции – целый шаг». Можно утверждать, что концепция является своеобразной гипотезой, допущением, версией, возможной трактовки фактов, явлений. Можно провести параллель между версией или гипотезой в журналистике и в криминалистике. Это аналогия, а не отождествление, поскольку средства раскрытия версии существенно различаются возможностями, последствиями результатов, выводами.

На Западе популярно понятие «концептуальная публицистика», которая ориентируется на образованного читателя, способного осмыслить предложенные журналистом взгляды. Однако, и такая публицистика, даже у хвилини опанування читачем и самостоятельной оценки материала не лишена манипуляционных приемов. Даже в такой публицистике факты и аргументы вкладываются в определенную концепцию, подгоняется под нее.

4) Идея. По Здоровеге, идея – это главная мысль литературного, творческого или публицистического произведения. Зависимо от природы произведения, идея имеет свои способы выражения.

Идея в художественном тексте вытекает из системы образов, картин или описаний со всего текста. Ее найти непросто, иногда приходится упростить текст до схемы, чтоб понять мотивацию персонажа. Или, наоборот, опустить определенные детали, обратив внимание на финал произведения.

В научном тексте идея выражена вербально, в форме выводов, определений, схем, формулах.

В публицистическом тексте выражение идеи имеет определенные особенности. Идея выражается в понятийной, иногда в образно-понятийной, форме в выводе. В отличие от художественного, идея в публицистике формулируется логично и четко, не двузначно. Даже в публицистических жанрах (памфлете, фельетоне и т.д.) идея воплощается в конкретной ситуации, системе образов, но формулируется самим автором. Характерной особенностью является то, что она ненавязчиво, посредственно подталкивает к формированию взглядов, установок к действию, поступков социального действия. В публицистических жанрах идея не скрыта.

8. Природа факту в журналістиці: класифікація фактів, співвідношення з коментарем.

Факт является неразрывно связанным с процессом общения, поскольку именно в нем происходит познание. Общение – это живой процесс обмена информации. В масштабах общества общение – это постоянная циркуляция сообщений, знаний.

Информация связана с понятием факта. Информацию трактуют по-разному. Ее длительное время понимали как сообщение о событиях и фактах. И поэтому в журналистике и сейчас информацией называют элементарные сообщения, в большинстве своем, некомментированные. С появлением кибернетики определение информации стало универсальным и трактуется как мера организованности любой системы. Информация – обозначение содержания, полученного с внешнего мира в процессе нашего присоединения к нему и присоединения к нему наших чувств.

В ЗУИ подается такое определение информации. «Под информацией этот закон понимает документированные или публично оглашенные ведомости о событиях или явлениях, которые происходят в обществе, государстве и окружающей природной среды».

Факт (от лат. Factum – «сделанное») означает сделанное или настоящее событие; то, что реально произошло. Фактом может выступать суждения, мысли или любым другим способом зафиксированная реальность. В первом случае (событие) речь идет о реальном факте, а в другом (суждения, мысли) – об отображенном факте.

Типология фактов. В современной науке различают (в зависимости от количества) единичные и системные факты. Касаются одного вопроса. Чаще всего группу фактов изучает статистика. Под статистикой принято понимать типичные сведенные числовые характеристики, которые основываются на специально организованном массовом наблюдении определенных физических, экономических, культурных, политических и других явлениях.

ЗУИ выделяет статистику как отдельный самостоятельный вид информации. Ст. 19 ЗУИ «Статистическая информация – это официально задокументированная информация, которая дает количественную характеристику событий и явлений, происходящих в экономической, социальной и других сферах жизни».

В журналистике выделяются:

1) Эмпирические факты;

2) Статистические факты;

3) Научные факты;

4) Художественные факты.

Эмпирические – пришел, увидел, узнал.

Научные – факты, изученные наукой, осмысленные по научной методике.

Художественные – факты с художественным обобщением (картина, типичный характер). Творец изучает огромное количество фактов и воплощает их в одном обобщенном образе. По роли фактов в журналистике их можно поделить на 2 группы:

1) Событийная информация. В ней факт играет самостоятельную роль, и является самоцелью.

2) Обобщающие (аналитические, концептуальные материалы). В них факты играют роль аргументов и служат для доказательства определенной мысли.

В журналистике существует несколько причин искажения фактов:

1) Невнимание; Не сосредоточенность журналиста;

2) Технические неточности;

3) Некомпетентность;

4) Неумение разобраться в сложных вещах;

5) Ненадежные источники информации;

6) Ошибки логичного мышления. Суть их лежит в том, что объект, о котором пишет автор, ему хорошо известен. Логика и последовательность развития событий предусмотрены, и поэтому журналист считает лишним еще раз проверить фабулу события, руководствуясь только логикой.

7) Чрезмерность субъективизма. Неумение и нежелание отделить факт от комментария.

В украинской журналистике выдвигается тезис профессора Чекмышева о факте как отдельный жанр в журналистике. Он мотивируется тем, что в советской журналистике этот жанр отсутствовал, в то время, как в европейских школах журналистики, в том силе в центре подготовки и усовершенствования журналистов (Париж), факт рассматривается как отдельный жанр.

«Факт – лаконичный информационный жанр, объемом 3-4 коротких предложений для прессы, или нескольких фраз на радио, ТВ. Он отвечает на вопросы: кто? Что? Что сделал? Где? Когда? Каким образом? Факт призван оперативно представить массовой аудитории информацию об интересной новости или событии. В печатных СМК он не имеет заголовка, не содержит ни одного элемента персонификаций, авторских оценок и комментариев. Он используется в радио-журналистике, теле-журналистике, прессе, журналистике информагентств, в интернет-журналистике, в изобразительной журналистике, в мультимедийной и интерактивной журналистике. Требования:

1) Ответ на вышеуказанный вопрос;

2) Первая фраза факта должна максимально ясно содержать суть сообщения; Она должна быть составлена из 2-4 слов. В ней должны содержаться ключевые слова (2-3 слова).

Их можно выделить графически на полосе, тогда они играют роль «утопленного» (скрытого) заголовка. Аналогом такого заголовка в других газетных жанрах (корреспонденция, отчет, интервью, статья) является лид или врез, который также выделяется полужирным шрифтом.

3) Факт требует максимальной простоты и лаконичности изложения.

4) В факте отсутствует авторское «Я».

5) Отсутствуют собственные оценки и комментарии.

6) Тональность факта принципиально нейтральная.

7) Способ подачи факта – максимально объективный.

Информационный повод для факта – событие, новость, которая делает ее ценной в СМК. Этот информационный повод может стать поводом не только для факта, а и для других жанров.

Правовые основы:

1) В факте может содержаться лишь точно проверенная информация.

2) Поскольку факт не имеет заголовка, следует обратить внимание на формулировку первой фразы, которая не должна содержать элементов посредственного комментария или оценки.

3) В факте следует избегать чрезмерной детализации, особенно если речь идет о катастрофе, аварии, которые повлекли за собой человеческие жертвы.

4) Особенно точно должны быть проверены фамилии, собственные имена, наименования продукции или товаров, цифровые данные и пр.

В использовании факта действует правило приближения интересов и «пирамиды».

Правило приближения интересов по Чекмышеву: время, расстояние, чувства (эмоциональное приближение), индивидуальные специфические интересы, популярность, редкостность.

Особенностью факта на радио является то, что основное сообщение о факте состоит из 4-6 слов и чаще подается как история.

На ТВ сообщение из 4-6 слов сопровождается видео-рядом и звучит на его фоне. При этом в виде видео-ряда может быть элемент студийной заставки, которая иллюстрирует или отражает суть события и облегчает восприятие. Другим видеорядом может служить непосредственное описание места события.

В отличие от классического репортажа, факт на телевидении не содержит отбитков и микширования, не предусматривает монтаж видео-ряда. Это пара кадров в картинке.

9. Аргументація та полеміка в журналістиці.

Доказ і переконування - процес постійного духовного спілкування між людьми в ході буденного і практичного життя, виховання, навчання, обміну найрізноманітнішою інформацією, наукової і, зрозуміло, журналістської діяльності. Доведення певної істини, переконування інших громадян у правильності того чи іншого судження, погляду такі ж давні, як суспільство. Доказ, доведення - суто логічний процес. Доведення - це розкриття відповідності певного судження тому, що є в реальній дійсності.

Мета будь-якого пізнання - наближення до істини, тобто більш чи менш адекватного відображення у свідомості людини явищ і процесів природи, суспільства і самого мислення.

Процес будь-якого спілкування, зокрема й масової комунікації, - це пізнання того, що відбувається довкола нас на рівні подій і фактів, на рівні їх тлумачення, а також більш чи менш глибокого оперативного аналізу.

Окрім понять доведення, переконування, в науці і практиці використо-вується поняття аргументації.

Аргументація - особливий тип судження. Це спосіб судження, у процесі якого висувається певне положення як теза, яку необхідно довести. Розглядаються докази щодо істинності певного до-ведення і можливих протилежних доказів. Дається оцінка обгрунтуванню і тезі доведення, як і обґрунтуванню і тезі спростування. Крім того, заперечується антитеза, тобто теза опонента. Доводячи тезу, автор тим са-мим формує переконання в істинності тези і неістинності антитези. У процесі аргументації обґрунтовується доцільність прийняття тези з метою ви-роблення активної життєвої позиції та реалізації відповідних програм і дій".

Метою доведення є виявлення істинності тези, а метою аргументації - ще й обґрунтування доцільності прийняття цієї тези, роз-криття її важливого значення у певній життєвій ситуації. Та й сам аргумент трактується ширше, ніж у теорії доведення, він різноманітніший, багатший.

У працях з логіки називають такі головні види аргументів:

1. Достовірні одиничні факти;

2. Визначення як аргумент доказу;

3. Аксіоми - судження, які приймаються як аргументи без доказу;

4. Закони і теореми.

Найголовніша вимога до аргументу - його істинність. Аргументом може бути лише таке судження, істинність якого уже доведена, незалежно від певного конкретного доказу. Аргументом не може бути судження, яке потребує доведення.

9. Людина і соціум як предмет уваги журналістики: конфлікт, проблема і сюжет у журналістському творі.

Отже, ще на стадії виношування задуму, створення концепції, збору інформації, формування публіцистичної ідеї неодмінно постає питання про компонування майбутнього твору. З теорії відомо, що композиція (від лат. сотроsitiо - складати, створювати, поєднувати, компонувати) - це зумовлена задумом, змістом побудова літературного твору, поєднання частин, компонентів, їх гармонія, співвідношення.

Однак розуміння того, що таке композиція твору, ще не означає вміння практично втілювати задум у відповідну форму, об'єднувати епізоди, факти, події у єдине ціле. Матеріал чинить опір, не піддається систематизації, не вкладається ні у визначений розмір, ні у вибрану форму викладу. Тут автор переживає чи не найбільші труднощі.

Найпершою передумовою довершеності журналістського твору є таке входження у зібраний фактаж, коли автор здатний охопити всі факти, що пов'язані з темою, піднятись над ними, тримати їх усіх у голові, без жодних записів.

Твір буде струнким, якщо матиме серцевину, те головне, довкола чого групується похідне, часткове, менш важливе. Факт є композиційним центром замітки. Довкола нього групуються подробиці, частковості, загальне тло.

Складнішою є композиція творів, які можна віднести до художньо-публіцистичних жанрів - есе, нарису, фейлетону. Крім аналізу фактів та явищ, проблеми розкриваються через людей, шляхом образного відтво-рення і узагальнення дійсності. А це неможливо без розгляду життєвих суперечностей, без відображення конфліктів.

Конфлікт у журналістському творі - це відображення, зазвичай, документованих, реальних суперечностей життя.

На відміну від художнього твору, для якого характерне узагальнене відтворення, у журналістському суперечності об'єктивної дійсності відтворюються безпосередньо.

Людська натура така, що, прагнучи уникати конфліктів у власному бутті, людина цікавиться творами журналістики, літератури, в яких зображуються гострі суперечності.

Конфлікт зумовлює запитання, проблему, якщо це не елементарне повідомлення про факт, подію. Пошук відповіді на питання, поставлене самим життям, змушує журналіста до роздумів, щоб переконати читача у правильності своєї позиції.

Якщо у художньому творі конфлікт реалізується у сюжеті, тобто у системі подій, взаємин між персонажами, розкритті їхніх характерів у дії та вчинках, то у журналістському творі реальна життєва суперечність розкривається переважно за допомогою логіки понять.

Конфлікт журналістського твору - це нерідко суперечність між тим чи іншим життєвим явищем і позицією автора. Такий конфлікт лежить в основі статті, огляду, навіть рецензії. Автор може заперечувати відтворювані явища як негативні.

Сюжет - це система відтворених чи створених уявою художника подій, взаємин між персонажами, розкриття їхніх характерів у вчинках, поведінці. Паралельно вживається термін фабула - поданий у причинно-часовій послідовності ланцюг подій, пригод, випадків. Фабулу ще визначають як хронологічне розгортаная подій і думок. Іноді навіть ведуть мову про фабулу статті чи рецензії, маючи на увазі об'єднання в нерозривне ціле подій і думок.

І все ж термін "сюжет" досить міцно увійшов у журналістську практику. По-перше, у частині журналістських творів наявний сюжет або елементи сюжету.

По-друге, термін "сюжет" міцно закріпився у практиці телебачення. Тут під сюжетом прийнято розуміти короткі подієві репортажі.

Структурні компоненти журналистського твору, характерні елементи. Насамперед це повідомлення про факти, події. Також їх описи, словесні чи телевізійні відтворення баченого, почутого. Це можуть бути цифри, статистичні дані, а також епізоди, сцени. У журналістському творі органічно поєднуються певні описи подій, екскурси в минуле, а також відтворення картин природи, обстановки.

Всі структурні елементи підпорядковані художній доцільності. Досконалий композиційно твір матимемо тоді, коли з нього без шкоди для змісту не можна буде вилучити жодного епізоду, жодного факту, думки.

Композиція твору визріває, формується у процесі виношування задуму, збору і систематизації матеріалу.

У більшості журналістських творів можна стверджувати про фабулу як про послідовне розгортання епізодів, описів, думок, подій







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 841. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия