Студопедия — ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ВОСПИТАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ВОСПИТАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ






Обучение ребенка движениям осуществляются в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навы­ков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку.

Нервная система играет важнейшую роль в формировании дви­гательных навыков. Исследования, выполненные под руководством П.К.Анохина, показали, что некоторые действия ребенка жестко запрограммированы и запускаются как автоматическая последова­тельность; другие — вариабельные и видоизменяются в процессе Реализации. Нервные центры, находящиеся на разных эволюцион­ных уровнях, но предназначенные для выполнения одного и того Же действия, созревают почти одновременно. Центры, организую-


щие одну и ту же функцию, объединяются в функциональную систему. В этом заключается принцип системогенеза, сформулиро­ванный П.К.Анохиным: для каждой функциональной системы есть свои сроки созревания, поэтому участки мозга, находящиеся на одном уровне, могут созревать неодновременно, если они отно­сятся к различным функциональным системам.

В любом действии можно выделить три функциональных компо­нента: ориентировочный, собственно исполнительный и контрольный. Они тесно между собой связаны и представлены одновременно в процессе выполнения действия. Объединяет их «функциональная си­стема поведенческого акта» [25, с. 130]. Под этим подразумевается целостная совокупность функциональных механизмов и процессов, которая складывается в ходе и в результате построения действия при ведущей роли высших отделов центральной нервной системы и обес­печивает консолидацию всех систем организма, участвующих в его осуществлении (в том числе физиологических механизмов програм­мирования действия, эффекторных и обратных связей в управле­нии движениями, систем сличения параметров действия с задан­ной программой, выявления рассогласований и коррекции действия).

Эффективность обучения двигательным действиям зависит от того, насколько соблюдается в нем объективная последователь­ность действия и соответствующих компонентов функциональной системы в целом.

При формировании двигательного действия возникает первона­чальное двигательное умение. Оно представляет собой действие, не доведенное до значительной степени автоматизации.

Для выработки первоначального умения характерно наличие следующих факторов:

— постоянная концентрация внимания в процессе действия;

— относительно невысокая степень участия двигательных авто­матизмов в управлении движением;

— относительная изменчивость техники движений, а иногда и нарушение ее;

— маловыраженная слитность движений и обусловленная этим растянутость их во времени.

Двигательные умения и двигательный навык являются после­довательными ситуациями на пути формирования двигательного действия. В результате неоднократного повторения двигательное умение автоматизируется и превращается в двигательный навык.

Двигательный навык — одна из форм двигательных действий ребенка. На основе знаний и опыта он приобретает умение выпол­нять то или иное двигательное действие, научается практическим способам и приемам его применения. При неоднократных повто­рениях умение переходит в навык. Двигательный навык представ-


ляет собой такие формы двигательных действий ребенка, которые характеризуются явлениями автоматизации и приобретаются в ре­зультате обучения или жизненной практики. Таким образом, дви­гательный навык — автоматизированная форма приобретенного двигательного действия. Автоматизированное действие — «осознан­но по слову» (А. И. Пуни), т.е. ребенок должен объяснить последо­вательность выполняемого упражнения. Эту способность он при­обретает при правильном методическом обучении в старшем до­школьном возрасте. Навык возникает на основе умения и вместе с тем сам является основой для возникновения новых умений.

Значительный вклад в понимание формирования двигательных навыков в процессе обучения внесли теоретические исследования Н. А. Бернштейна. Он доказал: под воздействием двигательных дей­ствий организм делается сильнее, выносливее, ловчее, искуснее. Это свойство организма назвали упражняемостью. Повторения дви­гательных упражнений нужны для того, чтобы раз за разом, каж­дый раз все удачнее, решать поставленную двигательную задачу и тем самым доискиваться наилучших способов ее решения. Повтор­ные решения этой задачи нужны еще и потому, что в естествен­ных условиях внешние обстоятельства не бывают в точности оди­наковыми, так же как и сам ход решения двигательной задачи не повторяется дважды подряд одинаково. Всякое повторение движе­ния, по мнению Н. А. Бернштейна, «есть повторение без повторе­ния». Ребенку необходимо набраться опыта по разнообразно видо­измененной двигательной задаче, поставленной перед ним, и ее внешнему окружению, и, прежде всего, по всему разнообразию

|

тех впечатлений, с помощью которых совершаются сенсорные кор­рекции данного движения. Это необходимо для того, чтобы при-■ способиться даже к незначительному и неожиданному изменению обстановки или самой двигательной задачи. В становлении двигательного навыка важнейшую роль играет нервная система. Для выработки двигательного навыка мозг нуж­дается в довольно долгвм упражнении.

Из-за огромного избытка степеней свободы движений ребенка никакие двигательные импульсы к мышцам, как бы точны они ни были, не могут сами по себе обеспечить правильного движения согласно его желанию. Изменение условий выполнения движения возможно только при включении механизма сенсорной коррек­ции. Чтобы испытать все ощущения, которые лягут в основу изу­чаемого движения, и подготовить основу для сенсорной коррек­ции, необходимо неоднократное повторение двигательного дей­ствия.

Построение навыка — это смысловое цепное действие, в кото-Ром нельзя пропускать ни одного звена. Формирование двигатель-


ного навыка находится под контролем нервной системы и пред­ставлены в ней многоуровневой системой управления двигатель­ным действием. Любой двигательный акт может быть построен толь­ко благодаря строгой иерархии уровней мозга. Всего насчитывает­ся пять уровней: «А», «В», «С», «Д», «Е» [26]. Каждый из уровней имеет собственную обслуживающую бригаду органов чувств (эф-ферентов).

Уровень первый — «А»: «Вы в тонусе». Уровень «А» — самый первый и самый нижний. Деятельность каждого уровня связана с определенными отделами нервной системы. Для уровня «А» — это часть спинного мозга, самые нижние отделы мозжечка и все рас­полагающиеся там нервные центры — ядра. Уровень «А» регулиру­ет мышечный тонус (готовность мышц и нервов, снабжающих их, принять и эффективно исполнить команду-импульс из центра), что важно для формирования поддержания тела. На этом уровне осуществляются непроизвольные действия дрожательных движе­ний — дрожь от холода или при повышении температуры; нервная дрожь от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука, луча света и т.д.

Уровень «А» руководит построением и некоторых произволь­ных действий: вибрационно-ритмические действия (например, об­махивание веером); принятие и удержание определенной позы, в том числе осанки ребенка. При красивой осанке — голова припод­нята, корпус выпрямлен, движения свободны. Регулировка пла­стического мышечного тонуса, осуществляемая уровнем «А», во многом зависит от шейно-тонического рефлекса (положения го­ловы и шеи).

Уровень второй — «В»: движения-штамп. Это уровень содруже­ственных движений и стандартных штампов. Он очень важен, так как руководит «локомоторным» механизмом, оснащенным четырь­мя конечностями-движителями. Анатомически уровень «В» обес­печивается самыми крупными подкорковыми ядрами. Этот уро­вень перерабатывает и посылает в мозг информацию о величине суставных углов, о скорости перемещения в суставах, о силе и направлении давления на мышцы и глубокие ткани конечностей и туловища.

Уровень «В» обеспечивает точность воспроизведения движения. Ритмичное, качательное движение, например движение руки при ходьбе, точно повторяет предыдущее, в результате как бы штам­пуются одинаковые действия. Поэтому уровень «В» называется уров­нем штампов, настолько точны повторяемые на этом уровне дви­жения.

Уровень «В» определяет три важнейших качества, необходимых для построения движений:


 

1) вовлечение в работу десятков мышц, осуществляющих дви­жение;

2) способность стройно и налаженно вести движение во времени;

3) вытекающее из предыдущего — способность к чеканной по­вторяемости движений не только по времени, но и по рисунку действия.

Человеку необходимо «штамповать» движения, иначе все ог­ромное богатство мышечных действий пришло бы в хаотическое, неуправляемое состояние. Движения-штампы необходимы еще и потому, что они осуществляются без участия сознания, тем самым освобождая мозговые системы для разнообразной деятельности.

Уровень «В» самостоятельно руководит немногими действия­ми, не связанными с окружающим пространством. Он получает в основном сведения о действиях своего собственного тела: это не­произвольное движение потягивания после сна, двигательные про­явления эмоций, в том числе гримасы на лице (по выражению лица, некоторым движениям корпуса, рук, плеч можно опреде­лить эмоциональное состояние ребенка), наклоны, изгибы тела, разнообразные ритмические движения, в том числе и некоторые танцевальные.

Поскольку уровень «В» не связан с вестибулярной системой (с органами равновесия, мозжечком) и имеет слабые связи со зрени­ем и обонянием, он с готовностью берет на себя всю внутреннюю, «черновую» проработку сложного движения, осуществляемую в глу­бинах человеческого организма. Он как бы ведет внутреннюю коор­динационную подготовку ходьбы, бега, оформляя все действия этого множества содружественных движений: готовит рисунок ходьбы, основу движения рук и ног, без которой передвижение по любой плоскости — гладкой или неровной — будет невозможным. Но дела­ется это в отвлеченном виде, вне конкретной обстановки, хотя наша ходьба и совершается куда-то, по какой-то поверхности, мимо ка­ких-то препятствий, по неровностям, ступенькам, поворотам и т.д. И тем не менее эти обстоятельства недоступны уровню «В». Их учи­тывает при ходьбе и преодолевает следующий уровень — уровень «С».

Уровень третий — «С»: человек и пространство. Этот уровень Н.А.Бернштейн называл уровнем пространственного поля и счи­тал одним из самых ответственных в построении движений. В отли­чие от предыдущих уровней уровень «С» имеет ряд важнейших от­личительных черт.

Во-первых, он связан с внешним миром. Теснейшие взаимоот­ношения с ним — важнейшее качество уровня «С».

Во-вторых, на уровень «С» уже работают и телерецепторы, и в Первую очередь зрение, которое безгранично расширяет и увели­чивает объем и качество поступающей в организм информации.


Третьей особенностью пространственного поля является его несдвигаемость. Благодаря качественно переработанной инфор­мации, в которой отражается прошлый опыт (а малыш его при­обретает уже в колыбели), ребенок воспринимает неподвижность окружающего мира. Движения, совершаемые под руководством уровня «С», не содержат элементов повторяемости или чередо­вания.

Еще одним важнейшим свойством пространственного поля яв­ляется его метричность и геометричность. Тщательная оценка рас­стояний, размеров и форм предметов определяет важнейшее каче­ство таких действий ребенка, как меткость, точность, без чего неточные его действия не достигли бы цели.

Благодаря этим качествам уровень «С» руководит особо важны­ми движениями человеческого тела. Эти движения всегда «ведут откуда-то, куда-то и зачем-то». Они «несут, давят, тянут, берут, рвут, перебрасывают. Они имеют начало и конец, приступ и до­стижение, замах и бросок» [27], т.е. движения этого уровня имеют переместительный характер и обязательно приспосабливаются к пространству, в котором они протекают. Это качество — одно из важнейших для движений этого уровня, который поэтому и назы­вается «пространственным».

Н.А. Бернштейн отмечает, что предыдущий уровень «В» (лежа­щий ниже) конструирует ходьбу — сложнейший двигательный акт, в котором принимают участие десятки мышц и сочленений. Но эта ходьба остается отвлеченным, как бы «выставочным», макетом, с которым можно познакомиться и даже полюбоваться им. Но целе­сообразным действием ходьба станет только после того, когда в ее осуществление включится уровень «С». Тогда нога, шагающая по земле, «учтет» и приспособится ко всем неровностям и сложно­стям дороги, определится оптимальная длина шага и частота дви­жений, которые будут наиболее экономичны для пешехода. Если это будет ходьба по лестнице, то стопа будет наступать на край или середину ступеньки, а длина шага приспособится точно к рас­стоянию между двумя ступеньками. Если ступеньки окажутся не­ровными, выщербленными, то нога «постарается» обойти эти не­ровности или приспособиться к ним с наименьшим ущербом для шагающего человека.

Для уровня «С» характерна возможность варьировать действия без ущерба для точности движения. При этом обязательно достига­ется конечный результат. Для этого уровня характерна также вари­ативность и взаимозаменяемость двигательных компонентов, а так­же переключаемость движения с одного органа на другой (так, выучившись писать правой рукой, ребенок, в случае необходимо­сти, переносит этот навык и на левую руку).


При этом могут переключаться и сами приемы движений: до определенного предмета ребенок может пройти, пробежать, про­ползти, допрыгать на одной или двух ногах.

Уровню «С» присуще еще одно очень важное качество: способ­ность к модификации движений, т.е. поиск ребенком новых путей и возможностей в осуществлении незнакомых действий. Это каче­ство незаменимо в процессе обучения, в процессе создания ново­го двигательного навыка, нового умения.

Какие же самостоятельные движения осуществляются на уров­не «С»? Количество их настолько велико, что перечислить не­возможно. Н.А. Бернштейн выделяет лишь основные группы этих движений:

1) перемещение, передвижение всего тела в пространстве — ходьба, бег, лазание, ползание, плавание, ходьба по канату, на лыжах, на коньках, езда на велосипеде, гребля, прыжки вверх, в длину, в глубину, джигитовка;

2) «нелокомоторные» передвижения всего тела в пространстве — различные упражнения на гимнастических снарядах, акробатика;

3) движения — манипулирование с пространством — отдельных частей тела, чаще всего рук: прикосновения, указывающие жесты;

4) перемещение вещей в пространстве — схватывание, ловля движущегося предмета, перекладывание его, перенос, наматыва­ние, подъем тяжести и т.д.;

5) все баллистические движения — метание, игра в теннис и городки;

6) движения прицеливания — установочно-выжидательные дви­жения вратаря в футболе и хоккее;

7) подражательные и копирующие движения — срисовывание, изображение предмета или действия жестами, т.е. изобразитель­ная пантомима.

Уровень «С» играет важную роль в спортивных, акробатических видах движений. В нем мало трудовых движений, которые требуют осмысления действий. Трудовые действия совершаются на более высоких уровнях «Д» и,«Е». Таким образом, уровень «С» — это связующее звено между действиями, движениями и тем простран­ством, в котором живет и действует ребенок.

Уровень четвертый«Д»:регулирует действия, которые прису­щи исключительно человеку. Эти действия обеспечиваются обла­стью больших полушарий головного мозга.

Сложность уровня «Д» настолько велика, а знания о нем на­столько малы, что до настоящего времени выяснить все функции этого уровня не представляется возможным. В выполнении дви­жений уровня «Д» главное — смысловая сторона действия с пред­метом.


Органы чувств (зрение, осязание и т.п.) получают и передают в мозг все сведения о предмете и помогают определить, что имен­но и в какой последовательности можно и нужно делать с этим предметом. Важно, что уровнем «Д» оценивается не его размер, вес, цвет, а его топология — схема, объясняющая качественные соотношения отдельных частей предмета.

Принцип топологичности относится не только к самим пред­метам, но и к действиям, совершаемым на уровне «Д». Их осуще­ствление происходит по единой схеме (снять, завязать и т.д., хотя выполнение этих действий предполагает множество способов). Здесь важна не только очередность каждого из элементов действия, но и определенное время, затрачиваемое на отдельную операцию. По­лучающийся таким образом цепной процесс и обеспечивает смыс­ловое действие, например: надеть и застегнуть пальто, смазать лыжи мазью и т.п.

Именно уровень «Д» обеспечивает не просто перемещение пред­мета, а смысловое использование его с целью изменить окружаю­щую действительность, максимально приблизить ее к той модели «желаемого будущего», которую ребенок создает мысленно перед началом каждого действия.

Отличительное качество всех действий этого уровня — их высо­кий автоматизм, т.е. они выполняются без активного контроля со­знания, что, конечно, возможно лишь после многократных уп­ражнений и тренировок.

Другая важная особенность этого уровня связана с различием в действиях правой и левой рук. На всех уже перечисленных ранее уровнях эта разница была практически незаметной. И во время ходьбы, и при захватах любого предмета обе руки действуют оди­наково, и левая рука легко заменяет правую.

И только на уровне смысловых действий («Д») эта разница ста­новится решающей: письмо пишется правой рукой, ложка тянет­ся в рот правой рукой. Переучиться на работу левой рукой возмож­но, но очень и очень не просто и уж заведомо не быстро (у чело­века-левши — наоборот).

Теперь перечислим основные группы действий, определяемые столь высоким уровнем:

— первая группа объединяет движения с малым количеством автоматических действий: ощупывание, сравнивание и выбирание предмета, любые смысловые действия ребенка;

— вторая группа содержит действия, значительно подкреплен­ные уровнем «С», смысловые действия, протекающие в простран­стве; действия с участием уровня «В»; упражнения в ловкости рук;

— третья группа объединяет действия всех предыдущих групп, прежде всего это письмо и речь — движение губ и языка.


Наконец преобладание уровня «Д» проявляется при движении рук во время массажа и самомассажа. Таким образом, нет таких осмысленных действий, которыми бы не руководил уровень «Д».

Уровень пятый«Е»,находящийся еще выше предыдущего, создает мотив для двигательного акта и осуществляет его основ­ную смысловую коррекцию. Он окончательно приводит результат движения в соответствие с намерением, с той самой моделью, которую ребенок создал мысленно перед началом своего дей­ствия. Этот уровень помимо речи и письма руководит богатей­шим арсеналом хореографических, импровизационных и других смысловых действий, изучение и описание которых еще до кон­ца не раскрыто, но представляет собой увлекательнейшую об­ласть исследования. Понимание многоуровневой системы регуля­ции движений позволяет не только формировать, но и корректи­ровать двигательные навыки, выявлять нарушения и заболевания мозга, что ведет к решению важнейшей задачи оздоровления ре­бенка.

Однако управление движениями редко представлено каким-то одним уровнем. Чаще всего в двигательном действии участвуют 3—4 уровня.

В конечном итоге теория уровней построения движений может быть представлена следующим образом:

• уровень «А» — самый низкий и филогенетически очень важ­ный;

• «В» — уровень синергии (лишних движений). В нем перера­батываются сигналы от мышечно-суставных рецепторов, кото­рые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Он участвует в организации движений более высокого уровня: мимика, потягивание, ритмика и т.д.;

• «С» — уровень пространственного поля. Он отвечает за пере-местительные движения: ходьбу, бег, лазание и т.д.;

• «Д» — уровень предметных действий. Это церебрально-корко­вый уровень, который заведует организацией действий с предме­тами; являясь монопольным человеческим уровнем, он отражает не столько движения, сколько действия;

• «Е» — уровень интеллектуальных двигательных действий.
Любое выполнение движения, по мнению Н.А.Бернштейна,

есть индивидуализированное «повторение без повторения». Каж­дое движение ребенка — своеобразно. Оно несет в себе реализа­цию все новых и новых потенциальных двигательных возможно­стей детей, отражая вместе с тем и новый уровень их приспособи­тельных реакций. «Диалектика развития навыка как раз и состоит в том, что там, где есть развитие, там, значит, каждое следующее Исполнение лучше предыдущего, т.е. не повторяет его...» [27, с. 166].


Отсюда вытекает практическая постановка вопроса: «Как учить де­тей правильному движению, если метод многократного повторе­ния упражнений здесь неприемлем?» Ответ на этот вопрос мы на­ходим в трудах Н.А.Бернштейна, который полагал, что суть овла­дения навыками состоит не в «повторении и не в проторении дви­жения», а в совершенствовании многоуровневой системы постро­ения движений. «Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигатель­ной задачи, а процесс решения этой задачи, от раза к разу изменяя и улучшая средства» [27, с. 166].

На формирование гибкого навыка значительное влияние ока­зывают естественные условия его выполнения детьми в повсе­дневной деятельности, в организованных формах двигательной ак­тивности. При этом условия выполнения движения никогда не бы­вают одинаковыми, так же как и сам процесс решения двигатель­ных задач. Различно и функциональное, нервно-психическое со­стояние ребенка в каждый момент выполнения движения.

Формирование двигательного навыка представляет собой про­цесс создания динамического стереотипа при взаимодействии пер­вой и второй сигнальных систем с преобладающим значением вто­рой сигнальной нервной системы.

Образование двигательных навыков у ребенка имеет огромное значение. Они предоставляют ему возможность выполнения дви­жений с наименьшей затратой энергии и с наибольшим эффек­том, обеспечивают рациональное использование его двигательных способностей.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 603. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия