Студопедия — Боспорское царство и греческие колонии в Приазовьи и на Нижнем Дону.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Боспорское царство и греческие колонии в Приазовьи и на Нижнем Дону.






Интереснейшая эпоха греческой колонизации региона и влияние античной цивилизации и культуры подробным образом изучена историками и археологами Иловайским Д.И., Федосеевым Н.В., Шеловым-Коведяевым Ф.В., Шеловым Д.Б., Казаковой Л.М., Цечоевым В.К. и другими исследователями. Особый вклад в изучение этой проблемы в советский и постсоветский период, внесли сотрудники государственного археологического музея - заповедника «Танаис» во главе с В.Ф. Чесноком.

С VI века до н.э. Северное и Восточное Причерноморье и Приазовье привлекало выходцев из античных городов Малой Азии и Средиземноморья, основавших здесь немало, более 30-ти, городов-колоний и эмпорий, включая крупнейшие города: Ольвию, Херсонес (Корсунь в русской летописи, расположенную близ нынешнего Севастополя), Феодосию, Пантикапей, Гаргиппию, Фанагорию и, самый «северный» из них - Танаис.

Эти города были весьма крупными, экономически развитыми торговыми факториями и центрами эллинистической культуры. Торговля процветала на базе развитого земледелия, ремесел, рыболовства. В V в. до н.э. города-колонии объединились в Боспорское царство, в городах и округах которого проживало смешенное греческое и местное население. Политическим центром региона был Пантикапей, находившийся на берегу Керченского пролива (греки называли его Боспором Киммерийским) и являвшийся долгое время столицей Боспорского царства — единственного в Северном Причерноморье крупного государства в то время. Отличительной чертой жизни в причерноморских городах был высокий уровень материальной и духовной культуры. Благодаря археологии до нашего времени дошли шедевры античных ремесел, скульптуры, мозаики, литературы, описания быта, костюмов и одежды.

Первые греческие поселения на Нижнем Дону и в Приазовьи относятся к VII - VI в.в. до н.э. Так, на Таганрогском полуострове возникло поселение милетских купцов, появившееся в VI в. до н.э., в дельте Дона, в V в. до н.э., появляется греческая колония - Елизаветинское городище, а позже - сначала поселение, а позднее и город-полис Танаис, который просуществовал до начала Великого переселения народов. Подчиняясь царской власти, города сохраняли свою автономию - отголосок самостоятельных эллинских республик-полисов, откуда родом были первые колонисты. Боспорское царство, в состав которого входил и Танаис, являлось периферийным античным государством, и имело постоянные торговые и культурные связи с местным скифо-сарматским, аланским и меотским населением. Это, в итоге, привело к формированию уникальной смешанной синкретической культуры, отличительной чертой которой было заимствование культурно-бытовых элементов «эллинов», и местных «варваров»,их взаимное влияние.

Боспорские города объединяли общие экономические интересы, необходимость обеспечения свободы мореплавания и ведения согласованной политики в отношении беспокойных соседей. Этническая палитра их жителей представляла пестрое, яркое смешение боспорских греков и осевших на земле кочевых степняков. И все они осознавали себя полноправными гражданами своих городов-полисов.

Танаис был основан в III веке до н. э. греками Боспорского царства на высоком берегу Мертвого Донца, тогда практически соединявшегося с заливами Азовского моря. Меотийское озеро (Азовское море), куда впадает рукав Дона - Мертвый Донец, - тогда было совсем близко от города, и это, естественно, создавало благоприятные условия для развития морской торговли не только с Боспором, но и с другими городами материковой Греции и Малой Азии. В городе Танаисе, расположенном на пересечении морских и сухопутных торговых путей, который входил в состав Боспорского царства и подчинялся его наместнику - пресбевту, жили купцы и ремесленники, земледельцы и воины. Надписи на каменных плитах, найденных при раскопках, говорят о том, что население города было смешанным. Население города и ближайшей округи состояло на 45-50 % из греков, также в состав танаитов входили представители местных народов: скифов, сарматов, алан, меотов, которые впоследствии совместно управляли городом, фактически составив новую этносоциальную общность - танаитов. Греческие торговцы вывозили с берегов Дона рабов, красную рыбу, мед, шкуры животных. Привозили же сюда посуду, вино, масло, ювелирные изделия, одежду и оружие, постоянно шёл культурный взаимообмен.

Танаис имел собственное высокоорганизованное, достаточно развитое управление и являлся не только торговым портом, но и своеобразным государством-полисом внутри Боспорского царства. Не смотря на то, что город находилсяся под жёстким контролем боспорского наместника – пресбевта, в нём существовала развитая выборная система местного демократического самоуправления. Со временем сложилась система дуумвирата. Община танаитов-эллинов управлялась выборным - эллинархом, общину танаитов не эллинского происхождения возглавлял - архонт. Совет Магистрата города включал так же: гимнасиарха - воспитателя молодёжи, лохага - военачальника, номофилага - судью, начальника порта - эмпориона, рыночного администратора - агоранома, казночея - простета, распорядителя общественных работ - эпимилета, которые следили за поддержанием порядка в городе. Большинство должностей магистрата было выборными. Таким образом, история и культура демократического самоуправления на Дону имеет древние традиции и восходит не только к известным традициям казачьих Кругов XVI века, но и к эллинистическим формам полисной демократии с III в. до н.э. фактически самым древним на территории Российского государства.

В конце I века до нашей эры город был разрушен боспорским царем Полемоном «за неповиновение», но после этого вновь был восстановлен и продолжал процветать. Танаис позднее, как и другие города Боспорского царства, входил в систему соподчинения провинций Римской империи, испытывая её культурное и экономическое воздействие. О его значении и важности говорит усиление со II-го века н.э. римской администрации и расположении здесь военной базы римлян.

В период начавшегося процесса Великого переселения народов город неоднократно подвергался нападению кочевых племен. В III веке нашей эры его разрушили германские племена остготов, но постепенно он был опять восстановлен. В IV веке нашей эры Танаис и его подонскую округу окончательно уничтожили и разрушили, практически сожгли до основания, орды новых азиатских кочевников - гуннов. И с IV по VII век нашей эры в дельте Дона практически не было оседлого населения, здесь жили сменяя друг друга, в основном только кочевые племена. Однако влияние античной греко-римской цивилизации и культуры в Приазовье сохранялось и позднее. Об этом свидетельствует восстановление сложившихся во времена Танаиса торговых и культурных связей со Средиземноморьем и возникновением при поддержке Византии в XI - XII в.в. на левом берегу Дона в Приазовской дельте (в месте, близком от Танаиса), генуэзко-веницианской торговой фактории, а затем и города Таны.

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 411. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия