Студопедия — ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ






 

Курс политологии предполагает выяснение не только сущности, особенностей и значения этой науки, но и того, как она возникла, какие основные этапы своего становления и развития прошла. Изучение истории политических учений важно не только само по себе, но и для правильного и глубокого понимания и решения проблем современности, ибо в истории обобщён опыт прошлого всего человечества. Наблюдая за сегодняшней политической жизнью, ловишь себя на мысли о том, насколько лучше и быстрее она была бы обустроена, если бы современные политики глубже знали, шире и правильнее использовали этот опыт.

Знание о закономерностях формирования, функционирования и развития политической власти, о формах её проявления в условиях современности не может быть полным, если оно не опирается на достижения политической мысли на протяжении всей истории человечества. Новое теоретическое политическое знание, как и научное знание в целом, становится в полном смысле ценным тогда, когда оно продолжает, развивает и наращивает все предыдущие знания.

Рассматривая эту проблему, следует обратить внимание на то, что самые ранние представления о политике, власти, государстве, политических отношениях возникли в мифологической форме, восходят к мифологическим истокам. Земные порядки, в том числе и отношения власти, исходя из этих представлений, имеют божественное происхождение. Так, в древнекитайской мифологии божественный характер власти находит воплощение в деятельности императора – верховного правителя Поднебесной. В египетской мифологии боги являются одновременно источником власти правителя и вершителями земных судеб. В античной мифологии древнегреческие боги приобретают почти реальный облик, являясь непосредственными законодателями и правителями.

Мифические представления о земных порядках и в целом опыт мифического подхода к организации общественной жизни людей оказали громадное влияние на последующую политическую мысль.

Всю историю возникновения и развития политической мысли можно представить в виде этапов: с момента возникновения до ХIХв. политические знания развивались в русле ряда наук; конец XIX - начало ХХ вв. – формирование в основном целостной системы знаний о политике, превращение ее в самостоятельную научную дисциплину; со второй половины ХХ в. и по настоящее время – современный этап в развитии политической мысли.

Не имея возможности в узких рамках данного учебника подробно и разносторонне изложить содержание каждого из этапов, выделим лишь наиболее важные вехи внутри широких периодов этого исторического пути.

В обществах Востока (Китай, Греция, Индия) возникли первые религиозно-философские и этические представления о политике. Фундаментальную роль в этом сыграло учение Конфуция. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели.

К числу мыслителей, идеи которых оказали значительное воздействие на последующую политическую мысль, относятся древнегреческие философы Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель. Они были не только философами в полном смысле этого слова, но и глубокими политическими мыслителями.

Основы теоретического исследования политической жизни, политики одним из первых заложил Сократ. Теоретический ум Сократа позволил ему подняться до весьма ценных обобщений, важных для политической науки. Он пришел к выводу, что основу государственной (полисной) жизни составляет закон. По его мнению, нормальная организация жизнедеятельности общества возможна только на основе закона. Сократ не только осознал необходимость соблюдения законов для правильного устройства государства, но и считал законопослушание главным критерием жизненных поступков человека.

Сократ полагал, если власть основывается на воле народа и на государственных законах, то это будет царство. Если же на произволе правителя, то это тирания. Власть богатства Сократ называл плутократией и т.д.

По мнению Сократа, успешно управленческую деятельность способны осуществлять только знающие, специально подготовленные люди. Некомпетентность управляющих для него была синонимом гибели государства, перехода к тираническому режиму правления.

Одно из центральных мест в древнегреческой политической мысли занимают работы Платона «Государство» и «Законы», в которых он разрабатывает проект идеального государства, его социального устройства, а также анализирует несовершенные формы государственного устройства.

Для удовлетворения своих потребностей, считал Платон, люди нуждаются в совместном поселении - государстве (обществе). Государство необходимо для поддержания порядка, защиты людей от внешних врагов. Государство должно быть счастливо «не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, - писал Платон в «Государстве», - но так, чтобы оно было счастливо в целом».

Все граждане, а их Платон подразделял на группы: мудрецы (философы), стражи, ремесленники и крестьяне, должны поддержи-вать государство. Управление в государствах должны осуществлять мудрецы (философы).

Платон дал характеристику форм государственной власти. Он полагал, что правильными формами являются монархия и аристократия, а искажёнными - демократия, олигархия и тирания.

Платон высказывал много идей, которые сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Это относится, прежде всего, к идее правового государства. По его мнению, то государство близко к совершенству, в котором господствуют не правители, а законы. В первом случае, то есть когда правители становятся над законами, правление приобретает тиранические черты. Тирания вырастает на плечах необузданной демократии, перерастающей из власти народа во власть толпы, сметающей на своём пути все ограничения, установленные законом. Чрезмерная свобода превращается, в свою очередь, в чрезмерное рабство.

Платон выдвинул и обосновал идею идеального устройства государства. Таким государством, по его мнению, должны управлять одарённые, хорошо подготовленные, высоконравственные люди. Платоновская картина идеального государственного устройства является фактическим проектом идеализированной аристокра-тической республики с элементами патриархальной жизни.

Разработку идей Платона продолжил его ученик Аристотель. Исследователи политической мысли называют Аристотеля основоположником политической науки как дисциплины.

Для понимания политического учения Аристотеля наибольший интерес представляют его работы «Политика», «Этика», «Риторика». Во многом следуя своему учителю, он, тем не менее, создал собственное политическое учение.

По Аристотелю, человек от рождения является политическим животным. Государство имеет естественные причины своего происхождения. Оно является союзом свободных граждан и представляет собой сложный, состоящий из различных элементов, выполняющих различные функции. Главная цель государства – воспитание граждан в нравственной добродетели и обеспечение их счастливой жизни. Гражданами, как считал Аристотель, являются те люди, которые могут участвовать в законодательной и судебной деятельности данного государства. В молодом возрасте граждане должны выполнять военную функцию, в старости - политическую. Наиболее полезным слоем общества, полагал мыслитель, являются земледельцы, ибо они, вследствие специфики своего труда и расселения на больших территориях, не склонны излишне вмешиваться в дела управления государством.

Управлением государством должны заниматься средние слои. Эти слои нейтрализуют поляризацию бедных и богатых, обеспечивают стабильность общественной жизни.

Сущность политической власти Аристотель трактовал как исходящую из принципа свободы и равенства индивидов. По его мнению, основным признаком политической власти является осуществление господства и подчинения.

Политическое правление – это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же – «уравновешенный разум».

Аристотель развил идеи своего учителя о формах государства. В основе его классификации этих норм лежат, с одной стороны, количественный критерий, т.е. количество лиц, осуществляющих правление в государстве, с другое - качественный критерий, т.е. цели государственного правления. В итоге формы государства подразделялись им на «правильные» и «неправильные». К правильным он отнес: монархию - правление одного в интересах общего блага; аристократию - правление немногих лучших ради блага всех; политию - правление лучшего большинства (лучших представителей бедных и богатых) ради общего блага. К неправильным: тиранию – неограниченное правление одного в своих интересах; олигархию - правление немногих богатых в интересах собственного блага; демократию -неограниченное правление неимущего большинства в своих интересах. Из всех форм правления наихудшей мыслитель считал тиранию, наилучшей – политию, которая должна быть основана на примирении бедных и богатых при обязательном верховенстве закона над правителями.

Итак, уже в древности в рамках всеохватывающего философского знания сложились и развивались политические теории, в центре внимания которых находились такие вопросы, как сущность, происхождение, цели, основные формы и пути развития государства, его воздействие на граждан и др. Главное в них - поиск основ наилучшего порядка и правления, обоснование идеи необходимости привлечения к управлению именно тех, кто действительно умеет управлять. Уже в то время появились важнейшие для политического знания понятия: «политика», «государство», «власть», «закон», «республика», «свобода» и многие другие. Политические идеи древности, прежде всего идеи Платона и Аристотеля, оказали огромное влияние на последующее развитие политической мысли.

Развитие политической мысли продолжалось и в средние века. С наибольшей полнотой дух этой эпохи получил отражение в политической доктрине Фомы Аквинского (1225-1274гг.). Вопросы политики и государства он рассматривал в своих сочинениях и прежде всего в труде «О правлении властителей». Политика, по его мнению, означает моральную ответственность, обдуманное разумом направление воли человека во всех социальных действиях. Политическое благоразумие состоит в правильном выборе средств к моральной цели, всеобщему благу общества (государства).

Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни. Ф.Аквинский отдавал предпочтение смешанной форме государства, которая сочетает достоинства разных «чистых» форм - монархии, аристократии и демократии.

Власть по Аквинскому есть неизменное добро, всегда нечто хорошее, благое. Однако властью может овладеть и зло. Насколько действия правителей отклоняются от воли бога, утверждал он, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе оказывать этим действиям сопротивление. Тем самым Аквинский обосновывал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже на восстание против тирана, хотя выступления против законной власти были для него совершенно неприемлемым,

В рамках позднего средневековья появлялись, и всё более усиливались концепции освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным представи-тельством. Было поставлен под вопрос право церкви на верховенство её власти.

Поворотным пунктом в развитии политической мысли стала эпоха Возрождения. Это связано, прежде всего, с выделением политической мысли из рамок философии и религии, освобождением от средневековой схоластики и теологии.

Одним из самых ярких политических мыслителей эпохи Возрождения был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик, он вошёл в историю политической мысли как автор ряда замечательных трудов, из которых самым знаменитым и известным является «Государь» (1513).

Решительно освободившись от теологии и схоластики, Макиавелли заложил начала серьёзной разработки проблем теории политики и политической практики. Основным вопросом политики он считал нахождение путей и способов политического действия с учётом общих и специфических условий принятия решений. Политическая наука, по его мнению, призвана заниматься не далёкими от реальности умозрительными схемами и выдуманными ситуациями, а реальными фактами и проблемами на основе обобщения и анализа политического опыта. Именно из этого опыта Макиавелли стремился вывести определённые нормы и правила политического поведения, принятия правильных политических решений.

Макиавелли впервые использовал понятие «государство» не в смысле древнего полиса, страны, общества, а в смысле специфически политической организации. Точно также ему принадлежит приоритет в использовании понятия «республика» не в платоновском смысле синонима государства, а в смысле одной из важнейших форм государства, охватывавшей в традиционной тогда классификации и аристократию, и демократию и т.д. Все это и многое другое позволяет считать Н.Макиавелли, вслед за Аристотелем, основателем политической науки на новом этапе её развития. Именно он придал многим важным понятиям политической теории современный смысл.

Н.Макиавелли не абсолютизировал какую-либо одну форму государства и, высказывая в принципе предпочтение республике, вместе с тем считал, что при определённых условиях более целесообразна монархия.

В центре политической теории Макиавелли - методы осуществления государственной власти, способы и приёмы политической деятельности. Он много внимания уделял исследованию форм взаимоотношения государя с народом. Государи должны избегать таких дел, которые бы вызвали к нему ненависть и презрение.

Макиавелли считал, что сильное, централизованное государство, способное создавать законы и сохранять порядок, высшей ценностью человеческого общества. Во имя государства можно нарушить и религию и мораль.

Макиавелли прославился беспристрастностью и откровенностью своих суждений, доходящих иногда до цинизма, когда, например, речь шла об использовании насилия, обмана, хитрости в политике. Самоуверенность, смелость и гибкость - вот от чего, по его мнению, зависит успех политики.

Значительный вклад в развитие политологических знаний внес английский политик Томас Гоббс (1588-1679). Он сделал попытку показать государство не как божественное творение, а как результат жизнедеятельности людей. По его мнению, в догосударственный период люди жили в условиях, когда существовала «война всех против всех». Это грозило им гибелью. Во избежание этого люди создали государство, призванное обеспечить всеобъемлющий мир и безопасность. Объединившись в государство, люди добровольно перенесли свои права на государя и государственные органы, которые, выражая волю всех, смогут заставить каждого не нарушать принятые решения, жить в мире.

Государство, особенно в форме неограниченной монархии, которую Гоббс считал лучшей формой политической власти, стоит над обществом и личностью, уберегает их от анархии и хаоса, обеспечивает мир, порядок и благоденствие.

В качестве теоретика политического абсолютизма, ратовавшего за неограниченную власть государства как такового, Гоббс не уделял большого внимания проблеме государственных форм. Согласно Гоббсу, может быть лишь три формы государства: монархия, демократия и аристократия.

Выдающийся английский мыслитель второй половины ХVII в. Джон Локк (1632-1704) своё политическое учение изложил в труде «Два трактата о государственном правлении». Суть политической концепции Локка состоит в обосновании единства и взаимозависимости, прав человека. Как и Гоббс, Дж. Локк полагал, что государство возникло в результате общественного договора. Однако, заключив договор, считал он, люди не утратили естественные права, в том числе основные из них: право на жизнь, право на свободу, право на собственность. При этом Локк был глубоко убеждён в том, что собственность каждого человека является результатом его труда.

Локк считал, что для обеспечения политической свободы, для предотвращения посягательств на свободу человека со стороны государственных органов, необходимо разделить властные полномочия государства между его различными структурами. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая и судебную власть). Законодательная власть должна принадлежать представительному собранию, исполнительная - королю и кабинету министров. Разделение государственной власти между её структурами будет взаимоограничивать и уравновешивать их. Локк ратовал за такое государство, в котором верховенствует закон. При узурпации власти народ, считал Локк, имеет право на восстание и свержение правителя или правителей.

Учение Дж. Локка о государстве вобрало в себя многие достижения политического знания и передовой научной мысли ХVII в. и оказало глубокое влияние на развитие политической мысли ХVIII века.

Теория разделения властей в наиболее развёрнутом виде получила воплощение в трудах французского политического мыслителя Шарля Луи Монтескье (1689-1755).

Политические воззрения Ш.Монтескье с наибольшей полнотой отражены в его основном труде «О духе законов». В этом труде сделана попытка объяснить происхождение государства, раскрыть природу законов общественного развития.

Монтескье различал в государстве три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Для предотвра-щения злоупотреблений высшей государственной властью, полагал он, необходим такой порядок вещей, при котором различные её ветви были бы независимы друг от друга, могли сдерживать друг друга. Реализация принципа разделения властей в устройстве государства, по его мнению, необходима и для того, чтобы обеспечить верховенство закона, политическую свободу граждан, гарантировать их безопасность, предотвращать беззаконие.

Выделяя три основные формы правления: республику, монархию и деспотию, Монтескье своим идеалом считал конституционную монархию. Вместе с тем он отмечал, что республиканская форма государственного правления так же закономерна. К деспотической форме правления мыслитель относился крайне отрицательно.

Выдающимся мыслителем эпохи Просвещения явился французский мыслитель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он рассматривал естественное состояние как состояние равенства и свободы. Причиной социального неравенства, по его мнению, явилось появление частной собственности.

В основе социально-политических взглядов Ж.-Ж.Руссо лежало признание неотчуждаемости прав и свобод человека, а также народного суверенитета как основы республиканского строя.

Суверенитет народа, по его мнению, вытекает из сути общественного договора и проявляется в его законотворчестве. Политическая свобода имеет место там, где граждане сами принимают законы и находятся под их защитой. Народный суверенитет неотчуждаем и неделим.

В рамках подлинного народовластия Руссо признавал лишь одну форму государства - республику. Вместе с тем он различал разные формы организации правительства - монархию, аристократию и демократию в зависимости от числа участвующих в управлении лиц.

Значение идей Монтескье и Руссо трудно переоценить. Они не только знаменовали новый этап в развитии политической теории, но и оказали самое глубокое и непосредственное воздействие на ход политической истории. Их учение оказало огромное влияние не только на подготовку и развитие французской революции, но и на борьбу за независимость в США.

Виднейшим представителем просветительской идеологии был третий президент США Томас Джефферсон (1743-1826), политическим идеалом которого была демократическая республика. Он считал, что все люди изначально равны и наделены неотъемлемыми естественными правами, в том числе правами на жизнь, свободу и стремление к счастью. Правительство создаётся народом, а его власть базируется на согласии народа повиноваться ему. Правительство должно служить охране естественных прав человека. Народ вправе низвергнуть существующую форму власти, склонную к деспотизму.

Политические идеи Джефферсона, изложенные в проекте Декларации независимости, сыграли исключительно важную роль в завоевании независимости и создании США. Декларация независимости США явилась первым в истории государственным актом, закрепившим демократические принципы народного сувере-нитета и права человека в качестве основ политической жизни.

В целом этот период характеризуется окончательным освобождением теории от теологии, стремлением к рациональному объяснению политической жизни, особым интересом к правам и свободам граждан, анализом природы власти и проблемы разделения властей, выдвижением концепции классов и классовой борьбы, политического плюрализма, гражданского общества, появлением ряда других важных выводов и теоретических разработок. В это время широкое признание получили идеи демократии и политического либерализма. Научная мысль стояла на пороге создание цельной системы взглядов на политику.

Во второй половине XIX - начале XX вв. происходит становление политологии как самостоятельной отрасли знаний, как науки. Для понимания процесса становления политологии в этот период следует обратить внимание на теоретические взгляды таких ученых, как М.Вебер, Р. Михельс, Г.Моска, В.Парето и ряд других.

Выдающийся немецкий социолог и политолог Макс Вебер (1864 – 1920) внёс особенно большой вклад в разработку социологических аспектов политики, власти, управления, права и др. В этой области его заслуга состоит, прежде всего, в исследовании таких проблем, как политическое господство и его виды: сущность, место и роль бюрократии; право на средство осуществления политической власти, его соотношение с религией, моралью и нравственностью.

Видное место в истории этого периода заняли итальянские ученые В.Парето и Г. Моска, известные как основоположники теории элит. Они считали, что политическая наука должна исследовать тенденции и законы организации человеческого общества, устройства политической власти и различных политических режимов. Подробно М.Вебер исследовал и проблемы конфликтов в обществе. Он пришёл к выводу, что в современном ему обществе главный конфликт вызывается борьбой государственного бюрократического аппарата и политических партий.

Многовековая история политической мысли, включая её развитие за последнее столетие в рамках самостоятельной отрасли научного знания - политологии, - это длительный, сложный и противоречивый путь подъема человечества на все более высокие ступени самопознания своей политической истории и политической действительности, трудного поиска наилучшей модели политического устройства и развития. На этом пути высказывались различные мнения, которые нередко сталкивались друг с другом, обеспечивая прогресс в теории и на практике. Плюрализм и борьба мнений – характерная черта и современной политологии.

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 572. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия