Студопедия — Проблема и специфика объективного и субъективного в социуме
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Проблема и специфика объективного и субъективного в социуме






Важнейшей проблемой философского осмысления общества является проблема его объективности: существует ли общество объективно, независимо от познающего субъекта, или же реально существуют только отдельные люди, а общество представляет собой лишь субъективно выделяемую абстракцию. Большинство философов признает, что общество — это субъект-объектная реальность, которой присущи свои характерные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.) и которая не сводима к сумме составляющих общество индивидов. Вместе с тем объективное и субъективное в социуме имеет свою специфику.

Объективное в обществе (в отличие от природы) – это не то, что существует до-, вне- и независимо от сознания (такого в обществе нет), а то, что существует независимо от воли и желания субъекта – S, противостоит ему и выступает как данность, с которой он вынужден считаться. Поэтому в социуме объективное и материальное не совпадают. Объективное шире материального и включает его в себя. Оно включает не только материальное, но и социальное, и даже «чужое» идеальное – все, что противостоит S и выступает в качестве объективных условий его деятельности.

Субъективное в социуме – это все то, что присуще субъекту, зависит от него и определяется им. Субъект – это действующее лицо социального процесса, обладающее определенным уровнем сознания, волей, потребностями и интересами. В качестве субъекта общественных отношений в различных социальных теориях выступают различные элементы, составляющие общество: отдельные люди; объединения людей; их социальные связи, получающие свое выражение в социальных институтах и организациях; определенные виды социального взаимодействия и др. Таким образом, субъективное включает в себя: самого S, все его качества, его духовную жизнедеятельность и выступает в качестве субъективного фактора.

Объективные условия устойчивы, субъективный фактор более подвижен и изменчив. Прежде всего, может меняться объем S: им может выступать человек, группа, все человечество. Чем больше объем S, тем меньше объективное и наоборот. При расширении S объективное субъективируется; при сужении S или расширении объекта субъективное объективируется.

В социуме объективные условия выступают как историческая необходимость, а субъективный фактор – как сознательная деятельность людей. При этом вопрос о соотношении объективного и субъективного, исторической необходимости исознательной деятельности людей в историческом процессе решается неоднозначно.

В материализме историческая необходимость 1) первична по отношению к деятельности S; 2) обусловливает появление самого S; 3) определяет деятельность S. Субъективный фактор (сознательная деятельность людей) 1) вторичен; 2) зависит от объективных условий и изменяется вместе с ними; 3) способен оказывать обратное воздействие на объективные условия. Полярные решения этой проблемы представлены историческим фатализмом, абсолютизирующим роль исторической необходимости, и волюнтаризмом, признающим исключительно роль свободной деятельности людей.

Соотношение объективных условий и субъективного фактора – это еще и соотношение свободы и необходимости, где необходимость – первична, неодолима; свобода осуществляется в рамках этой необходимости…Вместе с тем одна из главных особенностей социального бытия – отсутствие четких границ между объективным и субъективным. Задача человека – умение разграничивать объективное и субъективное для выработки адекватной стратегии и тактики действий.

Вопрос 23. Общество как система.

Структура общества и основные сферы его жизнедеятельности

Системный подход (системный анализ) к изучению общества, рассматривающий общество как систему икак процесс, сложился во второй трети 19 в. и получил особое распространение в середине 20 в. в исследованиях О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. Сущность данного подхода состоит в рассмотрении общества как целостной совокупности взаимосвязанных элементо в.

Основные принципы системного подхода состоят в следующем.

1. Основным признаком системы является ее целостность, т.е. свойства системы не сводятся к простой сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают новым, особым качеством, которое обусловлено свойствами ее структуры, т. е. порядком и содержанием связей между элементами.

2. Элементы системы, называемые также подсистемами, сами могут рассматриваться как системы, т.е. в качестве систем могут изучаться основные подсистемы (сферы) общества.

3. Системный подход рассматривает общество как открытую систему, взаимодействующую со средой – внешними условиями существования системы. Система осуществляет постоянное взаимодействие со средой и является ее подсистемой.

4. Средой существования общества является природа, с которой оно постоянно обменивается веществом и энергией. Человек изучает, познает природу с целью приспособить ее и возделать для удовлетворе­ния своих потребностей. Так возникает культура, или «вторая природа». Одним из важнейших направлений философского осмысления природы является проблема взаимодействия природы и общества.

5. Системный подход признает целенаправленный характер поведения – и системы в целом, и отдельных ее элементов – и предполагает изучение общества и его основных компонентов с точки зрения их основных функций. Функциями элементов системы называются способы и цели их поведения. Исполнение основных функций элементов системы обусловливает сохранение ее целостности.

Общество как социальная реальность представляет собой систему взаимоотношений между людьми, возникающую в результате их совместной жизнедеятельности; это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения. В качестве социальной системы может выступать отдельная личность; группы людей, находящиеся в непосредственном контакте; этнические или национальные общности; государства или группы государств; организации с четко представленной структурой; некоторые подсистемы общества – экономические, политические, правовые; а также такие социализирующие институты, как семья, школа и др.

Особенности общества как системы:

1. Человеческое общество отличается разнообразием социальных структур, систем и подсистем. Это сложная система, в которой формируются и функционируют различные социальные общности – племена, роды, народы, нации, классы, семьи, коллективы и т.д. Общество имеет сверхсложный и иерархический характер: его подсистемы, обладая автономией и самостоятельностью, связаны соподчиненными отношениями.

2. Общество не сводимо к сумме людей, его составляющих, – это система вне- и над- индивидуальных «невидимых» социальных связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.

3. Человеческое общество отличает динамичность, незавершенность, альтернативность развития. Причем, если в природе выбор вариантов развития осуществляется естественным путем в процессе самоорганизации природного бытия и без участия человека, то в обществе главным действующим лицом и «дирижером» выбора является человек.

4. Развитие в обществе носит непредсказуемый, нелинейный характер. Это не означает, что социальный мир является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые могут строить глобальные модели социального прогнозирования. Построение компьютерных моделей, обоснование возможных вариантов развития социальной системы – вполне рационально, необходимо и актуально.

Основные элементы общества как системы –

это различные сферы совместной деятельности людей, каждая из которых, в свою очередь, также может быть рассмотрена как система, состоящая из отдельных элементов.

Основными видами (сферами, подсистемами общества) общественно необходимой человеческой деятельности являются:

1) экономическая — область осуществления хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ; включающая в себя такие компоненты, как:

· материальные потребности;

· экономические блага (товары), удовлетворяющие эти потребности;

· экономические ресурсы (источники производства благ);

· хозяйствующие субъекты (отдельные люди или организации), выступающие основным элементом экономической системы общества.

2) социальная — область возникновения и функционирования связей и отношений между социальными группами (общностями) людей, состоящая из:

· социальных групп (социальных общностей),

· социальных связей,

· социальных институтов (форм, в которых осуществляются наиболее значимые социальные связи),

· социальных норм (правил социального поведения),

· ценностей социальной культуры.

3) политическая — область осуществления отношений власти, подчинения и управления обществом, главными элементами которой выступают:

· политические организации и институты (государство – основной элемент политической системы общества; политические партии; общественные организации; СМИ);

· нормы политического поведения и политической культуры;

· политические идеологии.

4) духовная — область создания и освоения духовных ценностей, элементами которой являются:

· духовные потребности как источник (стимул) духовной деятельности общества;

· созданные обществом духовные ценности – главный элемент духовной сферы;

· средства осуществления духовного производства;

· субъекты духовной деятельности (отдельные люди, социальные группы и организации, общество в целом).

Экономическая, социальная и политическая подсистемы общества изучаются соответственно экономикой, социологией и политологией. Духовная сфера изучается в рамках философских дисциплин (этика, эстетика, религиоведение, науковедение) или же дисциплин гуманитарных (правоведение, искусствознание, история, литературоведение).

Вопрос 24. Общество как процесс.Базовые факторы социальной динамики.

Социальные противоречия и конфликты. Источники и движущие силы социальной динамики. Роль личности и масс в истории

Основным подходом, рассматривающим общество как процесс, т.е. в состоянии изменения, является диалектический. Социальная философия рассматривает общественно-исторический процесс в динамике как закономерное последовательное изменение состояния общества. Содержательная характеристика социальной динамики предполагает: выявление источников, движущих сил, факторов, основных механизмов трансформации социума и направленности исторического процесса.

1. Проблема источника развития общества имеет в философия истории три основных решения.

Первое из них абсолютизирует роль социальных противоречий, придавая им глобальный и решающий характер в развитии общества и утверждая при этом, что «единство противоположностей (равновесие, гармония субъектов исторического процесса) – относительно, борьба – абсолютна». Этот подход основывается на признании ведущей роли в обществе антагонистических отношений между субъектами истории, коренные интересы и цели которых в принципе несовместимы. Поэтому развитие социальных противоречий может идти только «по возрастающей» и разрешаться в острой, конфликтной форме (ортодоксальный марксизм, троцкизм, маоизм, религиозный фундаментализм).

Второе решение является, по сути, антитезой первому и связывает источник развития общества не с борьбой противоположностей, а с их консолидацией и гармонизацией – «единство противоположностей абсолютно, а их борьба относительна». Такой подход типичен для социально-философских концепций, объединенных установкой на «солидаризм» – достижение консенсуса всех участников социального взаимодействия на основе общего ориентира (стабильного развития и материального благополучия общества).

Третье решение проблемы источника общественного развития основано на стремлении избежать крайностей в интерпретации статуса социальных противоречий и порождаемых ими конфликтов в обществе, присущих первым двум вариантам – тотальности конфликта и полной бесконфликтности (концепции социального конфликта Р. Парка, Р. Дарендорфа). Неизбежность конфликтов в обществе признается, но задача социального управления состоит в том, чтобы регулируя процесс их развития, не дать возможности частным, второстепенным конфликтам превратиться в глобальный конфликт, угрожающий стабильности общества.

2. Решение проблемы источника общественно-исторической динамики позволяет рассмотреть некоторые проблемы еемеханизма, в частности, соотношение эволюции и революции в развитии общества. В литературе эволюция обычно связывается с постепенными количественными изменениями, которые не ведут к качественному изменению всей системы, а революция – с глубинными и коренными изменениями качества системы в целом. Применительно к социально-историческому развитию такое понимание выражается в противопоставлении двух путей изменения общества как взаимоисключающих: 1) эволюционный, оцениваемый его противниками как «плоский», реформаторский эволюционизм, чуждый социальному прогрессу, и 2) революционный, рассматриваемый его оппонентами, соответственно, как социальный радикализм, ведущий к насилию и дестабилизации общества.

Вместе с тем социальная философия рассматривает следующие виды революций:

1) социальнуюизменение типа общественного устройства;

2) политическуюизменение формы власти;

3) научнуюпереворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии в результате которой меняется научная картина мира;

4) технологическуюкачественное изменение в развитии производительных сил (например, промышленный переворот 18-19 вв., в результате которого произошел переход от ручного труда к машинному, от мануфактурного производства к фабричному).

5) Научно-техническая революция, превратившая в середине 20 века науку в непосредственную и ведущую производительную силу также является технологической.

В реальном историческом процессе эволюционные и революционные (глубинные и масштабные) изменения взаимосвязаны и дополняют друг друга. Причем, в конечном счете, приоритет в обществе отдается пониманию того, что социальные потрясения дестабилизируют его, а конструктивные реформы позволяют решить назревшие проблемы, являются нормой для демократического государства и гражданского общества.

3. Проблема факторов общественного развития ориентирована на выявление того, что именно внутри общества в наибольшей мере влияет на исторический процесс, определяя его качественные характеристики. В социальной философии существуют разные теорииразвития общества:

1) многофакторные — признающие обусловленность общественного развития рядом равнозначных факторов;

2) однофакторные — выделяющие в качестве основного какой-либо один фактор.

Среди факторов, воздействие которых сказывается на особенностях исторического развития общества в целом и отдельных социально-культурных сообществах, чаще всего выделяются следующие.

Геоклиматический фактор: на характер и темпы развития человечества, а также региональных сообществ (локальных цивилизаций, социально-культурных регионов, отдельных народов и этнических групп) влияют, прежде всего: размер занимаемой ими территории, их географическое расположение, климат, рельеф местности, удаленность или близость к коммуникативным (торговым, транспортным, культурным) путям и т.п.

Демографический фактор: составляющие этого фактора – численность населения, плотность расселения, баланс по половому и возрастному признакам (известно, что население планеты, прежде всего развитых стран, стареет, что создает проблемы с воспроизводством его работоспособной части), соотношение численности городских и сельских жителей и т.д.

Технико-технологический фактор: влияние этого фактора на развитие общества, особенно современного, сказывается в трех аспектах: в воздействии техники на содержание и темпы социодинамики; во влиянии технологий на образ жизни человечества и его деятельность; в формировании особого стиля мышления, получившего широкое распространение в современном мире – технократического мышления.

Среди других факторов обычно называют производственно-экономический, политический, национально-психологический, культурно-исторический, в котором иногда специально выделяют моральный, религиозный и т.д.

4. Проблема субъекта и движущих сил истории – это решение вопроса: «Кто является творцом истории?» В философии истории используются два понятия – субъект истории и движущие силы истории. Общим у них является реально оказываемое влияние на ход развития общества, а различным – степень осознанности этого влияния. Воздействие субъекта истории на исторический процесс является осмысленным и осуществляется на основе осознания определенных интересов, постановки идеологически обоснованных целей и задач. Движущие силы истории, хотя и способны к кардинальному изменению ситуации в обществе, движимы либо бессознательными внутренними импульсами, либо становятся объектом манипуляций и средством для достижения целей, поставленными историческими субъектами. К решению данной проблемы имеются три подхода.

Первый связан с постановкой вопроса о роли масс и великой личности в истории, имеющим два принципиальных решения. Одно из них в качестве субъекта – творца истории рассматривает великую личность – на том основании, что именно ее деяния меняют поступь истории. Другое решение вопроса связано с признанием народных масс в качестве субъекта и решающей силы общественного развития. Именно народ творит историю – такой вывод делается, к примеру, в марксизме.

Второй подход к решению проблемы субъекта и движущих сил истории представлен в концепции элитаризма, оформившейся в конце XIX – начале ХХ вв. и получившей широкое распространение в современном обществознании.

Третий подход связан с анализом феномена толпы (массы), негативное воздействие которой на общественные события просматривается на всем протяжении всемирной истории.

В тесной связи с данной проблемой находится еще одна проблема философии истории – вопрос о соотношении объективного и субъективного в историческом процессе. Между полярными решениями этой проблемы, представленными историческим фатализмом и волюнтаризмом, лежит широкое поле деятельности субъектов и движущих сил истории, порождающей исторические альтернативы и придающей историческому развитию общества негарантированный и вариативный характер.

Вопрос 25. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

Социальный прогресс: основные концепции и критерии.

Теории формационного развития и стадий роста

О развитии общества можно говорить, если общественные события имеют направленность и выстраиваются в необратимый ряд причин и следствий. Существуют две фундаментальные линии интерпретации исторического процесса: линейная и нелинейная.

Нелинейные интерпретации истории уходят корнями в глубокую древность, будучи воплощенными в представлениях о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Впоследствии они обретают вторую жизнь в философско-исторических концепциях Просвещения в форме цивилизационно-циклической модели исторического процесса. Данная модель исторического процесса закрепляется и становится опорной в таких философско-исторических концепциях, как концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, концепция «морфологии культуры» О.Шпенглера, «локальных цивилизаций» А.Дж. Тойнби и др.

Линейные интерпретации истории констатируют очевидную направленность и поступательность социокультурного развития общества, различаясь вектором этой направленности и характером смены качественных состояний социодинамики. Для характеристики вектора направленности развития обществав социальной философии используются понятия «прогресс» и «регресс». Прогресс — поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более совершенным формам. Регресс — нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам. Единого мнения, какой из видов развития общества является основным, нет. Сторонники противоположных позиций – «прогрессизма» и «регрессизма» приводят доводы как оптимистических – прогрессистских, так и пессимистических – регрессистских вариантов.

Регрессизм в интерпретации развития общества появляется в древнем мире и отражает настроения, характерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к новому этапу – цивилизации. Он находит также отражение в религиозно-богословских представлениях иудаизма и христианства, в частности в эсхатологии. В эпоху Просвещения регрессизм проявился в воззрениях Ж.-Ж. Руссо, акцентировавшего внимание на гибель обществ в результате природных катастроф, нашествий, внутренних кризисов, усмотревшего в развитии культуры регресс человеческой свободы. В настоящее время позиции исторического регрессизма разделяются представителями экологического пессимизма, технократического антиутопизма, религиозно-сектантского финализма.

Прогрессизм оформляется в ХVШ столетии тоже в философии Просвещения и связан с верой во всесилие разума и могущество преобразовательных возможностей человека. Так, французские философы-просветители Д. Дидро, Вольтер защищали идею прогрессивного развития европейского общества. Идея социального прогресса получила развитие также в немецкой классической философии, хотя в ней критерий прогресса общества начинает рассматриваться более дифференцированно, а само развитие общества трактуется не столь однозначно («спиралевидная» модель истории Г.Гегеля).

Вместе с тем прогресс тесно связан с регрессом. Прежде всего, восходящая ветвь развития материальных систем рано или поздно переходит в нисходящую. Помимо этого, сама прогрессивная ветвь может совмещаться с временными отступлениями назад (как в случае контрреволюции в социальной области) или иметь возвраты на более высокой ступени развития (во всех случаях проявления спиралевидной формы развития). Прогресс связан с регрессом еще и вертикально, когда общий прогресс системы включает в себя регресс отдельных элементов, структур, функций.

В определении прогрессивного или регрессивного путей общественного развития актуальной является проблема критериев, в качестве которых предлагались различные стороны общественной жизни. Так, в идеалистической философии Гегеля критерием развития человечества, его пути к политической свободе выступает развитие духовной стороны культуры. В философии К. Маркса критерием развития общества на пути достижения экономической свободы, напротив, выступает материальная сторона жизни общества, обеспечивающая общественно-исторический прогресс.

Разными школами социальной философии к критериям общественного прогресса также относятся:

– степень информатизации, компьютеризации, электронизации, медиатизации общественной системы;

– темпы роста производства товаров и средств производства, в том числе компьютеров;

– темпы роста услуг, в особенности в гуманитарной области (в здравоохранении, образовании и социальном обслуживании), а также в профессионально-технической области;

– степень свободы индивидов, занятых во всех сферах общества;

– уровень демократизации общественной системы;

– степень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов и для проявления творческих потенций человека;

– увеличение человеческого счастья и добра, соответственно – уменьшение страдания и зла.

Прогрессистский подход основан на следующих принципиальных постулатах: 1) признании прогресса в историческом развитии; 2) признании основой и критерием прогресса материальной сферы жизни общества; 3) рассмотрение западной Европы в качестве идеальной модели прогрессистского развития; 4) доминантой исторического процесса выступает общественно-экономическая формация или стадии роста. Таким образом, прогрессистский вариант теории общественно-исторического процесса наиболее полно представлен в рамках: а) формационной теории; б) теорий стадий роста.

Создателем теории формационного развития явился К. Маркс. Прогрессизм марксистской интерпретации заключается в том, что Маркс представил исторического процесса в виде закономерной смены общественно-экономических формаций.

В истории общества К. Маркс выделил следующие формации: первобытно-общинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую. Формация — этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства — совокупность производительных сил (человек, орудия труда, знания) и производственных отношений (отношений собственности, производства товаров, их распределения и потребления). Между производительными силами и производственными отношениями существуют непримиримые противоречия, которые могут быть разрешены только в процессе классовой борьбы, приводящей в конечном итоге к смене формаций, а значит, к развитию общества. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, которая разрешает эти антагонистические противоречия. Развитие и смена формаций является объективным, не зависящим от человека естественно-историческим процессом. В советский период марксистская формационная теория была единственной официально поддерживаемой теорией.

В немарксистских концепциях исторического развития, в частности, в теориях стадий роста также нередко принималась идея исторического прогресса, а преобладающими чертами общественного развития признавались материальные факторы. Однако эти теориивидели их не в способе производства, а в технологиях, развитие которых определяли стадии роста общества. К ним относятся, например, теория стадий экономического роста У.У. Ростоу, теория индустриального общества Р. Арона, теория постиндустриального общества Д. Белла, ряд теорий конвергенции.

Стадия роста — этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки. У.У. Ростоу выделяет следующие стадии роста, т.е.общественного развития:

1) доиндустриальное общество, занятое преимущественно аграрным хозяйством;

2) индустриальное общество, начинающееся с возникновения машинного производства;

3) постиндустриальное общество, связанное с бурным развитием науки и техники);

4) будущее постпостиндустриальное обществотехнотронное, информационное общество 21 века.

ХХ столетие заставило, к сожалению, усомниться в историческом оптимизме, свойственном прогрессизму. В результате в конце века приоритет начинает отдаваться нелинейным интерпретациям истории, в том числе постмодернистской концепции «постистории». В них отстаивается идея множественности равноправных и самоценных форм общественной жизни; акцентируется внимание на плюрализме и вариативности исторического процесса; подчеркивается роль социально-культурных альтернатив в истории, противоречивость развития общества.

В это же время появляются концепции, имеющие регрессистский оттенок: концепции «пределов роста» (Дж. Форрестер, Д. Медоуз), «конфликта цивилизаций» (С. Хантингтон), «конца истории» (Ф. Фукуяма), «золотого миллиарда», которые трудно связать с идеей социального прогресса человечества.

В настоящее время концепции общественного развития являются взаимодополняющими (не только противоречащими друг другу). Так, смог возродиться и имеет достаточно сильные позиции в концепциях постиндустриального (Д. Белл, А. Турен) и информационного общества (Е. Масуда, О. Тоффлер) прогрессизм. И хоть универсальная схема общественно-исторического процесса, в которой соединились бы оба подхода, еще не создана, но в рамках цивилизационного подхода, например, удачно описывается прошлое – история локальных цивилизаций, а стадиальный подход вполне адекватно отражает современные процессы, связанные с глобализацией.

Вопрос 26. Трансформация, модернизация, глобализация в развитии современного

общества. Антропологический кризис в условиях глобализации

Трансформация – это процесс приобретения обществом новых черт, отвечающих требованиям времени, изменения в жизненных стандартах, образцах поведения и потребностях (частично они сопровождаются негативными явлениями). Концепция трансформации рассматривает нынешний этап как переход от тоталитарной системы к рыночной экономике. Вместе с тем понятие «трансформация» более четко характеризует данное явление, оно является нейтральным относительно вектора перехода, а потому политически индифферентно. Трансформация – это действие или процесс изменения сущностных компонентов социума, всех сторон и сфер общественной жизни, формы, вида, природы, характера общества или отдельной структуры. При этом векторы изменений могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. Главное в трансформации – именно преобразование форм и содержания общественной жизни, ее институциональной сферы, норм, ценностей, ментальности и других социокультурных сторон социума.

В обществе, которое не трансформируется, изменения происходят в соответствии со стандартами, которые и делают мир, несмотря на изменения, стабильным. В стабильном обществе изменения происходят с предсказуемым результатом, что возможно при наличии отработанных способов предвидения и устойчивых закономерностей соотношения между компонентами изменяющейся системы. В трансформирующемся обществе нет устойчивых соотношений между элементами, поэтому последствия изменений предсказать практически невозможно, а значит, возрастает риск ошибок.

Изменения в процессе трансформации могут быть описаны в рамках теории хаоса, а не упорядоченной системы. В трансформирующемся обществе возможен парадокс, когда изменения не ведут к реальным переменам. Если в стабильном обществе изменения происходят постоянно, оно является действительно динамичным, то в трансформирующемся обществе неупорядоченные изменения обусловливают нединамичный процесс. Одним из признаков кризиса, например, является отсутствие перемен на фоне хаотичного бесплодного динамизма. Однако кризис – только одна из существенных характеристик трансформирующегося общества. Кризис выражается в отсутствии успехов в процессе деятельности, в неуправляемости социальной системы, в регрессии к более ранним формам существования системы. Но параллельно из хаоса выстраивается новый порядок, создаются новые образования со сложной структурой, вырабатывается новая знаковая система, другая парадигма, которая стремится переструктурировать ситуацию.

Термин «трансформация» – это не просто синоним терминов «развитие», «перемены», «преобразование» и др., а самостоятельная социологическая категория теории социального развития, описывающая особое состояние общества, при котором происходят качественные изменения форм социальных связей, типа и способов развития. Трансформация включает в себя компоненты модернизации, постмодернизации, традиционного отступления. Такое сочетание, казалось бы, несовместимых процессов выглядело бы эклектичным, механистическим без категории «трансформация общества».

Ключевым аспектом социальной трансформации выступает модернизация. В современной литературе этот термин используют для обозначения перемен в обществе за последние 200 лет, имея в виду переход от традиционного общества к индустриальному. В широком смысле, модернизация – это не просто «становление» современности, а и процесс международной социализации, то есть процесс приобретения черт, присущих развитым цивилизованным государствам. Наряду со сменой технологий, производственных структур важными аспектами модернизации являются социокультурные процессы.

Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к современному, в корне меняющий социальные, экономические и политические характеристики общества. Традиционное общество – общество, воспроизводящее себя на основе прошлого и традиционного опыта. Современное общество – система экономического, политического устройства, идеологии и культуры, характеризующаяся индустриализацией и технологическим принципом социальной организации.

Традиционные общества отличаются от современных рядом особенностей. Среди них: доминирование традиций; зависимость организации социальной жизни от религиозных представлений; цикличность развития; коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональности; преимущественная ориентация на метафизические ценности; авторитарный характер власти; отсутствие отложенного спроса (способность производить в материальной сфере не ради насущных потребностей, а ради будущего); прединдустриальный характер; преобладание особого психического склада — недеятельной личности; ориентация на мировоззренческое знание, а не на науку. Самым важным признаком традиционных обществ является преобладание традиции над инновацией и коллективистский характер традиционных культур. Индивид не выступает здесь как политический субъект. Конкретное поведение людей в традиционном обществе определено нормами, которые заданы традицией, религией, общиной или коллективом. Преобладающим типом ценностей в нем являются авторитарные ценности.

Напротив, центром современных обществ выступает индивидуальность, вырастающая на пересечении инноваций, секуляризации (освобождение от вмешательства церкви) и демократизации – перехода на путь либерально-демократических реформ, предоставлении гражданам основных свобод, возможности иметь политический выбор, а также в расширении участия в жизни общества.

Таким образом, современные (modern) общества по существу против







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 962. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия