Студопедия — Изображение человека в искусстве и литературе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Изображение человека в искусстве и литературе






 

Изложить систематизированные знания о человеке в искус­стве не представляется возможным в силу того, что такой системы попросту нет. Каждое произведение искусства неповторимо, оно есть продукт творчества автора, отражает его личностную позицию, субъективное восприятие изображаемого, уникальный жизнен­ный опыт, уровень мастерства владения изобразительными сред­ствами и т.п. Приоритетное значение в изображении человека в искусстве принадлежит, несомненно, художественной литературе.

Человек в художественном произведении предстает перед нами в многообразных обликах: он может вознестись до высот нравственного подвига и может пасть в бездну злодейства; вести многогранную насыщенную социальную жизнь и уединиться от людского мира, бездумно плыть в житейском море и осмысли­вать каждое событие и факт, действовать в ограниченной ситуа­ции и прожить целую жизнь. Словом, сколько литературных ге­роев, столько и человеческих характеров и судеб.

Достоинства познания человека средствами искусства состо­ят в том, что человек в произведениях искусства предстает мно­госторонним и одновременно целостным. В подлинном художест­венном произведении снимается односторонность рационально­го описания человека при сохранении познавательного отноше­ния, ярко выражено ценностное отношение к действиям и по­ступкам героев, отсутствуют морализаторство, абстрактные исти­ны и призывы; здесь есть образ человеческой судьбы, описание реальных условий жизни, многообразие жизненных связей и от­ношений между людьми.

Единство познавательной, оценочной, созидательной, комму­никативной сторон в художественном произведении позволяет образно воссоздать человеческую жизнь в ее целостности, “уд­ваивать” ее, служить ее воображаемым дополнением, восполне­нием, продолжением, а иногда и заменой. Искусство демонстри­рует нам и особый способ целостного представления человека — художественный образ, в котором целостное духовное содержа­ние как единство ценностей, мыслей, представлений, отноше­ний, эмоций и действий выражается в конкретно-чувственной форме. Тем самым произведение искусства обращено не к ути­литарному использованию и не к рациональному изучению, а к переживанию. Литература не просто повествует о жизни, она са­ма есть особая жизнь. Читатель “проживает” художественное произведение: он со-размышляет, со-действует, со-переживает вместе с героем. Вспомним А.С.Пушкина: “...над вымыслом сле­зами обольюсь”.

Конечно, существует деление писателей на философов (Л.Н.Толстой, Г.Гессе и др.), социологов (О. де Бальзак, Э.Зо­ля и др.), психологов (Ф.М.Достоевский, Ф.Кафка и др.), как бы подчеркивающее в творчестве конкретного писателя пре­обладание особого взгляда на действительность. Однако под­черкнем, что уровень рационального осмысления достигается в произведении искусства посредством художественного изо­бражения человеческой жизни во всем богатстве ее проявле­ний. Собственно научно-теоретическое познание человека (философское, социологическое, психологическое и т.д.) всегда есть анализ, абстрагирование отдельных сторон целостного чело­века. Искусство — это всегда синтезирующее целостное пости­жение человека.

В заключение отметим, что в сферах практического челове­коведения (педагогика, медицина, практическая психология и т.п.) невозможно ограничиться лишь научно-теоретическим описанием человека, очень важно обращаться к произведениям ис­кусства, в которых изображен человек.

 

Антропология как учение о человеке

 

· Понятие антропологии в специальном и широком значении

· Философская антропология как гуманистическая философия

· Понятие педагогической антропологии

Каков предмет науки антропологии, название которой пере­водится как “учение о человеке”? Возможно ли употребление тер­мина “антропология” в сочетании со словами “философия”, “педаго­гика”? Что составляет предмет философской и педагогической антропологии?

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 404. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия