Студопедия — Продвинутый уровень
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Продвинутый уровень






 

1. Методика преподавания литературы как наука, ее предмет и задачи. Связь методики преподавания с другими предметами, науками.

Наибольшие споры разгораются по вопросу о том, что такое ме-тодика: наука или искусство. Можно сказать, что методика препода-вания литературы – это и наука и искусство одновременно. Наука по-тому, что имеет свой предмет – процесс изучения литературы в шко-ле, ее истории и теории; понятийный аппарат, свидетельствующий о систематизированности информации о предмете; описание законо-мерностей, характеризующих целостный процесс изучения литерату-ры. Наука потому, что неотъемлемой ее частью является методиче-ское прогнозирование. Как наука, она представляет собой совокуп-ность знаний, лежащих в основе научной картины целостного процесса преподавания литературы в школе (методическая теория). Особенно-стью данной науки является то, что она объединяет методическую тео-рию и школьную практику. Искусство – потому, что это высокая сте-пень методического мастерства, то есть методических умений, ядром которых являются психолого-педагогические и методические знания, осмысленные педагогом, принятые им как истинные. Методическое искусство – это реализация методической теории на практике на высо-ком уровне психолого-педагогического и методического мастерства.

Как для науки для методики характерны следующие методы ис-следования. 1. Метод теоретического анализа исследований в области мето-дики и других гуманитарных наук (философии, психологии, культу-рологи, литературоведения, педагогики).

Метод срезов: анкетирование, беседы, контрольные работы учащихся, тесты, анализ творческих работ. Этот метод хорош тем, что констатирует уровень знаний, достижения, недостатки преподавания, но, однако, не указывает на причину успехов или недостатков. 3. Метод целенаправленного наблюдения за процессом обуче-ния в совокупности с методом теоретического анализа в области ме-тодики позволяет выявить причины или их предположить. При этом методе изучается ход процесса обучения в соответствии с поставлен-ной проблемой. Разрабатывается система заданий для учащихся. 4. Метод естественного эксперимента позволяет вносить значи-тельные изменения в содержание и методы обучения. Он проходит непосредственно в классе. 5. Метод анализа результатов экспериментального обучения. Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства.

Цель изучения литературы в школе сформулирована в современ-ной программе: «приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и разви-тие на этой основе у них художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций». Кратко, в «рабочем виде» цель литературного образования может быть представ-лена следующим тезисом: через подготовку квалифицированного чита-теля – к формированию духовно полноценной личности. Задачи изучения литературы можно сформулировать сле-дующим образом:

 освоение историко-литературных знаний и теоретико-литературных понятий, формирование умения функционально ис-пользовать знания;

 развитие устойчивых читательских и речевых умений, спо-собности применять их в новой ситуации и в собственном литератур-ном творчестве;

 развитие творческих начал личности, в том числе литератур-но-художественных способностей (литературно-критических, литера-турно-творческих, исполнительских);

 воспитание духовно развитой личности, обладающей куль-турно-историческим типом мышления, гражданской и нравственно-эстетической позицией, гуманистическим мировоззрением.

Компонентами содержания литературного образования в школе являются 1) знания; 2) умения; 3) опыт творческой деятельности и 3) система норм отношения к миру, к людям и к самому себе. При получении знаний по русской литературе учащиеся осваи-вают произведения русского фольклора и литературы (знание тек-стов), отдельные достижения словесного искусства зарубежной лите-ратуры, сведения об основных периодах русского и мирового литера-турного процесса, сведения о жизни и творчестве писателей, основные литературоведческие понятия.

2. История развития методики преподавания литературы. Роль теоретических трудов и практической деятельности выдающихся методистов 19 в. Ф.И. Буслаева, В.И. Водовозова, В.П. Острогорского и др.

Среди источников литературы как учебного предмета важную роль занимает риторика, поэтика и теория словесности. Произведения русской литературы в круг университетского и школьного образования стали входить в конце 18 века в качестве образцов, иллюстрирующих теоретико-литературное положение. Русская словесность как отдельный предмет преподавания, основу которой составляют риторику и поэтику, появляются в учебных планах отдельных средних учебных заведениях с 1811 г. С этого времени литературное преподавание становится не только образцами, но и предметом разбора. Об этом свидетельствуют опыт многих учебных заведений: Московского университета, благородного пансиона… Начальный этап становления литературы как учебного предмета связан с разработкой учебных пособий. Гимназические курсы словесности мало отличаются от университетских в то время. В середине 19 века единственным методическим пособием был «Опыт краткого руководства к эстетическому разбору на части российской словесности» Гречанникова, написанное в вопросно-ответной форме и содержала подробный разбор отрывков из сочинений Ломоносова, Державина, Карамзина. Время становления МПЛ как науки – вторая половина 19 века (40-50 гг. 19 века), когда были созданы методические программы и учебники Буслаева, Водовозова и др. Событием стали книги Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.), Галахова «Полная русская хрестоматия» (1842 г.), «Программа русского языка и словесности» (1852 г.). Именно в 60-е г – первые съезды учителей-словесников, где принимают за основу своей деятельности «практический способ преподавания». В 70-х г. в курсе словесности в младших классах внимание отводится изучению языка и объяснительному чтению образцов русской литературы, а в старших классах историко-литературные обзоры. В 1870 г. педагоги-словесники высказываются в пользу исторического преподавания литературы. Увеличивается массив литературы научной, удачной с методической точки зрения. Учитель получает возможность выбора. Конец 19-начала 20 века и теория и МПЛ начинают реализовываться в разных подходах к преподаванию методических концепциях и системах. Впервые методика ориентируется не просто не школьную практику, но и обретает статус науки, использующих эксперимент. В 1901 г. в С.-Петербурге была основана лаборатория экспериментальной педагогической психологии под руководством А. П. Нечаева, наметившего обширную программу экспериментально психологического решения острых проблем дидактики и методики. С появлением множества методических работ во 2 половине и конце 19 века складывается в МПЛ 2 направления: - академическое, - воспитательное. Академическое (Буслаево-Галаховское) – умственное развитие. Воспитательное (Водовозско-Стоюнинское) – воспитательные цели. На рубеже веков знаменита Игнатьевская программа. С 1847 г. Буслаев (1818-1897) – профессор МГУ, с 1881 г. – академик Российской Академии Наук. «Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языка» (1861 г.), «Русская хрестоматия» (1870) выдержали 10 изданий и служили пособием при изучении древнерусской литературы и фольклора. Основная его книга «О преподавании отечественного языка» - первый в России научно-методический труд. В ней представляется развернутая концепция преподавания русского языка и словесности в школе, основанная на осмыслении самого предмета и методике его изучения. 1-я часть посвящена проблемам дидактики и методики (соотношение метода и приема в науке и школе, история и теория литературы в школе, виды разбора, роль практических упражнений и т. д.). 2-я часть – материал по истории русского языка. Во всех разделах книги заметно стремление автора представить концепцию преподавания, а также заострить обсуждение целого комплекса проблем.

В. И. Водовозов (1825-1886): «Практическая славянская грамматика» (1868 г.), «Русская азбука для детей» (1873 г.). Широкую известность получили статьи, посвященные проблемам преподавания словесности «Словесность в образцах с объяснением общих свойств сочинения и главных родов прозы и поэзии» (1868 г.), «Новая русская литература» (1872 г.), «О воспитательном значении русской литературы» (1870 г.): рассматривается как программная работа педагога, отстаивающая принципы литературы, выступал против филологического и эстетического анализа текста, а был за выявление идейно-тематического содержания текста. В силу этого выбор литературных произведений меняется, и он основное внимание сосредотачивает на произведениях с определенной идейной направленностью.

В. П. Острогорский (1840-1902), ученик Стоюнина, занимался литературой, был драматургом, критиком, писателем, методистом. (1864 г.) «Работы словесности», работал в женской гимназии в 1871 г. Широко распространены: «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми», «Краткий учебник теории поэзии» (1875 г.), «Выразительное чтение» (1885 г.), «20 биографий образцовых русских писателей» (1890 г.), выступал в качестве переводчика. «Беседы о преподавании словесности» (1884 г.) – основоположник этико-эстетического направления в методике. Основная цель уроков словесности: формирование у учащихся особого душевного настроя - этико-эстетического. Считал, что он помогает юношам разумно относиться к литературе, точно также как к явлениям самой жизни. Он предлагал использовать в обучении «смешанный метод», соединяющий сократический и академический. Самый большой интерес представляют требования к учителю-словеснику, призванному сыграть особую роль в формировании гражданина патриота в нравственном и эстетическим воспитании юношества.

 

3. История развития методики преподавания литературы. Роль теоретических трудов и практической деятельности выдающихся методистов 20 в. М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшова и др.

В. В. Голубков (1880-1968) В. В. Голубков вошел в науку как ученый, разрабатывающий теоретические основы методики преподавания литературы. «Новый путь изучения художественных произведений и составления письменных работ» (1909) - ищет пути преодоления схематизма, строит всю работу на базе непосредственного знакомства с литературным произведением, уделяет внимание неповторимому миру писателя, использует критические материалы, его интересует не только психология ученика, воспринимающего литературное произведение, но и психология литературного героя. Голубков исследует методы преподавания литературы и создает классификацию, в основе которой лежит процесс совместной деятельности учителя и ученика: - лекционный метод, - метод литературной беседы, - метод самостоятельной работы. Голубков исследует виды уроков по литературе в зависимости от стадий учебного процесса: вступительные занятия, чтение, ориентировочная беседа, анализ текста, изучение дополнительных материалов, подведение итогов, учет. (1946 г) – хрестоматия «Преподавание литературы в дореволюционной средней школе». В этот же период создаются работы, посвященные формированию теоретико-литературных понятий у школьников. Статья «Теоретические основы методики литературы в средней школе» (1946) - глубоко обосновано направление в деятельности школы, которое в современных условиях работы средней и высшей школы понимается как гуманизация и гуманитаризация образования. Голубков убежден, что «теория познания, эстетика, педагогика, литературоведение, языкознание и психология — вот шесть основных дисциплин, в которых следует искать теоретическое обоснование методики литературы». Он высказал ряд ценнейших замечаний по проблеме развития восприятия и мышления учащихся, раскрыл взаимосвязь в развитии логического и образного мышления учащихся в процессе преподавания литературы, тесную связь эстетического восприятия и эстетического чувства, исследует типы письменных работ, ратует за развитие образного мышления, художественной речи, разрабатывает целую систему методики проведения письменных работ. «Мастерство устной речи» (1960) посвящена особенностям устной речи, задачам совершенствования речи школьников, подготовке самого учителя к лекции. Голубков формулирует важнейшую задачу: дать психологическое обоснование изучению литературы в школе. Его волнует необходимость сохранить эмоциональное, моральное и эстетическое воздействие произведения на учащихся и не отказаться от анализа. «Методика преподавания литературы» (1938) - выдержал шесть изданий, а обрел концептуальную завершенность и конкретность. Автор раскрывает свои взгляды на методику литературы, методы занятий по литературе, этапы работы над темой, на начитанность, культуру устной и письменной речи — в стройной, продуманной структуре. В специальные разделы собраны материалы по средним и старшим классам. Определяет основной принцип, составные части и порядок анализа литературного произведения, предостерегая от какой бы то ни было универсальной схемы или общего плана изучения, называет возможные составные элементы анализа: исторические условия, общественные проблемы, выдвигаемые жизнью; писатель, его взгляды; тема и основная идейная направленность произведения; главные герои, второстепенные герои; сюжет произведения; другие компоненты: диалог, портрет, пейзаж, вводные эпизоды или авторские отступления, индивидуальная речь героев; язык писателя; жанр произведения; традиции и новаторство писателя; значение писателя, большое внимание уделяет историко-литературным принципам, тщательно исследует методику школьной лекции. М. А. Рыбникова (1885-1942) - ученый-филолог, фольклорист, автор многочисленных методических и учебных пособий, была сторонницей филологического изучения литературы, в своих работах часто опиралась на идеи Ф. И. Буслаева, однако легко воспринимала все новое, не избежав при этом заблуждений и вызвав немало критических замечаний в свой адрес. Еще до революции формируется круг научных интересов методиста: устное народное творчество, стилистика, развитие речи учащихся и внеклассные занятия. Статьи «Темы для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы» (1914), «Опыт гимназических собраний в г. Вязьме» (1917), «Опыт школьной инсценировки народных игр, песен и обычаев» (1917), «Эстетическое восприятие природы учащимися» (1917) и др. «Изучение родного языка» (1921) Рыбникова предлагает систему стилистических упражнений, видя в них главный путь к постижению языка. Особое внимание она уделяет языку поэтов и писателей, которых называет «искателями нового слова», «романтиками речи», относя к ним Державина, Гоголя, Лескова, Достоевского, Бальмонта и Белого. Ее увлекает поэзия символистов. Крупнейшим стилистом современности она считает А. Белого. Высокую оценку русскому символизму она дает и в книге «А. Блок — Гамлет» (1923). «Работа словесника в школе» (1922) - интерес к языку и композиции произведения, «изучение литературы вне времени», стремление уйти от жестких рамок программы, увлеченность внеклассными занятиями. «Русская литература в вопросах, темах и заданиях» (1927) и «Современная и классическая литература в школе» (1927) - отразилась неудовлетворенность Рыбниковой школьными программами и учебниками. Она допускает возможность отступлений от программы, свободный выбор произведений для анализа, предлагает отказаться от учебников, заменив их вопросниками, содержащими задания для самостоятельных наблюдений учащихся над текстом произведения. Один из любимых приемов методиста — сопоставление. Разнообразные приемы сопоставительного анализа рекомендуются в пособии «Изучение литературы в школе II ступени» (1930), подготовленном ею совместно с В. В. Голубковым. Статья «Язык и литература в системе политехнического воспитания» (1930), учебник «Методика преподавания литературы» (1930) - увлечение «методом проектов». Сборник «Загадки» (1932), книга «Введение в стилистику» (1937), участвует в создании новых программ и хрестоматий для школы, готовит сборник русских пословиц. Проблемам детского чтения посвящена ее статья «Классики в детском чтении в прошлом и настоящем» (1934). В журналах и сборниках появляются отдельные главы из ее основного методического труда «Очерки по методике литературного чтения» (1941), затем трижды переиздававшегося. В «Очерках» Рыбниковой излагается целостная система преподавания литературы в средних классах, содержится, как и во всех других работах методиста, богатейший практический материал. Теоретические разделы книги представляют собой итог методических исканий известного педагога и филолога, не изменяющего своей приверженности основательному, серьезному филологическому изучению языка русских писателей. Выделяя три основных фактора, определяющих содержание методики как научной дисциплины (природа учебного предмета, цели воспитывающего обучения и особенности детского восприятия и поведения), она на первый план выдвигает учебный предмет — литературу, требуя от учителя, прежде всего хорошего знания своего предмета (именно с этого начинает она свою книгу).

 

 

4. Содержание и структура курса литературы в средних и старших классах. Характеристика школьных программ и учебников.

По мнению Твардовского: Литература в школе – это то же, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя. Он указал на самую суть литературы как школьного предмета, который формирует, воспитывает читателя, направляет его деятельность и развитие. Этот предмет имеет сложное строение: он включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуры школьников. Он строится ступенчато: он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с 4-7 класс, задача которого – ввести школьников в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость тем самым подготовить к этапу 8-10 классов, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, в самосознании народа и человечества. Важнейшая цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, к духовным богатствам классики и современной литературы, развитие художественной восприимчивости… - и на этой основе – формирование коммунистического мировоззрения, идейно-политических и нравственных убеждений школьников, их активной жизненной позиции, эстетических взглядов, вкусов и потребностей. Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. В литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; любой школьный предмет опирается на литературу, для того, чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества. Тесны связи литературы и русского языка: язык – исток литературы, ее «строительный материал», прочно связана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах.

Литературное образование – освоение богатств мировой литературы, освоение литературы как искусства слова. Богатства: - текст произведения, - историко-литературные знания, - наличие теоретико-литературного знания, - литературная критика, - биография писателей: 1. не нужно биографическое изучение, 2. факты биографии отражаются в произведениях автора, 3. в образах персонажей воплотилась психология писателя. Цель литературного образования: становление духовного мира человека, воспитание любви к чтению, формировании внутренней потребности личности в духовном и нравственном изучении, позволяющее осознавать личностные возможности школьников. Основа литературного образования – чтение и целостное восприятие художественного произведения. Курс литературы: - тексты, педагогические обработанные сведения по истории литературы, - базовые эстетические и этико-философские понятия, которые необходимы для формирования читательских умений. Компоненты литературы: - произведения критики и публицистики, - историко-культурные сведения, - знания по стилистике и культуре речи. Литературное образование строится на концентрической основе (3 концентра): 1-4 кл. – начальная школа, 5-9 кл. – основная средняя школа, 10-11 кл. – полная средняя общеобразовательная школа. Содержанием образования в 5-9 классах является многообразие художественных форм от фольклора и литературы прошлого до современности, включая в себя отечественные и зарубежные образцы. Преподавание направлено на формирование умений эстетического осмысления художественного мира писателя.

 

 

5. Методы и приемы преподавания литературы (классификация В.В. Голубкова, Н.И. Кудряшова).

 

Метод обучения, по мнению В. В. Голубкова, — «это такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы» (Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962. – С. 69). Голубков называет три основных метода занятий по литературе: лекционный метод, понимаемый как сообщение нового материала, как выразительное чтение и как рассказ учителя; метод литературной беседы и метод самостоятельной работы учащихся, включающий устные доклады и письменные сочинения. Помимо определения методов, в учебнике В. В. Голубкова раскрыты еще два термина: приемы и формы организации работы. Прием, по мнению ученого, имеет по сравнению с методом более ограниченное применение и «обычно входит в метод как его составная часть» (Указанное сочинение, с. 70).

Каждый метод «располагает» соответствующими приемами. В лекции — элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции, использование различных видов наглядности. Метод беседы — умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя. Для выполнения докладов и письменных работ необходима предварительная работа над планом, помощь учителя, обсуждение и оценка самостоятельной деятельности ученика.

На иной основе построена классификация методов обучения литературе, созданная Н. И. Кудряшевым (Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981). Он обусловливает систему методов обучения логикой познавательной деятельности учащихся при направляющем руководстве учителя. При этом Н. И. Кудряшев с особым вниманием относится к одному из дидактических решений проблемы методов, раскрытому в трудах М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера. И. Я. Лернер обосновывает следующие методы, обусловливающие характер обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный; репродуктивный; метод проблемного изложения; эвристический, или частично-поисковый; исследовательский.

 

 

6. Этапы изучения литературного произведения в школе.

1. Вступительное занятие, 2. Чтение произведения, 3. Анализ произведения, 4. Заключительное занятие. Каждый этап включает в себя разнообразные виды деятельности учащихся. Этапы не являются строго разграниченными. Наоборот, они взаимодействуют друг с другом и переходят один в другой. Основная цель вступительных занятий: создание установки на восприятие и понимание текста, мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. О.И. Никифорова определяет ориентиры, соотнесенные со структурой читательского восприятия и стимулирующие активность этого восприятия. Это ориентировка в жанре и общем характере произведения, в месте и во времени действия, в системе образов и событий, в эмоциональном отношении автора к персонажам, в объеме и образном ядре произведения. Различаются два основных пути подготовки к чтению и анализу текста: на основе изучаемого произведения и на основе личных впечатлений. В содержание вступительных занятий может входить сообщение исторических и биографических сведений, необходимых для понимания текста; социально-бытовой комментарий, объяснение непонятных слов. С.А. Смирнов называет следующие виды работ, предваряющие чтение и разбор произведения: - вступительное слово учителя, - подготовительная беседа учителя с классом, - постановка и запись вопросов, которыми учащиеся должны руководствоваться при чтении, - рассматривание иллюстраций, - экскурсии, подготавливающие ученика к восприятию произведения. Основными формами проведения вступительных занятий являются: - рассказ учителя или лекция; - лекция с диапозитивами, с рассматриванием иллюстративного материала; - беседа; - работа по учебнику или с дополнительной литературой; - киноурок; - экскурсия. Нередко после вступительного занятия проводится ориентировочная беседа с целью убедиться, что класс подготовлен к анализу текста. При проверке усвоения содержания произведения используется составление планов и различных видов пересказов - свободного и по плану, сжатого и подробного, близкого к тексту, выборочного, с изменением лица рассказчика, с заменой диалога повествованием. В старших классах содержание вступительных занятий усложняется и чаще всего связывается с историей создания самого произведения. Анализ произведения - наиболее ответственный момент в работе учителя с классом. В задачу учителя входит преодоление разрыва между восприятием текста и его анализом, разбором. В содержание анализа, как отметил В.В. Голубков, входят: общий смысл произведения, его идейная направленность; сюжет; при анализе сюжета выясняются характеры героев, система образов, портрет героя, обстановка, пейзаж и отдельные художественные детали; композиция (построение произведения в целом); язык. В каждом конкретном случае школьник воспринимает более осознанно один из названных компонентов. Сложность школьного анализа художественного произведения заключается в том, что он всегда имеет определенную литературоведческую концепцию, и в том, что она воплощается в методической концепции, на основе которой и моделируется урок. В теории и практике преподавания литературы бытует понятие путей анализа, которые понимаются как порядок и последовательность разбора литературного текста. Наиболее распространены три пути анализа: по сюжету ("вслед за автором", целостный), "по образам" и проблемно-тематический. Большинство учителей-словесников используют смешанный путь анализа произведения. Современное школьное литературоведение особое внимание уделяет целостности и избирательности анализа текста, выбору основной линии работы, различным сопоставлениям, в том числе с произведениями других видов искусств. Особое значение приобретает отбор, а вернее, выбор материала для вторичного чтения. Все больше места в современном уроке литературы занимает интерпретация текста, дающая возможность развивать углубленное личностное восприятие его. Перегруженность программ, особенно для XI класса, диктует направление поисков организации чтения и анализа художественных текстов с использованием усложняющихся заданий, увеличением доли самостоятельности класса, использованием карточек с заданиями, включением в структуру урока групповых и индивидуальных заданий. Заключительные занятия имеют целью не только подведение итогов и формирование обобщений и выводов. Заключительные занятия ориентируют учащихся на воссоздание целостности произведения, на доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления. Заключение всегда несет в себе элемент новизны и сосредоточенности на самом главном. Особое значение приобретает работа с учебником, с опорными конспектами, задания сопоставительного характера, творческие работы, использование иллюстраций, выразительное чтение отрывков из текста с целью воссоздать эмоциональное восприятие литературного текста. На заключительных занятиях по изучению лирических произведений нередко проводятся конкурсы чтецов, литературно-музыкальные композиции.

7. Вступительные занятия по литературе как этап изучения литературного произведения в школе. Виды вступительных занятий, их значение.

Основная цель вступительных занятий – возбуждение интереса к изучаемому произведению и творчеству писателя в целом; создание установки на восприятие и понимание текста; мотивировка последующего анализа и создание ориентиров восприятия. Создание установки на чтение литературного произведения в школе должно вызвать не только интерес к книге, но и определенную направленность восприятия. Вступительные занятия призваны очертить круг ассоциаций важных для восприятия текста, вовлечь в проблемы, создать русло, по которому будет двигаться читатель. Методисты выделяют следующие виды работы, предваряющие чтение и разбор произведения: - вступительное слово учителя, - подготовительная беседа, - постановка и запись вопросов, которыми должны руководствоваться школьники при чтении, - рассматривание иллюстраций, - экскурсии, подготавливающие ученика к восприятию произведения, - прослушивание музыкальных произведений, тематически близких к изучаемому тексту, - рассматривание репродукций картин художников. Основные пути подготовки к чтению и анализу текста: - на основе изучаемого произведения, - на основе личных впечатлений школьников. Одним из способов подготовки к чтению – оживление личных впечатлений, связанных с темой произведения, которые предстоит читать. В качестве прелюдии, создающей установку на чтение может выступить фильм, музыка, изобразительное искусство. При этом важно, чтобы, настраиваясь на волну чтения с помощью других видов искусств, ученики не смешали текст с увертюрой, а ощутили его своеобразие на фоне близких мотивов. Средством создания установки на чтение произведения могут выступать: - рассказ об истории его создания, - эпизоды биографии писателя, вовлекающие школьников в круг его мысли. При этом полезно использовать заочную экскурсию, которая вызывает большой интерес у учеников, знакомит со сложными вопросами. Подготовка заочной экскурсии требует тщательного ознакомления с мемуарами, письмами, дневниками и произведениями писателя. Не менее тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал: рисунки, картины, различные карты, планы, фотографии. Все это поможет оживить прошлое, заставить мысленно увидеть черты времени, в котором мы погружаемся. Заочная экскурсия должна дать представление об облике писателя, показать отражение характера и мыслей в его портрете. Ученики должны понять какие стороны характера художника вызваны обстановкой его жизни. Вступительное занятие в форме заочной экскурсии можно проводить как в средних, так и в старших классах. Средством создания установки на чтение эпического и драматического произведения могут служить фрагменты текста, представленные учителем, диафильмом, вызывающей у учеников общий интерес. Иногда ориентиром для вхождения в текст становится разговор о жанрово-композиционных и стилистических особенностях произведения. Установку на восприятие классики способно создать чтение современных произведений, близких по составленным в произведениях проблемам. Объем вступительных занятий может быть различен от 5-20 минут в средних классах и до целого урока в старших классах. Объем, содержание и методика проведения вступительных занятий определяется методикой специфики произведения, учебными и воспитательными задачами и возрастными особенностями учащихся. Для удобства методисты выделяют такие виды вступительных занятий: 1. вступительные занятия, помогающие понять историческую эпоху, отраженную в произведении, или относящуюся ко времени его создания, 2. вступительные занятия, дающие определенный угол зрения на произведение, или вводящие в его тематику, 3. вступительные занятия, основанные на использовании жизненного опыта и живых наблюдений учащихся, 4. вступительные занятия, связанные с использованием биографического материала. Вступительные занятия в старших классах отличаются большей степенью глубины и сложности. Чаще всего – это история создания произведения или характеристика эпохи, которую лучше всего давать на материале искусства, живописи и музыки того времени. Вступительное занятие не всегда прямо и непосредственно предшествует изучаемому произведению. Часто их трудно бывает дифференцировать, поскольку материал вступительных занятий рассредоточивается в обзорных темах, изложениях, биографии писателя, которые являются формой подготовки школьников к восприятию его творчества. Одним из видов вступительных занятий в старших классах может стать урок первоначальной ориентировки в тексте. Если в центре изучаемого произведения стоит фигура крупного исторического деятеля, всегда интересно показать школьникам какое истолкование находил его образ у других писателей, в других видах искусства, как тщательно и с каким чувством ответственности готовился автор к воплощению этого человека в своем творчестве.

 

8. Чтение художественного произведения как этап в системе школьных занятий по литературе. Роль ориентировочной беседы.

Чтение литературных произведений – деятельность во многом сложная, как и творение искусства, при определенных условиях вызывает потребность анализа и дает установку на анализ. Асмус: чтение – важнейший творческий процесс, требующий напряжения, интеллекта и чувств, памяти и воображения, опирающиеся на всю духовную сферу в жизни человека. В современной методике проблема чтения самая актуальная. Причины эти социального, психологического и методического характера: 1. в современных условиях всеобщей компьютеризацией ученики все реже общаются с книгой, 2. введение ЕГЭ, который может сдать ученик с легкостью, 3. существенная значимость в умении развить у учащихся речь, 4. чтение литературных произведений – деятельность сложная, как творение искусства. Художественный образ: - вымысел, - типизация (обобщение), - индивидуализация. Это обусловлено тем, что общение с искусством предполагает способность перенесения в себя другого человека в незнакомой жизненной ситуации, т. е. преображение себя, выходы за пределы себя. Ум читателя во время чтения активен, поскольку одновременно он противостоит тому, чтобы принять образы искусства, за явления самой жизни и голосу скептицизма, который утверждает, что изображенная автором жизнь есть вымысел искусства. Читатель одновременно видит, что художественные образы – это образы жизни и понимает, что это не сама жизнь, а только художественное отображение. Чтобы чтение оказалось плодотворным, чтобы состоялся диалог между читателем и писателем и от этого труда не может освободиться. Хороший читатель тот, который обладает: - воображением, - памятью, - богатым словарным запасом, - художественным вкусом. Более значимыми являются причины методического характера. У хорошего учителя читают все. Следует иметь ввиду, что от организации чтения во многом зависит успех работы над всей литературной темой. Пока произведение не воспринято, ученик не чувствует потребность в анализе, он даже может сопротивляться всем попыткам заставить его говорить. Книгу надо просто прочитать, переживая, волнуясь. Иногда целесообразно прочесть в классе несколько глав и только потом прочитать се произведение. Можно сопровождать чтение комментированием, однако эти комментирования не должны быть слишком подробными и не должны дублировать те комментарии, которые даны в учебниках и хрестоматиях. Рассказать какие-т







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 1334. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия