Студопедия — Пример Обращения к посетителям природной территории
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Пример Обращения к посетителям природной территории






Дорогие друзья!

Доброе Утро! Потому что в какое время Вы ни пришли бы к нам, у нас всегда Утро новой встречи с Вами. А у Вас – Утро новой встречи с прекрасной Природой.

Мы приветствуем Вас и желаем новых открытий, больших и маленьких. Пусть Ваше общение с Природой не омрачит настроения ни Вам, ни Ей. И как сказал хороший поэт Самуил Яковлевич Маршак,

Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Вы пришли в мир природы. Считайте, что она пригласила Вас к себе в гости. Постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением. А для этого, пожалуйста, примите к сведению некоторые правила поведения, соблюдение которых поможет природе оставаться такой же красивой, а Вам – здоровыми и счастливыми.

Во время вашего пребывания на экотропе Вы сможете увидеть тихую речку и журчащий родник, молчаливое озеро и заросший пруд, удивительные растения и множество различных птиц. Чтобы сохранить все это богатство в первозданном виде, всего-то и надо, что соблюдать самим и не дать возможности нарушать другим ряд столь необходимых природе и совсем несложных для Вас Правил.

Пожалуйста:

  • Не засоряйте маршруты. Постарайтесь весь мусор (свой и чужой) вынести с тропы. За это природа скажет Вам спасибо.
  • Ничего не сливайте и не бросайте в природные водоемы.
  • Там тоже есть своя жизнь, и дайте ей возможность развиваться в чистой среде.
  • Не рубите деревья и кустарники, даже если они вам кажутся отжившими свой век. Их ствол и корни являются важным звеном в цепи всех компонентов экосистемы.
  • Не разводите костры. Даже если кто-то сделал это здесь до Вас. Этим вы можете нанести рану земле, и ее обитателям станет больно.
  • Не делайте надписей на камнях и деревьях, памятниках истории и культуры, стендах и указателях. Не надо оставлять после себя такую память на долгие времена.
  • С уважением относитесь ко всем животным. Не стоит пугать их громкими криками и тем более преследовать или ловить. Помните, что это не Ваша, а их заповедная территория.
  • По этой же причине не берите с собой на экотропу домашних животных. Дикие и домашние животные вряд ли поймут друг друга.
  • Если на маршруте Вам встретится дикий зверь, не подходите близко к нему – это опасно для Вас. И не делайте попыток кормить диких животных – это опасно для них.
  • Идя по тропе или находясь на остановке, не создавайте лишнего шума, зря не кричите. Будете вести себя тихо – увидите больше и услышите больше.
  • По возможности не сходите с тропы: Вы можете нечаянно спугнуть птицу с гнезда или наступить на какого-нибудь жука – и тем самым нарушить естественное равновесие в природной экосистеме. Единственное исключение – чрезвычайные обстоятельства.
  • Не заготавливайте «дары природы», не собирайте лекарственные растения, не рвите цветы. Даже самые невзрачные. Даже для гербария. Пусть они растут и радуют не толь ко Вас, но и тех, кто придет после.
  • Берите на память о природе тех мест, чт

6.2. Специфические правила для обеспечения безопасности

Не менее важен и другой аспект правил поведения – обеспечение без опасности посетителей. В связи с этим правила должны подразделяться на две большие группы: правила поведения для сохранения естествен ной природы и правила поведения для «сохранения» самих посетителей. В отдельных случаях, на пример, при неожиданных встречах с крупными животными, правила поведения призваны выполнять и первую, и вторую функцию одновременно.

Все виды опасностей в экотуризме, к которому относится и посещение экологических троп, можно подразделить на объективные (обусловленные самой природой) и субъективные (вызванные непродуманными действиями человека).

Опасности из группы объективных встречаются на экотропах не так уж часто. Пожалуй, к ним можно отнести лишь укусы клещей и нападения диких животных. Все остальные опасности: мелкие травмы, несчастные случаи на воде и т.п. обусловлены прежде всего субъективными факторами. В связи с этим, их следует ожидать не в тех районах, где существует наибольшее количество опасностей, а в тех, которые отличаются наивысшей посещаемостью.

Причины агрессивного поведения животных могут быть самыми разными: от защиты своих детей до «переквалификации» зверя в «мусорщика» или «попрошайку» в результате прикорма его местными жителями.

На вопрос, как избежать встречи с диким животным или что делать, если эта встреча уже состоялась, дать однозначный ответ очень сложно.

Во-первых, звери, как и люди, отличаются и по характеру, и по состоянию на данный конкретный момент: голоден ли, в каком «настроении» и т.п. Во-вторых, ситуации, в которых посетитель охраняемой территории может встретиться с медведем, тоже бывают самые различные. Поэтому ниже приводятся лишь самые общие замечания на эту тему.

Если зверь вас уже заметил, замрите и не поворачивайтесь к нему спиной, не убегайте. Скорость ваша все равно не выше его, а вид убегающего человека возбуждает в звере ощущение превосходства над противником и инстинкт преследования.

Можно попробовать тихо и медленно-медленно, без резких движений пятиться в сторону возможного укрытия или широкой дороги, где есть люди, и при этом продолжать смотреть в сторону зверя, но не в глаза ему – животное может воспринять это как агрессию. В некоторых случаях помогают активные действия: крик, стук, свист. Если зверь еще не разъярен, то иногда спасением служит река или дерево.

Что касается укусов клещей, то надо помнить, что, прежде все го, они могут быть переносчиками опасных заболеваний – энцефалита и боррелиоза (болезнь Лайма). Поэтому, во-первых, в лесу в лет нее время желательно носить защитную одежду и обувь (длинный рукав, брюки или спортивные штаны, вправленные в носки, кроссовки и шапочку или панаму). Во-вторых, следует осматривать себя (или друг друга) каждые два часа – время, за которое клещ успевает найти благоприятное место для укуса. И в-третьих, если укус уже обнаружен, лучше всего быстро выйти из леса в сторону ближайшей поликлиники, где вам окажут квалифицированную помощь.

Если это невозможно – можно попытаться вытащить клеща самостоятельно. Для этого следует подцепить его пинцетом или ногтями и медленно вращать, но только против часовой стрелки (сейчас продаются специальные пинцеты, облегчающие эту процедуру). Если головка клеща оторвалась и осталась в толще кожи, не обходимо обработав кожу йодом или 70 % спиртом, удалить ее как занозу. Этот вариант срабатывает только в том случае, если клещ еще не успел глубоко впиться в кожу. Желательна диагностика клеща на наличие в нем возбудителя.

Что касается субъективных ситуаций, то их разнообразие столь велико, что не поддается детальному анализу. И в обязанности организаторов экотроп входит лишь проводить регулярный контроль за соблюдением обычных для каждой охраняемой территории правил поведения посетителей.

6.3. Правила поведения языком поэзии

Разработка информационных стендов – дело довольно сложное, требующее как специальных знаний, так и умения кратко выразить главную мысль или подчеркнуть основное достоинство объекта. Особенно непросто дается разработка тех стендов, задачей которых является не только информирование о природных или культурных объектах, но и выработка у посетителей маршрута экологических норм поведения, формирование чувства любви к природе и личной ответственности за ее судьбу.

Главная трудность разработки этих стендов заключается в необходимости найти такие слова, чтобы текст получился не жестким, назидательным и директивным, а легким для чтения, приветливым и добро желательным. Вместе с тем, смысл его дол жен доходить до сердца каждого читающего и действенным образом отражаться на его дальнейшем поведении.

Большую роль в этом деле играет поэзия. Среди стихотворных строк известных и менее известных поэтов, отечественных и зарубежных, пишущих в рифму и белыми стихами, можно отыскать такие от рывки, а то и целые произведения, которые наилучшим образом пере дают те или иные грани отношения человека к природе. Как правило, они самодостаточны и не нуждаются в комментариях.

Поясним это утверждение на конкретных примерах. Перед тем как туристы сделают первые шаги по тропе, проводник обычно проводит с ними специальный инструктаж. При посещении маршрута без проводника его роль выполняет информационный стенд. Основная задача та кого инструктажа заключается, как правило, в том, чтобы настроить посетителя не на потребительское отношение к природе, а на добрые чувства: радость от общения, любование ее красотой, восхищение ее богатством. Для этого вполне подойдут уже упоминавшиеся выше строчки словацкого поэта Павола Гвездослава (в переводе Ивана Волощука – бывшего сотрудника охраняемой ландшафтной области «Мала Фатра», а ныне директора Объединенной дирекции особо охраняемых природных территорий Карпатского региона):

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

Затем необходимо в краткой и выразительной форме рассказать о том, что ждет путника на нашей тропе, чтобы настроить его на встречу с прекрасным. Это тоже можно сделать с помощью всего лишь шести строк, например, из поэтического сборника Дмитрия Чижова:

Там на лесных тропинках свежесть сосен
И горьковатый запах зверобоя,
Сплетаясь с ароматом земляники,
Повиснув в воздухе, ласкают нежно душу,
Чтоб не болела голова у человека
И не щемило сердце у него.

Известно, что формирование правильного стереотипа поведения человека на природе невозможно без введения определенных ограничений. В том случае, если эти ограничения выражены в обычной запретительной форме (не рвать, не сорить, не мять, не шуметь и т.д.), да еще сопровождаются угрозой штрафа за нарушения, они могут вызвать обратную реакцию. Чаще всего она выражается в агрессивных действиях со стороны посетителей, порой даже в актах вандализма. Гораздо более действенным, судя по нашему опыту, является эмоционально-поэтическое выражение душевных чувств. Например, запрет «Не рвать цветы» лучше выразить словами азербайджанского поэта и драматурга Самеда Вургуна:

Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их и срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

Все видели, какими «обкусанными» выглядят ранней весной заросли вербы в Москве и ближнем Подмосковье, стоит только на их ветвях показаться первым пушистым почкам. Та же участь постигает и ольшаники. И вместо того чтобы писать бесполезные запрещения типа «не обламывать ветви деревьев и кустарников», можно попробовать воз действовать на чувства людей с помощью Владимира Солоухина:

Я обманул ольху.
В один из зимних дней,
На берегу застывшей нашей речки
Я наломал заснеженных ветвей
И внес в тепло, которое от печки…
Что из того, что радостно и звонко
Раздастся песня раннего скворца?
Летит, пылит на мертвую клеенку
Досадный мусор – мертвая пыльца.

Еще один пример на ту же тему. Просьба не шуметь в лесу (не кричать, не свистеть, не включать громкую музыку и т.д.) может быть выражена отрывком из стихотворения Лиляны Стефановой (в переводе Владимира Солоухина):

Тихий снег, тихий свет,
Тихо все в это тихое утро,
Напряженье уходит
Из сердца, из мышц, из виска.
Мир скрежещущий выключен,
Как на столбе репродуктор.
В синем небе бесшумно плывут облака.

Наибольшее количество стихов о природе написано на тему отношения к «братьям нашим меньшим». Но, пожалуй, наиболее вырази тельное из них, способное остановить руку с зажатым в ней камнем или рогаткой, было обнаружено нами не в сборнике поэзии, а на клетчатом листочке из школьной тетради. Из него был сделан кулек, в котором продавались вишни. Автора у этого стихотворения указано не было:

Поплачем о маленьком горе –
У чайки убили птенца.
Ей озеро кажется морем,
Которому нету конца.

Над нею ломались со стоном
Корявые руки берез.
А озеро стало соленым
От маленьких чайкиных слез.

Конечно, сама по себе любая информация о правилах поведения, в том числе и в стихах, еще не гарантирует снижения количества нарушений. Известно немало примеров, когда у организаторов туризма просто руки опускаются от того, что пиши – не пиши, а поведение посетителей в принципе не меняется. Попытаться решить эту проблему можно так же с помощью поэтических строк – стихотворением Николая Рубцова:

Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ.
– Как не стыдно тебе, егоза?
И коза опустила глаза.
А когда разошёлся народ,
Побежала опять в огород.

И в заключение маршрута, когда время подводить итоги пройденному пути, можно дать отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко:

Не случайно джунгли спящие стрекочут,
Не случайно шелестит речная гладь.
Так глядит на нас природа, будто хочет
Что-то важное глазами рассказать.

Не случайно утром вспыхивают росы
Светляками на ладонях у листвы.
Так глядит на нас природа, будто

6.4. Вандализм и меры по его предупреждению

Вандалами и варварами в Древнем Риме называли воинственные дикие и полудикие племена германцев, вторгавшихся в пределы Римской империи с северных границ. Всякий набег сопровождался не только от чаянным грабежом, но и совершенно бессмысленным и безудержным разрушением предметов материальной и духовной культуры римлян.

В наши дни к проявлениям вандализма относят широкий круг поведенческих актов разрушительного или хулиганского характера, направленных против общепринятых норм морали и унижающих прямо или косвенно человеческое достоинство. На экологической тропе вандализм проявляется, прежде всего, в порче стендов и оборудования мест отдыха и самой тропы, разорении кормушек для птиц, появлении мусорных свалок и битой стеклянной тары, повреждении живых деревьев и кустарников, появлении «автографов» (порой непечатного характера) и т.п. В результате снижается информационная, рекреационная и эстетическая ценность экотропы, а это, в свою очередь, ведет к вынужденному освоению и последующей деградации новых участков охраняемой территории.

Прямой материальный или экологический ущерб от актов вандализма на экологической тропе обычно не столь велик, за исключением браконьерской охоты и лесных пожаров, возникающих по вине посетителей. Но не менее важен, а в ряде случаев просто огромен ущерб моральный. От него страдают, в первую очередь, организаторы тропы, особенно когда в ее создании принимает участие молодежь школьного или студенческого возраста. Морально травмирующей является, в частности, ситуация, когда экскурсоводы продолжают водить группы мимо загаженных участков или испорченных объектов, не видя для себя возможности исправить ситуацию.

Чтобы разработать систему мер по защите сооружений экотропы от вандализма, необходимо знать основные причины этого явления. Суммарный опыт организаторов экотроп позволяет считать главными из них следующие:

  • низкий уровень культуры и знаний (отсутствие представления о ценности объекта разрушения или порчи, неправильная оценка социальных и экологических последствий своих поступков);
  • желание «самовыразиться» (оставить «автографы» и надписи, кратко выражающие отношение к чему-нибудь, кому-нибудь или к жизни вообще);
  • стремление к самоутверждению путем "покорения дикой природы";
  • хулиганские побуждения (умышленное и демонстративное нарушение норм морали);
  • месть за уже сделанные замечания или за потенциально возможное «ограничение свободы», под которой в данном случае понимается вседозволенность в выборе маршрута и образа действий во время посещения охраняемой территории;
  • мелкий эгоизм – например, использование для костра сухой древесины информационного стенда или навеса над ним.

На прогулочных маршрутах, организованных по типу экологической тропы, где информационное использование природных ресурсов имеет решающее значение, любые проявления вандализма воспринимаются особенно остро. Здесь даже окурок или конфетная обертка, брошенные на тропе, могут вызвать ощущение резкого несоответствия тому возвышенному настроению группы, которое создается прекрасным пейзажем или вдохновенным и поэтическим рас сказом экскурсовода/проводника.

Касаясь борьбы с вандализмом, следует отметить, что это одна из самых сложных проблем в природоохранной работе на экологических тропах. Причем сложность состоит зачастую не в больших затратах, а в том, что порой просто не видно реальных путей для пресечения проявлений темных сторон человеческой психики. И на долю организаторов экотроп остается только планирование дополнительных средств и времени на ликвидацию или хотя бы уменьшение по следствий вандализма.

Опираясь на некоторый опыт, накопленный студентами Дружины охраны природы Уральского госуниверситета под руководством А.В. Доброва в процессе строительства и эксплуатации экологической тропы, начинающейся от полустанка Бажуково (природный парк «Оленьи ручьи»), можно предложить следующую систему общих мер по предотвращению вандализма:

  • Нельзя оставлять надолго незаконченное строительство; это касается и мелких недоделок, которые провоцируют разрушение как части, так и всего сооружения.
  • Необходимо, чтобы посетители тропы чувствовали заботу о себе со стороны организаторов; она должна проявляться как в деталях оборудования остановок и мест отдыха, оформленных удобно и красиво, так и в информации – достоверной, своевременной и доброжелательной.
  • На тропе должно постоянно ощущаться присутствие хозяев. Этому способствуют регулярное (раз в месяц, а то и в неделю) обновление оперативной информации на стендах; по возможности быстрый ремонт повреждений, а также ежедневная рейдовая работа по борьбе с браконьерством и другими нарушениями природоохранных правил в зоне тропы. Основным методом воздействия при встрече с нарушителями должна быть разъяснительная работа и устное предупреждение и только при злостном или повторном нарушении – штраф.
  • Нельзя допускать скопления даже незначительного количества мусора на стоянках и на самой тропе. Чистота побуждает посетителей к поддержанию порядка, и наоборот: замусоривание всегда порождает еще большее замусоривание. Эта цепная реакция характерна и для вандализма в целом. В том числе и для «автографов», количество которых на достопримечательных природных и культурно-исторических объектах тропы растет лавинообразно, если вовремя не ликвидировать первые надписи.

Помимо общей системы мер можно предложить еще ряд способов по профилактике различных типов нарушений. Так, например, в случае исчезновения с тропы деревянного столба со стендом не следует устанавливать такой же точно столб повторно. По-видимому, он был изъят для хозяйственных целей. Поэтому есть смысл следующий стенд установить на железном столбе. Если и этот столб исчезнет, можно поста вить такой же железный столб с предварительно просверленными в нем дырками. И так далее.

Другой пример. Для предотвращения порчи стендов путем выдергивания столбиков из земли можно в основании прикручивать их накрепко болтами к металлическому столбику, окрашенному для маскировки в зеленый цвет травы. А чтобы все это сооружение не было расшатано ветром или выдернуто из земли варварской рукой, в земле следует закопать бетонное основание, в которое и вмонтировать этот столбик.

Для большей гарантии сохранности деревянных скульптур их не только закрепляют, как и в предыдущем примере, на металлическом столбике, заглубленном в бетонное основание под землей, но еще и пропускают сквозь них сверху донизу несколько толстых металлических штырей.

Еще один способ сохранения искусно вырезанных деревянных стендов – покрытие их с изнанки каким-нибудь густым маслянистым, практически не сохнущим составом типа солидола, после соприкосновения с которым руки надолго сохраняют отвратительный запах. Он был продемонстрирован Александром Афониным, доцентом Московского педагогического государственного университета (МПГУ), руководителем студенческого эколого-культурного объединения «Коряга», после завершения создания экологической тропы на острове Валаам. Эффективность этого способа, к сожалению, нам не известна.

Проблема «автографов» на экологических тропах является интернациональной: практически в любой стране мира можно встретить оставленные таким способом следы пребывания человека в достопримечательных местах. Их пишут на скалах, вырезают на деревьях и деревянных ограждениях видовых площадок. Ими бывают исписаны информационные стенды. Автор встретила такой автограф даже на плоской поверхности травертиновой терраски необыкновенной красоты при подъеме на Mammoth Hot Springs (огромную разноцветную парящую гору из травертина) в Йеллоустонском национальном парке.

Трудно даже представить себе что-либо более дикое и несовместимое с окружающей хрупкой красотой, чем эти инициалы, выведенные, очевидно, палкой на крошащейся снежно-матовой поверхности.

Для борьбы с этим злом используют не только строгий контроль и штрафные санкции, но и специальные доски или тетради для автографов. В них организаторы тропы заверяют посетителей, что эти документы будут вечно храниться в фондах охраняемой территории. Однако, как правило, и это не останавливает процесс появления новых автографов на самих объектах природы.

Ликвидировать уже существующие надписи, не испортив сам объект, очень трудно, а порой и невозможно. Дело это требует не только сил и времени, но и знаний, каким именно способом можно ликвидировать те или иные надписи. Одна из наиболее радикальных технологий сведения краски с любых поверхностей была разработана упоминавшимся выше эколого-культурным объединением «Коряга». Были выявлены отдельные виды низших растений, которые, будучи закрепленными на загрязненной поверхности с помощью специального клеящего вещества, используют краску в качестве... пищи. При этом растения развиваются естественным образом, и получается красивый живой слой, который имеет хорошую сцепляемость даже с вертикальной поверхностью. В разных климатических условиях используются разные растения. Несмотря на то, что они сильно отличаются друг от друга как по своим свойствам, так и по внешнему виду, все они успешно выполняют свою задачу – «чистят» поверхность от масляной краски.

Описанная технология была запатентована как «Состав для окрашивания поверхности с трудно удаляемыми загрязнениями, имитирующий естественный природный фон» – заявка 94-003369/05(003 586) от 09.02.1994. Кстати, в Йеллоустоунском национальном парке с большим интересом отнеслись к информации об этом изобретении.

И еще одно правило, способствующее предупреждению вандализма на тропе, о котором уже упоминалось выше. Текст на аншлагах должен подаваться именно в информационной, а не директивной форме. Неоднократно доказано, что директивные аншлаги подсознательно оскорбляют читающего их человека. Происходит это не только в связи с самим смыслом информации (угроза неминуемой кары), но также в результате подавления возможности самому выбирать положительный стиль поведения. В результате провоцируются нарушения, причем агрессивные действия посетителя направлены не против объекта охраны, а, прежде всего, против самого стенда, а уже заодно страдает и объект.

В заключение этой темы можно сказать, что вандализм искоренить непросто, но традиции создаются не годами – десятилетиями. Назначение экологических троп как раз и состоит в формировании высокой культуры поведения населения в природной обстановке.

Эскиз «летописного» аншлага (слева), памятка туристу в Байкальском заповеднике (справа)

7. Разнообразие тем и методов работы на тропе

7.1. Многообразие программ







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 480. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия