Студопедия — Общество спектакля и зрелищной визуализации
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общество спектакля и зрелищной визуализации






Термин «общество спектакля» ввел Ги Дебор в книге с одноименным названием, написанной в 1967 г. и являющейся по сей день одним из наиболее значительных исследований современного капитала, роли масс-медиа и общественных отношений[3].

Общество спектакля возникает на той стадии накопления капитала, когда он ста­новится образом. Ги Дебор акцентирует постановочный (или сценар­ный) характер социальной жизни как экономически целесообразной с точки зрения развития и функционирования капитала, подчиняющего себе шаг за шагом не только экономику, но и политику, культуру, об­разование, досуг и т. д.

В современном мире продолжению данной темы во многом способствуют и традиции самой западной культуры, прежде всего постмодернизма, развенчивающего идеалы моды, рекламы, мас­сового потребления и производства. Однако практическая реализация культуры постмодерна на волне культурного глобализма, Интернет-ком­муникаций, рыночного либерализма и т. д. стала неотъемлемой характе­ристикой социального бытия в его глобальном и локальном измерениях. Современное зрелищное общество органически слилось через масс- медиа с бытием масс, став чем-то вроде покрывала майи, накинутого на человеческий мир, но не видимого взором, о котором нельзя сказать, ни что оно существует, ни что оно не существует.

Идео­логия хлеба и зрелищ перестала быть императивом, она стала незаме­нимым социальным атрибутом, ожиданием, потребностью, макияжем, нанесенным на кожу и уже не отделимым от нее. К концу XX века снова «повсюду спектакль»: общество спектакля, государство спектакля, дра­матургия публичного представления и, наконец, повседневный опыт иг­ровой драматургии. По мере того как общество становится зрелищным, символическим, интерактивным, идеология зрелищ возвращается в социальный мир, принимая на себя, как и в давние исторические вре­мена, функцию «делания» общественного и человеческого. Массмедиа превращают театрализованную социализацию в практически вездесу­щую и универсальную. И вот кажется, что коммуникативное понимание на эмоциональной основе состоялось в пределах уже большей части человечества, не оставшейся равнодушной к жертвам трагедии 11 сен­тября и смертоносного цунами в Японии. Но зрелищный диспозитив социального мира неустойчив, преходящ. Эмоции горя через некоторое время сме­няет радость победы на «футбольном мундиале»[4]... Поражение и побе­да... Радость и плачь... Человечество обладает общим эмоциональным кодом, практически тождественным в разных культурах. Используют ли мощный зрелищный и интерактивный потенциал социального сами люди, получающие инструмент технологической коммуникации в свои руки? Станет ли расширяющееся человеческое сознание — понимаю­щим? Или напротив, человеческая субъектность станет «жертвой» все возрастающей зрелищной эксплуатации посредством новых техно-информационных носителей? Причем основа человеческих отношений, фор­мирующихся на базе зрелищно-символических форм, всегда предельно эмоциональна и чувственна.

Важный момент социального становления спектакля — его публич­ность, связанная с интерактивностью, эмоциональностью, общностью действий, воображением, юмором. Спектакль несет с собой невозмож­ность адекватного различения человеком объективного содержания своих эмоций и представлений в столь разных, как мы бы сегодня ска­зали, координатах бытия.

Мир иллюзий стал определяющим жизненным миром в обществе спектакля: иллюзорна жизнь и иллюзорна смерть. Игра со смертью, ко­торую прошел модернизм в начале XX века, — излюбленная тема пост­модернизма XXI века.

Что же происходит в обществе с человеком, по отношению к которому вводятся в употребление все новые термины и характеристики: зритель, потребитель, реципиент, идентичность, дивидуум, «сетенин» (вместо гражданина) и т. д.

Из­меняется сама сущность социализации как процесса освоения накоплен­ного прежними поколениями социального опыта и его интериоризации. В основе этого изменения лежит ряд факторов, определяющих соци­альное лицо современности: это и смешение культур, создающее тран­скультурное мышление, и Интернет-коммуникация, изменяющая пред­ставления о пространстве и времени, и универсализация шоу-культуры, рождающая новые представления о досуге, самореализации, самопрезентации, и т. д. Как следствие всего этого — переосмысление самого социального, в котором, как показал И. Гофман, всегда существует опре­деленный набор исполнения (performans).

Огромный набор игровых исполнений (прежде всего, управляемых и моделируемых действий, начиная от PSP до сложных компьютерных игр) формирует визуально ожидае­мые интеракции в социальном мире. И действительно, со временем структуры визуализации воплощаются во вполне реальные кластеры коммуникации, проникающие в социальную среду.

Структуры визуализации заменяют представления о реальности форматом потребления «шоу». Они начинают играть роль идеологии, формирующей ложное сознание защищенности от другого мира, ис­поведующего другие «фреймы», в том числе «фрейм фреймов» — ре­лигию. В целом структуры визуализации двояки по своей природе: они креативны, т. е. способны развивать некий ментальный «серфинг», или полет над реальным миром, и в то же время они регрессивны, играют роль идеологических «шор», изолирующих человеческое сознание от проблем реального мира, а также разрывающих связи внешнего и внут­реннего миров.

Присутствие в средствах массовой коммуникации, журналах, телевизионных шоу и интерактив­ных диалогах становится самодостаточной формой реализации субъ­екта. Коллективные грезы и эстетизированные превращения индивидов обращены к лидерам субъектных «продаж» и «предложений» — совре­менным поп-звездам. Роль выдающегося актера, социального лидера в обществе спектакля заменяет поп-звезда. Ги Дебор метко характеризует шоу-звезду, являющуюся зрелищной репрезентацией живого человека и концентрирующей усредненность в себе. «Удел звезды — это специа­лизация мнимого проживания жизни....Звезды существуют, чтобы оли­цетворять типы разнообразных жизненных стилей и стилей понимания общества, способных осуществляться глобально. Они воплощают недо­ступный результат общественного труда, имитируя побочные продукты этого труда, магическим образом оказывающиеся вознесенными над ним в качестве его цели: власть и пора отпусков, сфера принятия реше­ний и потребление, которые находятся в начале и в конце одного никог­да не обсуждаемого процесса»[5].

Общество спектакля становится все больше «местом» развития субъектности и пространством ее деградации. Но проблема заключа­ется в том, что осмыслить эту ситуацию можно только из нее самой, в координатах все того же общества спектакля. Рациональный европей­ский обыватель, осознавший возможные перипетии и опасности разви­тия своей субъектности, начинает поиски метафизического дополнения бытия с разных точек отсчета: погружаясь в природу и «экологическое обустройство»; отправляясь за пределы своей культуры в поисках эк­зотики и традиции; воссоздавая фольклорный жанр и развивая драма­тическое искусство на основе собственного творчества и т. п.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 484. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия