Студопедия — Информационно-коммуникативное общество
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Информационно-коммуникативное общество

Информационно-коммуникативное общество

Информационно-коммуникативное общество — реальность весьма противоречивая.

Это – своеобразный кентавр. Введенное в научный оборот в начале 60-х годов в США и Японии по­нятие «информационное общество» положило начало теории, акценти­рующей роль интеллекта и знаний в развитии общества. Анализ таких его характеристик, как знание и информация, что вполне укладывается в русло постиндустриальной концепции. Информационно общий мир, однако, не становится миром социаль­ным без интерактивной и коммуникативной составляющих.

Парадоксы информационно-коммуникативного общества таковы, что вектор развития человечества все еще не определен. Первый парадокс - «приближающееся» к нам «обще­ство знания» стало стремительно воспроизводить, «изготавливать» «об­щество незнаек», или «ничегонезнаек», как называет их И. Валлерстайн. Глубокий разрыв информации и знаний, получаемого и интеллектуально перерабатываемого материала, интерактивного и коммуникативного уже сегодня выявляет повсеместно тревожные тенденции: происходит «сжатие средних страт», стремительно растут демографические разрывы и миграционные движения, расширяется движение «ничегонезнаек».

Информационное видео- и аудиопотребление посредством муль­тимедийных технологий и массмедиа сегодня «объяло» весь мир, но не в целях интеллектуального просвещения. Интерактивное телевидение с универсальными мировыми программами (типа «Как выиграть мил­лион?», «Последний герой» и т. д.), сетевая интеракция посредством Интернета включили подавляющее большинство жителей планеты в систему информационных влияний, интегрированных маркетинговых коммуникаций, определив тем самым виртуально-визуальные границы коллективного восприятия, подражания и массовой стандартизации. «Высокая» и «низкая» культура уже давно поменялись местами с точки зрения и спроса и предложения. Знания, сведения, информация активно передаются, продаются и предназначаются для множества действую­щих в информационном пространстве «реципиентов», «целевых групп», «аудиторий». Но эти «знания» — не качественны, информация — избы­точна.

Второй парадокс, вытека­ющий из первого, заключается в возможности потенциальной утраты современным (постмодерным) обществом лидирующей роли, несмот­ря на бесспорно лидирующие информационно-коммуникативные тех­нологии. Это вызвано разрушением связей между возрастными когортами, а также между много­численными (и многоэтничными) культурными группами. Социальная «ткань» лидирующего сегодня на авансцене истории западного мира становится все более распыленной и истонченной. Молодые граждане общества «всеобщего изобилия», а также прилегающей к нему постмо­дернистской периферии стремительно теряют представления об окру­жающей реальности и своем месте в ней.

Третий парадокс. Внедрение информацион­ных технологий позволило сделать два разнонаправленных количест­венных и качественных скачка: к интеграции человеческого общества как глобальной социальной общности, связанной «всемирной паути­ной», и его дезинтеграции, идущей к «исчезновению» социального и появлению «кастомизированного» и «атомизированного» сообщества отдельных индивидов. Возникшие «системные медиа» оказались спо­собны объединить людей всего земного шара вокруг поистине «значи­мых событий»: футбольного «мундиаля», цен на нефть, экологического бедствия или же политического конфликта.

Четвертый парадокс информационного мира заключается в акту­ализации момента времени и создании пространства «вневременья»: акцентации на настоящем и одновременно внеисторическом существо­вании. Известные сентенции современных медиа «оставайтесь с нами», «сегодня», «здесь-и-сейчас» порождают массовые установки, форми­руя особое вневременное и внеисторическое сознание аудитории.

Пятый парадокс проявляется в жесткой ме­тодологической разделенности, казалось бы, схожих и близких понятий: «деятельности» и «делания». С прежним, хорошо знакомым нам «социальным» соотносился деятельностный подход, основой которого был непосредственный человеческий труд, направленный на объект. С новой социальностью соотносится иная практика — практика «делания» и «изготовления» (англ. — making), объ­ектом которой выступает субъект и его сознание. Действительно, современные новости дня не столько передаются, сколько делаются, исполняются, имидж делается, публичная сфера из­готавливается. «Делание» — новостей, имиджа, политики и т. п. — ста­ло одним из самых доходных занятий, имеющих огромное количество влиятельных заказчиков, а социальный конструктивизм стал наиболее востребованной теорией и практикой.

Шестой парадокс - категории «быть» и «иметь» замещаются категориями «казаться» и «пользовать­ся», определяя для человека новый бытийный статус — фрагментарного субъекта. У этого парадокса, как ни странно, есть свои плюсы и минусы. Бесконечно делимый субъект может позволить себе — в теории — рас­сыпаться на фрагменты и вновь собраться с помощью специалистов «прогрессивной коммуникации», владеющих «шиз-анализом». «Дивидуум» может быть в социальном и виртуальном пространствах и иметь в социальном и виртуальном времени. Это означает быть компьютерно грамотным и иметь возможность эту грамотность применить — на до­машнем компьютере, в Интернет-кафе или на работе. Одновременно он может казаться многоликими гранями своих образов, идентичностей и имиджей и пользоваться полнотой виртуального мира в «глобальной паутине», в котором нет социальных ограничений, но есть максималь­ная возможность самопрезентации и самореализации.

Седьмой парадокс складывающегося информационного общества коренится в кардинальной разнонаправлен­ности векторов развития информационного и коммуникативного. Ин­формационное (речь идет об информационных технологиях по произ­водству масс-медийной продукции) по своей природе предназначено для массового пользователя и призвано нести ему знания, деловую ин­формацию, формы развлечений и т. д. Информационное становится все более массовым, приспосабливаясь к «нижнему» порогу потребностей или удовольствий и обслуживает, по сути, эгалитарную культуру, в кото­рую на таких же эгалитарных и общедоступных правах информационно­го времяпрепровождения включается и так называемая элита. С одной стороны, информационное как бы нивелирует социальный разрыв и делает мир информационного универсума общедоступным и общече­ловеческим. Но, с другой стороны, информационное не конструирует и не творит новое социальное пространство коммуникативного, углуб­ляя социальный разрыв одним только деланием вида, что его вовсе нет. Одновременно информационное впервые лишает элиту многовековой привилегии на духовное творчество, опуская ее в информационном пространстве до уровня «демонстрационного костюма» или «декольте». Элита все меньше ощущает ответственность за общество. Впервые в истории у нее нет социального предназначения. Есть лишь межэлитная конкуренция за право на шик, который сам по себе становится объектом информационной эгалитарной любознательности. В информационно-медийной культуре, далекой от общения и диалога, коммуникативное становится все более проблематичным фе­номеном. Информационное пространство как будто «не слышит» ком­муникацию в обществе.

Информационно-технологическая детерминанта, ставшая посред­ником между миром человеческим и миром общественным, всерьез изменила саму основу человеческого общения, определив новые пра­вила и алгоритмы коммуникации человека с другим субъектом, своим телом, природой, миром, обществом и с самим собой.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Постсекулярное общество | 

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 449. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия