Студопедия — Подготовка к концертному выступлению
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Подготовка к концертному выступлению






Вся деятельность исполнителя, его длительная работа, направленная на освоение музыкального произведения, предназначена слушателю. Смысл деятельности музыканта заключается в общении с публикой. Оно выступает необходимым условием существования музыкального искусства, где основной формой является концертное исполнение. В других случаях (радио- и телепередачи, аудиозаписи и т.д.) теряется непосредственный контакт исполнителя с публикой и тем самым в значительной мере уменьшается эффективность прямого воздействия личности музыканта на слушателя.

Для учащегося или студента выступление является итогом всей предшествующей работы. Эстрада - своеобразный индикатор, который даёт ответ на вопросы правильного развития ученика.

У исполнителя встреча с публикой вызывает особое, очень сложное, восторженно-воодушевляющее или подавляющее, иногда почти болезненное состояние, которое по аналогии с переживаниями человека в других ситуациях определяется как волнение. Не стоит думать, что волнуются только учащиеся или студенты во время выступления. Волнению подвержены спортсмены перед стартом, хирурги перед операцией, артисты театра перед выходом в зрительный зал. Даже великие мастера исполнительского искусства признавались, что испытывают волнение, даже стресс во время публичного выступления. Принято считать, что характер волнения меняется в зависимости от эстрадного опыта.

Нередко одна мысль о предстоящем выступлении может вызвать состояние тревоги, навязчивые мысли о провале или успехе, типичную смену настроений от возбуждённого до угнетённого. Психофизиологические проявления волнения могут изменяться на протяжении одного выступления: сильно угнетённое в начале настроение к концу отделения может смениться большим артистическим подъемом.

У большинства исполнителей обобщенно и несколько схематично можно выделить пять форм эстрадного волнения, связанного с концертным выступлением.

Первая фаза - длительное пред концертное состояние. Оно начинается тогда, когда устанавливается точная дата выступления. Если это далёкая дата и соответствует намеченному сроку готовности к выступлению, волнение возникает периодически. Учащемуся легко убедить себя, что он успеет подготовиться. Но по мере приближения срока выступления, мысли о нем приобретают навязчивый характер и волнение нарастает. Ему сопутствуют раздражительность, тревожный сон, повышенное внимание к собственным переживаниям и яркое представление противоположных грёз: учащемуся кажется, что его ожидает либо грандиозный успех, либо провал.

Вторая фаза - непосредственное предконцертное состояние. У некоторых исполнителей нетерпеливое желание выступить, повышенное состояние мобилизованности перемежается с неясной тревогой. У других оно протекает при резком нарушении вегетативных процессов и сопровождается повышением температуры, тошнотой, головной болью, желудочными недомоганиями или эйфорией (беспричинно возбужденным состоянием). У третьих сопровождается упадком сил - депрессией, которая представляется исполнителю непреодолимой: он жалуется, что не в состоянии выступать. «Вещь, которую я должен исполнять, я знаю очень хорошо, - писал о своём предконцертном состоянии А.Рубинштейн. - Но появляется какая-то раздражительность, какое-то нервное состояние, возбуждение, думаешь о том, что остановишься, раздражаешься, нервничаешь... Никто и нее подозревает об этих мучениях».

Третья фаза - очень короткий промежуток между объявлением и началом исполнения: выход из артистической к своему «рабочему месту». Это безмолвное шествие на виду у публики, остановка, поклон, рабочая поза. Данная фаза переживается остро и проходит по-разному. Некоторые с трудом преодолевают путь к своему месту на эстраде, другие стараются не смотреть на публику, внутренне сосредоточиваются и настраиваются на начало исполнения. Третьи идут «работать», то есть выполнять свой артистический долг. Но равнодушных нет.

Четвертая фаза - начало исполнения, артистическое общение с публикой, настрой на максимально выразительное исполнение и борьба с негативным состоянием. У начинающих артистов нередко можно наблюдать потери и даже срывы в исполнении. Появляются темповые нарушения (чаще всего в сторону ускорения), технические погрешности (комкание, «смазывание» пассажей), нечёткость фразировки, неправильные градации звучности, иногда провалы в памяти.

Пятая фаза - состояние после концерта. Предконцертное волнение и волнение на самом концерте не переходят незаметно в будничное состояние. Сильнейшее желание каждого исполнителя - услышать отзыв о своем выступлении. Он необходим каждому: это разрешение той сложной профессиональной и личной неопределённости, которая все время волновала исполнителя.

Волнение на эстраде необходимо. Так же, как грим усиливает черты лица актера и подчёркивает их выразительность, волнение намного усиливает эмоциональную насыщенность исполнения, раздвигает динамические границы, увеличивает контрастность выразительных средств и исполнительские способы подачи, позволяющие ещё сильнее воздействовать на слушателей. Положительные эмоции исполнителя, чувство радости, удовлетворения после удачного выступления настолько сильны и окрыляющи, что полностью окупают отрицательные издержки эстрадного волнения. Преодоление волнения, то есть умение использовать его огромный энергетический потенциал, рождает наивысший уровень творчества, и такое состояние незаметно, но в то же время властно вовлекает слушателей в переживание, ведёт за собой.

Практика показывает, что изучение предконцертного состояния весьма важно для педагога в диагностических целях. В нем отчетливо проявляются симптомы волнения, свойственные данному исполнителю, накапливаются и суммируются все переживания (позитивные и негативные), которые рефлекторно закрепляются. Может показаться, что само концертное выступление проходит удачно. Но перед каждым выступлением всплывают ощущения прошлого предконцертного самочувствия, которые иногда оказываются более сильными, и их угнетающие действия подавляют положительные эмоции, снова вызывая неприятные и болезненные переживания. Разорвать этот порочный круг удается после нескольких удачных выступлений.

Какую помощь можно оказать учащемуся, чтобы как можно лучше донести до слушателя задуманное и отработанное в классных и домашних занятиях? Какими путями добиться такого выступления, которое доставит удовольствие и публике, и ученику. И педагогу? Можно ли научиться справляться с эстрадным волнением и тем самым свести к минимуму потери во время концертного выступления? Как обеспечить хорошее эстрадное самочувствие?

Вышеизложенное представляет собой внешние проявления эстрадного волнения, его следствия. Далее стоит задача: опираясь на диалектический подход, попытаться вскрыть причины этих проявлений. Подчеркнём, что хорошее эстрадное самочувствие — это комплексная проблема, включающая ряд профессиональных и психологических факторов.

Среди профессиональных факторов методологического характера следует выделить проблему метода обучения. На протяжении нескольких столетий между музыкантами-педагогами идёт спор, что первично в музыкальном развитии ученика: работа над технологией или развитие творческого художественного мышления?

Современная методика отстаивает слуходвигательный метод при ведущей роли слухового начала (О.Ф. Шульпяков). Реализация его в практике работы с учеником предполагает постоянную направленность внимания и педагога, и ученика по двум направлениям: с одной стороны - на слуховое представление, звучание, а с другой - на поиск оптимальных движений.

Другой проблемой методологического характера является состояние исполнительского аппарата ученика.

В случае неудачи на эстраде чаще всего указывают на аппарат, то есть аппарат подвёл. Действительно, на эстраде многое зависит, какие навыки движения формировались в процессе работы - стереотипы движений или гибкие, вариативные. Важно следующее: упражняясь, ученик нередко идёт путем механического повтора (результат - стереотип, жесткий каркас движения). Стереотип ненадёжен, при изменении условий (допустим, во время выступления вспотели пальцы, инструмент принял иное положение и т.п.) он может не сработать. В ином случае повторение учащийся осуществляет как бы без повторения (идет путём поиска наиболее рациональных движений, дифференцируя их, варьируя двигательные решения).

Наконец, ученик приближается к решающему моменту - выступлению, к публичному показу проделанной работы. Наступают последние дни перед концертом. Пьесы «готовы», не раз опробованы, делать в них как будто нечего или почти нечего. Каким же должен быть предконцертный режим?

Важным фактором, создающим уверенность при публичном выступлении, являются занятия в течение нескольких дней перед выступлением, которые Г. Нейгауз назвал игрой «как через увеличительное стекло». Имеется в виду исполнение в замедленном темпе с некоторым преувеличением всех деталей: динамики, агогики, артикуляции и т.п. на относительно расслабленном мышечном фоне. Это дает предельно ясное слышание и ощущение всех деталей исполнения и полную управляемость исполнительского аппарата.

Играть в последний день перед выступлением нужно, но меньше, не с таким внутренним напряжением. Решающее условие на концерте - чтобы руки, и особенно голова, не были утомлены.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 938. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия