Студопедия — Государство Немецкого ордена. Портреты великих магистров 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Государство Немецкого ордена. Портреты великих магистров 2 страница






Герман Зальский
Старейшей областью во владении Немецкого ордена в Германии была
Тюрингия, где находилась самая первая резиденция ордена и старейшая
его комтурия - Галле. Со временем орден прирос еще восемью областями,
каждая из которых, в зависимости от размера и значимости, делилась на
определенное число комтурий. Но из присоединенных позднее областей ни
одной так не обязан Немецкий орден своим расцветом, как Тюрингии, в
состав которой входили и сердцевинные германские земли, и вновь
заселенные – расположенные в среднем и верхнем течении Эльбы.
Германский госпиталь, еще не ставший тогда орденом, уже имел свое
отделение в Галле. Отсюда велись переговоры с герцогом Конрадом
Мазовецким относительно Кульмской земли [1]. Большинство братьев ордена,
паломников и поселенцев, первыми включившихся в борьбу за языческую
Пруссию, также были родом из Тюрингии и земель вдоль Эльбы. Ландграф
Герман Тюрингский, как, впрочем, и другие саксонско-тюрингские
светские и духовные правители, участвовал в создании Немецкого
царского ордена в Акконе в 1198 году; к тому же он активно
способствовал возведению на германский престол «апулийского
младенца», молодого Фридриха Гогенштауфена; его связывали родственные
отношения с Андреасом II Венгерским. Таким образом, множество путей,
на которых ордену предстояли в будущем первые большие успехи,
проходило через Тюрингию.
А еще Тюрингия была родиной верховного магистра Германа
Зальцского, который, судя по всему, принадлежал к аристократическому
роду, проживавшему в Лангензальце. Однако никаких документов,
подтверждающих это, до нас не дошло, как, впрочем, и каких-либо
рассказов о его юности; а между тем именно этот человек, стоя у самых
истоков ордена, поднял его до уровня великих исторических достижений.
Впервые он упоминается в летописях 1209 года уже в должности
магистра, которую он занимал на протяжении 30 лет, ведя орден через
исторические перипетии своего времени. Он четвертый по счету глава
молодого тогда еще ордена.
Длившееся два года путешествие по Армении, Кипру и Палестине
позволило Герману Зальцскому, только что избранному тогда верховным
магистром, основательно углубить знание того географического
пространства, которое орден в те времена еще считал своей
единственной целью. Тогда же был сделан некий подарок, имевший далее
для ордена принципиальное значение. В 1211 году король Андреас
Венгерский передал ему местность в Бургенланде, в Трансильвании,
точно ее обозначив и снабдив рядом важных прав, за это братья взялись
защищать границы от языческого валахского народа - куманов [2].
Подаренная территория располагалась на восточной границе Венгрии - а
через Венгрию крестоносцы шли транзитом на Сирию – и была нужна
ордену для выполнения его задач в Святой земле и Средиземноморье.
Прежде всего, важно было занять надлежащее место среди двух
старших рыцарских орденов и добиться от папы всех возможных
привилегий, которые облегчили бы военную жизнь ордена в Святой земле.
Помощь светских и духовных властей молодому Немецкому ордену вызвала
подозрения у тамплиеров и иоаннитов, которые сперва весьма
дружественно были настроены по отношению к своему акконскому
крестнику. Разразилась даже настоящая битва с тамплиерами за право
носить белый орденский плащ. Иоанниты же, у которых было право
надзора за Немецким госпиталем Святой Марии Иерусалимской, считали,
что то же право у них есть и в отношении нового рыцарского ордена. Но
в качестве противовеса такому неприятию - которое к моменту похода
опального императора Фридриха II вполне могло решить исход великого
поединка между ним и папой – братьям удалось выхлопотать для себя у
церкви особый правовой статус рыцарского ордена. Папа Иннокентий III
весьма благосклонно отнесся к желанию братьев и в 1199 году
подтвердил изменение статуса братства. Однако по-настоящему орден
добился своего лишь при его преемнике, Гонориусе III (1216-1227 гг.),
в правление которого орден, согласно 113 папским буллам, был наделен
теми же привилегиями, что и старшие его собратья, а если верить
многим другим документам, то и еще кое-какими правами. Эти привилегии
еще крепче связали Немецкий орден с церковью и папой, но при этом и с
домом Гогенштауфенов орден сохранял все те же близкие отношения, что
и в момент своего образования. Вскоре после первой встречи верховного
магистра с молодым императором в Германии Фридрих II внял просьбам
Германа Зальцского и в 1217 году уравнял Немецкий орден с тамплиерами
и иоаннитами. Так орден сразу же нагнал их на пути к власти и славе,
по которому те продвигались уже довольно долго и успешно, вооруженные
разнообразными связями на международном уровне. Лавируя между папой и
императором (один был его духовным господином, а другой –
могущественным светским покровителем) орден укреплял свои позиции.
Над этим и трудился Герман первые десять лет своей магистерской
деятельности, пытаясь поставить орден наравне с тамплиерами и
иоаннитами, чтобы он более не отставал от двух своих старших
собратьев. Рубежи деятельности верховного магистра определялись
тесным, но постоянно расширяющимся жизненным пространством
монашеского рыцарского братства. Однако, действуя успешно и
приумножая тем привилегии и владения, а также и власть ордена, сам
Герман Зальцский подступал все ближе к большой политике, пока не
оказался в главном фокусе событий. В те несколько месяцев, что прошли
с момента избрания Генриха VII, сына Фридриха II, до его коронования
на римский императорский престол 22 ноября 1220 года, Фридрих впервые
направил Германа Зальцского к папе в качестве посредника. Оправдывая
избрание Генриха, подготавливая принятие им императорской короны из
рук Гонория III, Герман Зальцский стал посредником и примирителем
между молодым германским королем и седовласым папой.
Это было нечто большее, чем просто единовременная политическая
акция: благодаря ей Герман Зальцский играл весьма важную для того
времени роль и, таким образом, вошел в историю. Итак, посредническую
миссию было рекомендовано поручить главе ордена, образованного при
содействии императорского дома и пользовавшегося несомненной
благосклонностью папской курии. Но эта связующая нить между двумя
правящими силами Европы возникла не случайно. Ведь орден соединял в
себе светское и духовное начала: он был одновременно и монашеским, и
рыцарским, и к тому же с германскими корнями. Поэтому, с одной
стороны, ему приходилось держать последний ответ перед папой, а с
другой – перед императором, ибо мнение света, которое представлял
каждый из двух, было важно для ордена с его двойственной природой.
Такова была участь всех рыцарских орденов – стоять между
духовной и светской властью. Но Немецкий орден особенно остро ощущал
тяжесть этого положения, а для его верховного магистра Германа
Зальцского оно стало поистине глубочайшей трагедией. Ведь монашеское
и рыцарское сливались в ордене воедино, а единство это было
невозможно без равновесия между духовной и светской властью в
европейском христианстве. Это равновесие, основанное на глубочайшей
многовековой связи между светской и духовной властью, впервые
пошатнулось, когда началось противостояние между Генрихом IV и
Григорием VII, и окончательно нарушилось в эпоху поздних
Гогенштауфенов, похоронив и просуществовавшее несколько веков
творение Германа Зальцского. Власть духовная и власть светская
вступили в одну из самых страшных битв в истории: у каждой был свой
меч, и, служа разным целям, мечи эти были направлены друг против
друга.
В 1220 году, осуществляя в качестве магистра Немецкого ордена
посольскую миссию, Герман стал участником этой борьбы, которая
поначалу велась лишь на ощупь. Вскоре он занял вполне осознанную
позицию в споре двух сил; свою задачу он видел в сохранении и (если
дойдет до разрыва) в восстановлении их единства. И, выполняя эту свою
задачу, Герман постепенно превратился в большого дипломата,
единственного, кто отважился оказаться между императором и папой, не
боясь быть растоптанным в их поединке. Орден основывался на идее
соединения духовной и мирской жизни, именно этой идеей
руководствовался Герман на протяжении 20 лет, не жалея сил ради ее
воплощения. Мирным путем вернув Иерусалим христианству, отвергнутый
церковью император, по совету верховного магистра, увенчал себя
королевской короной Иерусалима; тогда в одном из посланий Герман
писал о себе, что он тот, «кто чтит церковь и империю и стремится
возвысить и то, и другое». Таким он и был, такими были его
политические убеждения. Он воспринимал обе власти – империю и церковь
– как единство и всю жизнь неустанно боролся за его сохранение.
Борьба эта, которая в сущности уже была безнадежно проиграна,
составляла для него – как следует из вышеприведенных слов, видимо,
обращенных к единомышленнику кардиналу, – суть его жизненной задачи.
Однако с точки зрения конкретной политики это означало, прежде
всего, борьбу за императора, верным сподвижником которого Герман
всегда являлся. Ибо, как явствовало из происхождения самого магистра
и его ордена, немецкого и по названию, и по сути, они принадлежали к
лагерю императора и отсюда осуществляли поддержание системы, на
которой базировался и сам орден. Герман никогда не сожалел о том, что
принял сторону императора; о чистоте его убеждений и его большой
человечности тем более свидетельствует то, что он снискал к себе
доверие римской курии. В одном из немногих дошедших до нас писем
Германа он невольно проговаривается о том, как ему удается влиять на
императора: «Я приводил ему множество здравых доводов, и это его
убеждало…». Из этих слов понятно, почему при столь прохладной и
ровной атмосфере, которая царила при дворе Фридриха II, именно Герман
стал советником императора. К тому же это отчасти раскрывает природу
верховного магистра и его ордена, хотя нам по-прежнему не ясно, кто
же на кого оказывал решающее воздействие: вождь - на свою свиту или
свита - на вождя. Но, так или иначе, в великом споре между
императором и папой Герман действовал с холодным политическим
расчетом, каждый раз учитывая возможное развитие событий, - этим и
был силен трезвый, ясный рассудок, управлявший орденом и его прусским
государством. Государственные взгляды сочетались в верховном магистре
со страстной и жертвенной преданностью идее и цели, не доступной
простому пониманию. Неустанно трудился он ради того мира, целостность
которого, по его мнению, заключалось в единении империи и церкви.
По мере углубления Германа в эти задачи, его отношения с орденом
начали меняться. В 1220 году ему как верховному магистру было дано
разовое поручение, определившее дело всей его жизни. Чем больше он
оказывался вовлеченным в великий спор между двумя правителями, тем
влиятельнее становился он сам и тем полезнее для ордена, одежды
которого носил. Дело было уже не в ордене с его двойственной духовно-
светской природой, сделавшем Германа посредником между императором и
папой, а в том, что его немаловажная роль в отношениях между двумя
властями была полезна ордену. Герман употребил свое влияние на то,
чтобы, пользуясь покровительством и императора, и папы, возвеличить
Немецкий орден. Итак, его энергия служила единению церкви с империей,
а его влияние – ордену. Впервые это стало очевидно во время
переговоров 1220 года. Тогда Фридрих, в благодарность верховному
магистру за его труды, решил в день коронования его императорской
короной испросить у папы в качестве подарка разрешения для братьев
Немецкого ордена на ношение белого плаща. На деле же благодаря
привилегиям, дарованным Гонориусом III, уже через несколько лет орден
смог решить один болезненный для него вопрос. Впрочем, немалые
привилегии, дарованные папой ордену в то время, были обусловлены тем,
что верховный магистр уже добился первых успехов в большой политике.
Суть этой политики сводилась к посреднической миссии. Однако
деятельность Германа Зальцского этим отнюдь не ограничивалась. Он не
мог довольствоваться лишь смягчением противоречий на благо общего
мира, он жаждал единения власти духовной и власти мирской, чтобы мечи
их, которым надлежит владеть землями, вместе стояли на страже. И если
конечным смыслом этой политической концепции являлось единство мира,
то для осуществления промежуточных задач требовались не
посредничество и компромисс, а нечто совсем другое: борьба и власть.
Герман прекрасно понимал необходимость власти, вот почему он дал
вовлечь себя в эту борьбу между императором и папой. Мысль о
необходимости власти просматривается в словах Германа о его
стремлении «возвысить и то, и другое». Стремление к господству стало
определяющим и для тогдашней политики ордена, направив его усилия на
создание автономного государства в Трансильвании, а потом в Пруссии.

Вот почему с 1223 года бургенландский вопрос принял такой оборот.
Великая миссия на какое-то время объединил императора и папу,
чтобы потом окончательно развести их в разные стороны: планировался
крестовый поход в Святую землю для освобождения в очередной раз
утраченного в 1187 году Иерусалима. После коронации в Ахене Фридрих
II, переполненный чувствами, принял крест, приговорив тем самым к
гибели себя и королевский дом. В последний момент еще оставалась
некоторая надежда, что молодой король отправится в крестовый поход, и
папа вынужден был придерживаться королевской политики. Но никто так
не ждал выполнения королевского обещания, как верховный магистр
Немецкого ордена, жизнь которого тоже была отдана борьбе за Святую
землю.
В вопросе о крестовом походе совершенно неожиданно появился
другой важный аспект: граф Генрих Шверинский взял в плен датского
короля Вальдемара, а те, кто стояли у руля Германской империи, решили
воспользоваться этим для ослабления датских позиций на Балтийском
море. Но поскольку за датчанина вступился папа, желая заполучить его
для крестового похода, потребовались многосторонние переговоры, вести
которые был призван верховный магистр Немецкого ордена. Выполняя
поручения императора и посещая курию по тем или иным вопросам, Герман
фон Зальца быстро и энергично - как выяснилось, даже слишком быстро -
форсировал легализацию орденского владения в Бургенланде.
Король Андреас Венгерский, преподнося в 1211 году Бургенланд в
дар ордену, рассчитывал, что орденское войско включится в защиту
венгерских границ от язычников куманов; к тому же это был
благочестивый дар, который приумножал владения ордена и служил, таким
образом, Святой земле. И хотя ордену были даны широкие права и
поставлены особые задачи по охране венгерской границы, эти земли по-
прежнему оставались лишь даром, подобно прочим доставшимся ордену
землям в Средиземноморье и Германии. Более десяти лет и сами братья
относились к нему так же. Потом верховный магистр решил придать этому
владению несколько иной характер. Подобно другим рыцарским орденам,
Немецкий орден обладал особым статусом в рамках церковной иерархии и
юрисдикции. Вот этот особый статус и стал предметом его заботы. В
результате экземции [3] владения ордена перестали делиться на
епископства и провинции, как предписывала церковь, а целиком перешли
под власть папы; братья вышли из-под юрисдикции епископа, получив
право самостоятельно проводить богослужение в орденских церквах и
взимать десятину вместо епископа, - одним словом, церковная структура
понесла серьезный ущерб, поскольку орден разрастался и богател,
упрочивая тем самым положение папы по отношению к епископату. Папа
всячески поддерживал наступление ордена к их общей пользе.
Поначалу венгерское духовенство легко смирилось с этим особым
статусом братьев. В 1213 году епископ Трансильванский предоставил им
право десятины. Он не слишком об этом задумывался, пока речь шла лишь
об особом статусе братьев ордена, прежде всего священников, о
некоторой части орденских церквей и не сулящих особого дохода землях.
Но положение вскоре изменилось. В Трансильвании орден включился в
процесс германской колонизации: еще несколькими десятилетиями раньше
мощная волна колонизации достигла восточных рубежей Венгерской
империи. Орден тоже стал наводнять Бургенланд переселенцами из
Германии. При этом братья лишь продолжили то, что уже было начато до
них. Об этом свидетельствует и тот факт, что лишь через год после
своего прибытия братья сообщают нам о «проживающем там немецком
населении». Десять лет спустя германская колонизация, видимо,
достигла уже немалых успехов. В 1222 году король Андреас повторно
передал Бургенланд верховному магистру Герману и его братьям,
адаптировав ранее заявленные привилегии к новой ситуации. Теперь
братьям было разрешено строить уже не деревянные, а каменные города и
крепости. И судью им надлежало теперь избирать не только для ордена,
но для всего населения. К этим правам присовокуплялись и другие, в
частности, право на чеканку монет и расширение орденских земель за
счет язычников куманов.
Верховному магистру показалось, что развитие бургенландской
колонии набрало обороты, и теперь он может вплотную приблизиться к
достижению своей цели. Еще в декабре 1222 года он просил папу
утвердить документы, подписанные венгерским королем. В начале
следующего года папа поручил епископу венгерскому назначить в
Бургенланд декана, поскольку орден напрямую подчинялся папе; ведь в
стране, подвергавшейся опустошительным набегам язычников, которым
теперь противостояли братья, было не так уж мало священнослужителей.
К концу года папа запретил епископу Трансильвании принимать
Бургенланд под свою юрисдикцию, поскольку орден успешно противостоял
набегам язычников и добился того, что число верующих в стране
счастливым образом приумножилось, на страх неверным и на благо
христианству.
Весной 1224 года был сделан решительный шаг. Послание Гонориуса
III, обращенное к ордену, гласило: «Просите Вы, дабы Бургенланд
перешел под власть Святейшего Престола, и обещаете, что верующие
охотнее потекут в вашу колонию и что может так статься, что земля,
вовсе лишенная землепашцев, легко будет заселена, и число ее жителей
счастливым образом приумножится, на страх язычникам, на благо
верующим и к немалой пользе Святой земли». Согласно этой грамоте,
папа давал Бургенланду имя Святого Петра и принимал его под особую
защиту Святейшего Престола.
Эта мера означала ничто иное, как превращение бургенландской
колонии в государство и фактический выход ее из-под власти венгерской
империи. Теперь стало очевидно, чего хотел Герман для своего ордена.
В отличие от многих других монашеских и рыцарских орденов в
восточногерманских колониях, Немецкий орден не мог довольствоваться
ролью землевладельца, который сидел бы на подаренной ему земле вместе
с немецкими колонистами, пополняя казну за счет податей. Он попытался
использовать заселение восточных земель для создания орденского
государства. Особый церковный статус ордена послужил стартовой
площадкой для реализации этого намерения. И, разумеется, орден
намеревался строго следовать христианской идее и своим задачам,
заселяя языческие земли немцами-христианами, что должно было служить
укреплению христианства. Важно, однако, отметить, что это
государственное образование в Трансильвании опиралось на движение
немецких колонистов, именно это и заставило орден задуматься о
собственной государственности. Прусское государство Немецкого ордена
возникло уже как миссионерское: немецкое население, которым
заполнились его владения, никак не влияло ни на природу, ни на идею
этого самого государства; в Трансильвании же немецкие поселенцы уже
успели прижиться на новых землях ордена, что и навело братьев на
мысль об образовании государства. Трансильвании надлежало стать
самостоятельным колониальным государством, руководимым братьями,
которое обладало бы несомненной ценностью для христианского мира в
силу своего географического положения: Бургенланд граничил с
языческим народом и, кроме того, мог служить перевалочным пунктом на
пути в Святую землю. Эта попытка построения государства еще
отчетливее, чем аналогичный прусский опыт, показывает, как глубоко
Немецкий орден был связан с судьбой своего народа: в Трансильвании
орден участвовал в великом продвижением Германии на восток, создав
для него своего рода государственный людской резерв, которого так не
хватало в восточных землях.
Это стремление к государственности, безусловно, было заложено в
самой сущности ордена. Но лишь благодаря политической воле верховного
магистра оно нашло столь быстрое и решительное применение. Оказавшись
участником великих политических событий, Герман начал целенаправленно
расширять права ордена в Трансильвании. К этому времени он уже
добился от курии, чтобы орденское имущество было подведомственно
папе, что, в конце концов, свелось к весьма незначительному контролю
со стороны папы при фактической государственной самостоятельности
ордена. Однако верховный магистр несет и ответственность за провал
своей политики, за то, что не смог уберечь земли, которым грозила
опасность и, как сказано в послании Гонориуса III от февраля 1226
года, не нашел времени на поездку в Венгрию, потому что папа не
отпускал его «по причине некоторых церковных и государственных дел,
осуществление которых требовало его деятельного усердия».
Ибо если подчинение папе орденских земель ничего и не решало, а
было скорее формальностью, то местным злоупотребления прямо указывали
на намерения ордена, и о них мог догадаться даже венгерский король.
Его весьма энергичный сын Бела IV сделал надлежащие выводы и весной
1225 года изгнал немецких братьев силой оружия. Напрасно папа пытался
восстановить права ордена. Напрасно сам Герман Зальцский еще в 1231
году, когда уже началось завоевание Пруссии, ездил в Венгрию, пытаясь
путем личных переговоров с венгерским королем добиться возвращения
Трансильвании. Для Немецкого ордена она была потеряна. Земли,
открытые тогда братьями для немецкого народа, еще и сейчас заселены
немцами. Попытка создать здесь государство провалилась. Однако для
Германа Зальцского и его ордена это недолгое владение Трансильванией
стало важной политической репетицией. Они извлекли из нее урок и
применили свой новый опыт, создавая государство в Пруссии.
Теперь было ясно что, ища применения своему властному и
политическому потенциалу, орден не согласен был ограничиваться
Востоком и готов был двинуться в любой уголок Европы: там он мог жить
идеей борьбы с язычеством, выстраивая на этом свою власть. Это отнюдь
не означало отказа от Святой земли. В своих письмах папа утверждал,
что население Трансильвании приумножается на благо Святой земли. Это
были не пустые слова: создавая государство в Трансильвании, орден не
забывал своих прежних политических ориентиров, в центре которых было
Средиземноморье и Святая земля. Трансильвания защищала Венгрию
(которая была одной из важнейших транзитных стран на пути
крестоносцев на Восток) от язычников куманов. Таким образом, здесь
орден тоже вел борьбу за христианские земли на Востоке. Герман
Зальцский, как любой другой его современник, вряд ли догадывался, что
защититься от язычников невозможно и что еще до конца века падет
последний оплот христианства на сирийском побережье. У Немецкого
ордена, как, впрочем, и у двух других орденов, на Востоке не было
будущего. Здесь он по мере сил наращивал свою мощь, теперь же она
нуждалась в другом поле деятельности. Как раз в те годы, когда
верховный магистр начал отделение Трансильвании, в Сирии появился
главный замок ордена Монтфорт или Штартенберг под Акконом. Он
задумывался как административный центр ордена. Еще тогда, когда
многие землевладельцы-христиане в страхе продавали свои имения, орден
систематически расширял свои восточные владения, выравнивая их
границы. Сама история вывела его на путь настоящих побед и указала то
дело, которому суждено было пережить время. Не слепая воля, а
неизбежный ход истории возложил на орден его миссию – служение
Германии.
Это становится ясно и в Трансильвании, и в Пруссии, где едва
начало образовываться государство. Опекая свое трансильванское
детище, Герман вплотную подошел к политике, которая касалась и
Пруссии. Друг императора, доверенное лицо папы, активный сторонник
крестового похода, Герман осуществлял переговоры между сторонами,
одна из которых была заинтересована в пленении, а другая - в
освобождении короля Вальдемара Датского. Весной 1224 года переговоры
вынудили Германа отправиться на север. С этого самого времени
германская внешняя политика перестала ограничиваться для него
Средиземноморьем, захватив и Прибалтику. И радея со своей стороны об
интересах империи, он по-настоящему заинтересовался этим регионом,
где ордену еще предстояло сыграть свою собственную историческую роль.
Речь шла о необходимости покончить с датским господством на
Балтийском море, о свободе германской торговли и о начале германской
миссии в балтийских странах. В первом вопросе, однако, не
посредническая политика Германа сыграла решающую роль, поскольку ему
не удалось связать договором датского короля, а победа немецкого
оружия в бою при Борнгеведе, недалеко от Киля, в 1227 году,
позволившая Германской империи вернуть себе территорию от Айдера до
самой Померании. Возвышение Любека как свободного города империи в
июне 1226 года стало ответом на датские притязания на область в устье
Эльбы и заложило основы будущего величия ганзейских городов и их
свободной торговли на Балтийском море. В одном из документов о
присвоении Любеку привилегий Герман Зальцский указан как свидетель,
но для нас очевидно, что он сам причастен к этим важным шагам
германской восточноевропейской политики. Пруссия уже получила от
императора первые серьезные привилегии, когда благодаря возвышению
Любека у орденских земель появилась возможность осуществлять связь со
старогерманскими территориями по морю. В мае того же года Герман
Зальцский упоминается в качестве свидетеля в одном из императорских
документов, подтверждающих наличие у ордена меченосцев земель в
Ливонии, а также передачу этому ордену государственной монополии на
добычу ископаемых, таким образом, императорская политика на северо-
западном направлении охватывает уже все прибалтийское пространство.
Никогда император Фридрих Гогенштауфен не уделял так много времени и
внимания этому наиболее важному и успешному направлению национальной
государственной политики, как тогда, в 1226 году. Как знаком нам этот
голос, звучащий со страниц старых документов: верховный магистр дает
совет, а иногда и руководит императором. Следующий год заставил
Германа, как и его венценосного друга, обратить взгляд на юг. Они оба
оказались втянутыми в борьбу за Святую землю с городами Ломбардии и
папской курией, во главе которой с 1227 года встала более
значительная личность, чем Гонориус III, – папа Григорий IX. Впрочем,
гораздо больше пользы, чем эти мировые битвы и планы, принесли те
немногие распоряжения Фридриха, с помощью которых он закрепился в
Прибалтике, снова сделав южное побережье Балтийского моря зоной
германского влияния.
Главным среди этих документов была Риминийская золотая булла, в
которой Фридрих II и Герман Зальцский изложили программные основы
прусского государства Немецкого ордена.
В Восточной Европе оставалось все меньше языческих народов, не
захваченных пока ни восточной, греко-православной церковью, ни
западной, римско-католической, церковью, а на северо-востоке, и вовсе
жили лишь балтийские и фино-угорские народностям, занимавшие земли на
восточном и юго-восточном побережье Балтийского моря. Сюда и
наступала христианская миссия. Успешная миссионерская политика
восточной церкви продвигалась за счет князей и городов-государств.
Шведы и датчане блюли свои церковные и политические интересы в
Финляндии и Эстонии. В Ливонии еще с XII века, со времен Бремена,
миссионерством пыталась заниматься немецкая церковь. В Пруссии уже со
следующего века возобновилась миссионерская деятельность монахов из
польских монастырей.
Вскоре, однако, стало ясно, что как в Ливонии, так и в Пруссии
мирная миссионерская политика, действующая путем проповеди и
культурного влияния, не достигнет успеха. Поэтому неудивительно, что
формы борьбы за веру, доведенные до совершенства во время крестовых
походов и в самой Святой земле, подкрепленные идеей христианизации
посредством меча, были заимствованы миссиями в Прибалтике. Третий
епископ Ливонии Альберт Бременский (1199-1229 гг.) не без помощи папы
воспринял идеи крестового похода ради христианизации народов на юго-
востоке Прибалтики и поддержал церковное строительство, основанное на
мече крестоносца. Здесь, как в сирийских крестовых походах и духовных
рыцарских орденах, акцентировался светский, военный и политический
элемент «милитаризованной» христианизации по государственному
образцу, и, основываясь на миссионерских идеях, епископ Альберт
создал государство и как духовный государь возглавил его. Благодаря
основанию Риги в 1201 году у этого государства появилось германское
сердце (в 1202 году был учрежден орден меченосцев), которое, однако,
вскоре забилось независимо от епископа, а глава государства и церкви
Альберт принял меч для приумножения и защиты своих завоеваний; в 1207
году Альберт стал князем Германской империи, а Ливония, таким
образом, вошла в ее состав, что существенно расширило границы империи
на северо-западе, сделав новый орден частью общегерманской жизни.
По своей идее, задачам и происхождению возникшее здесь
государство можно охарактеризовать как миссионерское. В соседней
Пруссии его взял себе за образец монах ордена цистерцианцев Кристиан
из польского монастыря Лекне, которого в 1215 году, после первых его
мирных успехов, папа назначил епископом-миссионером. Претерпев
несколько неудач в своей мирной миссии, Кристиан, поддерживаемый
польскими и восточнопомеранскими князьями, также пытался укоренить
христианство в Пруссии с помощью меча крестоносца. Действуя по
примеру Альберта Рижского и соперничая с захватническими планами
польских князей, он также задумывался о создании государства. Папская
курия принимала живейшее участие в миссиях, как в Пруссии, так и в
Лифляндии, с одной стороны, поощряя возникновение миссионерских
государств, а с другой, - пытаясь сохранить свое прямое влияние на
новообращенных путем закрепления своих политических прав. Весь
северо-восток был вовлечен в глобальный процесс преобразований, целью
которых было включение пока еще языческих народов в культурную жизнь
христианской Европы. И в этот момент Немецкий орден был призван в
Пруссию.
Миссионерская политика, проводимая Польшей (правда, под
руководством немецкого духовенства) в отношении Пруссии, потерпела
неудачу. Крестоносцы лишь подстегнули сопротивление пруссов. Те уже
не ограничивались лишь храброй обороной своих исконных территорий, а
совершали грабительские набеги на Польшу, опустошая польское
княжество Мазовию, где особенно пострадала столица – Плоцк на реке
Висле. Конфликты между местными польскими князьями и неспособность
польского клира к осуществлению миссионерской задачи вынудили герцога
Конрада Мазовецкого искать помощи на стороне. Польский правитель
поддерживал связь с королем Андреасом Венгерским, призвавшим в свое
время орден в Трансильванию, к тому же он установил более тесные
отношения с немецким духовенством в Галле, резиденцией старейшего
округа Немецкого ордена в Германии, и еще кое-какие контакты
подобного рода; в результате зимой 1225-1226 года, польское
посольство предложило Немецкому ордену принять в дар завоеванную
пруссами Кульмскую землю и другие территории, расположенные между
Пруссией и Польшей, но при этом покорить и держать в узде живущих там
пруссов.
В январе 1226 года Герман Зальцский получил от Фридриха II ряд
существенных привилегий для своего ордена. Два месяца спустя он лично
рассказал императору о предложении польского герцога. Теперь у
верховного магистра были более серьезные планы. Через год после
неудачной попытки основать государство в Трансильвании, появилась
новая возможность, уже в других условиях. Куда более сложные и
широкие задачи, открывавшие необозримые перспективы, предстояли
теперь ордену: завоевать и обратить в христианство целый языческий
народ; но возросли и возможности ордена, которые были заложены в его
воле к государственности.
Теперь верховному магистру надлежало применить урок, преподанный
ему в Трансильвании самим ходом событий: установление правовых норм
самостоятельного орденского государства должно не завершать его
развитие, полное тягот и опасностей, а предшествовать собственно
образованию государства. Торжественный, снабженный золотой буллой
документ, выданный императором ордену по просьбе верховного магистра,
обозначил цель ордена, которую наметил сам Герман, получив
предложение от Польши. Недостаточно было лишь подтвердить факт
дарения, надлежало еще и заранее обозначить права и суть будущего
государства. А будущее государство должно было обладать всеми
признаками суверенности: независимостью, правом на развитие рынка,
чеканку монет и освоение земельных ресурсов и прочими изначально
присущими королю правами, которых орден напрасно добивался в
Трансильвании, включая судебную власть, применимую ко всем жителям, в
том числе и к покоренным пруссам, но к и остальным, то есть к немцам,
прибывшим сюда, как и в Трансильванию, по призыву ордена.
Вспомнив германские законы и законы Священной Римской империи,
Фридрих II заключил, что будущее государство ордена непременно должно
обладать всеми этими привилегиями. Не забыли и о старой ленной
зависимости Польши от германского короля, перенеся ее на герцога
Мазовецкого. Император охарактеризовал Пруссию как «подчиненную
имперской монархии», а в обоснование своего императорского
подтверждения прав ордена привел «издавна присущее империи право на
владение горами, равнинами, реками, рощами и морем». Риминийская
золотая булла торжественно гласила: «Для того и поставил Господь нашу
империю над королями мира и простер земли нашей державы на разные
стороны света, чтобы направить наши неустанные заботы на прославление
Его имени в этом мире и на распространение веры среди язычников,
равно как и Священная Римская империя была создана Им для
проповедования Евангелия, чтобы более стремились мы к покорению и
обращению язычников». В золотой булле говорилось о людях, которые
брали на себя ежедневный труд по покорению варварских народов и
обращению их в истинную веру, не жалея на то «ни живота, ни имения».
Такой виделась верховному магистру Герману Зальцскому будущая
Пруссия Немецкого ордена: независимая и свободная страна на границе
христианской Европы, населенная покоренными пруссами и прибывшими
сюда немцами, которые подчинялись бы лишь власти ордена; часть
Римской империи, но тесно связанная с Германским королевством;
возглавляя молодой рыцарский орден, верховный магистр, конечно, не
мог стать имперск







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия