Студопедия — Историко-культурная характеристика района работ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Историко-культурная характеристика района работ






Первые археологические памятники на территории Пензенской области относятся к эпохе мезолита.

Мезолитические стоянки обнаружены археологами в верховьях р.Выша в Земетчинском районе и в окрестностях г.Пензы (Сядемка, Подлесное 1, Пензенские).

На Сядемской стоянке собраны кремниевые орудия труда, изготовленные из ножевидных пластин: скребки для выделывания шкур, резцы, с помощью которых вырезались костяные изделия, ножи, наконечники стрел, множество кремневых осколков. Стоянка располагалась на краю высокого песчаного останца, заросшего лесом. Ее площадь едва превышала 50 кв.м. Это было кратковременное стойбище бродячих охотников. Долговременные жилища на стоянке отсутствовали. В летнее время жильем служили шалаши, зимой - крытые шкурами сооружения из жердей.

Наблюдения археологов за керамикой позволили установить, что на заре неолита Пензенские земли заселили племена, пришедшие с берегов Дона. Однако в силу своей малочисленности они не могли освоить всей территории. Большинство их стоянок располагалось на Верхней Суре, на территории Бессоновского и соседних районов (Пензенские, Подлесное 5,7, Екатериновка и др.).

Поселение волго-камской культуры раскопано археологами на р.Вядь у с.Подлесное Бессоновского района. Стоянка занимала песчаный холм площадью более 500 кв.м. Здесь были обнаружены остатки небольшого углубленного в землю сооружения, рядом с которым были собраны фрагменты разбитой посуды. Их многочисленность свидетельствует, что глиняные горшки прочно вошли в быт неолитических рыболовов-охотников. Разнообразен набор каменных орудий труда: скребки, скобели, различные ножи, наконечники стрел и копий, проколки и сверла, тесла и долота.

Недостаток валунного кремня обусловил появление кремнедобывающих шахт. Подобные шахты, возможно, разрабатывались у с.Каменный Брод в Иссинском районе, где были обнаружены массивные каменные молотки, использовавшиеся для дробления кремневых пород.

Хозяйство неолитических племен постепенно становится комплексным. На первое место выходит занятие рыбной ловлей. Неслучайно все неолитические стоянки располагаются на берегах водоемов. Излюбленными местами поселений служили устья небольших рек, куда заходила крупная рыба из более глубокой реки или озера.

На поселениях позднего неолита появляются долговременные жилища. Это были слабо углубленные в землю полуземлянки с двускатной деревянной крышей. Возрастает численность населения. К этому времени были освоены практически бассейны всех крупных рек, где имелись благоприятные условия для занятия рыболовством.

Особенно больших успехов в рыбной ловле достигли племена культуры ямочно-гребенчатой керамики, на поселениях которых находят немало вещей, связанных с рыболовным промыслом.

Достигнутые успехи явились одной из причин роста численности этих племен. Во второй половине IV тыс. до н.э. они начинают продвижение на юг и вытесняют из бассейна р.Мокши население верхневолжской культуры. Видимо, только объединенные усилия волго-камских и среднедонских племен позволили аборигенам отстоять земли по течению р.Суры. Стоянки с ямочно-гребенчатой керамикой балахнинской культуры открыты археологами на дюне Озименки (Наровчатский район), у с.Скачки (Мокшанский район), у с.Чернышово (Белинский район), у с.Софьино (Сердобский район).

В III тыс. до н.э. в нашем крае обитали племена двух родственных культур - волосовской и имерской. В окрестностях с.Грабово Бессоновского района археологами раскопано долговременное волосовско-имерское поселение. Соединенные крытым переходом землянки представляли собой своеобразное двухкомнатное жилище, в полу которого были вырыты объемные ямы хранилища. В одной из ям находился массивный сосуд для хранения припасов. Посуду поменьше использовали для приготовления пищи. Находка двух глиняных пряслиц, которые одевались на веретено, чтобы улучшить его вращение, свидетельствует о занятиях ткачеством. Имерские племена освоили разработку медистых песчаников Волго-Камья и выплавляли из меди не только украшения, но и орудия труда. Однако, медные изделия не могли серьезно конкурировать с каменными орудиями. В это время техника обработки камня достигает наивысшего расцвета. Из кремня теперь изготавливают не только орудия. но и фигурки человека, зверей, птиц и рыб.

Положение изменилось только во II тыс. до н.э., когда на территории Пензенского края прокатилась волна переселений скотоводческих племен, знакомых с изготовлением бронзовых орудий. В числе первых были племена балановской и абашевской культур: в мужских захоронениях, оставленных этим населением, очень часто находят каменные шлифованные топоры с просверленным для рукоятки отверстием. Даже в погребение мальчиков клали игрушечные модели топоров из камня или глины. Все мужчины с 16 лет становились воинами, проходя специальный обряд посвящения. В бою топоры использовались в качестве оружия метательного и ударного действия. Некоторые топоры, сделанные из хрупких пород камня типа мрамора, служили символами власти. В нашем крае эти воинственные племена обитали недолго.

В середине II тыс. до н.э. набирает силу мощное объединение срубных племен, названных так археологами за их обряд захоронения в ямах, обложенных срубом. Над погребением сверху насыпался курган, множество которых сейчас разбросано по полям области. В могилу умерших клали в скорченном положении, со связанными руками и ногами. Рядом с телом ставили горшок с ритуальной пищей, клали орудия труда. В сложном погребальном обряде отразились религиозные представления срубных племен, их вера в загробную жизнь, страх перед умершим.

Срубные племена освоили практически всю территорию Пензенского края, кроме непроходимых засурских лесов. Их многочисленные поселения располагались вдоль небольших речек и ручьев, там, где есть удобные места для водопоя скота. Скотоводство первоначально было придомным. Летом скот пасли на плодородных пойменных лугах вблизи поселков, зимой кормили заранее заготовленными вениками и сеном. С наступлением морозов производился массовый забой скота. Мясо вялили, коптили, сушили, замораживали в глубоких ямах-погребах вместе со льдом. В меньшей степени было развито земледелие. Землю пахали на быках. Выращивали пшеницу, ячмень и просо. Урожай собирали серпами. Для размола зерна пользовались каменными зернотерками.

Высокого развития достигло бронзолитейное производство. Выплавкой металла занимались профессиональные кузнецы-литейщики. Существовали целые поселки металлургов, снабжавшие бронзовыми изделиями несколько племен. В окрестностях Барковки пензенскими археологами были собраны литейные формы топоров и ножей, льячки - глиняные ложки, которыми разливался жидкий металл, а также бронзовые ножи, шилья, наконечник копья, топор, серп, браслеты и серьги. Малочисленность кремневых орудий свидетельствует об их вытеснении изделиями из металла.

В конце II тыс. до н.э. климат становится более засушливым. Для увеличивающихся стад скота кормов вокруг поселков уже не хватает. Поэтому срубные племена от оседлого образа жизни переходят к кочевому. Большинство населения покидает пределы края, перемещаясь южнее в степные просторы.

Здесь в Волго-донских степях потомки срубного населения приняли участие в формировании савроматских племен. В культуре и языке савроматов было много общего с родственными им скифами. По сообщениям греческого историка Геродота, особое место в савроматском обществе занимали женщины. Они наравне с мужчинами ездили верхом на лошадях, носили мужскую одежду, принимали участие в войне. Согласно одной из легенд, савроматская девушка не могла выйти замуж, пока не убьет врага. "Воинственность" савроматских амазонок подтверждается находками орудия в женских погребениях.

На территории Пензенского края не было постоянных савроматских поселений, однако их отряды заходили сюда во время летних кочевий. На полях области встречаются находки коротких савроматских мечей-акинаков. Выкованные из железа мечи были очень эффективным оружием, незаменимым для любой рукопашной схватки. Стремительной савроматской коннице не могли противостоять даже мощные объединения скифов, не говоря уже о лесных племенах скотоводов-охотников, обитавших в бассейнах Суры и Мокши. Спасаясь от савроматских набегов, местные племена городецкой культуры устраивают свои поселения в труднодоступных местах. Один из таких поселков располагался в окрестностях современных (Ахунское городище, конец I тыс. до н.э.- начало I тыс.н.э.). Оно занимало высокий приовражный мыс, ограниченный с трех сторон крутыми береговыми обрывами. Со стороны, не защищенной естественными преградами, были вырыты глубокие рвы, возведена мощная система оборонительных укреплений, состоявшая из тройного ряда земляных валов. Один из валов опоясывал поселение по периметру. Сверху по валу шел деревянный частокол. Ахунское городище одна из древнейших крепостей Среднего Поволжья. Подобные городища исследованы археологами у с.Екатериновка и с.Чертеим Лунинского района. На городищах по периметру укреплений располагались жилые сооружения - землянки. В центре находился загон для скота. Разводили в основном лошадей, коров и овец. В стадах скота заключалось главное богатство племени. Из-за скота нередко возникали межплеменные столкновения.

Земледелие было развито слабо. Землю под посев обрабатывали мотыгами. Значительно больше внимания уделялось охоте и рыбной ловле. Орудия труда изготавливали из железа, которое получали из залежей "болотной руды" в специальных сыродутных горнах. Железо плавится при очень высокой температуре, поэтому его не плавили, а только размягчали. Размягченное железо проковывали, придавая ему необходимую форму.

С племенами, населявшими городища Пензенского края, видимо, связано сообщение Геродота о фиссагетах - особом многочисленном народе конных охотников. Территория распространения этих племен совпадает с границами последующего расселения ряда финноязычных народов: мордвы, муромы, мещеры.

В VI веке придворный историк готских королей Иордан в своей книге под названием "О происхождении и деяниях гетов”, описывая племена Восточной Европы, назвал народ "морденс". Это было первое упоминание о мордве. Ученые-языковеды полагают, что основу термина составляют иранские языки, с которых "мордва" переводится как мужчина, человек.

В древнерусских летописях мордву начинают упоминать с XI века. Этноним* "Мордва" является общим для всего народа, который делится на две основные группы: мордву-мокшу и мордву-эрзю, причем самоназваниями считаются термины "Мокша" и "Эрзя". С VI-VII веков у древнемордовских племен начинают прослеживаться различия мокшанской и эрзянской групп. Причем южная - пензенская - группа древнемордовских племен послужила основой для формирования мордвы-мокши - коренного населения нашего края. К этому времени относятся такие археологические памятники, как Армиевский 1 и Младший Селиксенский могильники, давшие богатый материал о начальном этапе формирования мокшанской народности.

Многолетние исследования Пензенских мокшанских могильников XII-XIV веков (Беднодемьяновский, Кармалейский, Кривозерский, Старосотенский, Сядемский, Долгоруковский и Чернозерский) позволили археологам сделать вывод: со второй половины XIII века количество оружия, орудий труда и женских украшений резко сокращается, а также ухудшается их качество и скудеет ассортимент, что, безусловно, явилось следствием монголо-татарского нашествия.

в VII-IX веках н.э. в междуречье Суры и Узы с юга пришли многочисленные племена буртас. О них много тогда писали арабо-персидские путешественники, историки, дипломаты (Ибн-Русте, аль-Бекри, Марвази, Гардизи, Ибн-Хордадбех и др.), а также хазарский царь Иосиф и европейские миссионеры (Юлиан, Рубрук). Самые поздние сведения о буртасах встречаются в русских актах XVII века.

Сначала их поселения появились у с.Армиёво, затем распространились по всему Верхнему Посурью и Примокшанью.

До X века буртасы подчинялись хазарскому кагану, платили ему дань и поставляли воинов. В это время их центр располагался в районе сел Армиёво и Неклюдово (Шемышейский район), где до сих пор сохранились остатки многочисленных поселений и крепостей, а также курганно-грунтовой могильник.

Здесь они постепенно стали переходить к оседлому образу жизни, продолжая разводить коров, овец, лошадей и верблюдов. Занимались охотой и промыслами. Самым же доходным делом была торговля. Продавали в первую очередь меха, мед и лес. "Буртасьи меха" – чернобурых лисиц – знали во всем мире, а стоили они так дорого, что купить их могли только восточные цари и шахи.

Особенно активно торговля шла по сухопутному торговому пути из Булгара в Киев, проходившему через Верхнее Посурье. Торговали с мордвой, русскими, булгарами, хазарами.

Большим своеобразием отличались духовные представления буртас. С одной стороны у них господствовали языческие верования типа шаманства современных сибирских народов, а с другой – глубоко внедрились идеи зороастризма, распространенного тогда в Иране и Средней Азии. Об этом свидетельствует могильник буртас у с.Армиёво. Одних здесь сжигали на специальных деревянных сооружениях, а затем насыпали курган и устраивали поминки (тризну), а других хоронили в простых ямах, но по зороастрийскому обряду.

Освободившись в X веке от власти хазар, буртасы, стремясь расширить свою территорию, стали осваивать район Верхнего Посурья. Здесь они столкнулись с булгарами. После многолетних набегов друг на друга буртасы вынуждены были подчиниться булгарам и войти в состав Волжской Булгарии. Что же потеряли и что приобрели буртасы? Первое и самое главное – они потеряли свое имя.

С XI века в письменных источниках термин "Буртас" употребляется лишь как имя города или местности. Но зато буртасы приобрели все достижения Волжской Булгарии. В результате начинается экономический подъем: строятся города и села, развивается сельское хозяйство и ремесла, осваиваются новые территории. На сегодняшний день известно более 100 буртасских поселений, появившихся в XI - XII веках.

Буртасы переняли и социально-политическое устройство Волжской Булгарии, создав Буртасское княжество, столицей которого стал г.Буртас (Юловское городище в г. Городище). Наряду с князем выделился слой феодальной знати. Захватив земельные угодья, эта знать строила сильно укрепленные усадьбы и замки (Сундровское, Золотаревское и др. городища).

Для защиты своей власти местные правители пригласили воинов с далекого Алтая, из Древней Хакасии. У них был сильно развит культ оружия и они не жалели средств на его разукрашивание. Многие предметы вооружения и конского снаряжения покрывались, кроме того, серебром. Археологи объединили все эти особенности в культуру под названием аскизская. Однако когда представители этой культуры поселились в Среднем Поволжье и, прежде всего на Верхней Суре, то они быстро разбогатели благодаря военной службе и стали украшать свое оружие не только серебром, но и золотом. Древние хакасы несли здесь не только полицейскую службу, но и сопровождали караваны по торговым путям.

Рядом с крепостями располагались поселения подвластных крестьян. В то же время огромные пространства свободных земель способствовали сохранению свободного населения, которое рядом со своими селениями сооружало коллективные убежища-крепости на случай военной опасности.

Основная масса поселений буртас была сосредоточена сначала вдоль трансевропейского сухопутного торгового пути из Булгар в Киев, одного из ответвлений Великого шелкового пути. В сочинениях тех лет отмечается, что "от Булгара до границы Руси – 10 остановок, от Булгара до Куябе (Киева) – 20 остановок". Две из этих остановок находились на территории Пензенской области; одна в верховьях Хопра, другая на р.Юловке. Между ними у с.Алферьевка находился брод через р.Суру, который контролировался из Золотаревского городища. В конце X века на четвертой от Булгара остановке караванов на реке Юловке и возникает столица княжества г.Буртас. Не менее крупный город возник и в старом племенном центре (у с.Армиево), который средневековые авторы называли Нузлей или Онузой (Неклюдовское городище), по р.Узе, у которой он стоял.

Эти города окружали многочисленные валы со рвами, на которых прежде стояли дубовые стены, высотой до 4 м. Но особо же укрепленными были феодальные замки и пограничные крепости, расположенные на крутых и высоких мысах, защищенных со всех сторон. Для строительства укреплений приглашали мастеров, которые использовали такие приемы, как утрамбовка, полив, обкладка и обжиг.

Такие же укрепления с XII века появляются и в Верхнем Примокшанье, где буртасы расселяются среди мордвы. Для защиты южной и западной границы они построили такие городища как Фелицатовское, Вышинские, Жуковские. Центральным городом буртас в этих местах становится Наровчатское городище (ныне с.Наровчат).

Население буртасских городов и сел жило преимущественно в деревянных домах, как наземных, так и в полуземлянках. Для их обогрева пользовались очагами, сложенными из камня и глины. Пищу же готовили во дворе на специальных печах – тандырах, углубленных в землю. Там же и мусор выбрасывали, и набралось его столько, что образовался культурный слой (так археологи называют слой земли, содержащий древний мусор и остатки сооружений). Во дворе находились сараи, амбары, хозяйственные ямы. В городах, на территории усадьбы, располагались и ремесленные мастерские.

Основное население жило за пределами крепостей и занималось земледелием, скотоводством и различными промыслами. Благодаря находкам археологов известно, что буртасы пахали землю тяжелыми плугами – сабанами, они позволяли глубже вспахивать землю и получать более высокий урожай. Среди зерновых культур преобладали рожь, ячмень и овес. Выращивали также пшеницу и просо. Для размола зерна пользовались ручными мельницами, состоявшими из двух больших каменных дисков – жерновов.

Разводили также сады и огородные культуры. Большое внимание уделялось скотоводству. Стадо состояло из крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и верблюдов, держали также домашнюю птицу. Важным подспорьем в хозяйстве были промыслы: охота, бортничество, рыболовство. Охотились на лосей, медведей, бобров, зайцев, но преобладала охота на пушных зверей: соболей, песцов, лисиц.

Больших успехов достигли буртасы и в развитии ремесел, особенно в гончарном. Посуда была ярких коричнево-красных цветов и украшалась орнаментом или налепами. Ручки сосудов и горлышки у кувшинов изготавливались в виде животных. Самой же распространенной посудой была тарная, крупных размеров, для хранения и перевозки сыпучих грузов. Среди других ремесел можно отметить плотницкое, ткацкое, кузнечное, бронзолитейное, косторезное и ювелирное, изделия и отходы которых часто находят археологи. Отходы производства: шлаки от выплавки железа и железные крицы, обрезки бронзовых пластин, распиленные заготовки костей, бракованные вещи – все это найденное при раскопках свидетельствует о разнообразии местного ремесленного производства. Уровень его развития соответствовал в целом достижениям Волжской Булгарии. Так, для хозяйственных нужд изготавливались ножи, топоры, замки, кресала, гвозди, для личных – костяные гребешки, булавки, височные подвески, браслеты и бусы. Из драгоценных металлов делали украшения. Но, вероятно, ремесленники не полностью удовлетворяли спрос и поэтому на буртасских поселениях встречается множество привозных вещей: булгарских, русских, мордовских, иранских, китайских, византийских. Привозили в первую очередь украшения, оружие и дорогую посуду, а также различные бытовые принадлежности: шиферные пряслица для веретена, светильники и т.д.

Продавались в большом количестве различные продукты, пригонялись дикие и домашние животные с Кавказа и Средней Азии. Сами же буртасы продавали в основном меха. От буртас вывозили также лес, мед и ремесленные изделия. В качестве денег использовали булгарские и среднеазиатские серебряные дирхемы и слитки, в виде круглых лепешек (балыши), которые рубили и взвешивали на специальных весах. Но главными деньгами были шкурки пушных зверей. Их использовались до тех пор, пока они не протирались до дыр. Вместе с товарами по торговым путям двигались и переселенцы, несущие свою культуру. В буртасских городах часто встречаются дома булгар, русских, мордвы. А на территории Верхнего Примокшанья по соседству располагались целые деревни буртас и мордвы, несмотря на то, что мордва была язычниками, а буртасы – мусульманами. Впрочем, однозначного ответа о вере буртас в XI - XIII веках пока нет, так как до сих пор не обнаружено ни одного могильника буртас этого времени. О мусульманстве свидетельствуют лишь косвенные факты, например, отсутствие свиней у буртас. Об этом же писали очевидцы, например, венгерский монах Юлиан, который в 1235 году по пути в Волжскую Булгарию попал в мусульманский город Бундас, где просил милостыню, а в соседнем городе поступил на службу к мусульманскому священнику.

На территории Пензенского края в XIV веке возник золотоордынский город Мохши (с.Наровчат) с каменными и кирпичными постройками. Более того, Мохши был один из крупнейших городов Золотой Орды, который входил в число 20 городов, имеющих монетные дворы. Уже в конце XIII века здесь выпускали медные деньги – пулы с надписью "чекан Нуриджана"; позже стали чеканить серебряные монеты – дирхемы с именами ханов и беков (Токта, Узбек, Кильдибек, Тогай, Пулад-Тимур), годом выпуска (1313 - 1367 годы) и указанием места (Мохши). Все монеты неправильной формы, малых размеров, в среднем до 1,6 см в диаметре. Отличительным признаком мохшинских монет является грубая чеканка и отсутствие орнамента. В то же время есть и монеты, украшенные шестиугольником или "Звездой Соломона", лепестковой розеткой, тамгой в виде буквы П с кружочком наверху.

Важной вехой в истории города был 1313 год. Умирает хан Токта и власть захватывает Узбек, который переезжает из Укека в Нуриджан и дает ему новое имя Мохши. Сюда же перемещается и столица северного улуса, вместе с огромным аппаратом чиновников и знатью. Для их содержания требовалось много средств, которые собирались как на территории улуса Мохши, куда вошли земли мордвы, буртас в верховьях рек Сура, Мокша, Выша, так и с соседней Руси. Это привело к тому, что окрестные земли пустеют: одни убегают на север в леса, другие влачат жалкое существование.

По данным археологов количество поселений в начале XIV века резко сокращается, а на существующих, например, селище Полянки встречается очень бедный инвентарь. Особенно сильно это отразилось в погребальных обрядах. Если раньше в могилах встречалось огромное количество украшений, то теперь даже в городе Мохши захоронения мордвы на Старосотенском могильнике очень бедны. Зато сам город начинает бурно развиваться. Разворачивается строительство кирпичных домов с подпольным отоплением, общественных бань, караван-сараев. Все они были построены из квадратных кирпичей больших размеров (25х25х5 см), на которых иногда встречаются клейма мастеров. Стены домов штукатурились и расписывались. Обогревались дома за счет тепла, которое шло по каналам в глиняном полу от костра, горевшего в специальной яме рядом с домом. Жилища, как правило, были небольшие 3х4 м, общественные бани достигали размеров 8х10 м, но самыми большими были караван-сараи 15х25 м. Действовал водопровод, состоящий из вставленных друг в друга коротких глиняных труб диаметром до 10 см.

В городе возводится одна из первых белокаменных мечетей Золотой Орды после принятия ханом Узбеком ислама. Она была сделана из больших белых камней, покрытых снаружи резным растительным орнаментом, удивительно похожим на резьбу сооружений XIV века в г.Болгаре. Очевидно, известняковые камни, да и сами строители, прибыли в Мохши с берегов Волги. Кроме белокаменной мечети в юго-западной части города была еще кирпичная мечеть.

Грандиозное строительство и расцвет стали возможными благодаря притоку лучших мастеров: камнетесов, строителей, кузнецов, гончаров, кожевенников и ювелиров. Жители с.Наровчат каждый год собирают на своих огородах остатки изделий древних мастеров. Это битая красноглиняная гончарная посуда, от тарелки до кувшина, украшенная орнаментом (линейным, волнистым, фигурным). Особенно красивой была посуда, покрытая желто-зелеными и синими поливами или голубыми глазурями. Часто встречаются и железные вещи: топоры, замки, ножи, гвозди, цилиндрические замки. Много также изделий из кости и кожи. Важную роль в жизни города сыграла и торговля. Из Мохши купцы с товарами разъезжались по всей Золотой Орде. Мохшинские монеты - пулы и дирхемы - встречаются в Укеке, Новом и Старом Сарае, Булгаре. Точно также на территории Мохши есть монеты многих городов Золотой Орды.

И не только в городе. На территории нашего края было найдено более 20 золотоордынских кладов, насчитывающих иногда до тысячи монет и более. Например, в Никольском кладе (у с.Никольское Кузнецкого района) было 1136 монет, а в Керенском (с.Вадинск) – 1117 золотоордынских монет. Но не только деньги везли в Мохши, но и множество других вещей: стеклянную посуду, зеркала, сфероконусы, бусы, изделия из кости, игрушки и т.д.

Последние сообщение о городе относится ко времени войны Тимура (Тамерлана) с Тохтамышем. Тимур, преследуя своего противника, разорил множество городов и земель Золотой Орды, в том числе и земли "микес" или мордвы-мокши. Двигаясь со стороны Волги от Самарской Луки, Тимур вторгся в "область города Мошкав" и произвел невиданные опустошения. Произошло это в 1395 году.

В XV в. возникло Казанское ханство. В состав ханства вошло все Среднее Поволжье, а также вся территория Посурья и Верхнего Примокшанья. На юго-западе оно граничило с Крымским ханством, на юго-востоке – с Ногайским княжеством, на западе – с Русским государством. Казанское ханство населяли булгары, чуваши, буртасы, башкиры, черемисы (марийцы), мордва и вотяки (удмурты).

На пензенской земле жили чересполосно мордва и татары. Мордва жила здесь издавна. У татар в XV веке ещё шел процесс национального формирования. В результате переселения буртас в XIII веке на Мокшу и Оку и притока сюда в XIV-XV веках половцев и казанцев складывается новый народ: татары-мишари.

В октябре 1552 году русские войска взяли Казань. Через четыре года была завоевана Астрахань.

На Приволжской возвышенности, там, где берут начало реки Хопёр, Арчада и Атмис, сохранился участок никогда не паханой степи. Здесь до сих пор прорастает свыше 300 видов растений. Это так называемая Попереченская степь. Травяной покров степи пёстр и ярок. Здесь и горицвет весенний, ветреница лесная, медуница узколистная и прочее разнотравье. И всё же основу составляет ковыль. Вот почему в документах XVI-XVII веков такая степь значилась как "дикое поле ковыла". Такая степь простиралась на огромной территории, от Каспийского и Чёрного морей на юге до дремучих лесов Мордовии на севере. Подобно огромному морю, она врезалась в лесные массивы, затопляла все безлесные пространства и тонкими нитями уходила далеко на север, как бы образуя естественные дороги. По этим дорогам кочевники, главным образом ногайские и крымские татары, вторгались на юго-восточные окраины Русского государства, в том числе и Пензенский край. Они разоряли и сжигали селения, вытаптывали пашни, забирали в рабство мирное население, угоняли скот.

В XVI веке через территорию нынешней Пензенской области проходили дороги из Ногайской орды и Крымского ханства. С включением Пензенского края в состав Русского государства здесь для контроля над "диким полем", а прежде всего над дорогами, правительством Ивана IV была учреждена дозорная служба. В степь были направлены "сторожи" и "станицы". Сторожи назывались мещерскими.

Чтобы прикрыть щитом и мечом мирное население растущего Российского государства от набегов кочевников, правительство стало возводить "украинные" города в системе хорошо продуманных поясов обороны - "засечных черт".

Весной 1663 года, а именно 3 мая, на левый берег реки Пензы пришли служилые люди под командованием Юрия Ермолаевича Котранского, где ему велено было построить город Пенза.

Пензенские укрепления начинались от озера Долгое у реки Суры и шли на северо-запад к речке Пензе. Это был земляной вал. У реки Пензы, в лесу (он рос на месте современных улиц Индустриальной, Токарной. Металлистов и других в г.Пенза) находилась "верхняя засека".

Засеку сменял вал, где в районе Красной Горки современной Пензы стояла "проезжая Красная башня". Далее вал шел к заповедному лесу, что тянулся западнее города. Его следы заметны и сейчас (от Тамбовской заставы вдоль улицы Первомайской г.Пензы). Вал кончался у заповедного леса Глухой башней. Через заповедный лес (5450 сажен) шла засека. Словом "засека" старожилы и поныне называют пригородный лес в сторону Арбекова. На стыке леса и степи стояла башня. От нее в северо-западном направлении к р. Рамзайке шел вал. Он четко прослеживается около железнодорожного разъезда Пяша.На возвышеном месте у речки Рамзайки стоял "Рамзаевский острог". Он был построен в 1678 году. В плане острог представлял четырехугольник, каждая сторона которого равнялась 57 саженям. От "Рамзаевского острога" вал по-прежнему идет в северо-западном направлении к реке Мокше. Он и сейчас еще хорошо выражен, особенно у поселка Мирный.

На крутом берегу реки Мокши стояла крепость Мокшанск (Мокшан). Она представляла в плане квадрат, длина сторон которого составляла по 100 сажен. Мокшанск имел шесть башен: четыре угловые и две проезжие. От одной проезжей башни выходила дорога на Инсар, от другой - на Пензу. Город охраняли стрельцы, конные казаки, пушкари, воротники. От Мокшанской крепости вал шел к Мокшанскому лесу. Этот лес был заповедным. По нему тянулась засека. Она доходила до "старой" черты 40-х годов XVII века западнее с. Лухменский Майдан.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1091. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия