Студопедия — Святочные гадания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Святочные гадания






«Cвяточные гадания, — это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении» — диакон Андрей Кураев.

Церковь категорически запрещает гадания – будь то святочные или любые другие:

«Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают» (61 правило VI Вселенского собора).

Святая неуверенность: Нуждается ли Бог в нашей защите?

Андрей Десницкий | 09 января 2015 г.

Андрей Десницкий объясняет, почему верующему в Бога человеку вовсе необязательно расправляться над теми, кто хулит святыню. Более того – нервная реакция на кощунство – тревожный признак.

Я не хочу говорить про парижских карикатуристов и парижских же террористов, с ними, по-моему, всё ясно, а кому неясно, тому никак не объяснишь. Но я хотел бы понять другое: а почему для верующего человека кажется допустимой сама мысль убивать за кощунство? Даже с лукавым предисловием: «убивать, конечно, это явный перебор, но…»

Лучше всех это сформулировала в своем блоге мусульманка по имени Зара Муртазалиева: «Если вы мусульмане и верите в величие Пророка Мухаммада (с.а.с), то как вы можете верить в то, что Пророк Мухаммад (с.а.с) нуждается в защитниках в лице несчастных и грешных людей?»

Как бы мы ни относились к Мухаммаду, наверное, все мы согласимся, что уже невозможно для нас изменить его нынешнее положение ни атеистам, ни исламистам, ни карикатуристам. Стало быть, защищает человек в подобных случаях не самого Мухаммада (и уж тем более не Христа, Который молился за распинавших Его, и не апостолов, принимавших мучения за веру), а что-то внутри себя самого. И недавно принятый в России закон подсказывает, что именно: чувства верующих.

А какое именно чувство? У меня есть предположение: чувство неуверенности. Человек слышит и сам повторяет изо дня в день одни и те же слова молитвы, одни и те же догматы веры, и ему кажется, что он целиком и полностью согласен с ними, что они исчерпывающим образом описывают реальность… И вдруг ему на глаза попадается злая карикатура или какой-нибудь глупый перформанс… и всё идет прахом! Молитвенный настрой сбивается, вера колеблется…

Почему? Потому что это надругательство над святыней? Но разве христиане не носят на собственном теле знак Креста – изображение самого гнусного, самого страшного надругательства над самой главной Святыней, которое только было в их истории? Разве не считают этот Крест источником своего спасения? Разве Христос в этом мире встречал только восторженные приветствия и благословения, и то же происходило с его учениками, то же и нам обещано в Евангелии?

Стоп-стоп-стоп… Сдается мне, что такая пощечина выбивает человека из привычного ритма, колеблет его веру ровно потому, что вера эта нетверда. Где-то глубоко внутри остается сосущее такое чувство неуверенности: а вдруг всё это обман, все мои молитвы впустую, вся моя жизнь идет не туда, куда надо? Тем более, что каждый на самом деле прекрасно сознает, насколько слаба его молитва и насколько жизнь его далека от идеалов веры.

И вот такое вторжение скандального кощунства – не будит ли оно усыпленных сомнений, не придает ли сил этому червячку, который, казалось бы, совсем умолк – и вот заговорил опять?

Я обратил на это внимание в совсем другой ситуации, казалось бы, далекой от кровопролития. В ходе дискуссии о необходимости понимать все строки книги Бытия строго буквально один из ее участников сказал примерно следующее: «Сегодня вы заставляете меня думать, что Бог сотворил мир не за шесть календарных суток, а завтра вы мне скажете, что и воскресение Христа надо понимать иносказательно».

Именно такова логика фундаментализма: принять можно и нужно всё и сразу, без рассуждений или сомнений, вера дает однозначные и законченные ответы на все мыслимые вопросы, и если ты усомнился в одном из них, ты неправильно ответишь сразу на все.

Но как же обойтись без сомнений? Поместить себя в стерильную среду, где просто нет никакой, совершенно никакой неудобной информации, никаких других толкований. Вот примерно так апостол Павел описывал отношение к закону тех, кто принуждал первых христиан к обрезанию: раз в законе обрезание прописано, то никак без него не обойтись, принять веру во Христа можно только в комплекте со всеми ритуальными требованиями Моисеева закона.

И сам же Павел возражал: «Кто полагается на соблюдение закона, на того падает проклятие» (Галатам 3:10), ведь невозможно прожить жизнь, ни разу закон не нарушив. А раз нарушил один пунктик – виновен перед всем законом.

Выход, по Павлу, во Христе. Вера в Него – не только принятие некоторых догматов в качестве абстрактных формулировок, но прежде всего доверие Ему, уверенность в том, что уж Он-то выведет тебя на правильную дорогу. А какой именно будет эта дорога, мы просто не можем знать, Ему виднее.

Именно так Петр шагнул когда-то за борт безопасной лодки и пошел ко Христу по бурным водам. Да, сразу же усомнился и начал тонуть, но без этого удивительного опыта полного доверия Христу – и полной неуверенности в собственных силах и расчетах! – наверное, не стал бы простой рыбак Симон апостолом Петром.

Есть и другой путь: самому заранее все рассчитать и убедить самого себя, что именно там, где ты, и есть Христос, и не может Он быть нигде еще. Не Он спасает тебя, а ты оберегаешь Его от посягательств атеистов, иноверцев, еретиков, раскольников… список длинный. Он – в твоей лодке, никому не позволишь ты Его оттуда вытащить, да и Самому выйти не позволишь. Тут ты главный, а не Он.

Но, боюсь, в результате человек оберегает не Христа, а свою собственную картинку про Христа, и не от внешних нападений, а от собственных сомнений, и оберегает так ревностно, что сил на что-то еще у него зачастую просто не остается.

Впрочем, такой подход характерен не только для религии. Вера и неверие – универсальные категории. Сколько раз я сталкивался с тем, как люди, искренне любящие Россию, обижались на меня, если я рассказывал им о самых серьезных проблемах, которые видел в своей стране. Это особенно характерно для русских, живущих за границей: Россия для них – страна березовых рощ и благодатных обителей, это великая и славная империя, которая наконец возрождается и идет к своему земному величию.

Мы в ней, конечно, не живем, потому что так сложилось, но как важно для нас сознавать, что там, на Руси, сплошная святость и благодать. Как смеете вы нам тут подкидывать информацию, которая противоречит нашей мечте!

Новостные агентства тем временем сообщают: в Саудовской Аравии за оскорбление ислама и создание либерального интернет-форума приговорили блогера Раифа Бадави к десяти годам тюрьмы, штрафу в миллион реалов (четверть миллиона долларов) и еще к тысяче ударов плетью, которые должны растянуть на двадцать недель, чтобы он вообще выжил. Вера саудитов теперь наверняка очень сильно укрепится, сомнения отпадут, а что же Раиф? Тысяча плетей явный перебор, но… сам наверняка виноват. Нечего будить в нас сомнения.


 

На самом деле, люди любить не умеют, у них извращенное понятие о любви. А любовь измеряется в литрах. Вот есть женщина, за которую я готов отдать 3–4 литра крови. Это похвально. А если я готов отдать 5 литров крови (то есть всю), то это — любовь. Отдать в любой момент, если ей требуется, если она этого хочет. Все остальное — не любовь, а желание женщину иметь для себя, как болонку, как двухэтажный домик с мезонинчиком, мотоцикл «Харлей».

Протоиерей Димитрий Смирнов.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 266. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия