Студопедия — Авалон Артрур – Кундалини-йога. Змеиная сила 8 страница. Первая глава «Араньяки», на которую обычно ссылаются, воспевает поклонение Солнцу
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Авалон Артрур – Кундалини-йога. Змеиная сила 8 страница. Первая глава «Араньяки», на которую обычно ссылаются, воспевает поклонение Солнцу






Первая глава «Араньяки», на которую обычно ссылаются, воспевает поклонение Солнцу. Она называется Аруной, потому что говорит об Аруне — «красной Дэви».

* * *

Один индийский физиолог и санскритолог[71] высказал мнение, что в Тантрах анатомия излагается лучше, чем в чисто медицинских индийских трактатах. Однако легче высказать те или иные положения современной или древней физиологии, чем найти соответствия в двух системах. В настоящее время это очень трудно. Во-первых, сам материал недостаточно нам известен, а те индийские ученые и Садхаки (сейчас, видимо, немногочисленные), которые хорошо знакомы с этой темой, никогда не имели дела с западной физиологией, с которой можно было бы сравнивать. Кроме того, вполне можно практически освоить эту Йогу и без нахождения этих физиологических соотношений. Работая в этой неисследованной области, я мог продвигаться, лишь опираясь на тексты и ту дополнительную информацию, которая у меня была, с надеждой, что эти исследования будут продолжены другими.

Ясно, что Меру-Данда — это позвоночник, который, как ось тела, предполагает то же отношение к нему, что и гора Меру. От Мула (корня) Муладхары позвоночник поднимается к шее. Он и связанные с ним верхние области — спинная луковица, мозжечок и т. п. — представляют собой то, что было описано как центральная система спинномозговых нервов (Нади) и мозговых нервов (Широ-Нади). Сушумна, которая, несомненно, является нервом внутри позвоночника, хорошо описана в текстах и, как такой нерв, идет через всю Меру- Данда, также как и спинномозговой шнур, известный западной физиологии. Если мы включим туда Filus terminalis и будем считать, что Канда находится между анусом и пенисом, то тогда позвоночник окажется выходящим из той же самой сакро-коссагиальной (пояснично-копчиковой. — Ред.) области в Муладхаре и протягивается к Брахма-Рандхре, или к месту в основании 12-лепесткового лотоса, и заканчивается в Сахасраре, или мозжечке, где окончивается нерв Читрини.

Место, где находится Канда, указывает «Шат-Чакра Нирупана». Нужно отметить, что «Хатха-Йога Прадипика» указывает на иное, более высокое место Канды, между пенисом и пупком. Место соединения Сушумны и Канды известно как узел Грантхи-Стхана, и лепестки Мула-лотоса находятся по четырем сторонам от него («Шат-Чакра Нирупана», 4). В Сушумне находятся центры Прана-Шакти, жизненной силы, называемые Чакрами или лотосами. Спинной шнур заканчивается слепо в Filus terminate и, видимо, закрывается там.

Сушумна у своего основания, называемого Брахма- двара, «вратами Брахмы», закрыта до тех пор, пока, согласно Йоге, Кундалини не пойдет через нее. Высочайшая из Чакр в Сушумне — Аджна, расположена на уровне между- бровья и шишковидной железы на вершине мозжечка. Аджна расположена над Лалата-Чакрой, называемой в некоторых Тантрах Кала-Чакрой и расположенной у основания неба (Талумула). Сушумна проходит в желудочке мозга, так же как и сам спинной хребет, который входит в четвертый желудочек.

Выше Лалаты находится Аджна-Чакра с ее двумя лепестками и Манас-Чакра с ее шестью лепестками, представленная в физическом теле мозжечком и чувствительным центром. Выше находится Сома-Чакра с 16 лепестками, представляющая собой центр в середине мозга выше сенсориума. Наконец, Сахасрара соответствует самому головному мозгу с извилинами его коры. Так же как все силы находятся здесь, так и все 50 букв, распределенных вдоль спинномозговых центров Сушумны, существуют здесь в умноженной форме (50 х 20). Возможно, источающая нектар «Луна», Чандра-Кала, — это нижняя часть мозга, извилины и доли которой напоминают полумесяц, а мистическая гора Кайласа — это верхняя часть мозга. Желудочек, связанный со спинномозговым шнуром, также имеет форму полумесяца.

Как уже говорилось, нет сомнения, что Сушумна соответствует центральному каналу спинного мозга. Она занимает то же положение, что и этот центральный канал. Но если предположить, что этот центральный канал и есть Сушумна, то возникает следующий вопрос. Сушумна, согласно текстам, содержит в себе два других канала — Ваджрини и Читрини. Это должно быть три отдельных образования и в спинномозговом канале. Приходится предполагать, что в этом случае Сушумна — это белое нервное вещество спинного мозга, Ваджрини — серое, а Читрини — центральный канал, внутренняя Нади которого называется Брахма-Нади, а в «Шива- самхите» — Брахма-Рандхра. Но против этого предположения говорит то, что «Шат-Чакра Нирупана» (шло- ка 2) описывает Читрини-Нади как существо тонкое, как паутина. Серое вещество не может быть так названо — это вполне плотная вещь. Поэтому нам приходится отбросить это предположение и придерживаться того мнения, что центральный канал — это Сушумна и что внутри его, как некие части его, существуют еще два более тонких и незаметных канала энергии, называемые Ваджрини и Читрини. Я склоняюсь к последней точке зрения.

Как говорится в «Шат-Чакра Нирупане» (шлока 3), истинная природа Читрини — быть чистым умом или силой сознания. Там же говорится (шлока 1), что три Нади едины, а различаются они, если только намеренно их так рассматривать. Они троичны в том смысле, что Сушумна, которая «дрожит, как женщина, охваченная страстью», есть сумма «Солнца», «Луны» и «Огня»; сумма трех Гун. Как говорится в «Кшурика Упанишаде», Садха- ка должен проникнуть в белый и очень тонкий Нади и вести Прану через него. Эти три — Сушумна, Ваджрини и Читрини и центральный канал, Брахма-Нади, через который, согласно излагаемой здесь Йоге, проходит Кундалини, — части спинного мозга. И так как «Шива Сам- хита» и другие йогические тексты утверждают, что все тело зависит от Сушумны, как главного спинного центра нервной системы, то есть основания предполагать, что Ида и Пингала — «Солнце» и «Луна» — это левый и правый симпатические шнуры с каждой стороны огненной Сушумны. Нужно отметить, что, согласно общему замыслу «Шат-Чакра Нирупаны», эти Нади, описанные как белая и розовая (шлока 1), не просто расположены по сторонам позвоночного столба, но переходят поочередно то на правую, то на левую сторону, напоминая вместе с Сушумной и двумя лепестками Аджна-Чакры контуры жезла Меркурия, который, как утверждают некоторые, они символизируют. Но в других источниках говорится, что они формой своей напоминают лук, что одна из этих Нади соединена с Сушумной, связана с мошонкой и идет к левому плечу, изгибаясь вокруг сердца, потом ведет вверх к правому плечу и проходит к правой ноздре. Подобно этому, другая Нади связана с правой мошонкой и идет к левой ноздре. Это натолкнуло меня на мысль, что, может быть, Ида и Пингала — это кровеносные сосуды, представляющие внутреннюю вену и аорту. Но тексты, да и сам характер процесса Йоги указывают не на артерии, а, скорее, на нервы. Когда Ида и Пингала достигают места между бровями, они вместе с Сушумной образуют там трижды заплетенный узел, называемый Тривени и идущий к ноздрям. В медулле есть место, где симпатические стволы соединяются вместе, либо, быть может, они там берут свое начало.

Остается рассмотреть позиции Чакр. Хотя «Шат-Чакра Нирупана» говорит только о шести Чакрах, есть еще и другие Чакры. Об этом говорит Вишванатха в его «Шат-Чакра Нивритги». Мы уже упоминали о Лалата-Чакре, Манас- Чакре и Сома-Чакре. Хотя шесть Чакр, описанных здесь, — главнейшие, действительно, есть длинный список Чакр и Адхар (как некоторые их иначе называют). В одном современном санскритском тексте, называемом «Адвайта- Мартанда», автор (Свами Брахмананда, который был Гуру покойного махараджи Кашмира) пишет о двадцати Чакрах, перечисляя их следующим образом:

1. Адхара.

2. Куладипа.

3. Ваджра, или Яджна.

4. Свадхиштхана.

5. Раудра.

6. Карала.

7. Гахвара.

8. Видьяпрада.

9. Тримукха.

10. Трипада.

11. Кала-дандака.

12. Укара.

13. Каладвара.

14. Карамгака.

15. Дипака.

16. Ананда-Лалита.

17. Манипурака.

18. Накула.

19. Кала-бхедана.

20. Махотсаха.

Кроме того, без видимой причины многие другие даны без номеров и характеристик — возможно, из-за недостатков печати, — что в некоторых случаях делает затруднительным определить, где санскритский текст должен читаться как одно слов или как два отдельных. Эти дополнительные Чакры таковы: Парама, Падука, Пада (или Падука- пада), Калпа-джала, Посака, Лолама, Надаварта, Трипута, Камкалака, Путамбхенана, Маха-Грантхивирака, БинДха- Джвалана, Анахата, Янтрапута, Виома-Чакра, Бодхана, Дхрува, Калакандалака, Краунча-бхерунда-вибхава, Дама- ра, Кула-пхитнака, Кула-колахала, Халаварта, Махад- бхайя, Гхорабхайрава, Вишуддха, Кантхам, Утгамам, Пур- накам, Аджна, Кака-путгам, Шрингатам, Камарупа, Пур- нагири, Маха-виома, Шактирупа. Но, как говорит этот же автор, в Ведах («Йога-Чудамани», «Йога-Сикха», другие йогические Упанишады) мы читаем только о шести Чакрах — тех, которые были здесь описаны. Поэтому говорится: «Могут ли быть достигнуты какие-либо Сиддхи человеком, не. знающим 6 Адхав, 16 Адхар, 3 лингамов и 5 элементов, из которых первый — эфир?»

Я уже указывал, что позиции Чакр в основном соответствуют спинным центрам тех областей, на которые разделяются позвонки спинного мозга. Установлено и то, что Чакры, или Падмы, связаны с различными сплетениями, которые существуют в теле и окружают эти области.

Профессор Саркар, работа которого здесь уже цитировалась, отождествляет Чакры, начиная с Муладхары и следуя выше, с сакральным, предстательным, поджелудочным, сердечным, гортанным и пещеристым сплетениями, а Сахасрару с медуллой. Нужно отметить, что последнее предположение нельзя считать верным. Оно, видимо, основано на шлоке 120 из главы 5 «Шива Сам- хиты». Но, на мой взгляд, этот текст не поддерживает такое предположение. В другом месте автор прямо отождествляет гору Кайласа с Сахасрарой, которая, несомненно, головной мозг. Анатомически медулла находится ниже, чем Аджна-Чакра. Работа профессора Саркара содержит несколько ценных дополнений доктора Брод- жендранатха Сила, которые, между прочим, поддерживаются индийскими идеями о жизни растений и животных, физиологии и биологии, включая учение о нервной системе в Тантрах. (Эти дополнения были опубликованы впоследствии отдельной книгой — см.: Seal В. Positive sciences of the Hindus.)

«Спинной мозг и связанная с ним симпатическая нервная система содержит множество центров, ганглий и сплетений (Чакр, Падм), из которых нервы (Нади, Сира и Да- мани) распространяются в голове и других частях тела. Из этих ганглиозных центров и состоит симпатическая спинномозговая система. Начиная с нижних конечностей, сплетения, связанные со спинной и симпатической системами, могут быть описаны следующим образом: впечатления от таких страстей, как ревность, стыд, страх и изумление.

4. Анахата-Чакра — видимо, сердечное сплетение симпатической цепи с 12 ветвями, связанными с сердцем, обителью эгоистических чувств, надежды, тревоги, сомнений, угрызений совести, самодовольства, эгоизма и т. п.

5. Бхарати-Стхана — место соединения спинного шнура с medulla oblongata, которая посредством таких нервов, как пневмогастрический, регулирует гортань и другие органы артикуляции.

6. Лалана-Чакра, напротив язычка глотки, имеющий 12 лепестков или долей. Предполагается, что эта область способствует выработке Эго-альтруистических чувств и привязанностей, подобных самоконтролю, гордости, любви, горю, сожалению, уважению, почитанию, удовольствию и т. п.

7. Сенсомоторная область включает две Чакры: Аджна- Чакру (область, управляющую движениями) с ее 2 долями (мозжечок) и Манас-Чакру, центр ощущений с 6 долями (5 специальных чувств для периферических ощущений и одного общего для восприятия во сне и в галлюцинациях). Аджнаваха-Нади — это афферентные, или моторные, нервы, сообщающие периферии моторные импульсы из Аджна-Чакры, и афферентные нервы специальных чувств — Гандхаваха-Нади (чувство обоняния), Рупаваха- Нади (оптическое восприятие), Шабдаваха-Нади (слух), Расаваха-Нади (вкус) и Спаршаваха-Нади (осязание), идущие от периферических органов специальных чувств к Манас-Чакре — центру чувственных восприятий у основания мозга. Манас-Чакра включает в себя Манаваха-Нади — собирательное название тех нервных волокон, по которым центрально воспринятые впечатления (во сне и при галлюцинациях) идут по направлению к 6-й доле Манас-Чакры.

8. Сома-Чакра — узел с 16 долями, включающий в себя центры, находящиеся в середине мозга выше сенсориума, источника альтруистических чувств и волевого контроля, сострадания, вежливости, терпения и самоотречения, вдумчивости, серьезности, усердия, решимости, великодушия и т. д.

9. Сахасрара — 1000-лепестковый лотос, верхняя часть головного мозга с ее долями и извилинами, высшее место пребывания Дживы (души)»[72].

Потом, обратившись к спинномозговой оси тела и сердцу с их связями с жизнью сознания, цитируемый автор говорит далее:

«Виджнянабхикшу в цитируемом здесь отрывке отождествляет Мановаха-Нади (носитель сознания) со спинномозговой осью и ее разветвлениями, сравнивая ее вид с перевернутой тыквой с тысячью свисающих вниз стеблей. Сушумна, центральный канал позвоночника, — стебель этой тыквы.

Авторы йогических текстов и создатели тантрических учений применяли различные термины. Так что Мановаха- Нади — это канал связи Дживы с Манас-Чакрой (сенсори- ум) у основания мозга. Потоки сигналов от органов чувств приходят к чувствительным нервным узлам по специальным афферентным нервам. Но просто дойти до уровня распознающего сознания для них недостаточно. Должна быть установлена связь между Дживой (в Сахасраре, в верхней части мозга) и потоками сигналов от органов чувств, и это происходит в Мановаха-Нади. Когда ощущения носят внутренний характер, как во сне или при галлюцинациях, они идут по специальной Нади (Свапнаваха- Нади), которая является ветвью Мановаха-Нади и служит каналом связи Дживы (души) и органов чувств.

Таким же образом Аджнаваха-Нади передает вниз сигналы от Дживы из Сахасрары (верхний мозг) к Аджна- Чакре (моторная область у основания мозга). Эти сигналы потом идут дальше по эфферентным нервам к различным частям периферической нервной системы. Я должен добавить, что специальные чувствующие нервы вместе с

Мановаха-Нади иногда называются собирательным именем Джнянаваха-Нади, «Нади знания и представлений». Дальнейшие соответствия установить нетрудно. Мановаха- Нади и Аджнаваха-Нади связывают сенсомоторную область у основания мозга (Манас-Чакра и Аджна-Чакра) с высшим и особым местом пребывания души в головном мозге. Один из этих Нади служит для передачи наверх ощущений, а другой для передачи вниз сигналов двигательных команд. Но усилия воли — это сознательные представления, и поэтому в порождении сознательных ощущений Мановаха-Нади должна быть связана с Аджнаваха-Нади.

Действительно, внимание, характерное для функций Манаса, посредством которого возникают чувственные представления на уровне распознающего сознания, выполняет специфическое душевное усилие (Праятха), которое мы осознаем через канал Мановаха-Нади. Чтобы объяснить представление об усилии в моторных нервах, Шанкара Мишра, автор «Упаскара», в «Сутрах Канади» приводит тот аргумент, что Нади (волевые, или моторные, нервы) чувствительны сами по себе и их возбуждение вызывает ощущения посредством нервов внутреннего чувства осязания (которое рассредоточено в мельчайших нервных волокнах). Поэтому сознание усилия в каком-либо из двигательных нервов, Аджнаваха или Пранаваха (произвольном или автоматическом), зависит от осязающих нервов органических ощущений, связанных с ними. Так, усвоение пищи и питья посредством естественной активности Пран создает автоматическое усилие (Праятха), сопровождаемое слабо выраженным органическим сознанием, которое обязано своим существованием тому факту, что мельчайшие волокна внутреннего чувства осязания смешаны с механизмом действия автоматических нервов».

Локализация, приводимая здесь, носит в известной мере предположительный характер. Вопрос в данном случае в том, связан ли горловой центр с сонной артерией, или с гортанью и глоткой, или же со всеми тремя; связан ли центр в области пупка с желудочным, солнечным или поясничным; связана ли Аджна-Чакра с пещеристым сплетением, шишковидной железой, подмозговым придатком или с мозжечком — и т. п.

Обо всем этом известно точно лишь то, что каждый из центров может иметь не одну такую связь. С некоторой уверенностью может быть сказано, что четыре центра выше Муладхары, которые являются обителью господствующей здесь энергии, связаны с половой, пищеварительной, сердечной и дыхательной функциями и что два высших центра — Аджна и Сахасрара — связаны с различными формами мозговой активности, вершиной которой является покой чистого сознания. В самом тексте, о котором мы говорим, чувствуется некоторая неуверенность, свидетельствующая о том, что обо всех этих вопросах в самих Тантрах и других Шастрах существуют различные мнения. Однако в вышеупомянутом тексте есть и такие утверждения, с которыми я явно не могу согласиться. Так, сказано, что Адхара- Чакра — это и есть само сакро-коссагиальное сплетение, а что Свадхиштхана — это и есть само сакральное сплетение, и т. д. Однако и «Шат-Чакра Нирупана», и другие тексты говорят, что Чакры существуют в Сушумне; и если считать, что лотосы находятся внутри Меру (позвоночного столба), а Сушумна поддерживает их, то она тогда тоже должна находится внутри Меру. Этим дается ответ тем, кто, исходя из некоторых мест «Тантра-Чудамани», делает вывод, что Сушумна находится вне Меру. Также следует опровергнуть и заблуждение тех, кто, опираясь на слова «Нигама-Татгва- Сары», считает, что не только Сушумна, но и Ида с Пинга- лой находятся внутри Меру.

«Шат-Чакра Нирупана» (2) говорит, что внутри Вадж- рини Нади, которая сама расположена внутри Сушумны, находится Читрини-Нади, на которую лотосы нанизаны, подобно драгоценным камням, и что она, подобно паутине, пересекает все лотосы, находящиеся внутри позвоночника. В том же месте автор «Шат-Чакра Нирупаны» опровергает точку зрения, содержащуюся в «Калпа-Сутре» и утверждающую, что лотосы находятся внутри Читрини.

Лотосы находятся в Сушумне, а так как Читрини находится внутри Сушумны, то она пересекает их, но нельзя сказать, что лотосы — в ней. Некоторое смущение вызывает утверждение «Шат-Чакра Нирупаны» (51) о том, что лотосы находятся в Брахма-Нади, потому что они находятся в Сушумне, а Брахма-Нади тоже находится в Сушумне. Комментатор Вишванатха, цитируя «Майя-Тантру», говорит, что все шесть лотосов прикреплены к Читрини-Нади. Из всего этого можно сделать вывод, что лотосы находятся в позвоночном столбе, в Сушумне, но отнюдь не в нервах сплетений, которые окружают позвоночный столб. Они существуют именно в позвоночном столбе как тонкие центры Прана-Шакти и центры сознания. В этой связи я могу процитировать отрывки из статьи профессора Саркара о физических заблуждениях индуизма.

«Читатель может быть весьма удивлен, узнав, что индусы, которые никогда не дотрагиваются до мертвого тела и тем более не делают вскрытия, могут иметь какие-либо анатомические знания... Однако в Тантрах содержится необычайно подробная информация об устройстве человеческого тела... Из всех сохранившихся индуистских Шастр Тантры наименее изучены... Тантрическая теория, на которой основана известная форма Йоги, называемая «Шат- Чакра Бхеда», предполагает существование шести главных внутренних органов, называемых Чакрами, или Падмами, вследствие их сходства с цветком лотоса. Они размещаются один над другим и связаны воображаемыми каналами, символизируемыми Гангом, Ямуной и Сарасвати. Удивительно упорство, с которым индусы придерживаются этого заблуждения. Когда им показывают при вскрытии, что в теле не существует никаких Чакр, они предпочитают обращаться к противоречащим здравому смыслу оправданиям, чем к признанию очевидного для их собственных глаз. Они утверждают с бесстыдством, не имеющим себе равных, что их Падмы существуют в теле, пока человек жив, и что они исчезают в момент смерти» (Prof. Sarkar В. К. Physical Errors of Hinduism// Calcutta Review. Vol. XI. P. 436—440).

Но тем не менее это так, потому что сознание и его центры не могут существовать в теле, когда организм умер. Утверждение противоположного можно было бы как раз назвать «бесстыдной глупостью»[73].

Автор цитировавшейся статьи говорит, что хотя Чакры и нельзя удовлетворительно отождествить ни с чем в человеческом теле, но тантристы могли получить знания о них только на основании вскрытий. Ссылаясь на те физиологические объекты, которые на грубом уровне связаны с Чакрами и управляемы ими, ему приходится признать, что Чакры, как тонкие центры жизни и сознания в спинном мозге, не видимы ни для кого, кроме восприятия Йогов. Они существуют, пока живет тело, и исчезают, когда жизненная сила Линга-Шарира покидает тело. Поэтому я считаю ошибочным отождествление Чакр с упомянутыми нервными сплетениями. Эти сплетения — объекты в плотном теле, а Чакры — весьма тонкие жизненные центры различных таттвических операций. До некоторой степени мы можем связывать с этими тонкими центрами различные телесные части, видимые глазу, такие как нервные сплетения и ганглии. Но связывать или соотносить и отождествлять — вещи разные.

Индийской мысли и санскриту, который является ее выражением, присущи особое проникновение и специфическое всеобъемлющее качество, что делает их способными объяснить многие идеи, для которых нет подходящих слов в английском языке, за исключением разве что парафраз. Тело существует посредством силы Атма- на, или сознания. Его, как индивид, поддерживают Праны, а также различные принципы и элементы, из которых состоит тело. Таттвы, пронизывающие тело, для своего проявления имеют специальные центры. Эти центры, расположенные вдоль их оси, и есть тонкая форма (Сукшма-Рупа) того, что существует в грубой форме (Стхула-Рупа) в физическом теле, которое собрано вокруг них. Они — проявление Прана-Шакти, жизненной силы.

Иными словами, с объективной точки зрения тонкие центры (Чакры) оживляют и контролируют плотные области тела, которые соответствуют различным областям позвоночного столба и ганглиям, сплетениям, нервам, артериям и органам, расположенным в этих областях. Только в этом смысле мы и может соотносить конкретные нервные сплетения с Чакрами, которые описываются в йогических текстах. Только в этом смысле та или иная область, расположенная вокруг центра с соответствующими частями тела, и можем быть рассматриваема как Чакра. Плотное и тонкое здесь взаимосвязаны, и умственное воздействие на одно будет оказывать действие на другое.

В Чакрах концентрируются определенные силы, и поэтому, говоря об их функциях, их можно рассматривать как отдельные и независимые центры. В позвоночном столбе есть шесть тонких центров, как с их плотными проявлениями в самом позвоночнике, так и с еще более плотными и конкретными проявлениями в области распространения симпатических нервов Иды, Пингалы и других Нади. Кроме того, тонкие, плотные и смешанные элементы тела придают форму органам тела, их настоящим живым сердцем является та или иная тонкая Чакра, которая оживляет эти органы и контролирует.

Согласно тантрическому учению, о тонких аспектах шести центров нельзя забывать, когда внимание обращено На плотные физические аспекты тела. Как объясняется в комментариях на шлоку 35 «Ананда-Лахари», есть шесть Дэвата: Шамбху, Сада-Шива, Ишвара, Вишну, Рудра, Брахма. Их обитель — шесть Лок, космических областей: Махарлока, Тапалока, Джаналока, Сварлока, Бхуварлока и Бхурлока (земля). Эти божества, являясь формами сознания, господствуют в каждой Чакре.

Иными словами, сознание (Чит), как самый конечный принцип, находится в основании всякого бытия. Каждая клетка тела имеет свое собственное сознание. Различные органические части тела, состоящие из клеток, имеют не только свое клеточное сознание, но и сознание отдельного органа, которое является не чем иным, как коллективным сознанием единства группы клеток. Так, например, может быть сознание желудка. И сознание этой телесной области — это его Дэвата, то есть тот аспект Чит, который связан с этой областью тела и одушевляет ее. Организм, как целое, имеет свое сознание, и это — индивидуальный Джива.

Имеется и тонкое сверхчувственное тело этих Дэвата в виде ума — сверхчувственной «материи» (Танматра) и чувствующей «материи» — Эфир, Воздух, Огонь, Вода, Земля с их центрами в Аджне, Вишуддхе, Анахате, Манипуре, Свадхиштхане и Муладхаре. Из этих шести Таттв составлено не только плотное человеческое тело, но и весь обширный Макрокосм. Поэтому шесть Чакр — это божественные тонкие центры соответствующих физических и психических оболочек. Седьмой, высший центр сознания — это Парама-Шива, чья обитель — Сатья-лока, космический аспект Сахасрары человеческого тела. Высочайшее в своих проявлениях постепенно опускается от тонкого к более грубому, как шесть божеств (Дэва) и их Шакти в своих шести обителях в мировом стволе и как шесть центров в телесном стволе или позвоночном столбе. Специальные действия каждой Таттвы локализованы в ее индивидуальном центре в микрокосме. Но, несмотря на все эти тонкие и грубые трансформации посредством Кула-Кундалини, она всегда остается в ее аспекте Брахмана (или Сварупа) единого Бытия-Сознания-Блаженства, Сат-Чит-Ананда, которое реализуется йогином, когда он вызывает Дэви ее вселенского убежища в Муладхаре, центре стихии Земли, и соединяет ее с Парама-Шивой в том полном блаженства соединении, которое — высочайшая любовь (Ананда).

Так же могут быть установлены и другие положения, касающиеся Чакр и количества их лепестков, число которых в каждом отдельном случае может быть определено через характеристики тех плотных областей, которыми управляет та или иная Чакра. Лепестки центров обозначены буквами. Профессор Саркар высказал мнение, что эти лепестки означают нервы, которые идут для того, чтобы сформировать ганглий, или сплетение.

Действительно, я уже говорил, число Нади в той или иной Чакре определяется количеством лепестков Чакры. В пяти нижних Чакрах их характеристики проявляются в соответствии с положением Нади или долей сплетения по отношению к той или иной сенсорно-моторной области спинномозговой системы. Я уже объяснял, что Чакры нельзя отождествлять с физическими ганглиями и нервными сплетениями, хотя они связаны с ними и в грубом смысле являются их представителями. Лотосы с их лепестками находятся в Сушумне, и они расцветают, когда Кундалини проходит через них. На лепестках Чакр 50 букв — это почти все буквы санскритского алфавита, кроме Кша, согласно «Кангкала-Малини-Тантре» цитируемой в комментарии к шлоке 40 «Шат-Чакра Нирупаны», либо другой буквы, Ла.

Все эти буквы, умноженные на 20, потенциально содержатся в Сахасраре, где их оказывается 1000, отчего и происходит имя этого лотоса. Кроме того, есть 72 000 Нади, выходящих из Канды. То, что эти буквы не являются плотными объектами, ясно из шлок 28—29 «Шат-Чакра Нирупаны», где говорится, что гласные в Вишуддхе видны только для озаренного ума, то есть для Будцхи, свободного от той нечистоты, которая возникает в результате мирских дел. Это вйдение достигается постоянной практикой Йоги. Шлока 19 и другие говорят об упоминаемых здесь буквах как о существах, имеющих определенный цвет. Каждый объект восприятия, как тонкий, так и плотный, имеет свой аспект, связанный с другими в области чувств. По этой причине Танматра проявляется в соотношении звука, формы и цвета. Звук производит форму, а форма соединяется с цветом.

Кундалини — форма высшей силы, которая поддерживает всех дышащих существ. Она — тот источник, из которого проявляется всякий звук или энергия, выражаемая как идея или речь. Этот звук, или Матрика, будучи произносимым в форме человеческой речи, принимает на себя форму букв, а также прозы и стихов, составленных из комбинации букв. Значение звука — обозначать объекты посредством идей, выраженных звуками или словами. Импульсом силы воли, действующим через Прана-Вайю (жизненную силу) Атмана, в Муладхаре возникает звук, называемый Пара, который, поднимаясь вверх через другие Чакры, принимает их характеристики и имена. Когда он произносится ртом, то проявляется как Вайкхари в форме букв речи, которые — грубый аспект звука в самих Чакрах («Шат-Чакра Нирупана», 10—11).

Произнесение букв — это проявление в грубой речи тонкой энергии Шабда-Брахмана, Кундалини. Та же самая энергия, которая производит эти звуки, проявляется в форме Мантр, создающих плотную Вселенную. В Чакрах — тонкий звук в его состоянии Пара, Пашьянти или Мадхьяма Шакти, который, переводимый вокальными органами, принимает форму слышимой речи в виде отдельных букв. Говорят, что таким образом особая форма энергий Кундалини пребывает в отдельных Чакрах, а все эти энергии, полностью проявленные, существуют в Сахасраре. Каждая проявленная буква — это Мантра, а Мантра — тело Дэвата. Поэтому в каждой Чакре столько же Дэвата, сколько и лепестков, которые окружают Дэвата и Шакти каждой Чакры; их тонкий аспект — это форма сознания, господствующая в Чакре. Так, Брахма — господствующая форма сознания Муладхары, символизируемая Бинду Биджа ЛАМ. Это тело божества (Дэвата) стихии Земли, ассоциирующееся с тонкими формами Мантр, которые образуют лепестки и тела соответствующих энергий. Все тело человека — Мантра, и оно составлено из Мантр. Эти звуковые силы оживляют, регулируют и контролируют соответственные грубые проявления в областях, окруженных ими.

Возникает, однако, вопрос: почему именно эти, а не другие буквы предназначены для каждого лотоса? Почему, например, Ха — именно в Аджне, а ЛАМ — в Муладхаре? Действительно, в Тантрах говорится, что определенные буквы предназначены для особых элементов. Некоторые буквы называются Вайава-варна, или буквы, относящиеся к Вайю-Таттве, но для исследования вопроса на основе этого не хватает сведений о позициях букв, так как буквы, предназначенные для одного элемента, могут быть найдены и в Чакре, доминирующей Таттвой которой является другой элемент. Говорится, что при произнесении отдельных букв включаются в игру те центры, в которых они расположены, и что это и есть решение вопроса, почему именно эти буквы принадлежат к этому особому центру. Правдоподобным кажется то решение, которое я дал в своей книге «Шакти и Шакта». Кроме этого можно еще сказать, что природу вещей в этом случае сложно полностью объяснить, так как устройство тела и расположение в нем грубых органов может рассматриваться как чисто искусственное, для целей медитации, и в этом случае нет необходимости ни в каких дальнейших комментариях.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 345. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия