Студопедия — Авалон Артрур – Кундалини-йога. Змеиная сила 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Авалон Артрур – Кундалини-йога. Змеиная сила 10 страница






Нижеследующее будет как бы подведением итогов этой и предшествующих глав. Ниргуна-Брахман в своем творческом аспекте становится Сагуна-Шабда-Брахманом и принимает форму Пара-Бинду, а затем троичного Три- Бинду. Так их становится уже четыре. Их символизируют, в высшем смысле, четыре формы речи, звука и состояния (Бхава).

Причинный (Карана), или высочайший Бинду (Пара- Бинду), непроявлен (Авьякта). Это — недифференцированные Шива-Шакти, чья сила еще не развернута, но уже близка к тому, чтобы стать проявленной из недифференцированного состояния Мула-Пракрити. Эфир — состояние высшей речи (Пара-Вак), высшего слова (Логос), обитель которого в человеческом теле — Муладхара-Чакра. Остальное понятно.

Есть, однако, трудности в соотнесении значения триединой силы, проявляющейся через дифференциацию высшего Бинду. Частично это связано с тем, что те шлоки текста, которые передают значение, не всегда нужно читать по порядку слов (Шабда-Крама), а согласно действительному порядку фактов, которые могли бы быть. В комментариях есть заметные различия. Однако, кроме различий в названиях и технических деталях, суть дела ясна и находится в соответствии с другими системами. Вначале всего была непроявленная точка Бинду. Святой Климент Александрийский писал (в Stromata), что если бы изобразить абстрактную идею в виде чего-то, что имело бы ширину и длину, то это была бы только точка, если, конечно, абстрактная идея вообще может иметь какое-либо положение в пространстве. Это состояние изначального единства. Есть только единый дух, который проявляется троичным, как триада проявленной силы (Шакти).

Проявляющийся единый (Шива-Шакти) становится двойным (Шива и Шакти), затем тройным: Шива, Шакти и их соединение (Нада) составляют троичность. Триаду, общую для многих религий. Сначала единое проявляется как великая воля, затем как знание или мудрость, согласно которой воля действует, и потом — как действие. Таков порядок проявления Шакти в творце Ишваре. Так, согласно Пуранам, Брахма пробуждается в начале творения. Сан- скара тогда возникает в его уме. Потом возникает желание творения, за ним знание того, что он будет творить, и, наконец, само действие творения. В случае Дживы порядок такой: 1) знание, 2) воля, 3) действие. Сначала он знает нечто. Информируемый этим знанием, он желает и потом действует.

Три силы — неразделимые аспекты единого. Если есть один, то есть и другие, хотя обычно мы думаем о каждом отдельно, а проявляются они в бытии раздельно во времени.

Высочайший Бинду становится троичным как Бинду (высшая воля, Карья), Биджа (семя Мантры), Нада (Связь между ними). Хотя Шива никогда не бывает отдельно от Шакти, ни Шакти без Шивы, в их проявлениях бывает преобладание то одного, то другого. Поэтому говорится, что Бинду ближе к природе Шивы, а Биджа, Шакти и Нади — это комбинация из двух. Они также называются Маха- Бинду, Сита-Бинду (белый Бинду), Шона-Бинду (красный Бинду) и Мишра-Бинду (смешанный Бинду), или же высший, тонкий и плотный соответственно. Есть и другое деление: Солнце, Огонь и Луна. Несомненно, Биджа — это Луна, из Биджа истекает Шакти-Вама, а из нее исходит Брахма, который относится к природе Луны и силы воли Иччха-Шакги. Иччха-Шакти в системе Гунн Пракрита — это Раджас-Гуна, которая побуждается Сатгвой к самопро- явлению. Это и есть Пашьянти-Шабда, видимый в Свад- хиштхане. Из Нады подобным же образом истекает Джиестха- Шакти и Вишну, а из Бинду — Раудри и Рудра, которые — Мадхьяма и Вайкхари соответственно. Согласно одному из мнений, Бинду — Огонь и Крийя-Шакти, а Нада — Солнце и Джняна-Шакти, которые соответствуют Тамас и Сатгва Гунам. Однако Рагхава Бхатга в своих комментариях на «Шарада-Тилаку» говорит, что Солнце и Крийя, поскольку они светоносны, делают все вещи видимыми, а Джняна и Огонь, как знание, порождают все творение. Когда Джива узнает себя посредством Джняны, узнает, что он есть Брахман, он прекращает действия, которые только приводят к накоплению Кармы, и достигает освобождения (Мокша). Может быть, это относится к Джи- ве, как к первому представителю творения Ишвары.

В «Йогини-Хридайя-Тантре»[74] говорится, что Вама- Шакти (воля) находится в теле Пашьянти, Джиестха-

Шакти (знание) — в Мадхьяме, а Крийя-Шакти (действие) — это Раудри, пребывающая в Вайкхари в форме проявленной Вселенной. Эволюция Бхав описывается в «Шарада-Тилаке» (гл. 1) следующим образом: Всепроникающий Шабда-Брахман, он же Кундали, эманирует из себя Шакти, а потом следуют Дхвани, Нада, Ниродхика, Ардхенду, Бинду. Шакти — это Чит с Сатгвой, Дхвани Чит с Сатгвой и Раджасом, Нада — Чит с Сатгвой, Раджа- сом и Тамасом, Ниродхика — то же самое, но с преобладанием Тамаса. Ардхенду — то же, с преобладанием Саттвы, Бинду — комбинация обоих. Этот Бинду называется различными именами — Пара-Бинду и др., и он представлен в различных центрах — в Муладхаре и в остальных. Так Кундалини, как воля, знание и действие (как в форме сознания, так и состоящая из Гун), творит «гирлянду букв» (Варнама- ла). Четыре Бхавы появляются из Нада, это одно из девяти проявлений Дэви.

Пандит Анантакришна Шастри, ссылаясь на комментарий Лакшмидхары на шлоку 34 «Ананда-Лахари», пишет:

«Бхагавати — слово, употребляемое в тексте для обозначения Дэви. Та, которая обладает Бхагой, называется Бхагавати (женская сущность). «Бхага» означает знание творения и разрушения Вселенной, происхождения и конца живых существ, реальное знание божественной истины и невежества, Авидьи. Тот, кто знает эти шесть вещей, того называют Бхагаван. Кроме того, Бха — цифра 9. «Бхагавати» символизирует девятиугольную Янтру, которая употребляется в Чандракала-Видья. Согласно Агамам, Дэви имеет 9 проявлений:

4. Джняна (Чит) — интеллект. Эта группа разделяется на две подгруппы: Сакальпа (смешанная и подлежащая изменениям) и Нирвикальпа (чистая и неизменная).

5. Читта (Ум) — группа состоит из (1) Ахамкары, (2) Читты, (3) Буддхи, (4) Манаса и (5) Унманаса.

6. Нади (Звук) — эта группа состоит из Раги (желания), Иччхи (усиленного желания), Крита (действия, или активной формы желания), Праятны — попытки к достижению желаемого объекта. Они связаны с (1) Парой, первой стадией звука, эманируемого из Муладхары, (2) Пашьянти, второй стадией, (3) Мадхьямой, третьей стадией, и (4) Вайкхари, четвертой стадией звука, исходящего изо рта в виде речи.

7. Бинду. Эта группа состоит из шести Чакр, от Муладхары до Аджни. Психическая эссенция. Духовный зародыш. (Я цитирую абзац, как он написан у Пандита Ананта- кришны Шастри, хотя смысл его мне неясен. — А. А.)

8. Кала — эта группа состоит из 50 букв, от Муладхары до Аджни. Ключевые знаки. (Я не знаю, что Пандит подразумевает под этими словами. — А. А.)

9. Джива — группа, состоящая из душ (Джив) в узах материи.

Господствующие божества, или Таттвы четырех составных частей Нада, — это Майя, Шуддха-Видья, Махе- ша и Сада-Шива. Комментатор занимается темой, полной выдержек из оккультных трактатов. Далее я процитирую из «Нама-Кала Видьи»[75], трактата по фонетике, перевод нескольких строк, которые могут представлять интерес: «Пара — это Эка (без двойственности), его противоположностью является Пашьянти, Мадхьяма разделяется

на грубую и тонкую форму; грубая форма состоит из 9 букв. Один — это причина, другие — это действие, но нет реальной разницы между звуком и его грубыми формами».

Эка — когда все три Гуны, Саттва, Раджас и Тамас, находятся в равновесии (Самья). Это состояние называется Пара. Пашьянти — состояние, когда три Гуны в неравных пропорциях и вследствие этого производят звук. Следующая стадия называется Мадхьяма, а ее тонкая форма — Сукшма-Мадхьяма, а вторая, более плотная форма — Стхула-Мадхьяма. Она производит 9 различных форм звука, представленных 9 группами букв. Имеются в виду, конечно, не реальные буквы, а символы человеческих идей. Все эти формы и буквы происходят из Пары, а Пара — не что иное, как Чайтанья, сознание.

Девять групп проявлений Дэви (Вьюх) можно разделить на три главных:

1. Бхокта — наслаждающийся, к которому относится 9-я, Джива-Вьюха.

2. Бхогья — объект наслаждения, куда входят группы 1—3 и 5—8.

3. Бхога — наслаждение, которое включает группу 4, Джняна-Вьюху.

Вышеизложенное — это суть философии Каула, как ее подробно объяснил Шри-Шанкарачарья в «Ананда- Лахари» (34). В комментариях на эту шлоку Лакшмидхара цитирует различные места из «Каула-Агамы», одно из которых звучит так:

«Блажен Господин в девяти формах. Это божество называется Бхайрава. Это он дарует блаженство и освобождает души от бремени. Его супруга — Ананда-Бхайрави — вечноблаженное сознание. Когда они соединяются в гармонии, Вселенная получает свое существование».

Комментатор отмечает здесь, что сила Дэви преобладает в творении, а сила Шивы — в растворении.

Глава 6

Практика (Йога: Лайя-Крама)

Йога иногда понимается как достижение результата, а не как сам процесс. Согласно такому пониманию термйна и на основании естественного дуализма Йога обычно объясняется как соединение индивидуального духа с Богом.

Но если Джива и Параматман действительно одно, то тогда не может быть в дуалистической системе и самой идеи единения, и можно говорить о сосуществовании вместе двух различных сущностей. Экстаз Самадхи и состоит в осознании единства Дживатмана и Параматмана, и Йога подразумевает не столько само это осознание, сколько то постижение, с помощью которого оно достигается. Йога — это термин для обозначения физических и технических процессов, которые употребляются, чтобы раскрыть высшую внутреннюю сущность. ’

Так что это не результат, а процесс — метод или практика, посредством которой этот результат достигается. Согласно «Адвайта Веданте», этот результат становится возможным, потому что чистый Чит, как главная сущность каждого Дживы, в самом себе свободен и ничем не связан, и его связанность — иллюзорна. Если бы Атман в своей сущности не был полностью свободным, никакое освобождение не было бы возможным. Достижение освобождения (Мокша) возможно, и это во власти каждого Дживы. Его тождество с Параматманом существует всегда, но оно не сознается из-за вуалирующего действия Майи, и каждый Дживатма и Параматма кажутся разделенными. Как незнанием тождества Дживатмы и Пара- матмы мы обязаны Авидье, так и постижение этого тождества достигается благодаря Видье или Джняне.

Только она и может привести к освобождению. Джняна употребляется здесь в двух смыслах, называемых Сварупа- Джняна и Крийя-Джняна. Первая — это чистое сознание, являющееся концом и целью Йоги. Вторая — это тот интеллектуальный процесс познания, который, как считается, нужно начинать в первую очередь. Джняна рассматривается в смысле ментального действия (Манас-Крийя) и является интеллектуальным процессом распознания того, что есть Брахман и что не есть Брахман. Это правильное понимание, что есть Брахман, и фиксирование ума на этом правильном понимании до тех пор, пока Брахман совершенно и полностью не займет собой ум, а все остальное отойдет. При этом ум поглощается Брахманом — тем чистым сознанием, которое одно только и остается. Это — постижение и достижение состояния чистого сознания, которое и есть Джняна, в смысле Сварупа, — освобождающая Йога. Полная или неполная Джняна совершает то, что называется Крама-мукти.

Йогин достигает Саюджья (соединения) с Брахманом в Сатья-локе, а потом это завершается полным освобождением через Дэвата, с которым он соединяется. То, что Сидцха (достигший совершенства) Джняна-йошн с этого момента совершает в своей жизни, достигается как следствие Брахма- Саюджья. Но человек состоит не только из интеллекта, он имеет чувства. И он имеет не только это, но еще и тело. Другие процессы Йоги соединяются с этим и помогают ему: как то, что относится к поклонению (Упасана), так и грубые (Стхула- Крийя) и тонкие процессы (Сукшма-Крийя) в Хатха-Йоге.

Ум и тело — это те инструменты, посредством которых приобретается обычный, разъединенный мирской опыт. Однако по мере их употребления они становятся препятствиями на пути достижения чистого сознания (Чит). Для такого достижения с Чит должно быть удалено все, что его вуалирует (Аварана). Поэтому Йога — это метод, посредством которого ум (Читга-Вритги), чувства и Прана сначала контролируются, а потом останавливаются. Когда Читга, Вритги и Прана, успокоилась, тогда Чит, или Параматма, открывается. Это происходит без дальнейшего усилия поглощения материи и ума в изначальной силе (Шакги), откуда они произошли и посредством которой они проявились в форме; в той силе, которая сама есть Шива (сознание) и одно с ним.

Йогин работает в направлении достижения положительного состояния чистого сознания посредством отрицания действия принципа бессознательности, который стоит на пути его подъема наверх. Эта деятельность хорошо выражается в именах Шакти, которые в этой работе описаны различно, как Ниродхика и Нибодхика. Первое означает подателя знания, а второе то, что препятствует получению знания, препятствует восторгу ума посредством чувств и объектов мира. Через отказ от таких впечатлений возникает состояние чистого сознания. Проявление такого состояния — это экстаз Самадхи, в котором реализуется равенство и тождество Параматмана и Дживатмана. Это то переживание, которое возникает после поглощения (Лайя) Праны и Манаса и прекращения всех представлений. Это порождает состояние неизменяемости (Самарасатгвам), и это — естественное состояние Атмана (Сахаджа-Авастха). До тех пор пока проявляются колебания и Изменения (Вритги), это знак условного сознания с его разделением на «Я» и «ТЫ». А состояние Самадхи «подобно крупице соли, которая, смешавшись с водой, становится одним с ней» (Хатха-Йога Прадипика, 4.5—7). По словам «Куларнава-Тантры» (IX, 9), это «та форма созерцания (Дхьяна), в которой нет ни «здесь», ни «не здесь», а только озарение и спокойствие, подобное великому океану, который есть сама Пустота».

Всезнающий и почитаемый учитель сказал:

«Тот, кто достигает полного знания Атмана, отдыхает, как спокойная вода в глубине моря» («Шат-Чакра Нирупана», 31).

«Майя-Тантра» (51) определяет Йогу как соединение Дживы и Параматмана; как способ, с помощью которого достигается единение с Высочайшим (Параматма); экстаз Самадхи в соединении Дживы и Параматмана.

«Когда одна вода растворяется в другой воде, то они становятся неразделимыми» («Куларнава-Тантра», IX, 15).

Другие определяют ее как познание тождества Атмы и Шивы. Последователи Агама говорят, что знание Шакти и есть Йога. Иные мудрецы полагают, что Йога — это знание вечного Пуруши, а третьи, последователи учения о Пракрита, говорят, что Йога — это единство Шивы и Шакти. Все эти определения, в сущности, относятся к одному и тому же — к постижению человеческим духом того, что он пребывает в сущности Великого Духа, Брахмана, который, управляющий миром, и есть Бог.

Как говорит «Хатха-Йога Прадипика» (4. 3—4):

«Раджа-Йога, Самадхи, Унмани (состояние отсутствия ума), Маномани (то же самое), Амаратвам (бессмертие), Шунья-Ашунья (пустота, которая в то же время и не пустота[76]), Парампада-Аманаска (состояние «без Манаса», не- ума), Адвайта (не-дуализма), Нираламба (без поддержки, то есть несвязанность Манаса с внешним миром), Ниран- джана (непорочность), Дживанмукги (освобождение в теле), Сахаджавастха (естественное состояние Атмана) и Турья (четвертое состояние) — все это обозначает одно и то же, прекращение активности Читты и прекращение действий (Карма)».

От этого возникает свобода от чередования радости и горя и неизменяемое состояние (Нирви-Кара). После разложения тела последует бестелесность или высшее освобождение (Парама-Мукти), которое постоянное и ненарушимое состояние. В то время как цель и конец Йоги есть одно и то же, методы, которыми это достигается, различны.

Собственно говоря, имеется четыре формы Йоги, называемые Мантра-Йога, Хатха-Йога, Лайя-Йога и Раджа- Йош. Все они — различные формы практики (Садхана), посредством которых чувства и интеллектуальная активность ума ставятся под контроль и различными путями реализуется Брахман. Каждая из этих форм Йоги имеет свои восемь частей, и каждая имеет одну и ту же цель — постижение Брахмана, но они различаются методами достижения.

Самадхи первой из этих форм описана как Махабхава, Самадхи второй — как Махабодха, Самадхи третьей — как

Махалайя, а освобождение, достигаемое в Раджа-Йоге и Джняна-Йоге, называется Кайвальям-Мукти. Нужно отметить, что, по мнению практикующих, Кундалини-Йога — самая высокая форма Йоги, в которой посредством соединения с Парама-Шивой достигается совершенное Самадхи на уровне и ума и тела — дальше это будет описано подробнее. В Раджа и Джняна-Йоге преобладает интеллектуальный процесс, но это не единственный способ, который можно использовать. В Мантра-Йоге преобладает почитание и преданность, а в Хатха-Йоге наибольший упор делается на физические методы, в частности на дыхание. Однако каждая из этих Йог употребляет те же самые методы, что и другие. В Хатха- Йоге для этого есть метод Крийя-Джняна. Но хотя в Джняна-Йоге Сварупа-Джняна достигается посредством ментальных усилий без поднятия Кундалини, Хатха-Йога достигает эту Джняну непосредственно через саму Кундалини. Ее соединение с Шивой в Сахасраре приносит Сварупа-Джняна, и это действительно так.

Поэтому удобнее всего выяснить главные этапы (Аш- танга), общие для всех форм Йоги, и для этого сначала нужно рассказать о Мантра-Йоге, потом о Хатха-Йоге, как о низшей и подготовительной форме Лайя-Йоги, которая и является темой этого исследования и которая включает в себя элементы, находимые в Мантра-Йоге и в Хатха-Йоге.

Предварительные предписания всех Йог разделяются на восемь этапов — Яма, Нияма и т. д. Мораль, предрасположенность к практике и дисциплина (Садхана), в сущности, предписываются как предварительные условия всеми формами Йоги, имеющими цель достичь высшего опыта. Мораль (Дхарма) — выражение истинной природы всех существ. Слово «Дхарма» включает в себя и этику и религию, но имеет и еще более широкий контекст. Оно происходит от корня «Дхри» — подкреплять, поддерживать, исполнять — и поэтому является как исполнителем, так и исполняемым действием. Вселенная — это исполнение Дхармы, и Господь, являющийся ее высочайшим исполнителем, воплощен в вечном законе и является тем блаженством, которое обеспечивается выполнением закона. Дхарма — закон, управляющий эволюцией Вселенной и путем возвращения, инволюции. Освобождения могут достичь только те, кто идет по этому последнему пути. Почему выполнение Дхармы требует выхода из вселенской схемы? Об этом хорошо сказано так: «Делать добро — это высочайший долг».

По этой схеме Джива идет от Шабда-Видьи, с ее Тапа- сом, включая в него и эгоизм, и плоды, достигаемые на «пути богов» с его Кармой (ритуалами), которая бывает как Сакама (с желанием плодов), так и Нишкама (без желаний, бескорыстно), к Брахма-Видье (знанию Брахмана), божественной мудрости. Так говорят Упанишады. Этот переход происходит через Нишкама-Карму. Посредством же Сакама-Кармы достигается «путь отцов» — Дхарма, Артха (богатство), Кама (желание и его удовлетворение). Но Нишкама-Карма дает чистоту ума, которая делает человека компетентным в Брахма-Видье, божественной мудрости, что ведет его в полной мере к освобождению (Мокша). Ясно, что, прежде чем достичь чистого блаженства Атмана, Джива сначала должен жить упорядоченной жизнью, являющейся выражением на этом плане природы Атмана.

Употребляя язык теологии, только те, кто следует Дхарме, могут прийти к владыке Дхармы. Аморальная жизнь не может быть тем основанием, на котором строится Йога. Я употребляю здесь термин «аморальный» не в том абсурдном ограниченном смысле, в котором он употребляется в обычном повседневном языке, но подразумеваю нарушение всех форм морального закона. Все такие нарушения основаны на эгоизме. Цель же Йоги — превзойти ограниченное «Я», даже в его наиболее естественных проявлениях. Учение Йоги явно предполагает отсутствие такого состояния, в котором господствует эгоизм, являющийся серьезнейшим препятствием к достижению цели Йоги, которая есть достижение полного освобождения от уз конечного мира и постижение его сущности.

В жизни, управляемой Дхармой, есть естественная привязанность к мирским объектам и чувство своей отдельности даже в действиях, являющихся заслугами, которые должны существовать до тех пор, пока Манас не будет поглощен Унмани и будет достигнуто состояние «не-ума». Однако там, где существует несправедливость и привязанности в их худшей и наиболее вредной форме, чувство своей отдельности (которое Йога стремится преодолеть), там преобладающим является грех. Тело отравляется страстями, ядами, а жизненная сила — Прана — уменьшается. Ум смущается под влиянием гнева, злобы, похоти и других страстей, постоянно концентрируется на этом и постепенно превращается в это (по принципу «что человек думает, тем он и становится»), становясь выражением Адхармы (несправедливости). В этом случае Джива не просто ограничен мировой Майей, которая воздействует как на него, так и на добродетельного Сакама- Садхаку, но страдает в аду и «идет вниз» по лестнице бытия.

Необходим также и религиозный аспект Дхармы. Желание достичь высочайшей цели Йоги может возникнуть только из религиозной предрасположенности, и такая предрасположенность к практике (Садхана) ведет к приобретению тех качеств, которых требует Йога. И в самом деле, благодаря поклонению Матери может быть достигнуто Самадхи.

Поэтому комментатор «Шат-Чакра Нирупаны» (50) говорит:

«Тот, чья природа очищена практикой Ямы и Ниямы и им подобного (упоминаемые формы Садханы описаны дальше), может изучить непосредственно от Гуру те способы, которыми открывается путь к освобождению».

Однако, прибавляет он, практика Ямы и Ниямы необходима лишь для тех, чей ум расстроен гневом, похотью и другими злыми наклонностями. Если же человек, благодаря заслугам, приобретенным в прошлых жизнях, имеет от природы хорошую судьбу и свободен от этого и от других пороков, тогда он может познать Йогу без предварительных приготовлений.

Все формы Йоги — Мантра, Хатха или Раджа-Йога — имеют те же самые восемь ступеней: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхьяна и Самадхи.

Яма состоит из 10 частей:

1. Не причинять вреда живым существам (Ахимса).

2. Правдивость (Сатья).

3. Не брать то, что принадлежит другим (Астейя).

4. Сексуальная сдержанность в уме, речи и поступках (Брахмачарья).

5. Терпение, терпеливое перенесение всего приятного и неприятного (Кшама).

6. Мужество в счастье и несчастье (Дхрити).

7. Милосердие, доброта (Дайя).

8. Простота (Адхарва).

9. Умеренность и регулировка питания (Митадхара), предназначенная для развития Сатгва-Гуны.

10. Чистота тела и ума. Первая ее форма — внешняя чистоплотность тела, которая культивируется Хатха-Йогой, а вторая форма достигается познанием самого себя (Адхьятма-Видья).

Нияма также имеет 10 частей:

1. Строгость — посты и тому подобные очистительные действия (Тапас).

2. Довольство тем, что имеешь, что дано тебе непрошеным (Сантоша).

3. Вера в Веды (Астикъя).

4. Благотворительность (Дана) — дары по заслугам из того, что приобретено законным образом.

5. Почитание Господа или Матери в соответствии с Его или Ее разнообразными формами (Ишвара-Пуджанам).

6. Изучение Шастр и Веданты (Сиддханта-Вакья- Шраванам).

7. Скромность и стыд, возникающий при желании совершить плохой поступок (Хри).

8. Правильное направление ума к знанию, находимому в Шастрах, и к практике, которую предписывают Шастры (Мати).

9. Повторение Мантр (Джапа).

10. Жертвы (Хутам) — соблюдение религиозных обязанностей, главным образом Врата (соблюдение действий, предписываемых Шастрами, и воздержание от действий запрещенных).

«Йога-Сутры» Патанджали упоминают только пять Ям — первые четыре из перечисленных здесь, и свободу от жадности (Апариграха). Ахимса — корень всех последующих. Шау- ча, или чистоплотность, включается в Яму как ее часть. Пять частей Ниямы — чистоплотность, довольство, очистительные действия, изучение священных текстов, ведущее к освобождению, и преданность Господу. Установление столь очевидных истин было бы ненужным, если бы не было тех, кто до сих пор продолжает видеть в Йоге «шаманизм», «акробатические позы» и ловкие фокусы с дыханием. Ни одна страна со Средневековья и до наших дней не сделала больше для соединения морали и религии, чем Индия.

Практика Ямы и Ниямы ведет к самоотречению и к отказу от вещей этого мира, увеличивает знание постоянного и непостоянного и усиливает желание непрерывной борьбы за достижение освобождения, что характеризует того, кто является Мумукши, «стремящимся к освобождению».

Яма и Нияма — две первых из восьми ступеней Аштанга- Йоги. Эти части могут быть разделены на пять «внешних» ступеней, сосредоточенных на подчинении тела, и три «внутренние» ступени, направленные на подчинение ума. Особое внимание уделяется физическому телу, которое является проводником существования Дживы и его активности. Чистота ума здесь понимается в индийском смысле, и она невозможна без чистоты тела, в котором ум функционирует. Согласно английским представлениям, такая чистота ума означает просто отсутствие беспорядочных сексуальных фантазий. Хотя это похвально, особенно в условиях цивилизации, которая, кажется, предназначена именно для того, чтобы раздувать каждое желание, но очевидно, что этого недостаточно для той цели, которая подразумевается здесь.

Надлежащий образ мысли и образ поведения — это азбука той школы, в которой человек делает первые шаги для достижения последующих, более трудных этапов. То, что подразумевается здесь, — это такое состояние ума или приближение к нему, которое является результатом хорошей деятельности, ясной мысли, отделенности от постороннего и сосредоточенности. Посредством этого Манас освобождается от всех ментальных колебаний, которые скрывают Атмана от самого себя. Тогда ум (Манас) обращается внутрь и к Буддхи, которое затем становится растворенным в Пракрита и Атма-Таттве, или Брахмане. Это достигается применением поз (Асан) и контролированием дыхания, о чем будет написано дальше, в связи с Хатха-Йогой. Пратьяхара — удержание чувств и их подчинение уму, который этим укрепляется. Тогда ум отвлекается от объектов чувств. Ум по своей природе неустойчив, и в каждое мгновение его привлекают то зрительные, то слуховые впечатления и многие другие внешние объекты, которые Манас познает посредством чувств. Поэтому он должен быть отделен от всех объектов чувств, оторван от всех тех направлений, к которым он может устремиться, освобожден от всех развлечений и поставлен под контроль «Я». Покой — это цель и результат Пратьяхары.

Три следующие стадии известны как «внутренние» — это Дхарана, Дхьяна и Сави-Кальпа Самадхи. Это полная физическая и ментальная дисциплина. Здесь происходит концентрация ума на объекте; единство ума с объектом и в результате поглощение ума в этом. Первое (Дхарана) — это удержание и фиксация Читты, принципа мышления, на особом объекте созерцания. Ум, отвлеченный от объектов чувств посредством Пратьяхары, фиксируется на одном предмете, таком как Дэвата-Бхута. Единообразное сосредоточение на объекте, который Читта удерживает в Дхара- не, — это Дхьяна (медитация). Дхьяна определяется как

состояние Антахкараны того, чье сознание (Чайтанья) удерживается на мысли об одном объекте, отбрасывая все другие объекты. Посредством этого Дхьяна приобретает качество ментального постижения. Она бывает двух родов — Сагуна (медитация над формой) и Ниргуна, в которой «Я» — свой собственный объект.

Экстаз Самадхи — это тождество Манаса и Атмы, подобно тому как соль растворяется в воде. Это то состояние, в котором все познается как единое (равнозначное) и «нектар равнозначности». Полное Самадхи — это и есть такое состояние Пара-Самвит, чистого сознания. Есть две степени Самадхи. В первом (Сави-Кальпа) ум в меньшей степени, а во втором (Нирвикальпа) в полной степени становится единым с объектом своего созерцания.

«Адвайта-Веданта» упоминает о трех состояниях Сампраджната (Сави-Кальпа) Самадхи, называемых Ри- тамбхара, Праджналока, Прашантавахита. В первой из них удовольствие ментальной Чипы — это Сатчитананда. Это неподвижное и отдельное познание. Во второй каждый вид завуалированное™ (Аварана) отбрасывается прочь, и Саксаткара Брахма-Джнана переходит в третье состояние того покоя Самадхи, в котором ум пуст от всех Вритти, а «Я» становится единым с Брахманом. «В этом состоянии приходит знание всего». Отсюда возможен вход в Нирвикальпа Самадхи с помощью Раджа-Йоги. Эти три ступени — Дхарана, Дхьяна и Савикальпа Самадхи называются вместе Самьяма, и они — три степени в ментальном усилии концентрации. Хотя, как будет объяснено далее, с точки зрения Хатха-Йоги это степени прогресса в Пранаяме, и каждое из этих состояний соответствует более долгой задержке дыхания. Так посредством Ямы, Ниямы и Асан контролируется тело, ими жё и Пранаямой контролируется Прана; предыдущими стадиями и Пратьяхарой подчиняются чувства. Тогда воздействием Дхараны, Дхьяны и начальной формы Самадхи (Сави-Кальпа) колебания (Вритти) Манаса прекращаются, и функционирует только Будцхи. Через долгую продолжающуюся практику бесстрастия и безразличия к радостям и страданиям (Вайрагья) Буддхи тоже растворяется (Лайя) и йогин достигает истинной неизменности, состояния Атмы, в котором Джива, ставший чистым Буддхи, поглощен Пракрита и Брахманом, как соль в воде океана или как камфора в пламени.

Теперь перейдем к процессам, свойственным различным Йогам. Мантра-Йога включает в себя все эти различные формы Садханы, в которых ум контролируется посредством своего собственного объекта, — а это разнообразные объекты мира имен и форм. Целая Вселенная построена из имен и форм, которые являются объектами ума. Ум сам по себе принимает форму того, что он схватывает. Эта его изменения называются Вритти, и ум ни на одну минуту не бывает свободен от идей и чувств. Это то чувство или намерение (Бхава), с которым совершается действие и которым определяется его моральная ценность. От этого намерения зависит характер и точка зрения жизни. Вот поэтому и добиваются того, чтобы сделать Бхаву чистым. Как человек, упавший на землю, поднимается, опираясь на ту же самую землю, так и чтобы разбить мирские узы, первый и легчайший способ — употребить эти самые узы для их же собственного уничтожения. Ум отвлекается Нама-Рупой, но эта Нама-Рупа может быть использована как первый способ ускользнуть от нее. Поэтому в Мантра-Йоге особая форма Кама-Рупа, производящая чистую Бхаву, дается как объект созерцания. Это называется Стхула, или Сагуна-Дхьяна пяти Дэвата, идущая навстречу потребностям различных типов человеческой натуры.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 457. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия